Научная статья на тему 'Рост эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний: проблемы и пути их решения'

Рост эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГОРОДНЫЕ КОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ ЗАТРАТЫ / СУБСИДИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК / КОМПЕНСАЦИИ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ / SUBURBAN COMPANIES / REGIONAL STATE ORDER / ECONOMICALLY JUSTIFIED COSTS / PASSENGER SERVICE SUBSIDY / COMPENSATION OF THE SHORTFALL IN REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь С. Г.

Цель: Оценить проблемы и обосновать направления роста эффективности существующего порядка взаимодействия пригородных пассажирских компаний (ППК) и субъектов Российской Федерации. Методы: Применяются сравнительный анализ, структурирование и обобщение материала, статистические методы исследования, системный подход. Результаты: Формализованы основные направления взаимодействия ППК с органами государственного регулирования и с ОАО «РЖД», проведен качественный анализ основных форм финансирования, классифицированы основные проблемы функционирования пассажирского комплекса в пригородном следовании, приведены предложения по оптимизации деятельности ППК. Практическая значимость: Разработаны положения по изменению тарифной политики, что может способствовать повышению эффективности деятельности ППК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance efficiency growth of suburban passenger companies: problems and solutions

Objective: To assess problems and justify the directions for efficiency growth of current arrangements for cooperation between suburban companies and constituent entities of the Russian Federation. Methods: Comparative analysis, structuring and generalization of data, statistical research methods, as well as system approach were applied in the study. Results: The main directions of cooperation between suburban passenger companies and state authorities, as well as OAO “Russian Railways” were formalized. Qualitative analysis of the key forms of financing was carried out; the main problems in suburban passenger service performance were classified. Proposals on optimization of suburban passenger service operation were developed. Practical importance: Provisions for tariff policy change were developed, allowing for operation efficiency improvement.

Текст научной работы на тему «Рост эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний: проблемы и пути их решения»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ТРАНСПОРТУ

УДК 656.072.5

Рост эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний: проблемы и пути их решения

С. Г. Бондарь

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Бондарь С. Г. Рост эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний: проблемы и пути их решения // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. - Вып. 4. - С. 27-37. 001: 10.20295/2223-9987-2019-4-27-37

Аннотация

Цель: Оценить проблемы и обосновать направления роста эффективности существующего порядка взаимодействия пригородных пассажирских компаний (ППК) и субъектов Российской Федерации. Методы: Применяются сравнительный анализ, структурирование и обобщение материала, статистические методы исследования, системный подход. Результаты: Формализованы основные направления взаимодействия ППК с органами государственного регулирования и с ОАО «РЖД», проведен качественный анализ основных форм финансирования, классифицированы основные проблемы функционирования пассажирского комплекса в пригородном следовании, приведены предложения по оптимизации деятельности ППК. Практическая значимость: Разработаны положения по изменению тарифной политики, что может способствовать повышению эффективности деятельности ППК.

Ключевые слова: Пригородные компании, региональный государственный заказ, экономически обоснованные затраты, субсидирование пассажирских перевозок, компенсации выпадающих доходов.

Введение

Уровень развития транспортной системы - один из основных факторов, определяющих рост экономики региона, так как эффективная транспортная система - необходимое условие не только для успешного функционирования отраслей производства и использования экономического потенциала региона, но и для роста доступности транспортных услуг и увеличения транспортной мобильности населения. Поэтому обеспечение транспортной мобильности,

как реализации гражданами своих прав на свободу передвижения в соответствии со статьей 27 Конституции, входит в обязанности региональных властей.

Мировой опыт показывает, что региональные пассажирские перевозки, являясь социально-значимыми, в большинстве случаев нуждаются в финансовой поддержке [1, 2]. При этом применяются различные модели финансирования как из региональных, так и из федеральных бюджетов. Региональные железнодорожные пассажирские компании повышают свою доходность за счет оказания широкого спектра услуг населению на вокзалах и станциях. В ряде случаев используются целевые налоги. В статье рассмотрен формирующийся механизм взаимодействия пригородных железнодорожных пассажирских компаний с органами государственной власти и выделены основные проблемы данного механизма.

Реформирование рынка пригородных пассажирских перевозок

В 2011 г., согласно программе структурной реформы, проводимой на железнодорожном транспорте, пригородный пассажирский комплекс был выведен из состава ОАО «РЖД» и совместно с субъектами Российской Федерации созданы пригородные пассажирские компании (ППК) [3-5]. Эта реорганизация привела к прекращению финансирования пригородных пассажирских перевозок за счет грузовых. ППК - это организации железнодорожного транспорта, главные цели которых - удовлетворение спроса на пассажирские перевозки, совершенствование существующих и создание новых видов транспортных услуг в данной сфере. В настоящее время функционируют 24 пригородные железнодорожные компании на территории 73 субъектов Российской Федерации, обслуживающие пассажиров по всем направлениям перевозок [6, 7].

В Стратегии развития Холдинга «РЖД» на период до 2030 года определены следующие стратегические задачи развития пригородного комплекса [8]:

- удовлетворение растущего спроса на пригородные перевозки в крупных городах и агломерациях;

- рост привлекательности пригородных перевозок для пассажиров за счет повышения доступности и качества транспортных услуг;

- развитие и интеграция пригородных перевозок в транспортную систему крупных городов и агломераций;

- рост эффективности деятельности пригородных компаний.

Реализация сформулированных в Стратегии Холдинга задач осуществляется в соответствии с принятой в 2014 г. «Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом» (далее Кон-

цепция) [9]. Долгосрочные перспективы развития пригородного комплекса, повышение эффективности его функционирования в этом документе рассматриваются в условиях создания конкуренции в сфере как самих пассажирских железнодорожных перевозок, так и оказания им производственных услуг.

Согласно принятой Концепции, в 2016 г. субъектами Российской Федерации был разработан и утвержден Комплексный план транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок на средне- и долгосрочную перспективу (КПТО). В нем формируются внутрирегиональный транспортный баланс, реестр пригородных пассажирских сообщений, система параметров транспортного обслуживания, оцениваются объемы пассажиропотоков, происходит построение дорожной карты реализации КПТО. Государственное регулирование ППК реализуется в форме долгосрочного государственного заказа (другое название - региональный заказ). Его параметры определяются в соответствии с КПТО [10].

Для формирования государственного заказа на пригородные пассажирские перевозки должны быть учтены: особенности развития транспортного рынка конкретного региона, конкуренция со стороны других видов транспорта, уровень платежеспособности населения региона, затраты ППК, конкурентоспособность услуг железнодорожного транспорта на транспортном рынке.

Таким образом, государственный заказ, во-первых, является гарантией для всех участников транспортного рынка, во-вторых, оценивает и создает основу для развития конкуренции на данном рынке, в-третьих, определяет уровень экономически обоснованных затрат.

Анализ механизма взаимодействия участников рынка пригородных железнодорожных пассажирских перевозок

В настоящее время в организации пригородных пассажирских перевозок задействованы такие группы участников: федеральные органы власти, региональные органы власти, ОАО «РЖД», ППК - компании-перевозчики. В соответствии с Концепцией сложился следующий механизм их взаимодействия (рисунок):

1. На основе спрогнозированного в КПТО объема пассажирских перевозок региональные власти формируют региональный заказ на определенный объем транспортной работы, который согласовывается с Министерством транспорта. Данный заказ является основой взаимодействия между пригородными компаниями и субъектами Российской Федерации.

Региональный заказ содержит основные объемные показатели, а также требования к уровню качества и условиям перевозок. В нем определены правила и порядок установления и изменения тарифа, прописаны инвестиционные обязательства пригородной компании.

Срок действия государственного заказа - 15 лет, охват территории -не менее 200 км. В региональный заказ заказчик или перевозчик имеет право внести изменения по количеству рейсов или маршрутов.

2. После согласования власти региона заказывают установленный объем работы ППК, при этом определяют экономически обоснованные затраты и уточняют экономически обоснованный уровень тарифа в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» на основании предоставленных пригородной компанией расчетов себестоимости по установленной методике [11].

Под экономически обоснованными затратами подразумевается удельная величина затрат, приходящихся на единицу работы с учетом обеспечения безубыточной деятельности и реализации инвестиционной программы пригородной компании-перевозчика. Таким образом, тарифы на пассажирские пригородные перевозки рассчитываются на основе экономически обоснованных затрат. Данный подход используется во всех регионах Российской Федерации.

3. Для выполнения установленного в региональном заказе объема транспортной работы ППК заключают договора с ОАО «РЖД» на аренду и эксплуатацию пригородного подвижного состава и оплачивают предоставленные услуги инфраструктуры, услуги по аренде подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

4. В соответствии с постановлением Правительства от 17 октября 2011 г. № 844 пригородные компании оплачивают оказанные услуги инфраструктуры с использованием льготного коэффициента 0,01, который устанавливается Федеральной антимонопольной службой.

5. Министерство транспорта направляет в Министерство финансов заявку на получение субсидий для покрытия выпадающих доходов пригородных компаний, для компенсации расходов по перевозке пассажиров, относящихся к категории федеральных льготников, и компенсаций, связанных с оплатой услуг предоставления инфраструктуры ОАО «РЖД» по льготному тарифу.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) разрабатывает, устанавливает и контролирует соблюдение требований к уровню и стандарту качества транспортного обслуживания.

7. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) контролирует установление экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

После описания существующей схемы взаимодействия всех сторон, участвующих в организации пригородных железнодорожных пассажирских перевозок, необходимо оценить экономические последствия ее функционирования.

Заявка на субсидии

Действующая схема взаимодействия участников процесса организации пригородных пассажирских перевозок (ЭОУТ - экономически обоснованный уровень тарифа; ЭОЗ - экономически обоснованные затраты)

Экономические проблемы пригородного железнодорожного комплекса

В первую очередь следует остановиться на особенностях формирования доходов и финансовых результатов ППК. В их составе кроме доходов, получаемых от продажи билетов за перевозку пассажиров, значительную долю занимает государственное финансирование, а именно региональные и федеральные компенсации выпадающих доходов [12]. Так, например, у Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) в 2018 г. только 50 % доходов приходится на доходы от перевозки платных пассажиров по абонементным и разовым билетам. Региональные и федеральные компенсации по категориям пассажиров, пользующихся льготным тарифом (пенсионеры, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, студенты и школьники и др.), составляют соответственно 19,9 и 18,0 %. Покрытие выпадающих доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) и установлением их ниже экономически обоснованных затрат, занимает в структуре доходов порядка 2,4 %.

Значительная часть ППК постоянно сталкивается с проблемой получения причитающихся им компенсаций. Как видно из таблицы, величина выпадающих доходов пригородных компаний по всей стране за год составляет 11-14 млрд руб. Однако не все регионы готовы выплачивать компенсации в полном объеме [13, 14]. И обычно это обусловлено отсутствием финансовых средств в региональных бюджетах.

Компенсация регионами Российской Федерации выпадающих доходов

Наименование 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (план)

Объем выпадающих доходов пригородных компаний, млрд руб. 12,7 13,3 11,7 13,1

По отношению к 2016 г., % - 104,7 92,1 103,2

Начисленные регионами РФ субсидии, млрд руб. 10,1 10,9 12,9 12,7

Применительно к 2016 г., % - 107,9 127,7 125,7

Доля покрытия регионами РФ выпадающих доходов, % 79,5 81,9 110,3 96,9

Сейчас десять регионов регулярно не возмещают выпадающие доходы пригородным компаниям: Ставропольский и Пермский края, Еврейская автономная область, Республики Мордовия и Чувашия, Воронежская, Тверская, Вологодская, Самарская и Курганская области [14].

Размеры региональных компенсаций тесно связаны с тарифной политикой, проводимой в пригородном сообщении. Пригородные тарифы опреде-

ляются отдельно по регионам обслуживания, устанавливаются на уровне экономически обоснованных затрат, которые рассчитываются как отношение общей суммы расходов по транспортной работе, предоставленной в регионе, к обслуживаемому пассажиропотоку в данном субъекте федерации. Таким образом, чем меньше пассажиропоток в регионе, тем выше уровень тарифа, тем больше размеры компенсаций по льготным пассажирам.

Хотелось бы отметить и другие формы государственного финансирования ППК, которые не получают своего отражения в доходах компаний, но воздействуют на их финансовые результаты. К ним следует отнести льготный тариф на инфраструктуру (в размере 1 % от базовой ставки), введение с 2015 г. нулевой ставки НДС при оплате производственных услуг ОАО «РЖД», которые существенно сокращают расходы пригородных компаний. В среднем за год общая сумма финансирования этих расходов из федерального бюджета составляет около 42 млрд руб [15].

Значимой проблемой для пригородного комплекса является высокий уровень износа подвижного состава. В настоящее время парк вагонов электропоездов и дизель-поездов составляет 9,5 тыс. вагонов. Из-за окончания срока службы в следующие три года необходимо заменить около 1,3 тыс. вагонов, а до 2030 г. более 4 тыс. вагонов. На обновление подвижного состава требуется порядка 20-25 млрд руб. инвестиций ежегодно. По данным Института проблем естественных монополий на период до 2030 г. необходимая сумма составит 180 млрд руб. [15]. Именно в связи с этими проблемами с 2017 г. в тариф пригородных компаний включается инвестиционная составляющая, которая предполагает целевой характер использования и может рассматриваться как способ привлечения ресурсов для обновления подвижного состава и инфраструктуры. Вместе с тем этот механизм нельзя признать до конца разработанным.

Заключение

Таким образом, в действующей схеме функционирования пригородного железнодорожного комплекса можно выделить следующие проблемы, сдерживающие его развитие:

- формы государственного регулирования ППК как субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (определение экономически обоснованных затрат по субъектам федерации, формы компенсаций выпадающих доходов) не стимулируют компании к повышению эффективности функционирования и снижению себестоимости перевозок;

- действующий порядок финансирования ППК приводит к тому, что основные объемы компенсаций приходятся на бюджеты регионов с незначи-

тельным пассажиропотоком, в которых обычно нет достаточного количества ресурсов для их выплаты;

- не найдено решение проблемы по обновлению подвижного состава, не до конца разработан механизм включения в состав тарифа инвестиционной составляющей.

По нашему мнению, одним из способов решения выделенных проблем должны стать изменения в тарифной политике пригородных компаний, проводимые по таким направлениям:

- использование гибкой тарифной политики, построенной с учетом высокой ценовой эластичности спроса пассажиров, полностью оплачивающих стоимость билета. В условиях государственного регулирования тарифов данное направление нужно реализовывать в первую очередь при определении цены на абонементные билеты с учетом уровня конкуренции с другими видами транспорта, складывающейся по отдельным направлениям;

- обеспечение конкурентного уровня тарифа за счет синергетического эффекта, возникающего при построении мультимодального тарифа, обеспечивающего выгоды как перевозчика, так и пассажиров.

Пригородный железнодорожный пассажирский транспорт является ключевым элементом региональных транспортных систем страны, поэтому необходимо создать условия для повышения эффективности взаимодействия исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ППК.

Библиографический список

1. Савчук В. Б. Организация и финансирование пригородных железнодорожных перевозок / В. Б. Савчук, И. В. Терешко, Д. Д. Чернов // Транспорт Российской Федерации. -2016. - № 2-3 (63-64). - С. 14-19.

2. Журавлева Н. А. Интеграция железнодорожных перевозок в транспортные системы городских агломераций / Н. А. Журавлева, И. Л. Сакович // Транспорт Российской Федерации. - 2018. - № 6 (79). - С. 26-29.

3. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. - Утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 с изм. и доп. 22 июля 2009 г. № 600.

4. Лякина М. А. Формирование механизма управления пригородной пассажирской компанией / М. А. Лякина, Е. М. Волкова // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2011. - Вып. 4. - С. 186-193.

5. Журавлева Н. А. Результаты моделирования рисков стратегии развития пригородной пассажирской компании с использованием инструментария PEST и SWOT анализа (на примере «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании») / Н. А. Журавлева, И. Л. Сакович // Развитие экономической науки на транспорте : проблема оптимизации бизнеса : сб. науч. статей V Междунар. науч-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС. -2016. - С. 175-185.

6. Сайт о странах, городах, статистике населения. - URL : www.statdata.ru (дата обращения : 10.08.2019 г.).

7. Лякина М. А. Перекрестное субсидирование выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний / М. А. Лякина, И. Л. Сакович // Экономика железных дорог. -2019. - № 7. - С. 38-45.

8. Стратегия развития Холдинга «РЖД» на период до 2030 года. - Утв. советом директоров ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г. № 19. - М. : ОАО «РЖД», 2013.

9. Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. - Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р.

10. Методические рекомендации по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации в части пригородных пассажирских перевозок на средне- и долгосрочную перспективу. - URL : www.mintrans.ru (дата обращения : 10.08.2019 г.).

11. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018 г.).

12. Волкова Е. М. Особенности стратегического управления пригородными пассажирскими перевозками / Е. М. Волкова, Я. Н. Сикорская // Логистический аудит транспорта и цепей поставок : Материалы II Междунар. науч-практич. конференции / отв. ред. С. А. Эртман. - Тюмень : Тюменск. индустриал. ун-т, 2019. - С. 167-173.

13. Официальный сайт ОАО «РЖД». - URL : http://rzd.ru (дата обращения : 10.08.2019 г.).

14. Регионы сели в электричку // Газета «Коммерсантъ». - 2019. - № 78, 7 мая. -

С. 9.

15. Пригородные железнодорожные перевозки // BUSINESS GUIDE : тематич. приложение к газете «Коммерсантъ». - 2017. - 06.12. - № 57.

Дата поступления: 17.09.2019 Решение о публикации: 23.09.2019

Контактная информация:

БОНДАРЬ Светлана Геннадьевна - ст. преподаватель; bondar.svetlana2011@yandex.ru

Performance efficiency growth of suburban passenger companies: problems and solutions

S. G. Bondar

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Bondar S. G. Specificities of functioning model for suburban passenger companies. Bulletin of research results, 2019, iss. 4, pp. 27-37. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2019-4-27-37

Summary

Objective: To assess problems and justify the directions for efficiency growth of current arrangements for cooperation between suburban companies and constituent entities of the Russian Federation. Methods: Comparative analysis, structuring and generalization of data, statistical research methods, as well as system approach were applied in the study. Results: The main directions of cooperation between suburban passenger companies and state authorities, as well as OAO "Russian Railways" were formalized. Qualitative analysis of the key forms of financing was carried out; the main problems in suburban passenger service performance were classified. Proposals on optimization of suburban passenger service operation were developed. Practical importance: Provisions for tariff policy change were developed, allowing for operation efficiency improvement.

Keywords: Suburban companies, regional state order, economically justified costs, passenger service subsidy, compensation of the shortfall in revenue.

References

1. Savchuk V. B., Tereshko I. V. & Chernov D. D. Organizatsiya i finansirovaniye pri-gorodnykh zheleznodorozhnykh perevozok [Arrangement and financing of suburban railway service]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2016, no. 2-3 (63-64), pp. 14-19. (In Russian)

2. Zhuravleva N.A. & Sakovich I. L. Integratsiya zheleznodorozhnykh perevozok v trans-portniye sistemy gorodskikh aglomeratsiy [Integration of railway service in transport systems of urban agglomerations]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2018, no. 6 (79), pp. 26-29. (In Russian)

3. Programma strukturnoy reform na zheleznodorozhnom transporte [Structural adjustment program for railway transport]. Appr. by the order of Russian Federation Government dated May 18th 2001 no. 384 amended and restated on July 22nd 2009, no. 600. (In Russian)

4. Lyakina M.A. & Volkova E. M. Formirovaniye mekhanisma upravleniya prigorodnoy passazhirskoy kompaniyey [Management mechanism formation for suburban passenger company]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2011, iss. 4, pp. 186-193. (In Russian)

5. Zhuravleva N.A. & Sakovich I. L. Rezultaty modelirovaniya riskov strategii razvitiya prigorodnoy passazhirskoy kompanii s ispolzovaniyem instrumentariya PEST i SWOT analiza (na primere "Moskovsko-Tverskoy prigorodnoy passazhirskoy kompanii") [The results of risk simulation for the development strategy of the suburban passenger company by means of PEST and SWOT analysis tools (based on "Moscow-Tverskaya suburban passenger company")]. Razvitiye ekonomicheskoy nauky na transporte: problema optimizatsii biznesa. Sbornik statey V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The development of transport econo-

mics: the problem of business optimization. Coll. papers of the 5th International research and training conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, pp. 175-185. (In Russian)

6. Sait o stranakh, gorodakh, statistike naseleniya [Website on countries, cities, population statistics]. Available at: www.statdata.ru (accessed: 10.08.2019). (In Russian)

7. Lyakina M. A. & Sakovich I. L. Perekrestnoye subsidirovaniye vypadayushchikh dok-hodov prigorodnykh passazhirskikh kompaniy [Cross-subsidization of shortfall in income of suburban passenger companies]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railroad economics], 2019, no. 7, pp. 38-45. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Strategiya ravitiya Kholdinga "RZhD" naperiod do 2030 goda [Development strategy for "Russian Railways" Holding company for the period up to 2030]. Appr. by OAO "RZhD" Board of Directors dated December 23rd 2013, no. 19. Moscow, OAO "RZhD" [Russian Railways] Publ., 2013. (In Russian)

9. Kontseptsiya razvitiya prigorodnykh passazhirskikh perevozok zheleznodorozhnym transportom [Development concept for suburban railway passenger service]. Appr. by the order of Russian Federation Government dated May 19th 2014, no. 857-p. (In Russian)

10. Metodicheskiye rekomendatsiipo formirovaniyu kompleksnogoplana transportnogo obsluzhivaniya naseleniya subyektamy Rossiyskoy Federatsii v chasty prigorodnykh passazhirskikh perevozok na sredne- i dolgosrochnuyu perspektivu [Guidelines on comprehensive public transport service plan formation by constituent entities of the Russian Federation in the sphere of suburban passenger service for medium and long-term perspective]. Available at: www.min-trans.ru (accessed: 10.08.2019). (In Russian)

11. Federalniy zakon ot 10. 01. 2003 g. no. 17-FZ (ed. as of 03.08.2018) "O zheleznodo-rozhnom transporte v Rossiyskoy Federatsii" (as amended effective of 14.08.2018) [Federal law dated January 1st 2003 "On railway transport in the Russian Federation"]. (In Russian)

12. Volkova E. M. & Sikorskaya Y. N. Osobennosty startegicheskogo upravleniya pri-gorodnymy passazhirskimy perevozkamy [Specificities of suburban passenger service strategic management]. Logisticheskiy audit transporta i tsepeypostavok. Materialy IIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Logistic audit of transport and delivery chains. Proceedings of the 2ndInternational research and training conference]. Main ed. S.A. Ertman. Tyumen, Tyumen. industrial University Publ., 2019, pp. 167-173. (In Russian)

13. Ofitsialniy sait OAO "RZhD" [OAO "Russian Railways" official website]. Available at: http://rzd.ru (accessed: 10.08.2019). (In Russian)

14. Regiony sely v elektrichku [Electric trains are available in provinces]. "The Kom-mersant" newspaper, 2019, 07.05, no. 78, p. 9. (In Russian)

15. Prigorodniye zheleznodorozhniye perevozky [Suburban railway service]. BUSINESS GUIDE. "The Kommersant" newspaper supplement, 2017, 06.12, no. 57. (In Russian)

Received: September 17, 2019 Accepted: September 23, 2019

Author's information:

Svetlana G. BONDAR - Senior Lecturer; bondar.svetlana2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.