Научная статья на тему 'Анализ внешней политики СССР в регионе Леванта'

Анализ внешней политики СССР в регионе Леванта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СССР / ЛЕВАНТ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Худяков И.Ф.

Статья посвящена анализу внешнеполитической стратегии СССР в регионе Леванта, начиная с конца Второй Мировой Войны и до периода перестройки. Автор исследует трансформацию внешнеполитических отношений СССР с отдельными странами Леванта, выделяя два основных этапа в их взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ внешней политики СССР в регионе Леванта»

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР В РЕГИОНЕ ЛЕВАНТА

© Худяков И.Ф.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Статья посвящена анализу внешнеполитической стратегии СССР в регионе Леванта, начиная с конца Второй Мировой Войны и до периода перестройки. Автор исследует трансформацию внешнеполитических отношений СССР с отдельными странами Леванта, выделяя два основных этапа в их взаимодействии.

Ключевые слова Россия, СССР, Левант, Ближний Восток, внешняя политика, дипломатия.

С середины XX века регион Леванта имеет немаловажное значение для внешней политики современной России. Однако внешняя политика СССР и постсоветской России имеют ряд отличий в контексте внешнеполитических задач и возможностей. Для наиболее объективной оценки современных перспектив России в регионе Леванта, на наш взгляд, необходимо провести комплексный анализ советской внешней политики в регионе, выявить её сильные и слабые стороны.

Регион Леванта обладает важным военно-политическим и экономическим значением для основных международных игроков. Три страны региона владеют широким выходом в Средиземное море (Сирия, Израиль, Ливан), две страны - Красное море (Иордания, Израиль). То есть страны региона имеют возможность влиять на политические и военно-экономические процессы восточного Средиземноморья и Аравийского полуострова. Во второй половине XX века, региональные процессы Леванта оказывали влияния на военно-политическую обстановку в районе Закавказья и Черноморского побережья СССР и экономические связи между странами Аравийского полуострова и США.

С геополитической точки зрения, регион Леванта являлся одним из театров противостояния СССР и США в рамках Холодной войны [4, с. 45]. Обе сверхдержавы имели в регионе военно-политических союзников и постоянное военное присутствие в виде оперативных соединений 5-ой Средиземноморской эскадры ВМФ СССР и 6-ого Флота ВМС США.

После Второй Мировой Войны начался процесс крушения колониальной мандатной системы в регионе Леванта. Франция потеряла контроль над Сирией и Ливаном, Британия - над Палестиной. Европейские державы ухо-

* Аспирант кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики.

дили из региона, создавая определенный внутриполитический и внешнеполитический вакуум, который стремились заполнить СССР и США.

Советскую внешнюю политику по отношению к странам региона Леванта можно разделить на два основных этапа. Этап идеологизации внешней политики (40-е - начало 50-х годов), который проходил, в первую очередь, под эгидой коммунистической идеологии. На данном этапе СССР рассматривал региональные немногочисленные коммунистические группы как основу для укрепления внешнеполитических позиций в Сирии, Израиле, Иордании. Связь между Советским Союзом и коммунистическими группами поддерживалась по линии Коммунистического Интернационала. В связи с этим отношения между СССР и странами региона Леванта находились в прямой зависимости от того, как правительства региональных стран относятся к деятельности коммунистических групп на своей территории. Этим можно объяснить изначальное подозрительное отношение СССР к национально--буржуазным революциям, произошедшим в Сирии и Египте в течении 50-х годов [9, с. 155].

В значительной степени, именно идеологизацией определялось изначальное положительное отношение СССР к плану разделения Палестины на арабское и еврейское государство. Сионистские организации той эпохи во многом разделяли коммунистические взгляды, и руководство Советского Союза предполагало, что создание государства Израиль, ориентированного на социализм, нанесет сокрушительный удар по колониальной системе западных государств, а также приведет к построению идеализированного израильского общества, которое станет примером для других государств региона.

Однако после неудачных попыток сирийских и египетских национальных режимов установить тесное сотрудничество с США и странами Западной Европы и установления тесных израильско-американских отношений, начался этап рациональной внешней политики СССР, однако не лишенный определенной идеологической составляющей [10, с. 240-243; 11, с. 18-19].

Началом данного этапа стал визит министра иностранных дел СССР Д.Т. Шепилова в Египет, Сирию, Ливан в июне 1956 года. В ходе визита были заключены договоры о военном, промышленном и экономическом сотрудничестве СССР со странами региона. Шепилов сыграл ключевую роль в переориентировании советской внешней политики в сторону развития сотрудничества с арабскими странами.

Базисом для данного сотрудничества стало избрание арабскими национальными режимами социалистической ориентации как базы построения государств и общества, а также нарастающий рационализм во внешней политике Советского Союза. Советскому руководству стало понятно, что региональные коммунисты являются политическими маргиналами и не обладают значительной поддержкой в обществе. То есть постепенно факт идеологизации стал занимать второстепенное значение во внешней политике СССР [8, с. 139-140; 9, с. 159].

Была оказана значительная помощь со стороны СССР в промышленной, военной и экономической модернизации Сирии и Египта. Было оформлено постоянное советское военное присутствие в Порт-Саиде и Тартусе. Тысячи советских военных и гражданских специалистов работали на сирийской и египетской территориях. Благодаря данной работе была создана современная транспортная, промышленная и военная инфраструктуры. Советский Союз активно отстаивал позицию арабских стран в Совете Безопасности ООН и других международных организациях [1, с. 2605; 3, с. 409]. Были установлены тесные контакты между СССР и Организацией Освобождения Палестины. После Шестидневной войны, проигранной арабскими странами, Советский Союз на безвозмездной основе восстановил боеспособность египетских и сирийских вооруженных сил [5, с. 150-151]. Внешнеполитические действия Советского союза сыграли решительную роль в разрешении Суэцкого кризиса 1956 года, Шестидневной войны 1967 года, Войны Судного Дня 1972 года. В результате к 1970 году крупные региональные внутри арабские и арабо-израильские события не могли быть решены без одобрения со стороны СССР и США.

До 1970 года существенное значение имели отношения между Советским Союзом и президентом Египта Гамалем Абделем Насером. После 1970 года, в связи со смертью А. Насера и резким изменением внешнеполитического курса Египта, ведущую роль по укреплению позиций Советского Союза в регионе стали играть советско-сирийские отношения [2, с. 154; 12, с. 348-349]. В связи с этим просоветская Сирия стала основой присутствия СССР в регионе Леванта и на Ближнем Востоке вплоть до исчезновения Советского Союза в 1991 году. Важным фактором, способствующим укреплению данного сотрудничества, стал приход к власти в Сирии Партии Арабского Социалистического Возрождения и установления режима президента Хафеза Асада, который во многом ориентировался на Советский Союз.

В итоге, анализ советской внешней политики в регионе Леванта и на Ближнем Востоке позволяет сделать ряд определенных выводов:

На начальном этапе (середина 40-х и начало 50-х годов) СССР ориентировался в своей внешней политике на поддержку Израиля и коммунистических групп в арабских странах. Идеологическое содержание внешней политики преобладало над рациональной составляющей [7, с. 85-86]. Национально-буржуазные революции, захлестнувшие арабские страны в 1950-х годах, рассматривались советским руководством как переходный этап от колониализма к построению советского типа общества [6, с. 16].

На втором этапе (1956-1991) рациональная составляющая стала доминантной во внешней политике СССР, однако избавиться полностью от идеологической составляющей так и не удалось [13, с. 356]. Поддержка коммунистических групп сменилась поддержкой арабских национально-буржуазных режимов, которые провозгласили курс на социалистическую ориента-

цию. В результате, с одной стороны, СССР укрепил свои позиции в регионе Леванта и Ближнего Востока, с другой стороны, однозначная поддержка арабских национально-буржуазных режимов привела к перманентной конфронтации с Израилем, вплоть до разрыва в 1967 году советско-израильских дипломатических отношений, и к ситуации, когда президенты арабских стран (Насер, Асад, Саддат) проводили в жизнь ряд недальновидных решений, имевших катастрофические последствия (Шестидневная война, Война Судного Дня), которые СССР приходилось поддерживать по умолчанию. Модернизация экономики и военной инфраструктуры арабских стран, осуществляемая СССР, привела к задолженности в десятки миллиардов долларов, которые арабские страны не собирались возвращать, предпочитая расплачиваться за это политической лояльностью.

В итоге, в период перестройки, когда в СССР начался серьезный экономический кризис, советское влияние в Леванте стало неуклонно снижаться, в результате чего единственный советский союзник в регионе - Сирия - в начале 90-х годов во многом переориентировалась в своей политике на иранское направление.

Список литературы:

1. Боташева А.К. Сравнительный анализ современного терроризма и войны // Право и политика. - 2008. - № 11 (107). - С. 2603-2608.

2. Боташева А.К. Терроризм в современном политическом пространстве: истоки становления нелегитимного насилия и формирование международной антитеррористической системы: монография. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 276 с.

3. Боташева А.К. Международные отношения: взаимообусловленность государственного и международного терроризма // Вестник ПГЛУ - 2012. -№ 1. - С. 408-410.

4. Драганов А.А. Иран и Кавказ в структуре современных региональных геополитических процессов на Ближнем Востоке // Россия и мусульманский мир. - 2012. - № 9. - С. 44-51.

5. Нефедов С.А., Косов Г.В. Некоторые методологические аспекты анализа экополитического насилия // Власть. - 2013. - № 11. - С. 149-152.

6. Нефедов С.А. Политическое насилие в концепции модернизации С. Хантингтона // Власть. - 2010. - № 2. - С. 15-18.

7. Нефедов С.А. Системная модель политического процесса: структура и основные понятия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. -2009. - № 2. - С. 84-89.

8. Политкина К.И. Выражение в религиозном сознании отношений отчуждения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. -№ 2-1 (40). - С. 138-141.

9. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина 20-начало 21 века). - М.: ИИК «Российская газета», 2006. - 384 с.

10. Проблемы международных отношений и глобального развития / С.В. Ануфриенко, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 258 с.

11. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технологический аспект: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Краснодар, 2005. - 21 с.

12. Сидорова С.В. Теоретико-методологические основы анализа феномена современного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4. - С. 347-350.

13. Чумак И.А. Методологические ориентиры исследования социальной безопасности как составляющей обеспечения национальной безопасности России // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 4. - С. 353-357.

ПРЕОДОЛЕНИЕ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Чумак И.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье рассматривается ключевые направления, которые необходимы для преодоления угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России с точки зрения преодоления деструктивных явлений и рисков в сфере демографического развития общества, духовно-нравственного развития, в социально-стратификационной системе, в области социально-экономического, социально-правового и социально-политического функционирования российского социума.

Ключевые слова: институциональный подход, безопасное развитие общества, социальная безопасность, социальные институты, трансформационный характер развития общества, принцип социальной справедливости, угрозы социальной безопасности, интересы личности и общества.

* Старший преподаватель кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.