Научная статья на тему 'Анализ влияния цифровизации бизнеса на эффективность использования ресурсов телекоммуникационных компаний'

Анализ влияния цифровизации бизнеса на эффективность использования ресурсов телекоммуникационных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ / РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / DIGITALIZATION / ANALYSIS / RESOURCES / EFFICIENCY / TELECOMMUNICATIONS COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова Вера Викторовна

Все компании стараются следовать новым тенденциям, особенно это важно для телекоммуникационной сферы, ведь она является не только пользователем современных технологий, но и источником цифровизации для остальных отраслей. В статье проведен анализ влияния цифровизации на эффективность развития телекоммуникационной сферы с помощью разработки рейтинговой модели показателей эффективности использования ресурсов компании. Предложенный метод анализа позволяет систематизировать подход к анализу цифровизации, ускоряет время его проведения и дает представление о полной картине развития масштабов деятельности телекоммуникационной компании в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF BUSINESS DIGITALIZATION ON THE EFFICIENCY OF RESOURCE MANAGEMENT BY TELECOMMUNICATION COMPANIES

The article argues that although all companies try to adopt new trends, it is especially important for the telecommunications sector since telecom companies are not only users of modern technologies but also a source of digitalization for other industries. The article analyzes the impact of digitalization on the development of telecommunication companies and suggests a rating model for assessing telecom companies’ resource management efficiency. The method of analysis suggested by the author helps to systematize the analysis of digitalization, speeds up the procedure of the analysis and gives an idea of the full picture of the development of a telecommunications company scale in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния цифровизации бизнеса на эффективность использования ресурсов телекоммуникационных компаний»

16

Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81)

Vera Viktorovna Plotnikova,

Doctor of Economics, associate professor, dean of the faculty of Master's programs and Postgraduate studies, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 657.6

Вера Викторовна Плотникова,

доктор экономических наук, доцент, декан факультета магистратуры и аспирантуры, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

тар veryn@yandex.ru

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Все компании стараются следовать новым тенденциям, особенно это важно для телекоммуникационной сферы, ведь она является не только пользователем современных технологий, но и источником цифровизации для остальных отраслей. В статье проведен анализ влияния цифровизации на эффективность развития телекоммуникационной сферы с помощью разработки рейтинговой модели показателей эффективности использования ресурсов компании. Предложенный метод анализа позволяет систематизировать подход к анализу цифровизации, ускоряет время его проведения и дает представление о полной картине развития масштабов деятельности телекоммуникационной компании в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровизация, анализ, ресурсы, эффективность, телекоммуникационная компания.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF BUSINESS DIGITALIZATION ON THE EFFICIENCY OF RESOURCE MANAGEMENT BY TELECOMMUNICATION COMPANIES

The article argues that although all companies try to adopt new trends, it is especially important for the telecommunications sector since telecom companies are not only users of modern technologies but also a source of digitalization for other industries. The article analyzes the impact of digitalization on the development of telecommunication companies and suggests a rating model for assessing telecom companies' resource management efficiency. The method of analysis suggested by the author helps to systematize the analysis of digitalization, speeds up the procedure of the analysis and gives an idea of the full picture of the development of a telecommunications company scale in the digital economy.

Keywords: digitalization, analysis, resources, efficiency, telecommunications company.

Качественные изменения в экономике и обществе ставят на повестку дня вопросы не только анализа эффективности деятельности предприятий, но и оценки влияния уровня цифровизации бизнеса на все бизнес-процессы экономического субъекта. Развитие новых технологий и информационных платформ направлены в том числе на сокращение трансакционных издержек и позволяют менеджменту предприятий осуществлять более тесный, оперативный контакт с хозяйствующими объектами, государственными органами и физическими лицами. Такое взаимодействие, основанное на сетевых сервисах, в результате формирует электронную и/или цифровую экономику [4; 6]. Внедрение цифровых платформ на основе повсеместного применения современных 1Т-технологий (начиная интернетом вещей и заканчивая технологиями электронного правительства) привело к совершенно новой стадии управления производством товаров и услуг.

Цифровизация бизнеса влечет огромные изменения для более чем 50% разных отраслей за счет изменения бизнес-модели взаимодействия между участниками и стейкхолдерами процесса, повышая их эффективность, оптимизируя время обработки информации и ускоряя производственный процесс.

«Цифровое предприятие - это предприятие, трансформировавшее и производство, и отношения с клиентами, и методы управления компанией на основе широкого применения цифровых технологий, при этом постоянно открытое для инноваций и способное быстро адаптироваться к ним» [6].

Вопросы оценки экономического эффекта от цифровизации бизнес-процессов вызывают трудности, так как пока недостаточно разработаны методы анализа связей, которые становятся возможными для экономических субъектов за счет различных информационно-электронных сервисов и доступа к большим базам данных. Это проводит к тому, что достаточно сложно оценить и обосновать целесообразность инвестиций в различные проекты по автоматизации и информатизации бизнес-процессов.

Методы оценки могут быть самые различные. В статье использован рейтинговый подход к оценке влияния цифровизации на эффективность использования ресурсов компании телекоммуникационной сферы, который наглядно показал, какое развитие произошло, исходя из анализа привычных показателей эффективности использования ресурсов.

Какие-то отрасли цифровой переворот затронул раньше и больше, какие-то - меньше. Первыми

ISSN 1994-5094 ♦-

17 -♦

стали компании, оказывающие сервисные услуги, связанные с медиа и развлечениями, затем телекоммуникационные компании и банки. Например, телекоммуникационные компании не только реализуют цифровые услуги, но и демонстрируют преимущества от цифрового переворота. Прошли времена, когда интернет рассматривался как дополнение к традиционному бизнесу сначала в роли онлайн-витрины, затем в роли онлайн-магазина.

С конца 2016 г. телекоммуникационная компания ПАО «МТС» внедряет во внутренние процессы цифровые технологии, которые, в свою очередь, дают широкое поле для создания новых продуктов и способы для детального анализа его реализации.

Таким образом, возникает необходимость в анализе эффективности деятельности всего общества и в оценке результатов внедрения цифровых технологий в финансовую, инвестиционную и оперативную деятельность.

Для оценки эффективности реализации внедрения цифровых технологий, необходимо использовать инновационные инструменты анализа, одним из которых является рейтинговая модель оценки показателей [6].

В ходе исследования был подготовлен рейтинг взвешенных показателей эффективности использования ресурсов предприятия, в ходе которого был сделан отбор ключевых показатели для оценки, проведено сравнение их в динамике и заданы веса относительно установленных нормативов по ним. Наряду с традиционными методами анализа, рейтинговая модель оценивает финансовые показатели, являющиеся основными критериями, отражающими степень эффективности результатов деятельности предприятия. Данная модель выводит нефинансовые показатели на один уровень значимости с финансовыми, что является наиболее актуальным для раскрытия проблемы применения цифровых технологий.

Для проведения рейтинговой оценки финансовых и нефинансовых показателей до цифровизации и после были выбраны три года: 2016-й (начало внедрения цифровизации в общество), 2017-й (тестовый год) и 2018-й (год, в котором без цифро-визации не работает ни один процесс).

Основное влияние на всю деятельность общества оказали следующие мероприятия по цифрови-зации бизнеса.

5 декабря 2019 г. был запущен продукт для цифрового контроля сотрудников, некий внутренний программный продукт, который призван аккумулировать все данные о коммуникациях ее сотрудников. Продукт, получивший название «Снежинка», представляет собой цифровой профиль сотрудника и работает на основе Social Network Analysis, что дословно можно перевести как анализ социальных сетей. Это отличный инструмент для HR, для руководителей. Он позволяет оценить, что происходит с сотрудником, с кем он коммуници-рует, какова его активность в компании. И выдает рекомендации о том, как развивать сотрудника и что с ним дальше делать.

Сообщение топ-менеджера о «Снежинке» предварял рассказ о том, что в МТС сейчас реализуется так называемая концепция цифрового рабочего пространства сотрудников, которое в том числе способствует инновационности рабочего процесса и мотивирует персонал на достижение новых высот, тем самым сокращает текучесть кадров. Сотрудник работает дольше, меньше тратится времени на поиск, прокачку нужных скилов и компетенций, команды работают быстрее, инвестиции в персонал возвращаются с большей скоростью.

Данная программа анализирует активность сотрудников во внутрикорпоративных источниках коммуникаций и прогнозирует, кто из сотрудников может быть потенциально заинтересован в переходе на другие позиции в МТС, кому требуются дополнительные ресурсы для сохранения баланса работы и личной жизни, какие новые системы мотивации могут быть полезны и востребованы.

«Для аналитики используются только корпоративные средства коммуникаций без доступа к их теме и содержанию - анализируются только количественные параметры (например, регулярность отправки писем коллегам из смежного отдела). В качестве первых результатов тестирования проекта можно отметить, что доля найма сотрудников компании на открытые в МТС позиции выросла на 17%» [3].

За 2018 г. количество ИТ-специалистов увеличилось до 3,1 тыс. человек. В годовом отчете МТС говорится, что в 2018 г. компания наняла более 1 тыс. новых ИТ-специалистов, которые работают над развитием действующих и запуском новых продуктов [1]. Нанимали главным образом разработчиков разного уровня, DdevOps-инженеров. Также продолжается усиленный набор в подразделения Big Data и AI. Наиболее востребованные языки программирования в компании - .NET, Java, .NET Core, C++, Python.

Наряду с расширением штата, МТС трансформирует ИТ-подразделения: их работа перестраивается по продуктово-ориентированной модели. В компании идет создание множества продуктовых команд, отвечающих за управление цифровыми продуктами и бизнес-линиями. Формируются agile-команды новых направлений с гибкой оргструктурой, отдельным бюджетом, максимальной автономией и оперативностью принятия решений, свободой действий в инвестициях и времени вывода на рынок (time-to-market). Цель МТС - за три года сократить время вывода продуктов на рынок в 10 раз.

В 2018 г. были сформированы первые 9 продуктовых направлений и 25 продуктовых команд. МТС создает ИТ-платформы для базовых сервисов - единый продуктовый каталог и платформу монетизации, цифровой контейнер для приложений, единую платформу продаж и омниканального взаимодействия.

Все эти изменения происходят в рамках реализации стратегии трансформации МТС из традиционного телекоммуникационного оператора, обеспечивающего базовый уровень сервисов, в сервисную компанию, предоставляющую клиентам воз-

18 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦

можность использования цифровой экосистемы, включающей широкий ассортимент продуктов для клиентов в массовом и в корпоративном сегментах. Основой для разработки новых цифровых сервисов и конвергентных продуктов являются инновационные технологии: современные высокоскоростные сети передачи данных, в том числе 50, аналитика больших данных и искусственный интеллект.

Исходя из данной информации, необходимо проанализировать эффективность использования ресурсов и понять, растет ли она под влиянием глобальной цифровизацией всех сфер деятельности общества.

Для оценки эффективности использования ресурсов составлена рейтинговая модель на основе данных за 2016-2018 гг. (табл. 1-2).

Трудовые ресурсы являются наиболее значимыми для любой компании, поэтому создается множество различных технологий, программ, систем мотивации и развития сотрудников. «Производительность труда принято измерять временной мерой, которая затрачивается на производство единицы продукции или количеством продукции, произведенной работником за определенный временной промежуток. Рост производительности труда относится к факторам, связанным со снижением трудоемкости, а также это экономия затрат живого труда или рабочего времени, затраченного работником на проведение операции с продукцией или дополнительный объем произведенной продукции в единицу

времени, что оказывает существенное влияние на эффективность производственного процесса» [2].

В табл. 3 приведены результаты проведенного анализа.

Исходя из балльной шкалы группы показателей источников основных фондов, можно сделать вывод о том, что с 2018 г. фондоотдача снизилась и показала в рейтинге наихудший результат, но значения 2016 г. и 2017 г. отличались незначительно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2016 г. на каждый рубль вложенных средств приходилось 68 коп., в 2017 г. - 64 коп., а в 2018 г. -55 коп. выручки, что говорит о снижении эффективности использования основных средств компании. Данная ситуация связана с тем, что появилось много нового программного обеспечения, которое еще не успело показать свои результаты. Аналогичная ситуация с фондоемкостью, что говорит о росте стоимости основных средств в 1 рубле выпущенной продукции, т.е. эффективность использования оборудования снизилась к 2018 г. Это также связано с приобретением новых технологий, которые еще не освоили специалисты. Они проходят длительное, но качественное обучение, результаты которого будут видны в последующие года. При этом рентабельность к 2017 г. улучшается, что связано с внедрением новых технологий, позволяющих снизить различные виды затрат деятельности предприятия.

Таблица 1

Показатели рейтинговой модели оценки эффективности использования ресурсов

ПАО «МТС» за 2016-2018 гг.

МТС Нормативные значения по классам надежности

2018 2017 2016 Первый (3 балла) Второй (2 балла) Третий (1 балл)

Группа показателей эффективности использования основных фондов 6 8 8

Фондоотдача 2 3 3 >0,6 0,5 - 0,6 <0,5

Фондоемкость 2 2 3 <1,5 от 1,5 до 2 >2

Рентабельность основных фондов 2 3 2 >0,16 от 0,15 до 0,16 <0,15

Группа показателей эффективности использования оборотных средств 5 8 5

Оборачиваемость в днях 1 2 1 <60 от 60 до 100 >100

Скорость обращения 2 3 2 >4 от 2,5 до 4 <2,5

Рентабельность оборотных средств 2 3 2 <1 от 0,8 до 1 <0,8

Группа показателей эффективности использования трудовых ресурсов 18 13 8

Производительность труда 3 2 1 >12 от 11 до 12 <11

Прибыль на 1 работника 3 2 1 >3,4 от 3 до 3,4 <3

Коэффициент текучести 3 1 1 <0,22 от 0,23 до 0,22 >0,23

Зарплатоотдача 3 3 2 >2,5 от 2 до 2,5 <2

Зарплатоемкость 3 3 2 <4 от 4 до 4,5 >4,5

Зарплаторентабельно сть 3 2 1 >2,65 от 2,5 до 2,65 <2,5

Итого 29 29 21

ISSN 1994-5094 19 ♦-♦

Таблица 2

Результаты простой рейтинговой модели показателей эффективности использования ресурсов

ПАО «МТС» за 2016-2018 гг.

Группы показателей Вес показателя/группы

Группа показателей эффективности использования основных фондов 15%

Фондоотдача 0,25

Фондоемкость 0,25

Рентабельность основных фондов 0,5

Группа показателей эффективности использования оборотных средств 40%

Оборачиваемость в днях 0,25

Скорость обращения 0,25

Рентабельность оборотных средств 0,5

Группа показателей эффективности использования трудовых ресурсов 45%

Производительность труда 0,2

Прибыль на 1 работника 0,15

Коэффициент текучести 0,1

Зарплатоотдача 0,15

Зарплатоемкость 0,15

Зарплаторентабельно сть 0,25

Источник: составлено автором.

Таблица 3

Результаты рейтинговой модели со взвешенными показателями эффективности использования ресурсов ПАО «МТС» за 2016-2018 гг.

Вес показателя/ группы МТС Взвешенный рейтинг

2018 2017 2016 2018 2017 2016

Группа показателей эффективности использования основных фондов 15% 6 8 8 0,9 1,2 1,2

Фондоотдача 0,25 2 3 3 0,5 0,75 0,75

Фондоемкость 0,25 2 2 3 0,5 0,5 0,75

Рентабельность основных фондов 0,5 2 3 2 1 1,5 1

Группа показателей эффективности использования оборотных средств 40% 5 8 5 2 3,2 2

Время обращения 0,25 1 2 1 0,25 0,5 0,25

Скорость обращения 0,25 2 3 2 0,5 0,75 0,5

Рентабельность оборотных средств 0,5 2 3 2 1 1,5 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа показателей эффективности использования трудовых ресурсов 45% 18 13 8 8,1 5,85 3,6

Производительность труда 0,2 3 2 1 0,6 0,4 0,2

Прибыль на 1 работника 0,15 3 2 1 0,45 0,3 0,15

Коэффициент текучести 0,1 3 1 1 0,3 0,1 0,1

Зарплатоотдача 0,15 3 3 2 0,45 0,45 0,3

Зарплатоемкость 0,15 3 3 2 0,45 0,45 0,3

Зарплаторентабельно сть 0,25 3 2 1 0,75 0,5 0,25

Итого 100 29 29 21 11 10,25 6,8

20 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦

По группе показателей источников оборотных средств 2017 год был самым эффективным по всем трем коэффициентам. Оборачиваемость в днях в 2018 г. сократилась, а количество дней выросло. Данный факт связан с появлением новых продуктов, вложения в которые покажут результат позже.

По результатам анализа группы показателей источников трудовых ресурсов 2018 год показал себя абсолютно эффективным относительно двух предыдущих анализируемых периодов. Так, в 2018 г. показатель производительности труда превзошел 2017 г. и 2016 г. на 0,8 и 1,5 соответственно. Данный факт означает, что объем реализованной продукции был выше и при этом использовалось наименьшее количество сотрудников. Показатель растет начиная с 2017 г., при том что среднесписочная численность сокращается, но увеличивается количество 1Т-специалистов, появился искусственный интеллект, который способствует развитию данного направления.

Кроме того, с 2017 г. растет чистая прибыль, приходящаяся на 1 сотрудника. Поэтому наибольшее рейтинговое значение в 2018 г., за ним идет 2017 г. и, соответственно, 2016 г. Это также связано с цифровыми технологиями и сокращением численности персонала и затрат на него.

В результате анализа было выявлено, что с

2016 г. сохраняется тенденция сокращения текучести кадров. Так, в 2018 г. было уволено 6210 человек при среднесписочной численности 27 100, в

2017 г. - 6719 человек при среднесписочной численности 28 238, а в 2016 г. - 7026 человек при среднесписочной численности 29 436. Но в анализируемом периоде коэффициент колеблется от 2 до 3%, что является нормой и говорит о естественном обновлении персонала, а не о проблемах в управлении или коллективе. Постоянное обновление персонала не способствует хорошей работе, а, наоборот, снижает ее темп за счет постоянного обучения. Высокая текучесть кадров - это финансово очень затратно, поэтому ПАО «МТС» создает различные системы мотиваций и программное обеспечение для сохранения необходимой численности сотрудников.

Коэффициент зарплатоотдачи увеличивается, а коэффициент затратоемкости уменьшается с 2016 по 2018 г., что говорит о росте экономической отдачи затрат на оплату труда, т.е. на 1 рубль заработка стало приходится продукции/услуг на большую сумму, а также происходит сокращение расходов на зарплату, приходящуюся на единицу

продукции/услуг в стоимостном выражении. Зар-платорентабельность в 2018 г. и 2017 г. также показывает наилучший результат, что говорит о том, что на каждый рубль заработной платы приходится больше прибыли товарной продукции. Это связано не только с цифровизацией новых программных продуктов внутри компании, но и с разработкой новых технологий для конечных покупателей, которые проще реализовывать.

На основе проведенного анализа с помощью рейтинговой модели оценки групп эффективности использования ресурсов ПАО «МТС» за три года можно сделать вывод, что 2018 год является более результативным и деятельность компании в этот период была наиболее эффективной. Основным фактором данного скачка является цифровизация всех бизнес-процессов компании.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что современные технологии существенно влияют на эффективность функционирования компаний. Каждое решение о внедрении дорогостоящих цифровых технологий должно быть экономически обоснованным и приносить экономические выгоды, чтобы можно было говорить об успешности их внедрения.

1. Годовой отчет ПАО «МТС» за 2018 год. URL: https:// moskva.mts.ru/upload/contents/10677/Annual_Report_2018_ rus.pdf (дата обращения: 14.12.2018).

2. КублинИ.М., ЕремеевМ.А., Плеханов С.В. Качественные изменения труда в условиях цифровизации производства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 65-70.

3. МТС взял сотрудников под тотальный цифровой контроль. URL: http://cnews.ru/news/top/2019-12-04_mts_ vzyal_sotrudnikov_pod (дата обращения: 19.12.2019).

4. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ( протокол от 24 декабря 2018 года г. № 16). URL: http://static. government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cN-Lo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 21.01.2020).

5. Тупчиенко В.А. Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем. - 439 с.

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: www^onsultantru (дата обращения: 13.01.2020).

6. Устинова Н.Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.