ОТРАСЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
В статье предложен алгоритм отраслевого инвестиционного анализа, базирующийся на исследовании обобщенных финансовых показателей отрасли телекоммуникаций. Проведенный анализ позволил оценить ключевые макроэкономические показатели хозяйственной деятельности отрасли, произвести сравнительную оценку эффективности отдельных ее компаний, определить их инвестиционную привлекательность.
Новые ориентиры инвестиционного развития экономики определяют роль информационных и коммуникационных технологий как драйвера роста, способного обеспечить не только привлечение инвестиционных ресурсов и совершенствование технологий в производстве и управлении, но и развитие процессов формирования инновационной экономики. Построение неоиндустриального общества с присущими ему чертами экономики знаний, интеллектуального труда, компьютеризации неразрывно связан с необходимостью развития отрасли телекоммуникаций.
Состояние рынка телекоммуникаций в России. Рынок телекоммуникаций -один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, который включает ряд сегментов, выделяемых по типу предоставляемых услуг: магистральные сети передачи информации; фиксированная телефонная связь; мобильная связь; спутниковая связь, телевидение и Интернет; кабельное, цифровое и мобильное телевидение; широкополосный доступ в Интернет.
Каждый из рынков телекоммуникационных услуг является самостоятельным по клиентской базе, но зависимым от других по технологической составляющей (за исключением рынка спутниковой связи, который пока является специфическим). В связи с этим рынки телекоммуникационных услуг имеют разную экономическую структуру (некоторые могут быть монополистическими, другие олигополистическими и т.д.), требуют различных объемов инвестирования, при этом могут зависеть друг от друга [1].
По экономической характеристике отрасль телекоммуникаций России представляется довольно привлекательной: рынок сбыта стабильно растет, продукт отрасли является продуктом повседневного (постоянного) потребления. В результате обзорного анализа исторического развития российского рынка связи его можно характеризовать как олигополистический с ограниченным числом компаний и высоким входным барьером [1]. Ключевыми «игроками» отрасли выступают: ПАО «МТС»; ПАО «Вымпелком»; ПАО «Мегафон»; ПАО «Ростелеком»; ООО «Т2 РТК Холдинг».
Критическими факторами отрасли являются: государственное регулирование"'; зависимость от технологий и капитала2; зависимость оборотов отрасли от макроэкономического показателя «средняя номинальная начисленная заработная плата».
В целом отрасль телекоммуникаций характеризуется положительной динамикой спроса на инвестиции (высокая степень износа основных фондов, высокая доля убыточных предприятий) и мощным потенциалом роста, обусловленным высокой степенью значимости ее развития и необходимостью перехода к реализации Национальной технологической инициативы и 11-ти перспективных проектов, спо-
' Отрасль регулируется Роскомнадзором, степень регулирования умеренная, однако временами возникают споры между участниками отрасли и регулирующим органом; основной элемент регулирования — радиочастотные диапазоны, используемые для передачи данных
2 Технологии покупаются на внешнем рынке, соответственно возникает зависимость от колебания курсов валют; капитал заимствуется на внутреннем и внешнем рынках
собных обеспечить ускорение траектории неоиндустриального развития. В этой связи особую актуальность приобретают исследования в области развития методологии инвестиционного анализа в отрасли телекоммуникаций.
Схема отраслевого инвестиционного анализа. Инвестиционное исследование - это процесс поиска, анализа, оценки и сопоставления различных альтернатив вложения ресурсов, высвобожденных в результате отложенного потребления с учетом целей инвестирования. Инструменты и методы проведения инвестиционного исследования могут различаться в зависимости от объекта инвестирования. В случае осуществления реальных инвестиций используется фундаментальный анализ.
Термин «фундаментальный анализ» впервые введен в 1934 г. в публикации «Анализ ценных бумаг» американцами Б. Грэмом и Д. Доддом применительно к оценке финансовых инвестиций. Авторы представили фундаментальный анализ как инструмент прогнозирования стоимости ценных бумаг на бирже (акций и облигаций) [2]. В дальнейшем изучению вопросов фундаментального анализа посвятили работы такие мировые экономисты, как А. Дамодаран [3], Ф. Найт [4], Дж Сорос [5], Ф.Д. Фабоцци [6; 7], У. Шарп [8] и др. (см. [9-12]). Из российских исследований по данному вопросу можно выделить работы [13; 14] и др.
Общая схема отраслевого инвестиционного анализа должна включать две важные, дополняющие друг друга компоненты - макроэкономическую и микроэкономическую. Макроэкономическая - базируется на глобальных трендах и научно-техническом прогрессе, а микроэкономическая - на данных финансовой, бухгалтерской и управленческой отчетности компаний-представителей отрасли (для олигополистических рынков - компаний, образующих отрасль). Однако следует отметить, что такой подход не всегда применим на практике, так как существуют отрасли, представленные значительным количеством непубличных компаний, агрегировать результаты финансово-хозяйственной деятельности которых не представляется возможным (например, розничная торговля).
Расчет средне- и общеотраслевых финансовых и управленческих показателей играет важную роль в общей схеме отраслевого инвестиционного анализа, поскольку характеризует бизнес-процессы на макроуровне. Обобщенные финансовые результаты отрасли позволяют определить характер производства в ней, объем капитальных вложений, оценить входные и выходные барьеры, состояние рынка сбыта и многие другие макроэкономические показатели. Наряду с этим они позволяют провести сравнительную оценку компаний отрасли и выявить их инвестиционную привлекательность. Общая схема, описывающая алгоритм отраслевого инвестиционного анализа приведена на рис. 1. На схеме представлено несколько этапов:
1. Сбор и подготовка данных для анализа.
2. Обработка собранных данных и расчет оценочных значений.
3. Интерпретация результатов оценки.
Сводные финансовые результаты рассчитываются по формуле (1) для среднеотраслевых значений показателя и формуле (2) для общеотраслевых.
где Х1 - значение показателя X для / -й компании, П - число выбранных компаний.
Формулы (1) и (2) предполагают наличие прямой зависимости достоверности оценок сводных финансовых результатов от суммы долей рынка сбыта, используемых для анализа компаний, которая рекомендуется на уровне 80%.
1
(1)
П
(2)
Рис. 1. Схема отраслевого инвестиционного анализа
Инвестиционный анализ отрасли играет определяющую роль в принятии инвестиционного решения, поскольку позволяет не только выявить особенности самого объекта инвестирования, но и провести его сравнительный анализ с аналогичными объектами. В рамках предложенной схемы отраслевого анализа рассмотрим наиболее крупные компании отрасли телекоммуникаций: ПАО «МТС»; ПАО «Вымпелком»; ПАО «Мегафон»; ПАО «Ростелеком»; ООО «Т2 РТК Холдинг».
Динамика ключевых финансовых показателей отрасли телекоммуникаций. Для определения положения каждой из компаний на рынке были составлены обобщенный отраслевой баланс и отчет о финансовых результатах по данным пяти ключевых компаний, на основании которого были получены оценки отрасли - общие и отдельных компаний в ней.
В табл. 1 представлены результаты оценки акционерного капитала компаний и его объема, имеющегося в обращении в виде акций на бирже и на внебиржевом рынке (free-float). По результатам оценки можно утверждать, что рынок телекоммуникаций в России находится в управлении мажоритарных акционеров, так как более 70% уставного капитала компаний отрасли владеют стратегические инвесторы.
Таблица 1
Акционерный капитал и рыночная капитализация отрасли связи России
Показатель 2010 г.* 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.**
Free-float, % Рыночная стоимость free-float, млн. руб. Капитализация рыночная*, млн. руб. * Рыночная капитал за 2010 и 2011 гг. и Рос ** Показатели предс ***Free-float — доля а^ 23,0 215 349 935 363 изация ком телеком тавлены б ций, нахос 32,9 416 754 1 267 264 таний отрс а 2010 г. ез учета каг ящихся в св 29,2 454 860 1 558 745 сли рассчит итализации ободном обр 25,0 470 464 1 885 487 ана без учет компании О ащении на р 25,4 416 654 1 641 984 а капитализ ОО «Т2РТК ынке. 25,5 372 527 1 458 975 ации компан Холдинг». 29,0% 38 178 131 873 ии Мегафон
Источник: составлено по [15-22].
В целом, по данным табл. 2, виден рост абонентской базы сотовой связи всех операторов: средний прирост в год составляет более 10 млн. абонентов, а ежегодное увеличение трафика мобильного интернета -1,5 раза. Положительную динамику показывают и финансовые показатели. Так, выручка с 1 204 млрд. руб. в 2010 г. возросла до 1393 млрд. руб. в 2016 г.: прирост составил 189 млрд. руб. в абсолютном выражении и около 16% в относительном. Однако с 2014 г. темпы прироста выручки сократились до 2% в год, или до 30 млрд. руб. Собственные оборотные средства в отрасли отсутствуют. Чистая прибыль в отрасли, которая снижается с 2013 г. на 50 млрд. в год, составила на конец 2016 г. 98 млрд. руб. по сравнению с 217 млрд. руб. в 2013 г. Обобщенные результаты хозяйственной деятельности отрасли связи России в условиях текущего периода представить невозможно, так как одна из крупных компаний отрасли ООО «Т2 РТК Холдинг» имеет непубличную организационно-правовую форму собственности и не предоставляет свободного доступа к отчетам о промежуточных финансовых результатах.
По данным табл. 3, показатель БУ/Активы в целом по отрасли снижается с 1,24 в 2013 г. до 1,01 в 2016 г., что отражает обесценивание стоимости компаний по отношению к стоимости их имущественных комплексов. Одновременно с этим сни-
жается и рентабельность 01ББЛ по выручке с 40% в 2013 г. до 35% в 2016 г. Во многом данные изменения могут быть продиктованы началом активной экспансии мобильного дискаунтера Те1е2 (ООО «Т2 РТК Холдинг»), значение показателя АКРИ у которого на 20-25% ниже среднеотраслевого.
Таблица 2
Обобщенные результаты хозяйственной деятельности отрасли связи России
Показатель 2010 г.* 2011 г.* 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.**
Отраслевые операционные показатели (средние)
ARPU, руб. 279 253 297 299 308 286 280
MOU, мин. 245 265 288 296 360 354 348
ARPM, руб./мин. - 1,01 0,98 0,94 0,91 0,85 0,92
Абоненты сотЕовой связи
(сумммарный показа-
тель), млн. 198 211 215 224 237 249 -
Уровень оттока, % 45,9% 47,6 42,4% 36,3% 41,1% 39,6% -
SalesAquisitionCost, руб. 523 475 - - - - -
VAS ARPU, руб. 55 63 81 94 116 - -
ARPDU, руб. - 148 164 181 209 233 -
DSU, Мб 256 628 1 068 1 556 2 614 3 286 -
Другие показатели (суммарные)
Выручка, млн. руб. 1204259 1264108 1367588 1444347 1478879 1511849 1393646
Амортизация, млн. руб. 170897 181895 198121 247339 243530 264512 245850
OIBDA, млн. руб. 455103 444797 508338 576141 555829 544828 -485235
Чистая прибыль, млн. руб. 189349 145012 172221 217529 165731 114868 98264
Финансовый долг, млн. руб. 654712 818843 950927 855362 1228596 1136892 925180
Чистый долг, млн. руб. 583374 726688 884238 765098 1036685 1014694 82295
BookValue, млн. руб. 872881 843521 708400 714113 909366 936158 75185
Enterprisevalue*, млн. руб. 1361629 1951661 2442944 2650548 2678685 2473686 214168
Собственные оборотные
средства, млн. руб. -29 810 -51718 -183939 -36548 -118741 -177351 -180714
Freecashflow, млн. руб. - 43994 229302 74347 226522 134788 179826
CAPEX, млн. руб. 203040 274744 284405 251607 272334 304844 243398
Пояснения к таблице:
1. ARPU (Average revenue per user) — средняя выручка на одного пользователя.
MOU (Minutes of Use) — метрический показатель, равный количеству минут, использованных абонентом
на услуги голосовой передачи данных (телефонной связи).
ARPM (Average revenue per minute) средняя выручка за одну минуту
SalesAquisitionCost—стоимость привлечения одного абонента.
VAS ARPU (Value Added Services Average revenue per user) услуги, приносящие дополнительный доход в
средней выручке на одного пользователя.
ARPDU (Average revenue per data services user) — средняя выручка на одного пользователя служб данных
DSU (Data Service Unit) - объем трафика на абонента
OIBDA (Operating Income Before Depreciation and Amortization) — операционный доход до вычета
амортизации основных средств и нематериальных активов.
BookValue — балансовая стоимость
Enterprisevalue — стоимость компаний
Freecashflow — денежный поток от операций за вычетом капитальных расходов и дивидендов.
CAPEX (Сapital Expenditure) — капитальные расходы.
2. * — стоимость компаний отрасли (ЕV) рассчитана без учета капитализации Мегафон за 2010-2011 гг. и
Ростелеком за 2010 г.
3. ** Данные за 2016 г. приведены без учета финансовых результатов компании ООО «Т2 РТК Холдинг».
Источник: составлено по [15-22].
В дальнейшем в сравнительном анализе используются обобщенные отраслевые финансовые показатели, рассчитанные как сумма значений соответствующих показателей компаний отрасли связи России (в том числе и ООО «Т2 РТК Холдинг») и производные от них мультипликаторы. В сравнительном анализе выполнена оценка только тех компаний, чья организационно-правовая форма имеет публичный характер.
Таблица 3
Мультипликаторы, рассчитанные по финансовой отчетности отрасли телекоммуникаций России
Наименование 2010 г.* 2011 г.* 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.*
Мультипликаторы (МСФО)
EV/OIBDA* 2,99 4,39 4,81 4,60 4,82 4,54 4,41
EV/Earnings* 7,19 11,15 14,18 12,18 16,16 21,54 21,80
EV/Активы* 0,74 0,97 1,18 1,24 1,00 0,96 1,01
EV/Sales* 1,13 1,54 1,79 1,84 1,81 1,64 1,54
P/Earnigns* 4,93 7,23 9,05 8,67 9,91 12,70 13,42
P/Sales* 0,78 1,00 1,14 1,31 1,11 0,97 0,95
P/BV* 1,07 1,50 2,20 2,64 1,81 1,56 1,78
Чистый долг / OIBDA 1,28 1,63 1,74 1,33 1,87 1,86 1,70
Рентабельность OIBDA по выручке, % 38% 35% 37% 40% 38% 36% 35
K *** 25 33 38 40 37 34 29
Earnings — прибыль компании
Sales — годовая выручка компании
BV (BookValue) — балансовая стоимость
* — мультипликаторы на основе капитализации (P) и стоимости компаний отрасли (EV). Рассчитано без учета капитализации Мегафон за 2010-2011 гг. и Ростелеком за 2010 г.;
** — Рассчитано без учета финансовых результатов ООО «Т2 РТКХолдинг»; *** _ Рассчитан при условии сохранения показателя ARPU и объема абонентской базы на уровне прошлого года._
Источник: составлено по данным табл. 2.
Согласно данным рис. 25(а) только Мегафон на протяжении периода с 2012 по 2016 г. демонстрирует более высокие показатели, чем в среднем по рынку. Все остальные компании, начиная с 2013 г., имеют примерно равные оценки EV/OIBDA около 4,5. В 2017 г. ожидается сохранение текущего тренда.
Показатель EV/Earnings, напротив, волатилен, что может быть вызвано агрессивным поведением участников рынка в условиях олигополистической конкуренции [15-22] (рис. 2(б). Значения данного показателя для компании Мегафон с 2012 по 2014 г. превышают среднеотраслевые. Значения показателя отрасли в целом имеют негативную динамику: EV/Earnings растет с 2010 г. с некоторой деформацией в 2013 г., вызванной глобальной рецессией. Значение EV/Earnings на 2016 г. компании Ростелеком диссонирует с общим трендом. В целях повышения достоверности прогноза необходимо отслеживание новостного фона компании и изучение финансовых результатов по итогам 2017 г.
По оценке показателя EV/Активы публичные компании телекоммуникационной отрасли можно определенно разделить на две группы: значения выше отраслевого уровня - Мегафон, МТС; и ниже его - Ростелеком, Вымпелком (рис. 2(в). Эти оценки могут означать высокое качество управления в первой группе и недостаточное - во второй. В 2017 г. ожидается сохранение отмеченного соотношения.
Значение мультипликатора EV/Sales компании Мегафон с 2012 по 2016 г. существенно превышает аналогичный показатель остальных компаний, которые с 2012 г. имеют значения ниже среднеотраслевого уровня, за исключением 2015 г., когда МТС смог преодолеть среднеотраслевой барьер (рис. 2(г). В 2017 г. прогнозируется дальнейшее снижение стоимости Мегафона по отношению к выручке, при одновременном росте показателя EV/Sales компании МТС.
Рис. 2(д) показывает, что по компаниям наблюдается разнонаправленная динамика показателей. Так, если Вымпелком старается снизить долговую нагрузку биз-
3 Составлено по данным табл. 3 и [15-22].
неса, то Мегафон, МТС, Ростелеком стабильно наращивают ее. В дальнейшем, по нашему мнению, компании отрасли будут иметь примерно одинаковый уровень долговой нагрузки.
Анализ показателя «рентабельность ОЮБЛ по выручке» и мультипликатора БУ/Активы позволяет выделить две группы: выше отраслевого значения (более эффективные) - Мегафон, МТС; ниже отраслевого значения - Ростелеком, Вымпелком (рис. 2(е). Рентабельность бизнеса компаний первой группы в среднем на 5% выше среднеотраслевого значения.
(а) ЕУ/ОШБЛ
(б) ЕУ/Еагш^й
6 -4 2 -
Год
40
35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 --
Год
2222
(в) БУ/Активы
(г) БУ/8а1ев
1,0 -0,5 -0,0
Год
3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5
Год
2 2 2 2
(д) Чист. долг / ОТБЭЛ
(е) Рентабельность 01ББЛ по выручки*
4,0 -
3,0 -
2,0 -
1,0 -
0,0 __
Год
0,50
0,45
0,40 -
0,35 -
0,30
0,25
0,20
Год
Рис. 2. Динамика показателей по компаниям телекоммуникационной отрасли и по отрасли
в целом с 2010 по 2016 г.: — отрасль; -♦ - МТС; -А- Вымпелком; -О- Мегафон; -■- Ростелеком
* Составлен по данным табл. 3 и [16-23].
По результатам 2017 г. предполагается появление очевидного лидера по значению показателя «рентабельность ОЮБЛ по выручке» - МТС. В целом по отрасли в 2017 г. ожидается снижение значений данного показателя до 35%.
10
8 -
0
2,0
1,5
0,0
5,0 -
Карты финансового положения компаний отрасли телекоммуникаций. Для
наглядного сравнения компаний на рынке с 2013 по 2016 г. на основе мультипликаторов были составлены карты рынка (рис. 3-5).
2013 г.
EV/Earnings
22 -17 -
12 -7
О
о
2014 г.
Т EV/OIBDA
EV/Earnings
25 -,
20 15 10 5
О
д
EV/OIBDA
2015 г.
2016 г.
EV/Earnings
30 т
25 -
15
EV/OIBDA
EV/Earnings 40 35 30 -25 -20 -15 10
2
EV/OIBDA
5 6
7
20 -
6
6
Рис. 3. Карта рынка компаний телекоммуникационной отрасли по показателям EV/Earnings
и EV/OIBDA с 2013 по 2016 г.: О МТС; О Вымпелком; □ Мегафон; л Ростелеком
Опираясь на зарубежные исследования следует отметить, что не всегда оценки, основанные на финансовых показателях, дают точный прогноз стоимости компании или, другими словами, корректно оценивают ее инвестиционную привлекательность. Одна группа исследований демонстрирует, что фундаментальные оценки имеют отложенное действие [23]; другая - что стоимость компании формируется не на основе текущих результатов, а на основе ожиданий инвесторов [24]. Однако, несмотря на обоснованность таких выводов, на практике институциональные и частные инвесторы используют стандартный набор показателей для оценки стоимости компании.
На всех трех рис. (рис. 3-5) начиная с 2015 г. прослеживается разделение компаний отрасли на две группы: первая - Мегафон и МТС; вторая - Ростелеком и Вымпелком. Каждой из групп можно дать следующую характеристику: первая группа - высокоэффективные компании, в приоритете которых рост стоимости бизнеса и высокие операционные и финансовые результаты; вторая группа - низкоэффективные компании со слабой внутренней дисциплиной.
EV/Sales
3,0 -,
2,5 -
2,0 -
1,5 -
1,0--
0,5
2013 г.
<ù
1,0 1,5
EV/Активы
2,0
EV/Sales
3,0 1
2,5 -
2,0 -
1,5 -
1,0 -
0,5 -
0,0--
0,0
2014 г.
0,5
1,0
1,5
БУ/ Активы
2,0
EV/Sales
3,0 т
2,5 -2,0 -1,5 --■ 1,0 -0,5 -0,0__
2015 г.
сА
БУ/ Активы
3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
2016 г.
Ч>
БУ/ Активы
Рис. 4. Карта рынка компаний телекоммуникационной отрасли по показателям ЕУ/Ба^
и БУ/Активы на 2013-2016 гг.: О МТС; О Вымпелком; □ Мегафон; Л Ростелеком
2013 г.
2014 г.
Рентабельность 01ВВА по выручке 50%
45% - О г
40% -I |-
35% -30% -25% -
20% -|-г-
Чистый п долг/OIBDA
Рентабельность OIBDA по выручке
50% 45% -40% 35% 30%
Ob
Чистый " долг/OIBDA
1
2015 г.
2016 г.
Рентабельность 01ВЭА по выручке
50%
45% -
40%
35% -
30% -
25%
20%
1,5
Чистый долг/ОШБА
Рентабельность OIBDA по выручке
50% 45% -40% -35% -30% 25% 20%
1,5
Чистый долг/ОШБА
Рис. 5. Карта рынка компаний телекоммуникационной отрасли по показателям «рентабельность 01ВБА по выручке» и «чистый долг / 01ВБА». О МТС; О Вымпелком; □ Мегафон; Л Ростелеком
Источник: составлено автором по данным табл. 3 и [15-22].
0,0
0,5
1,0
1,5
2,0
1,9
1,7
1,9
В целом, для компаний в отрасли связи России характерно разделение ключевых публичных компаний на две группы:
Первая. Мегафон и МТС - компании, акции которых рекомендуются к покупке исходя из истории дивидендных выплат и финансовых показателей.
Вторая. Ростелеком и Вымпелком - слабые компании с низкой инвестиционной привлекательностью, акции которых не рекомендуются к покупке.
По результатам 2017 г. прогнозируется, что на рынке появится явный лидер -
МТС. Данный факт может быть связан с высоким качеством управления компанией.
* * *
Предложенная схема отраслевого инвестиционного анализа включает две важные, дополняющие друг друга компоненты - макроэкономическую и микроэкономическую. Расчет среднеотраслевых и общеотраслевых финансовых и управленческих показателей играет важную роль в общей схеме отраслевого инвестиционного анализа, поскольку позволяет оценить как ключевые макроэкономические показатели, так и провести сравнительную оценку компаний отрасли, определить их инвестиционную привлекательность.
Из результатов анализа финансового состояния отрасли следует:
- компании рынка телекоммуникаций могут быть разделены на две группы: первая - высокоэффективные компании, нацеленные на рост стоимости бизнеса и высокие операционные и финансовые результаты (Мегафон и МТС); вторая - низкоэффективные компании со слабой внутренней дисциплиной (Ростелеком и Вымпелком);
- отрасль находится в стадии зрелого роста - темпы прироста выручки в последние годы значительно снижаются (с 2014 г. темп прироста выручки зафиксировался на уровне 2%);
- растет долг компаний отрасли, что выражается в росте финансового и чистого долгов с 2010 по 2016 г.;
- чистая прибыль в отрасли снижается с 2013 г. на 50 млрд. в год;
- в отрасли отсутствуют собственные оборотные средства - значение одноименного показателя является отрицательным с 2010 по 2016 г.;
- по итогам 2017 г. ожидается рост выручки у компаний первой группы (Мегафон и МТС) при одновременном снижении их операционной и чистой прибыли.
Кроме того, оценка отрасли телекоммуникаций в рамках предложенной схемы позволила выявить трансформационные процессы в части структуры ее доходов. Так, с 2013 года драйвер роста в отрасли сменяется с подвижной электросвязи (в связи с насыщением рынка) на документальную электросвязь (услуги передачи документов в цифровом виде с использованием ЭЦП), что может быть обусловлено развитием электронного документооборота и продиктовано стандартизацией контрактов и их распределенным хранением на основе таких технологий, как умные контракты, «ЫоеЬеЬат» и др.
Таким образом, возможности и направления инвестиционного проектирования в ближайшей перспективе могут быть связаны с необходимостью удовлетворения острой потребности в развитии отрасли телекоммуникаций, подкрепленной высоким потенциалом реализации лидеров ее роста в рамках формирования инновационной экономики.
Литература
2. Зубкова Л.Д., Дьячков С.М. Анализ инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли
//Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 819-823.
3. Коттл С., Мюррей Р. Ф., Блок Ф.Е. «Анализ ценных бумаг» Грэма и Додда /Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп—
Бизнес, 2000. 704 с.
4. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 1322 с.
5. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 360 с.
6. Сорос Дж. Сорос о Соросе. Опережая перемены /Пер. с англ. М. ИНФРА-М, 1996. 336 с.
7. Фабоцци Ф.Д. Рынок облигаций: Анализ и стратегии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 950 с.
8. Фабоцци Ф. Финансовые инструменты /Пер. с англ. М.: Эксмо, 2010. 864 с.
9. Шарп У. Ф. Инвестиции: учебник. /Шарп У. Ф., Александр Г. Д., Бэйли Дж.В. Пер. с англ. А.Н. Буренин. М.: Инфра-М, 2009. 1028 с.
10. Joseph D. Piotroski , Eric C. So Identifying Expectation Errors in Value//Glamour Strategies: A Fundamental Analysis Approach. Review Finance Studies. 2012. Vol. 25(9). P. 2841-2875.
11. Pan Н., Sornette D., Kortanek K. Intelligent Finance — an Emerging Direction // Quantitative Finance. 2006. Vol. 6. P. 273-2 77.
12. Bryan D. & Rafferty M. Fundamental Value: a Category in Transformation// Economy and Society. 2013. Vol. 42. P. 130-153.
13. Lai M.-M., Tan S.-H., Chong L.-L. (2013). The Behavior of Institutional and Retail Investors in Bursa Malaysia during the Bulls and Bears// Journal of Behavioral Finance. 2013. Vol. 14. P. 104-115/
14. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее. М.: ИНФРА-М, 2011. 397с.
15. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. М.. ИНФРА-М, 2006. 379 с.
16. Информационно-аналитическая система СПАРК. [Электронный ресурс]^ежим доступа: http://www.spark-interfax.ru/
17. Годовые отчеты компании ПАО «МТС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/annual_reports/
18. Годовые отчеты компании ПАО «Вымпелком». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/annual-reports/
19. Годовые отчеты компании ПАО «Мегафон». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corp.megafon.ru/investoram/shareholder/year_report/]
20. Годовые отчеты компании ПАО «Ростелеком». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports/
21. Финансовая информация о компании ООО «Т2 РТК Холдинг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.tele2.ru/for-investors/russia/fin-info/
22. Консолидированная отчетность ООО «Т2 РТК Холдинг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.tele2.ru/for-investors/russia/docs/
23. Официальный сайт Теле2 Россия (ООО «Т2 РТК Холдинг»). [Электронный ресурс]. Pежим доступа: http://ru.tele2.ru/for-investors/
24. Hong H., Torous W., Valkanov R. Do Industries Lead Stock Markets?// Journal ofFinancial Economics. 2007. Vol. 83, Issue 2, P. 367-396/
25. Liu J., Nissim D., Thomas J. Equity Valuation Using Multiples// Journal of Accounting Research. 2002. Vol. 40(1). P. 135-172.