Научная статья на тему 'Цифровые компании: дефиниции и атрибуты'

Цифровые компании: дефиниции и атрибуты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1597
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая компания / «цифровизация» / сетевое взаимодействие / понятие / тенденции развития / digital company / digitalization / network interaction / concept / development trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лимонова Екатерина Вячеславовна

Данная статья посвящена изучению проблематики «цифровизации» российских компаний в условиях быстрого развития информационно-компьютерных технологий. Автором рассмотрены важнейшие направления трансформации бизнес-модели, бизнес-процессов и инфраструктуры компаний для внедрения новых технологий и платформ оказания услуг потребителям в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL BUSINESSES: DEFINITIONS AND ATTRIBUTES

The article studies the problems of “digitalization” of Russian companies in the context of rapid development of information and computer technologies. The author examines major directions of transforming business models, business processes and infrastructure of companies for the introduction of new technologies and platforms designed for providing consumer services in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Цифровые компании: дефиниции и атрибуты»

УДК 338

ЦИФРОВЫЕ КОМПАНИИ: ДЕФИНИЦИИ И АТРИБУТЫ

DIGITAL BUSINESSES: DEFINITIONS AND ATTRIBUTES

Лимонова Екатерина Вячеславовна

Limonova Ekaterina Vyacheslavovna

старший преподаватель кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

senior lecturer of the department of economic security, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Данная статья посвящена изучению проблематики «цифровизации» российских компаний в условиях быстрого развития информационно-компьютерных технологий. Автором рассмотрены важнейшие направления трансформации бизнес-модели, бизнес-процессов и инфраструктуры компаний для внедрения новых технологий и платформ оказания услуг потребителям в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая компания, «цифровизация», сетевое взаимодействие, понятие, тенденции развития.

The article studies the problems of "digitalization" of Russian companies in the context of rapid development of information and computer technologies. The author examines major directions of transforming business models, business processes and infrastructure of companies for the introduction of new technologies and platforms designed for providing consumer services in the digital economy.

Keywords: digital company, digitalization, network interaction, concept, development trends.

Развитие цифровой экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и улучшения деятельности современных российских компаний. Цифровая эра для компаний - уже не только возможность «играть по-крупному», но часто императив, то есть необходимость это делать, чтобы остаться «на плаву». Интернет вещей завершает перенос в единый цифровой мир всех участников рынка -компании, потребителей и их активность, подключенные объекты. Это происходит на рынке, то есть «снаружи» компаний. Примерно таким же образом меняется и сама компания: в «цифру» переводятся почти все действия сотрудников , процессы, продукты и сервисы [6].

Термин «цифровая компания» стал все чаще использоваться в трудах исследователей. Анализ современной экономической литературы позволил выявить два основных подхода к пониманию сущности этого термина: организаторский и поведенческий.

Организаторский подход базируется на понимании цифровой компании как сетевого взаимодействия многочисленных участников производственной либо экономической деятельности.

Руководство ABBYY считает, что цифровая компания - это компания, которая с помощью ИТ выстроила свои внутренние процессы и взаимодействие с клиентом таким образом, что ее продукт дарит клиентам новый, удобный опыт, граничащий с WOW-эффектом [7].

По уровню затрат ABBYY относит к самым цифровыми российские компании финансового сектора (ПАО «Сбербанк России», АО «Альфа-банк») и компании товливно-энергетического комплекса (ПАО «Лукойл», ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром»). В России активно развивается сегмент электронной торговли, ярким представителем которого является сайт частных объявлений Avito, входящий в мировой список «единорогов» (к «единорогам» всего относятся еще около 200 частных технологических компаний с капитализацией свыше 1 миллиарда долларов США) [7].

Стюарт Скэнтлбери (старший советник, BCG Бостон) подчеркивает, что «цифровые» компании проектируют экосистемы, которые включают в себя самых разных участников: клиентов, поставщиков, партнеров, исследователей. Они также активно задействуют социальные сети и

сообщества в различных целях, например, для получения от клиентов отзывов о новом продукте или услуге [3].

В 2016 г. Министерство торговли США опубликовало документ, в котором предложило определение для компаний цифровой экономики. Компании цифровой экономики используют такие технологии, как мобильные приложения, чтобы свести участников Р2Р-транзакций; полагаются на рейтинговую систему оценок пользователей для контроля качества услуг; предлагают поставщикам услуг гибкость в определении своего рабочего времени; полагаются на использование поставщиками услуг их собственных инструментов и активов. Министерство торговли США идентифицировало более 100 организаций, которые могут соответствовать этому определению. В список попали Airbnb, Uber и другие.

Поведенческий подход предлагает определять цифровые компании через призму постоянно обогащающейся и преобразующей свои способы использования накопленной и новой информации организации [2].

М. Слободин (гендиректор ОАО «Вымпелком») считает, что главной задачей цифровых компаний является завоевание ведущих позиций на рынке товаров и услуг за счет создания инновационного преимущества и использования ИКТ [4]. Он выделяет следующие характеристики цифровых компаний:

- ultimate centralization (предельная централизация). Цифровые компании выигрывают за счет предельной централизации людей, технологий и знаний в одном месте. Предельная централизация позволяет минимизировать количество итераций и взаимодействий, а также экономить на затратах содержания территориальных офисов;

- ultimate automation (предельная автоматизация). Минимум ручного труда и обработки информации. Все, что можно автоматизировать, автоматизируется, переводится в цифровой формат и минимизирует ручной труд, который приводит к ошибкам;

- ultimate lean and flat organization (предельная легкость и плоскость организации), что позволяет сократить искажения сигнала между уровнями и количество итераций и затрат;

- ultimate concentration (предельная концентрация). Цифровые компании концентрируются на крайне ограниченном наборе того, что они предлагают клиенту, но стараются именно

это делать очень хорошо, потому что ресурсы сосредоточены на крайне ограниченном наборе направлений. Это связано с тем, что меняется характер услуг и способы их предоставления клиентам. Потребности клиентов становятся более индивидуализированными (уникальными), а умение их предопределять и удовлетворять сегодня для компаний становится залогом успешной деятельности и кон -курентоспособности;

- ultimate simplicity (предельная простота). Все должно быть просто и для клиента, и внутри компании, и при взаимоотношениях с партнерами и поставщиками.

Что касается уровня цифровизации российских компаний, то он остается невысоким, только 25 % компаний считаются цифровыми, 46 % находятся на стадии трансформации, а оставшиеся 29 % имеют традиционные формы управления и функционирования [6]. Основным критерием деления компаний является уровень ИТ-бюджетирования на цифровую трансформацию бизнеса.

К цифровым компаниям относятся ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Лукойл» -затраты на цифровизацию составляют 160 миллиардов долларов в год.

К направлениям и целям, по которым идет цифровизация в российских компаниях, можно отнести: использование интернета, в том числе широкополосного, использование вебсайтов, «облачных» сервисов, ERP- и CRM-систем, использование интернета для закупки/ продажи товаров, работ, услуг. В целом «циф-ровизация» российских компаний находится на низком уровне. Интернет-ресурсы для осуществления хозяйственной деятельности используются менее, чем на 40 %.

Проведенный анализ факторов позволил выявить угрозы и стимулы для развития «циф-ровизации» компаний в России. К факторам, сдерживающим «цифровизацию» компаний, относятся [5]:

- яркая выраженность тенденции к догоняющему развитию России на основе заимствованных технологий со слабой опорой на собственные инновации. Это проявляется в отставании ИКТ-производства и сильном преобладании ТЛК-рынка, торгующего зарубежными ИКТ-продуктами, сильной диспропорцией в информатизации российских регионов, недостаточным уровнем бюджетного финансирования исследований и разработок и сферы образования;

Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30)

ШшшяШ

- низкие значения корреляции между показателями индекса ИКТ и производительностью труда, а также уровнем подушевого дохода указывают на слабую взаимосвязь между этими переменными;

- сложность доступа к участию в конкурсном отборе проектов и к венчурному финансированию в регионах России, не создана необходимая инфраструктура и не обеспечены равные условия для претендентов (по данным РАВИ, 83 % объема венчурных инвестиций за 2016 г. пришлось на компании, расположенные в Центральном федеральном округе), низкая эффективность отбора стартапов, не создана отлаженная многоуровневая система финансирования проектов;

- не созданы условия для удержания в стране квалифицированных специалистов и бизнеса, а также для привлечения в Россию иностранных инвесторов;

- не развиты акселераторы, бизнес-инкубаторы и особые экономические зоны, механизмы дополнительных налоговых льгот для стимулирования спроса на инновации с их стороны;

- не создана нормативно-правовая база для краудфандинговых платформ.

К факторам, стимулирующим развитие «цифровизации» компаний, можно отнести:

- развита телекоммуникационная инфраструктура, усиление доступности России к широкополосному интернету;

- рост государственных и частных инвестиций в специфический человеческий капитал (в знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте или только в конкретной фирме);

- подчеркивание важности развития ИКТ на правительственном уровне (в России реализуются крупнейшие цифровые инфраструктурные проекты «Наш город», «Активный гражданин»);

- увеличение накопления нематериальных активов и создание кластеров вокруг эффективного высокотехнологичного предприятия; опора на собственные инновации;

- наличие интеллектуальной и научной баз, подкрепленных хорошей системой среднего и высшего технического образования [1];

- наблюдается положительная динамика ряда показателей ИКТ-сектора (частота использования интернета населением, использование населением мобильных устройств для входа в интернет).

Аккумулируя все вышесказанное, можно выделить характерные черты российской цифровой компании:

- лидерами цифровизации являются компании финансового сектора экономики (банки, кредитные организации), торговые организации и другие компании сферы услуг, поскольку нематериальный продукт дешевле и легче подвергать изменениям, улучшениям, менять характер сбыта;

- виртуализирует бизнес-процессы в виде сетевого взаимодействия с клиентами (СЯМ-системы), поставщиками, сотрудниками таким образом, что это позволяет не только экономить транзакционные издержки, но привлекать заинтересованные стороны к созданию ценности для бизнеса, к оценке и повышению качества услуг компании;

- компания постоянно обогащает и преобразует свои основные процессы, адаптируясь к новым возможностям и новым вызовам меняющегося мира на основе анализа тенденций цифровой экономики, приращения накопленного опыты и знаний;

- с помощью автоматизации бизнес-процессов компания замещает низкоквалицированную рабочую силу «цифровыми кадрами» с высоким уровнем развития ИТ-компетентности, предполагающей не просто умение использовать ИКТ в работе, но и выполнять аналитическую работу (более 50 % времени), импровизировать, работать в условиях неопределенности, автономности при принятии решений, иметь высокий уровень образования, длительный цикл подготовки и широкий кругозор;

- постоянный анализ и наращивание позиций в рейтингах, форумах и чатах, восприятие их как источников конкурентных преимуществ, счет прироста выручки от использования ИКТ в общей доле выручки и стремление ее увеличить.

Цифровая компания представляет собой организацию, внедряющую и развивающую новые бизнес-модели, основанные на использовании цифровых технологий, сетевом взаимодействии, что повышает качество товаров и услуг, эффективность деятельности компании, позволяет наращивать стоимость бизнеса и его конкурентоспособность.

Развитие цифровых компаний в современной экономике требует совершенствования управления организаций в направлении активного использования ИКТ, создания уникальной инновационной базы в целях получения прибыли и наращивания конкурентных преимуществ.

Библиографический список (References)

1. Белова Л.Г. Формирование конкурентных преимуществ информационного общества в странах азиатско-тихоокеанского региона : автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2015.

2. Индикаторы цифровой экономики 2016 и 2017 гг. URL: https://www.hse.ru/primarydata/iio (дата обращения: 04.01.2018).

3. Скэнтлбери С. Проектирование цифровых организаций. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/design-of-digital-organizations.aspx (дата обращения: 06.01.2018).

4. Слободин М. Digital организация - что это такое на самом деле? URL: http://hr-media.ru/digital-organizatsiya-chto-eto-takoe-na-samom-dele/ (дата обращения: 05.01.2018).

5. Цифровизация экономики. URL: http://bit.samag.ru/ uart/more/67 (дата обращения: 12.01.2018).

6. Цифровые организации: тенденции и практики применения в России. URL: http://www.riarating.ru/ infografika/20160127/630007042.html (дата обращения: 01.01.2018).

7. Digital Russia report 2017. URL: www.tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 12.01.2018).

1. Belova L.G. (2015) Formirovaniye konkurentnykh preimushchestv informatsionnogo obshchestva v stranakh aziatsko-tikhookeanskogo regiona : avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk [The development of competitive advantages of the information society in the countries of the Asia-Pacific region: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Economics]. Moscow.

2. Indikatory tsifrovoy ekonomiki 2016 i 2017 gg. [Indicators of the digital economy in 2016 and 2017] URL: https:// www.hse.ru/primarydata/iio (date of access: 04.01.2018).

3. Scantlbury S. Proyektirovaniye tsifrovykh organi-zatsiy [Designing digital organizations]. URL: https://www. bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/design-of-digital-organiza-tions.aspx (date of access: 06.01.2018).

4. Slobodin M. Digital organizatsiya - chto eto takoye na samom dele? [Digital organization - what is it in reality?] URL: http://hr-media.ru/digital-organizatsiya-chto-eto-takoe-na-samom-dele/ (date of access: 05.01.2018).

5. Tsifrovizatsiya ekonomiki [Digitalization of the economy]. URL: http://bit.samag.ru/uart/more/67 (date of access: 12.01.2018).

6. Tsifrovyye organizatsii: tendentsii i praktiki primen-eniya v Rossii [Digital organizations: trends and best practices in Russia]. URL: http://www.riarating.ru/infografi-ka/20160127/630007042.html (date of access: 01.01.2018).

7. Digital Russia report 2017. URL: www.tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 12.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.