Научная статья на тему 'Анализ влияния социально-экономических факторов на особенности ценообразования лекарственных препаратов'

Анализ влияния социально-экономических факторов на особенности ценообразования лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕС-КИЕ ФАКТОРЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЛЕКАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PRICING / MEDICINES / SOCIO-ECONOMIC FACTORS / CORRELATION ANALYSIS / DRUG SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Сергей Владимирович

Лекарственные препараты высоко социально значимый продукт, а качество обеспечения потребителей лекарственными препаратами определяет здоровье нации и уровень жизни населения. В статье обосновывается необходимость создания сбалансированной и эффективной системы цен, основанной на комплексном многофакторном корреляционном анализе всех социально-экономических факторов, оказывающих влияние на уровень цен на лекарственные препараты. Такая система играет ключевую роль в развитии не только фармацевтической индустрии, но и в достижении высокого уровня экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of socio-economic factors on pricing of medicinal products

Drugs highly socially-significant product, and the quality assurance of consumers drugs determines the nation's health and quality of life of the population. The creation of a balanced and effective system of prices, based on complex multivariate correlation analysis of all socio-economic factors that influence the level of prices for medicines, plays a key role in the development of not only the pharmaceutical industry, but also in achieving a high level of the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния социально-экономических факторов на особенности ценообразования лекарственных препаратов»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

139

С.В. МЕЛЬНИКОВ

Сергей Владимирович МЕЛЬНИКОВ — аспирант Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии.

В 2012 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную химико-фармацевтическую академию.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика фармацевтического производства, ценообразование на лекарственные препараты, медико-организационно-экономические отношения.

^ ^ ^

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ* *

В условиях быстро меняющейся социально-экономической действительности особое значение приобретает поддержание человеческого потенциала страны. Уровень и качество жизни населения являются основополагающими факторами, обеспечивающими уровень развития экономики в целом [3; 4; 9]. В связи с этим на первый план выходит проблема поддержания лекарственной безопасности страны.

Лекарственные средства являются узкоспецифичным наукоемким продуктом, обладающим высокой социальной значимостью, что подтверждается созданием списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и высоким стратегическим потенциалом, что подтверждается созданием перечня стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС) [6]. Обеспечение лекарственными средствами приобретает особую роль в связи с глобальной тенденцией старения населения (доля населения в возрасте старше 70 лет с 2002 г. увеличилась с 8,59 до 9,84 %) [14] и увеличением общей заболеваемости населения (начиная с 2002 г., число вновь зарегистрированных больных по различным нозологиям увеличилось на 6,51 %) [там же].

В целях лекарственной безопасности и обеспечения качественными и доступными лекарственными препаратами (ЛП) необходимо создание сбалансированной и эффективной системы цен на российском рынке лекарственных средств. На данный момент добиться единой, структурированной системы контроля над уровнем цен на фармацевтическом рынке пока не удалось, о чем свидетельствуют рост цен на лекарственные препараты (рост общего индекса цен на лекарственные препараты в сравнении с 2004 г. составил 6 %) и постепенное увеличение доли импортных препаратов в структуре потребления (на конец 2012 г. доля препаратов отечественного производства в стоимостном выражении составляла всего 23,8 %) [13]. Проблема находит свое выражение также в постоянном стремлении к рационализации и совершенствованию, изменению политики государства в области регулирования уровня предельно допустимых ценовых надбавок.

Таким образом, специфика проблемы ценообразования на лекарственные средства заключается в следующем: высокая социальная значимость продукта, сложная структура товаропроводящей цепочки, особенности транспортировки и хранения лекарственных препаратов, ширина, глубина и специфичность ассортимента, различные принципы расчета между фармацевтическими и медицинскими компаниями, государственный контроль цен на определенные группы препаратов. В основе процесса рационализации цен на лекарственные препараты лежит понимание их структурных составляющих

ГРНТИ 06.71.47 © С.В. Мельников, 2014

* Публикуется по рекомендации док-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.

140

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

и, как следствие, комплекса социально-экономических показателей, оказывающих в конечном счете влияние на становление уровня цен.

Цена лекарственного препарата может определяться [1; 2; 5; 7; 8; 10-12]:

1) себестоимостью лекарственного препарата;

2) расходами фармацевтической компании (постпроизводственные расходы, расходы на R&D деятельность, рекламные расходы, затраты на импорт, затраты на клиринг) — цена должна обеспечить получение прибыли фармацевтическими компаниями и их дальнейший рост;

3) объемом предложения на фармацевтическом рынке (конкуренция со стороны дженериков) — цена должна учитывать соотношение спроса и предложения по каждой конкретной нозологии;

4) влиянием законодательной базы (включение препарата в список ЖНВЛП, в систему государственных закупок);

5) клинической эффективностью лекарственного препарата;

6) экономической оценкой (анализ затрат и эффективности) — цена должна отображать свойства и качество товара;

7) стоимостью полного курса терапии определенной группы нозологий;

8) ценой других препаратов: ценой на препарат в других странах (районах, территориальных округах), минимальной ценой по данной группе препаратов в соответствии с системой анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТС), ценой местных препаратов, минимальной ценой среди препаратов с одинаковыми международными непатентованными названиями (МНН);

9) инновационностью препарата (подход к ценообразованию на новые лекарственные препараты имеет ряд сложностей, в частности, данные ЛП не имеют аналогов и их трудно сравнивать с препаратами предыдущих поколений данной фармакологической группы);

10) качеством продукции (произведена ли она согласно требованиям GMP);

11) социальной перспективностью — цена должна учитывать платежеспособность населения;

12) патентованный препарат или нет — стоимость дженериков гораздо ниже, чем стоимость оригинальных препаратов;

13) политикой государства. Изменение политики на внутреннем рынке, в сфере предпринимательства и экономики, в социальной сфере может оказывать влияние на политику в сфере здравоохранения и, как следствие, на политику ценообразования на ЛП [11];

14) региональной распространенностью заболеваний, что находит выражение в создании различных списков ЖНВЛП;

15) существующей системой возмещения стоимости препарата за счет средств государственного бюджета. В большинстве стран именно такие лекарственные препараты, стоимость которых возмещается системой социального страхования, подлежат государственному регулированию, безрецептурные препараты обычно не подлежат контролю [7].

Основными принципами ценообразования на ЛП являются:

1) принцип научной обоснованности: ценообразование ЛП основывается на научном обосновании основных экономических и социальных принципов развития фармацевтического рынка;

2) целевая направленность: определение приоритетных экономических и социальных программ развития здравоохранения;

3) непрерывность: контроль ценообразования на всех этапах движения лекарственных средств;

4) совместимость программы ценообразования и государственной системы контроля за ее исполнением.

Таким образом, специфика вопроса ценообразования лекарственных средств чрезвычайно многообразна и не позволяет обращаться только к традиционным экономическим методам ценообразования товаров, а требует всестороннего фармако-экономического анализа всех социально-экономических составляющих цены лекарственного препарата. Необходимо выделить следующие факторы, оказывающие влияние на уровень цен: уровень средней заработной платы населения, уровень занятости населения, уровень численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, степень расслоения общества, динамика изменения стоимости жизни населения (индекс стоимости жизни как количественный показатель), уровень общей заболеваемости населения, уровень инвалидности населения, уровень детской заболеваемости (в возрасте до 14 лет), общее число больничных коек (как количественный показатель, характеризующий степень обеспеченности населения стационарной ме-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

141

дицинской помощью), динамика изменения общей численности населения, динамика изменения численности населения трудоспособного возраста, уровень смертности (коэффициент смертности как количественный показатель), уровень рождаемости (коэффициент рождаемости как количественный показатель), динамика изменения объемов потребления импортных и отечественных препаратов, в том числе из списка ЖНВЛП, изменения структуры заболеваемости, динамика потребления препаратов по АТХ группам, динамика изменения стоимости по АТХ группам.

Выделенные факторы можно разделить на три основные группы: социально-экономические, фар-мако-экономические и структурные факторы. Они в различной мере обладают статистической зависимостью по отношению к уровню цен на ЛП на фармацевтическом рынке. Для определения степени статистической зависимости нами произведен расчет корреляционных коэффициентов для каждого фактора по формуле Спирмена. Этот расчет показал результаты, приведенные в таблице.

Таблица

Фактор Коэффициент Спирмена Фактор Коэффициент Спирмена

Средняя заработная плата -0,2 V импортных ЛП 1

Уровень занятости (% безработных) 0,4 V отечественных ЛП -0,2

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума 0,8 V Rx ЛП -0,4

Коэффициент Джини 0,8 V OTC ЛП 0,8

Индекс стоимости жизни -1 V ЖНВЛП -0,8

Уровень заболеваемости 1 V не-ЖНВЛП 0,4

Уровень инвалидности 0,2 Средняя цена безрецептурных препаратов 1

Уровень детской заболеваемости 1 Средняя цена ЖНВЛП 0,8

Общее число больничных коек 1 Средняя цена не-ЖНВЛП -0,4

Общая численность населения -1 Средняя цена на рецептурные ЛП 1

Численность населения трудоспособного возраста -1 Средняя цена на отечественные ЛП 0,8

Коэффициент смертности -0,8 Средняя цена на импортные ЛП 0,4

Коэффициент рождаемости -0,2

Выбор главных факторов на основе коэффициента Спирмена является основой предложенной нами многофакторной корреляционно-регрессионной модели зависимости выделенных факторов и цены на лекарственный препарат. Анализ степени корреляционной зависимости между социально -экономическими показателями и уровнем цен на лекарственные препараты позволил выделить основные приоритетные группы, использование которых позволит рассчитать точную корреляционнорегрессионную модель динамики уровня цен на лекарственные препараты с целью совершенствования системы ценообразования и достижения доступности и качества лекарственного обеспечения, возможности экономического развития национальной фармацевтической отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 160 с.

2. Внукова В.А. К вопросу о способах правового регулирования цен на лекарственные средства // Медицинское право. 2006. № 1. С. 17-27.

3. Добрынин А.И., Ивлева Е.С., Плотников В.А. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни // Экономика и управление. 2006. № 1. С. 23-30.

4. Ершова И.Г., Вертакова Ю.В. Разбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. 2010. № 2. С. 109-115.

142

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

5. Лин А.А., Плотников В.А., Наркевич ИА., Трофимова Е.О. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2009. № 11. С. 22-26.

6. Мельников С.В. Анализ особенностей фармацевтического рынка, обусловливающих специфику ценообразования на лекарственные средства // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: материалы 3-й Международной научнопрактической конференции (19 февраля 2014 г.) / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2014. С. 225-229.

7. Пивень Е.П. Мировой опыт ценообразования на лекарственные средства // Еженедельник АПТЕКА. 2003. № 377. С. 34-37.

8. Саврасова Е.С. Логистические принципы распределения лекарственных средств // Известия СПбУЭФ. 2011. № 3. С. 71-73.

9. Сигов В.И., Карпова Г.А., Сигова М.В. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний // Известия СПбУЭФ. 2013. № 5. С. 4-13.

10. Славич-Приступа А.С. Ценообразование в аптеках: формирование базового уровня цен // Российские аптеки. 2006. № 10/1. С. 21-24.

11. Тельнова Е.А. Ценообразование — зарубежный опыт // Фармакоэкономика. 2009. № 4. С. 14-24.

12. Тимофеева С.В. Анализ научно-исследовательского и образовательного потенциала кластера фармацевтической и медицинской промышленности Санкт-Петербурга // Известия СПбУЭФ. 2012. № 5. С. 114-117.

13. Фармацевтический рынок России: итоги 2012 года. М.: ЗАО «Группа DSM», 2013.

14. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.