Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ НА СОБИРАЕМОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ НА СОБИРАЕМОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / РЕСУРСЫ / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушак О.В.

Представленная статья является характеризует состояние внешней торговли России в части собираемости таможенных платежей. Определены основные факторы влияющие на формирование доходной части государственного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE MAIN FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF RUSSIA ON COLLECTION OF CUSTOMS PAYMENTS

The article describes the state of Russian foreign trade in terms of customs duties collection. The main factors influencing the revenues of the state budget are determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ НА СОБИРАЕМОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

УДК 338

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ НА СОБИРАЕМОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

О.В. Глушак

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Представленная статья является характеризует состояние внешней торговли России в части собираемости таможенных платежей. Определены основные факторы влияющие на формирование доходной части государственного бюджета.

Ключевые слова: экономика, таможенные платежи, ресурсы, экспорт и импорт.

Факторам внешнего влияния на развитие экономики России уделяется много внимания в современных работах авторов, особенно в инновационной сфере [1,2,3,4]. Уровень развития экономик во многом зависит от государства, которое реализует экономические интересы через эффективную фискальную политику [4]. Участниками этого процесса с одной стороны являются органы исполнительной власти в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба России (далее ФТС), с другой стороны участники внешнеэкономической деятельности, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу.

Средства, которые государство получает в виде таможенных платежей, формируют основную часть бюджета Российской Федерации. Объем этих взимаемых средств колеблется время от времени, периодически достигая до 40% его доходной части.

Применение каждой разновидности таможенных платежей экономически обосновано

и, помимо формирования основной доходной части бюджета/ способствует реализации ряда общих и специфических функций на макроэкономическом уровне.

Следует отметить, что в 2016 году сумма денежных средств администрируемых таможенными органами составила 4 406,9 млрд. рублей, если сравнивать этот показатель с аналогичным 2015 года, то он снизился на 10,6% (4933,2 млрд. рублей [6].

По итогам отчётного периода плановое задание по формированию доходной части федерального бюджета со стороны таможенных органов выполнено 101,1%, то есть план перевыполнен на 1,1%.

Формирование доходной части федерального бюджета таможенной службой РФ отразим в следующей таблице.

Таблица 1 - Анализ динамики таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ в 2010 - 2016 гг.

Годы Сумма, млрд. рублей Абсолютный прирост Темп роста, %

цепной базисный цепной базисный

2010 4330,1 - - - -

2011 6029,3 1699,2 1699,2 139,2 139,2

2012 6486,7 457,4 2156,6 107,6 149,8

2013 6565,4 78,7 2235,3 101,2 151,6

2014 7100,6 535,2 2770,5 108,2 164,0

2015 4933,2 -2167,4 603,1 69,5 114,0

2016 4406,9 -526,3 76,8 89,4 101,8

На основании аналитического материала, представленного в таблице 1, сделаем следующие выводы: во - первых цифры показывают, что доля таможенных платежей аккумулируемых таможенными органами возрастала за период с 2010 по 2014 год, так абсолютный

прирост составил 2770,5 млрд. рублей, темп роста - 164%, во - вторых, следует отметить, что за два последних года показатели таможенных платежей снижаются. В 2015году по сравнению с 2014 годом падение составило 2167,4 млрд. рублей в абсолютном выражении, в процентном отношении это 30,5%. В 2016 году по отношению к 2015 году падение составило 526,3 млрд. рублей в абсолютном выражении, в процентном отношении 10,6%.

В заключение анализа представленной таблицы, отметим, что несмотря на значительные снижения совокупности таможенных платежей за последние два года, этот показатель превышает базисный период на 76,8 млрд. рублей в абсолютном выражении и 1,8% в процентном соотношении.

Общее снижение поступлений доходов в 2015, 2016 годах в первую очередь обусловлено снижением поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой и нефтепродуктов.

Необходимо отметить, что в результате снижения экспортно - импортной активности участников ВЭД, произошло резкое снижение объёмов декларирования. И соответственно в условиях сокращения внешней торговли и санкций, результаты фискальной деятельности таможенных органов оказались на уровне 4406,9 млрд. рублей [6].

Рис. 1. - Динамика таможенных платежей, администрируемые таможенными органами, в доход федерального бюджета в 2010-2016гг., млрд. рублей

Таможенными пошлинами облагаются почти все виды товаров и грузов, перемещаемых через таможенную границу. Ввозная/вывозная пошлина - основная позиция уплаты за перемещение продукции на границе.

Базовая ставка начисляется через единые таможенные тарифы и подходит для 130 стран. Размер преференциальных ставок составляет 75% от базовой ставки. Большинство пошлин не распространяются на перемещение груза между странами, которые находятся с Россией в зоне свободной торговли. В этот список входит большинство государств СНГ, а также Сербия, Черногория, Беларусь и Казахстан.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин постоянно изменяются. Так, в 2016 году изменения ставок коснулись многих товаров - от нефтегазового оборудования до овощей. На 1 год снижены ставки на брокколи и цветную капусту с 11-13 до 5 %. На 5 лет снижена пошлина на брюссельскую капусту до 5%. Фисташки, финики и сушёный виноград завозятся по нулевой ставке [5].

В сентябре 2016 года вступили в силу некоторые изменения таможенного законодательства. В 2017 году они останутся актуальными на протяжении всего года. Согласно новым поправкам ставки таможенных пошлин на некоторые виды продукции будут снижаться. В список таких грузов включены следующие виды продукции:

- морепродукты;

- минералы;

- шкуры животных (не обработанные); дерево и изделия из него; драгоценные камни;

- металлический лом;

- медь;

- алюминий;

- металлическая отработка и отходы.

Основными товарами, которые обеспечивают наибольшее поступление доходов в федеральный бюджет РФ в виде таможенных платежей, является нефть и продукты её переработки. Так с 1 по 30 апреля 2017 года ставка экспортной пошлины на сырую нефть составила 88,9 доллар за 1 тонну. По сравнению с мартом 2017 года ставка снизилась на 2,1 доллара за тонну [40].

В указанный период ставка пошлины, в частности, составила:

- нефть сырая - 88,9 доллара США;

- отработанные нефтепродукты, мазут - 88,9 доллара США;

- лёгкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо - 26,6 доллара

США;

- сжиженные углеводородные газы - 0 долларов США;

- прямогонный бензин - 48,8 доллара США;

- бензины товарные - 26,6 доллара США.

По результатам мониторинга цен за период с 15 февраля 2017 года по 14 марта 2017 года определена средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 381,5 доллара США за тонну [48].

Динамику цен на нефть и изменение доходов от экспортных пошлин на неё отражает рисунок 2.

Рис. 2. - Изменение цен и вывозных пошлин на нефть сырую, в % к декабрю 2015 года

Представим анализ динамики вывозных таможенных пошлин с 2010 по 2016 гг. в следующей таблице.

Анализируя суммы вывозных таможенных пошлин перечисленных в доход федерального бюджета за период с 2010 по 2016 годы, следует отметить вариативность этого показателя в динамике: рост за период с 2010 по 2013 годы в 1,6 раза, незначительное снижение в 2013 году на 1% по отношению к предыдущему году и резкое сокращение доходов, аккумулируемых таможенными органами при экспорте товаров в 2015 году по отношению к 2014 году на 40%. В 2016 году по отношению к 2015 году абсолютное снижение экспортных та-

моженных платежей составило 726,3 млрд. рублей, по отношению к базисному году снижение на 454 млрд. рублей. В процентном отношении 26,1% и 18,1% соответственно.

Таблица 2 - Динамика доходов бюджета от перечисленных вывозных таможенных пошлин

Годы Сумма, млрд. рублей Абсолютный прирост Темп роста, %

цепной базисный цепной базисный

2010 2508,1 - - - -

2011 3710,3 1202,2 1202,2 147,9 147,9

2012 4099,7 389,4 1591,6 110,5 163,5

2013 4058,0 -41,7 1549,9 99,0 161,8

2014 4637,1 579,1 2129,0 114,3 184,9

2015 2780,4 -1856,7 272,3 60,0 110,9

2016 2054,1 -726,3 -454,0 73,9 81,9

Представим на графике динамику перечислений вывозных таможенных пошлин.

5000 4000 3000 2000 1000 0

2508,1

3710,3

4099,7

4058

4637,1

2780,4

2054,1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 3. - Вывозные таможенные пошлины, перечисленные в доход федерального бюджета в 2010 - 2016 гг., млрд. рублей.

В целом общий объем таможенных платежей составляют как импортные, так и экспортные таможенные пошлины, представим анализ показателей в следующей таблице.

В то же время поступления доходов от импорта товаров в 2016 году составили 2 316,9 млрд. рублей, что выше поступлений 2015 года на 6,1% [6].

Таблица 3 - Динамика доходов федерльного бюджета от перечисленных импортных таможенных пошлин, налогов

Годы Сумма, млрд. рублей Абсолютный прирост Темп роста, %

цепной базисный цепной базисный

2010 1734,0 - - - -

2011 2115,1 381,1 381,1 122,0 122,0

2012 2310,3 195,2 576,3 109,2 133,2

2013 2260,2 -50,1 526,2 97,8 130,3

2014 2283,6 23,4 549,6 101,0 131,7

2015 2184,0 -99,6 450,0 95,7 126,0

2016 2316,9 132,9 582,9 106,1 133,7

В 2016 году впервые изменилась структура доходов, администрируемых ФТС России,

в сторону увеличения доли таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров, которые составили 2 316,9 млрд. рублей, что на 6,1% больше поступлений 2015 года, и превысили доходы от экспорта.

В 2016 году таможенные органы продолжили в режиме эксперимента в соответствии с распоряжением ФТС России от 23 июня 2014 г. № 178-р применение технологии удалённой уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, доставляемых экспресс-перевозчиками.

Сумма таможенных платежей, уплаченных физическими лицами с применением данной информационной технологии в 2016 году, составила 85,9 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2015 году.

Результаты эксперимента свидетельствуют об удобстве применения технологии удалённой уплаты таможенных платежей для всех участников процесса оформления интернет-товаров: таможенных органов, таможенных представителей, а также физических лиц - получателей товаров.

Динамика таможенных платежей по годам представлена на рисунке ниже.

Рис. 4. - Импортные таможенные пошлины, налоги, перечисленные в доход федерального бюджета в 2010 - 2016 гг., млрд. рублей

В 2016 году начата реализация мероприятий по централизации учёта денежных средств плательщиков таможенных пошлин, налогов. Данная технология обеспечивает возможность плательщику таможенных пошлин, налогов вносить денежные средства на единый лицевой счёт и использовать их впоследствии вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана таможенная декларация, что позволяет сократить время совершения таможенных операций, минимизировать издержки, а также устранить административные барьеры при совершении таможенных операций.

За период с 1 октября по 30 декабря 2016 года списание таможенных платежей с применением единых лицевых счетов было произведено более, чем по 10 тысячам деклараций на товары, поданных 219 юридическими лицами, с уплатой таможенных и иных платежей на сумму почти 6,8 млрд. рублей.

Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей отражает рисунок 5.

Рис. 5. - Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней

в 2010 - 2016 гг., млрд. рублей

В 2016 году общий объём задолженности по таможенным платежам составил 44,2 млрд. реблей это на 0,8 млрд. руб. превышает показатель 2015 года. Однако по сравнению с 2010 годом общий объём задолженности упал на 26,7 млрд. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2016 году в соответствии с приказом ФТС России от 24 ноября 2016 г. № 2206 внедрена и введена в эксплуатацию автоматизированная подсистема учёта и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС «Задолженность»), в которой реализована возможность централизованного учёта фактов задолженности по уплате таможенных платежей и пеней во всех таможенных органах в режиме реального времени.

Из общей суммы задолженности в 2016 году, которая составила 44,2 млрд. руб. взыскано было 17 млрд. руб., то есть 38,5% [6].

В зыскано задолженности по уплате таможенных платежей 15,6 млрд. руб. , это 59,5%, взыскано задолженности по пеням 1,4 млрд. руб. это 7,7% от общей суммы задолженнности по пеням.

50 40 30 20 10 0

18

26,2

по пеням

1,4 15,6

по таможенным платежам

Задолженность по уплате таможенных платежей

Взысканная задолженность

Рис. 6. - Структура задолженности по уплате таможенных платежей и взыскания, за

2016 год, млрд. рублей.

Таблица 4 - Анализ задолженности, участников ВЭД по таможенным платежам и пеням за 2010 - 2016 гг.

Годы Общая сумма задолженности, млрд. рублей Задолженность по таможенным платежам Задолженность по пеням

млрд. рублей в % к общей сумме задолженности млрд. рублей в % к общей сумме задолженности

2010 70,9 31,9 45,0 39,0 55,0

2011 61,0 26,8 43,9 34,2 56,1

2012 52,0 23,4 45,0 28,6 55

2013 47,7 23,0 48,2 24,7 51,8

2014 42,9 23,7 55,2 19,2 44,8

2015 43,4 25,0 57,6 18,4 42,4

2016 44,2 26,2 59,3 18,0 40,7

Наибольший удельный вес в структуре задолженности приходится на таможенные платежи в 2016 году этот размер составил 59,3%. На задолженность по пеням приходилось 40,7% от общего уровня задолженности.

За 2016 год взыскано задолженности на сумму 17 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам - 15,6 млрд. рублей, по пеням - 1,4 млрд. рублей, что на 5,6 млрд. рублей больше по сравнению с 2015 годом (11,4 млрд. рублей) [6].

Рис. 7. - Структура задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами на 1 января 2017 года, млрд. рублей.

Общая сумма льгот, освобождений от уплаты таможенных платежей, предоставленных таможенными органами в 2016 году, составила 368,2 млрд. рублей, что на 21% меньше, чем в 2015 году (464,8 млрд. рублей).

Основная доля сумм льгот, освобождений от уплаты таможенных платежей, предоставленных в 2016 году, приходится на льготы, по товарам, ввозимые на территорию особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые из неё, - 102,8 млрд. рублей или 28% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений. Стоимость льгот по указанным товарам в 2015 году составляла 27%, в 2014 году 32,4%, то есть наблюдается также снижение за анализируемый период данных показателей в денежном выражении на 48,1 млрд. рублей и в 2013 году на 20,9 млрд. рублей меньше аналогичного показателя 2012 года.

Динамика снижения сумм неуплаченных таможенных платежей при экспорте и при импорте товаров неодинакова - при экспорте сумма неуплаченных таможенных платежей снизилась на 40% и составила 139,2 млрд. рублей, при импорте товаров - на 1,7% и составила 228,9 млрд. рублей.

Таблица 5 - Сравнительный анализ структуры льгот по уплате таможенных платежей за

2013 - 2016гг.

Виды льгот по уплате таможенных платежей 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Сумма, млрд. руб. Доля, % Сумма, млрд. руб. Доля, % Сумма, млрд. руб. Доля, % Сумма, млрд. руб. Доля, %

Перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции 182,1 40,4 216,7 40,4 160,3 34,5 102,7 27,9

Ввозимые (вывозимые) на территорию особой экономической зоны в Калининградской области 129,0 28,6 173,8 32,4 125,7 27,0 102,8 28,0

Ввозимые (вывозимые) в рамках отдельных международных договоров 62,8 14,0 68,8 12,8 91,1 19,6 46,2 12,5

Ввозимые для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства 26,9 6,0 29,9 5,6 28,3 6,1 32,7 8,9

Технологическое оборудование, аналогов которого не производится в РФ 27,5 6,1 32,9 6,1 27,3 5,9 25,8 7,0

Судов, зарегистрированных в международном реестре судов 9,6 2,1 7,9 1,5 18,3 3,9 32,6 8,8

Иные льготы 12,4 2,8 6,5 1,2 13,8 3,0 25,4 6,9

Итого 450,3 100, 0 536,5 100, 0 464,8 100, 0 368,2 100, 0

В 2016 году была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в первую очередь в отношении социально значимых товаров - медицинских товаров, продовольственных товаров и товаров для детей.

Обратим внимание на показатель динамики внешнеторгового товарооборота. Анализ представленного рисунка 8 свидетельствует о ежегодном снижении показателя внешнеторгового оборота. Так, по итогам 2016 года в стоимостном выражении он составил 471,2 млрд. долл. США, снижение относительно 2015 года 11,2%, по сравнению с 2013 годом он сократился на 55%. Решающую роль в снижении показателя сыграла девальвация рубля, которая последовала за сильнейшим падением цен на нефть. Бюджет России как крупнейшего экспортёра углеводородов очень чутко реагирует на общую динамику мировых цен на нефть и продукты её переработки [7].

Девальвация рубля позволила российской продукции выигрывать в конкурентной борьбе с другими странами - отечественные товары нередко поставлялись на мировые рынки по более низким ценам, однако это не оборачивалось крупными убытками для экспортёров.

Основными торговыми партнёрами России среди прочих, несмотря на санкции, по -прежнему остаются страны ЕС 42,8% в 2016 году, тогда как в 2013 году на их долю приходилось 49,6%. Если рассматривать в страновом эквиваленте, то главный торговый партнёр России это Китай.

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

844,2

471,2

526,4,

496,9

115 9

287,6 317,8 286

Внешнеторговый Экспорт оборот

Импорт

2013

2014

2015

2016

Рис. 8. - Динамика экспорта, импорта РФ в 2013 - 2016 годах, млрд. долларов США

Формирование таможенных платежей в зависит от интенсивности и масштабности осуществления участниками ВЭД экспртно - импортных операций на внешнеторговых рынках.

Экспортно-импортные операции предполагают проведения компаниями сделок по купле - продаже товаров (выраженных в материальной форме) с вывозом/ввозом через границу. В свою очередь такие операции делятся на экспортные (коммерческая деятельность по продаже и перемещению за границу товара с целью его передачи в собственность собственнику с иностранной регистрацией) и импортные (приобретение и ввоз в страну товаров иностранного происхождения для их использования или продажи на внутреннем рынке).

В мировой практике, как правило, импортом или экспортом называют коммерческие операции, предполагающие оформление межнациональных сделок в области торговли с их последующим исполнением.

Экспортно-импортные операции в торговле переходят в разряд завершённых, если товар фактически пересёк границу государства контрагента (выполнены все предусмотренные таможенные процедуры). Таможенное регулирование экспортно-импортных операций включает внесение операций в международную базу учёта потоков товара. Таможенный учёт лежит в основе государственных статистик внешней торговли, как отдельно для каждого государства, так и для мировой торговли.

6000 4000 2000 0

3710,3 4099,7 4058 4637,1

3710,3 2780,4 2054,1

2115,1 2310,3 2260,2 2283,6 2184 2316,9

* Доходы от импортных операций, млрд. руб.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

■ Доходы от экспортных операций, млрд. руб.

Рис. 9. - Структура доходов РФ от экспортно - импортных операций, 2011-2016г.г.

(млрд. рублей).

Таким образом, анализ представленного рисунка и информации указанной выше отражает следующую тенденцию. Наибольший объем доходов от экспортных операций отмечен в 2014 году - 4637,1 млрд. руб., в 2015 году объем доходов упал почти вдвое (2780,4 млрд. руб.) и в 2016 году продолжил своё падение до уровня 2054,1 млрд. руб. Доходы от импортных операций находились в диапазоне двух триллионов рублей и при этом в 2016 году отмечен их некоторый рост по сравнению с предыдущим годом на 262,8 млрд. руб.

Список литературы

1. Глушак Н.В. Критериальный анализ классификационных подходов к определению инноваций. // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3;

2. Глушак Н.В. Ретроспективный анализ развития маркетинговой модели организации инновационных процессов. // Креативная экономика. - 2011. - № 6;

3. Глушак Н.В., Глушак О.В. Анализ стратегических направлений развития высоких технологий в России // Экономика и предпринимательство. № 2 ч.2 (67-2) 2016 г.

4. Глушак Н.В., Глушак О.В. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 3;

5. ФТС России в 2017 году: цифры и факты // TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный портал // http://www.tks.ru/news

6. http:// www.customs.ru - Федеральная таможенная служба РФ

7. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

Сведения об авторе

Глушак О.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, OWG3@yandex.ru.

UDK 338

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE MAIN FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF RUSSIA ON COLLECTION OF

CUSTOMS PAYMENTS

O.V. Glushak

Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky

The article describes the state of Russian foreign trade in terms of customs duties collection. The main factors influencing the revenues of the state budget are determined. Key words: economy, customs, resources, export and import.

References

1. Glushak N.V. Kriterialnyiy analiz klassifikatsionnyih podhodov k opredeleniyu innovatsiy. // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 3. - 0,7 p.l.;

2. Glushak N.V. Retrospektivnyiy analiz razvitiya marketingovoy modeli organizatsii innovatsionnyih protsessov. // Kreativnaya ekonomika. - 2011. - № 6. - 0,5 p.l.;

3. Glushak N.V., Glushak O.V. Analiz strategicheskih napravleniy razvitiya vyisokih tehnologiy v Rossii // Ekonomika i predprinimatelstvo. № 2 ch.2 (67-2) 2016 g.

4. Glushak N.V., Glushak O.V. Mesto i rol syirevogo kompleksa v formirovanii eksportnogo potentsiala Rossii // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 3 - 0,6 p.l. / 0,3 p.l.;

5. FTS Rossii v 2017 godu: tsifryi i faktyi // TKS.RU - vse o tamozhne. Tamozhnya dlya vseh - rossiyskiy tamozhennyiy portal // http://www.tks.ru/news

6. http:// www.customs.ru - Federalnaya tamozhennaya sluzhba RF

7. http://www.gks.ru - Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki

Author's information

Glushak O.V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky, OWG3@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.