УДК 331.446.4
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РБ)
© Н. Ю. Андреева
Башкирский кооперативный институт филиал Российского университета кооперации Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Ленина, 26.
Тел./факс: +7 (347) 273 39 51.
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследований оценки конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации, образовательного уровня управленческих кадров районных потребительских обществ и анализ взаимосвязи между иерархическим уровнем управленческих кадров и интегральным показателем конкурентоспособности. По результатам исследований был сделан вывод о том, что личностные и квалификационные характеристики руководителей оказывают непосредственное влияние на эффективность функционирования организаций потребительской кооперации, выраженную показателями конкурентоспособности.
Ключевые слова: интегральный показатель конкурентоспособности, конкурентоспособность предприятия, личностные и квалификационные характеристики, образовательный уровень, потребительская кооперация, система управления кадрами, управленческие кадры.
В настоящее время организации потребительской кооперации, с одной стороны, выполняют важные социальные задачи, с другой - функционируют в условиях жесткой конкуренции, что определяет необходимость поддержания достаточного уровня конкурентоспособности.
Исследование проблем повышения конкурентоспособности российской потребительской кооперации позволяет сделать вывод, что уровень квалификации сотрудников организаций и предприятий потребительской кооперации представляет собой отдельную группу факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность данной сферы. Особенность этого фактора, как и ряда других, заключается в том, что его влияние может быть как положительным, так и негативным. Это подтверждает опыт эффективного функционирования тех потребительских обществ, которые управляются опытными, обладающими высокой квалификацией руководителями, сумевшими сформировать команду ответственных и грамотных единомышленников. Однако уровень квалификации и руководителей, и специалистов многих организаций российской потребительской кооперации на сегодняшний день является недостаточно высоким, что во многом объясняет неудовлетворительные результаты их деятельности.
Уровень квалификации работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и опыта, определяющих степень его готовности к выполнению своих должностных обязанностей. Наличие квалифицированных кадров является необходимым условием развития современной организации. С особой силой данная зависимость проявляется в настоящий период, характеризующийся глубокими преобразованиями социально-экономической структуры российского общества, все большим влиянием научно-технической революции на процессы производства, управления, коммуникации. Одним из главных следствий этого процесса является повышение требований к качеству трудовых ресурсов
и повышение нижней границы образовательного и профессионального уровня кадров.
Проблема обеспечения организаций и предприятий сотрудниками, имеющими высокий уровень квалификации, особенно актуальна в сфере потребительской кооперации, поскольку кооперативам нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют кооперативные принципы и идеологию. Сегодня перед российским кооперативным движением стоят масштабные, серьезные задачи, которые под силу высококлассным специалистам, знающим специфику потребительской кооперации, владеющим современными методами экономического анализа и управления. Задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки и повышения уровня квалификации кадров, в первую очередь, управленческого персонала.
Необходимо учитывать, что в рыночной экономике руководство предприятий и организаций потребительской кооперации сталкивается с необходимостью самостоятельного принятия решений, ранее являющейся прерогативой вышестоящих органов управления. Оно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и тактику развития организации, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает структурные вопросы (создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав союзов, ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления).
Для работы любого, в том числе кооперативного, предприятия в условиях рынка характерны черты самостоятельности, что требует расширения сферы управления, увеличения объема и усложнения характера работ, выполняемых руководителями. Существенно возрастает ответственность за своевременность и качество принимаемых реше-
ний. Принимать эффективные и конкурентоспособные решения могут только руководители, имеющие профессиональную подготовку, непрерывно повышающие свою квалификацию и образовательный уровень, осуществляющие правильный подбор и расстановку кадров.
Таким образом, в современных условиях все большее значение приобретает повышение квалификации управленческих кадров, занимающих ключевое положение в ресурсном потенциале и, по сути, определяющих уровень конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается следующими обстоятельствами:
- интенсификация процесса обесценивания полученных в учебных заведениях знаний и умений. Динамика научно-технического прогресса и социально-экономического развития ускоряет процесс старения профессиональных знаний и навыков, который составляет по разным оценкам от 5-8 до 20-30% в зависимости от отраслей экономики и требует формирования системы непрерывного обучения персонала. Кроме того, на потребность в профессиональном развитии влияет изменение стратегии развития организации, создание новых организационных структур, освоение новых видов деятельности (диверсификация производства и др.);
- объективное снижение возможности количественного увеличения кадров в условиях рыночной экономики, что обусловливает необходимость поиска ресурсов интенсивного роста способностей и талантов работников;
- недостаточно высокий уровень образования руководителей организаций и предприятий системы потребительской кооперации. Даже наличие высшего специального образования в современных условиях не является гарантией профессиональной компетенции в связи с коренным изменением условий хозяйствования. Тем более, что по состоянию на 01.01.06 г. в системе потребительской кооперации Республики Башкортостан лишь 42% руководителей имели высшее образование, из них в возрасте до 40 лет - только каждый третий.
Теоретические выводы о влиянии управленческих кадров на конкурентоспособность потребительской кооперации могут быть подкреплены с помощью практических исследований. Для этого необходимо решение следующих задач:
- оценка конкурентоспособности организаций потребительской кооперации;
- характеристика руководящих кадров данных организаций;
- соотнесение результатов функционирования выбранных организаций и характеристик их руководства.
Для решения первой задачи была произведена оценка конкурентоспособности 54 районных потребительских обществ Республики Башкортостан в соответствии с методом анализа иерархий (МАИ) Т. Саати, позволяющим учитывать количественные и качественные показатели вариантов [1]. Исполь-
зуемая методика подразумевает оценку ряда показателей конкурентоспособности организаций потребительской кооперации и показателей, характеризующих конкурентную среду, в которой они осуществляют свою деятельность.
К единичным показателям оценки конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации относятся:
1) степень кооперирования населения ^);
2) охват товарооборотом потребительской кооперации денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров ^2);
3) удельный вес товарооборота потребительской кооперации в товарообороте территории (ф).
На основе экспертной оценки специалистов Башкирского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации и Башкирского республиканского потребительского союза была составлена матрица парных сравнений относительных важностей единичных показателей конкурентоспособности, с точки зрения общей конкурентоспособности, и определены весомости этих показателей (^^
В результате обработки матрицы парных сравнений получены значения весомостей q1=0,2, q2=0,53, q3=0,27.
Наиболее весомым единичным показателем является охват товарооборотом денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров ^2), т.к. основная конкурентная борьба потребительской кооперации с другими хозяйствующими субъектами рынка ведется за денежные доходы сельского населения, направляемые на покупку товаров.
Следующим по важности является удельный вес товарооборота потребительской кооперации в товарообороте территории (ф), т.к. характеризует захват данного сегмента рынка.
Третьим по важности (в данной оценке) является показатель степени кооперирования населения обслуживаемой территории ^), т.к. пайщики влияют на привлечение финансовых средств и денежных доходов, направленных на покупку товаров.
Интегральный показатель конкурентоспособности характеризует эффективность социальноэкономической деятельности организаций потребительской кооперации. Интегральный показатель конкурентоспособности вычисляется по формуле:
Кинтег = (1)
где q1 - единичные показатели конкурентоспособности; *^- весомости единичных показателей конкурентоспособности.
Интегральный показатель конкурентоспособности организаций потребительской кооперации может изменяться в пределах от 0-100% и чем более высокие значения единичных показателей, тем ближе значение Кинтег к 100%.
В зависимости от величины интегрального показателя конкурентоспособности выделены пять групп районных потребительских обществ Республики Башкортостан (табл.).
На рис. 1 графически представлена группировка районных потребительских обществ по интегральному показателю конкурентоспособности.
Таблица
Группировка районных потребительских обществ по интегральному показателю конкурентоспособности
Г руппы Характеристика потребительского общества Г раницы группы Кол-во ПО в группе
1 С низкой конкурентоспособностью 0-20 13
2 С удовлетворительной конкурентоспособностью 21-40 19
3 Со средней конкурентоспособностью 41-60 19
4 С хорошей конкурентоспособностью 61-80 2
5 С высокой конкурентоспособностью 81-100 1
Ау ргазинское Ду ванское Бакалинское
Ку шнаренков ское
Аль^ышин^^о^________________гБелоХ§йбоЛл!
инское Дав леканов ское Белокатайское Учалинское
Стерлитамакское Зианчуринское Янау льское
Дюртюлинское Бураев ское Караидельское Бу здякское
Бирское Абзелилов ское
Баймакское Ермекеевское Ту ймазинское Благовещенское
Белебеевское Гафурийское Кармаскалинское
Стерлибашевское Шаранское Ку гарчинское
Краснокамское Чишминское Кигинское Илишевское
Бу рзянское Мелеузовское
Аскинское Ну римановское Зилаирское Салаватское
Архангельское Ку юргазинское Иглинское
Балтачев ское Чекмагу шевское
Мишкинское
ИшимбаЙУфймі
ское
Мечетлинское
Бижбулякское Калтасинское Миякинское ское
Рис. 1. Группировка районных потребительских обществ по интегральному показателю конкурентоспособности.
Для оценки руководящих кадров обследованных районных потребительских обществ была разработана анкета, раскрывающая следующие характеристики сотрудника: возраст, пол, стаж работы в системе потребительской кооперации, образование с указанием специальности. Анкеты были разосланы в потребительские общества каждого из пятидесяти четырех районов Республики Башкортостан. Проведенные исследования управленческих кадров системы Башкирского потребительского союза дают возможность охарактеризовать их в целом и по следующим категориям: председатели правлений,
заместители председателей правлений, главные бухгалтера, начальники отделов, директора предприятий, председатели ревизионных комиссий.
Оценка руководящего персонала, относящегося к данным категориям, была произведена в 2006 и 2007 гг. (рис. 2), что позволило сделать ряд выводов по динамике образовательного уровня управленческих кадров системы потребительской кооперации Республики Башкортостан:
■ наиболее высокий уровень образования имеют председатели правлений;
■ число специалистов с высшим образованием среди главных бухгалтеров увеличилось почти в 2 раза, при этом в 2007 г. оно составило только 34%;
■ менее половины заместителей председателей правлений имеют высшее образование;
■ повысился образовательный уровень по категориям начальники отделов и директора предприятий;
■ председатели ревкомиссий так же, как и главные бухгалтера, в большинстве своем не имеют высшего образования.
По результатам исследований был произведен анализ взаимосвязи между иерархическим уровнем управленческих кадров и интегральным показателем конкурентоспособности.
Анализ влияния образовательного уровня управленческих кадров на интегральный показатель конку-
рентоспособности (рис. 3) позволил сделать вывод о том, что личностные и квалификационные характеристики руководителей оказывают непосредственное влияние на эффективность функционирования организаций потребительской кооперации, выраженную показателями конкурентоспособности.
Таким образом, квалификация управленческого персонала является одним из важнейших факторов конкурентоспособности как отдельных организаций, представляющих российскую потребительскую кооперацию, так и всей системы в целом. Учет и использование социальных и психологических особенностей персонала и отдельных личностей, занимающих руководящее положение в коллективе, является основным средством повышения эффективности деятельности потребительских кооперативов.
■ среднее ш среднепрофессиональное □ высшее
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Л
щ
76,0;
; ё
: 24,0І
А У///3
^ 1 І I
о ЇЇ ^ о Ф ^
С
ф
Ё
2
х
ю
О ф Ф о
(и Ф
СО ф
5 ш
^ со
1 2 л ^
га £
¡5 &
^ Ё О ^ Р ^
X с & 4
Рис. 2. Структура управленческих кадров в 2007 г. по уровню образования, в %.
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ «►
♦ ♦ ♦
♦
♦ І ♦
♦ ♦♦ ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦ * ♦
Ф-ФФп 1 1 1 1 1 1 1 1 1
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
0
Интегральный показатель конкурентоспособности, %
Рис. 3. Зависимость интегрального показателя конкурентоспособности от уровня высшего образования управленческих кадров.
Наиболее полное использование возможностей персонала управления потребительской кооперации, а также развитие потенциала руководящих кадров возможны только при условии создания единой научной системы управления кадрами потребительской кооперации. Данная система должна включать, прежде всего, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей
рассматриваемой сферы, а профессиональное развитие управленческого персонала представлено как комплексный непрерывный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саати Т. Л. Принятие решений: метод анализа иерархий.
М.: Радио и связь, 1993. -314 с.
Поступила в редакцию 17.04.2008 г.