Научная статья на тему 'Анализ влияния информационного маркетинга на самомедикацию и потебительский выбор витаминов'

Анализ влияния информационного маркетинга на самомедикацию и потебительский выбор витаминов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния информационного маркетинга на самомедикацию и потебительский выбор витаминов»

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА НА САМОМЕДИКАЦИЮ И ПОТЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР ВИТАМИНОВ

Сбоева С.Г., Клюева Ю.А., Мухаметшина Н.И.

ГОУ ВПО ММЛ, Москва.

Цель исследования - ситуационный анализ применения информационного маркетинга и медиа-технологий в оценке самомедикации и потребительского выбора витаминов.

Методы: маркетинговый анализ, статистический, социологический.

На основе комплексного анализа отечественной и зарубежной научной литературы, современного состояния использования информационного маркетинга в фармацевтических организациях в России и за рубежом, удалось установить, что наряду с традиционными инструментами маркетинговых коммуникаций (рекламой, связями с общественностью, стимулированием сбыта) перспективным является информационный директ-маркетинг (ДМ), обеспечивающий снижение издержек за счёт работы в основном с лояльными клиентами, а так же высокую результативность, обусловленную многообразием каналов обратной связи.

Директ-маркетинг (прямой маркетинг) как прием продвижения включает: прямую рассылку (рассылку по почте, SMS специально подготовленного предложения по адресному списку) и интерактивный маркетинг (рекламное сообщение по ТВ, радио, в Интернете, печатных изданиях нацеленное на отклик целевой аудитории с помощью «горячей линии» или «купонов обратной связи»). Каналы ДМ представлены на схеме 1.

В практике российских аптечных учреждений технологии прямого маркетинга в настоящее время пока не получили широкого распространения. Это объясняется озабоченностью общественности вторжением в частную жизнь, непрерывным обновлением базы данных, высокой по сравнению с другими инструментами стоимостью каналов связи с потребителем.

С целью оценки потребительской удовлетворённости нами в результате обобщения литературных данных и модификации классической модели Котлера составлена информационная модель поведения потребителей на рынке безрецептурных ЛС. А также для оперативного сбора информации о клиенте и формирования потребительского поведения на рынке безрецептурных лекарственных средств разработан методический подход к использованию технологий прямого маркетинга, который включал четыре этапа:

□ Получение информации о потребностях покупателей с помощью ДМ

□ Формирование базы данных потребителей

□ Разработка мероприятий по обеспечению потребительской лояльности

□ Обеспечение обратной связи с потребителями.

Проведённое в 10 аптечных учреждениях в 2008году пилотное социологическое исследование подтвердило мнение многих специалистов, что большое значение в потребительском поведении на рынке безрецептурных препаратов играет самомедикация. По определению ВОЗ, самомедикация (ответственное самолечение) - это применение пациентами ЛС, реализуемых в свободной продаже, для профилактики и лечения легких расстройств. Особенно способствует нарастанию массовости самомедикации широкое использование интернет технологий.В структуре профилактических средств, применяемых для оздоровления наиболее популярными являются витамины.

В результате анкетирования (350 респондентов) в аптеках, ВУЗах и коммерческих организациях г. Москвы в 2009 году составлены социально-демографические портреты потребителей витаминных препаратов и лекарственных растительных средств, содержащих витамины. Установлено, что наибольший сегмент потребителей витаминов — женщины (68%) среди которых трудоспособное население ( в возрасте от 23 до 60лет) составляет 55%. В опросе приняли участие студенты и учащиеся (21%) работники аптек и других коммерческих организаций 57%), пенсионеры (22%). Преобладающая часть респондентов имеет профессиональное образование (81%), в том числе высшее и неполное высшее (49%).

Было выявлено, что среди потребителей различных возрастных групп доминирующие источники информации -рекомендации провизора, а так же советы родственников и знакомых. Была выявлена особенность: респонденты старше 60 лет менее всего используют Интернет-ресурсы для осведомления о витаминах и их содержащих фитопрепаратов. Для большинства опрошенных в возрасте от 18 до 40 лет Интернет является основным источником получения информации о ЛС. Это объясняется различными социальными возможностями населения, а также грамотностью в области информационных технологий.

Определены мотивация и поведение пациентов при возникновении первых симптомов заболевания, 57% респондентов используют самомедикацию, причем из них подавляющее большинство (75%) мужчин. Основной причиной ответственного самолечения 49% респондентов называют нежелание расходовать время на визит к врачу.

Большая часть посетителей аптек (69%) при покупке витаминов и витаминосодержащих фитопрепаратов обращаются за консультацией к провизору. Респондентами были названы наиболее эффективные инструменты информационного маркетинга при продвижении исследуемых ЛС безрецептурного отпуска, среди них Интернет-маркетинг (36%) занимает первое место. По результатам исследования нами определены наиболее популярные витамины и витаминсодержащие лекарственное растительное сырьё (ЛРС) и наличие их в домашних аптечках респондентов. Также была выявлена привлекательность потребительских качеств витаминов. Для потребителей независимо от возраста наибольшее значение имеет производитель ЛС. Комфортность применения витаминов

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [4б9]

привлекает лиц в возрасте до 22 лет (17%) и от 23 до 40 лет (15%), что зачастую связано с быстрым темпом жизни и нехваткой времени на приготовление настоев и отваров из ЛРС. Ценовая доступность ЛРС, содержащих витамины, имеет большое значение для потребителей независимо от их возраста. Однако она является наиболее важным фактором для потребителей старше 60 лет (44%). Фитопрепараты, содержащие витамины, примерно одинаково привлекают внимание представителей различных возрастных групп. Однако следует отметить, что 36% респондентов, отметили отсутствие ЛРС, содержащих витамины, в домашних аптечках.

С целью повышения конкурентоспособности фармацевтической организации нами разработаны методические основы продвижения лекарственного растительного сырья, содержащего витамины с применением технологий директ-маркетинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [470]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.