Научная статья на тему 'Изучение факторов успеха аптек и потребительских предпочтений населения на рынке витаминных препаратов'

Изучение факторов успеха аптек и потребительских предпочтений населения на рынке витаминных препаратов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
567
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение факторов успеха аптек и потребительских предпочтений населения на рынке витаминных препаратов»

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ УСПЕХА АПТЕК И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ.

Михайлов А.В., Усанова А.Ю.

ГОУ ВПО Московская Медицинская академия им. И.М.Сеченова, Россия

Одним из важных условий достижения успеха аптечных организаций на рынке лекарственных препаратов является установление предпочтений потребителей. Для сбора информации нами было проведено в 20-ти аптеках Москвы в 2008-2009 гг. по разработанной анкете для экспресс-опроса посетителей с целью выявления мотивации выбора витаминов и витаминных комплексов.

Как показало исследование, основными посетителями аптек являются женщины, доля которых составляет 76% общего количества опрошенных респондентов. Возрастной диапазон посетителей достаточно широк, колеблется от 20 до 60 лет. Основная доля посетителей относится к возрастной категории от 41 до 60 лет, средний возраст посетителя составляет 43 года.

Привлекательность аптеки, которая определяет желание клиента совершить покупку и лояльность заведению, характеризуется определенными признаками. Основными факторами успеха аптек, по мнению респондентов, стали взвешенная ценовая политика (26,7%), широкий ассортимент (20%), квалифицированное обслуживание (9%), удобное расположение (9%), открытая форма выкладки аптечного ассортимента (5%). Остальные факторы, такие, как удобный график работы, приятный интерьер, наличие отделов оптики, грамотная выкладка товара важны для формирования постоянного круга клиентов и созданию торговой марки, имиджа аптеки.

Оценка приверженности посетителей анализируемых аптек показала, что 72% респондентов являются постоянными клиентами. Остальные 28% клиентов не пользуются услугами конкретного аптечного учреждения и осуществляют покупку витаминных препаратов в различных аптеках.

Первоначальный выбор аптек посетителями носит субъективный характер, главными источниками информации, на основании которой клиенты впервые узнали об аптеке, являются заметное внешнее оформление (62% респондентов) и положительная рекомендация друзей и знакомых (27%).

Посетители отмечали значимость режима работы аптеки как фактора удобства ее посещения. За режим работы с 8.00 до 19.00 высказалось большинство респондентов (63%), 13% опрашиваемых удобен круглосуточный график работы аптеки.

Важным фактором выбора аптек является открытая форма торговли, при которой покупатели имеют возможность самостоятельно выбрать безрецептурные лекарственные препараты (далее ЛП). Большинство респондентов признали открытую форму удобной (44%), 22% покупателей отдали предпочтение традиционной закрытой форме торговли, 34% выкладка ЛП оказалась безразличной (рисунок 7).

На приобретение витаминных препаратов респондентами в основном повлияла реклама в СМИ (34%). Из них большинство имеют возраст до 20 лет (33%) и 40-50 лет (33%).

Консультация фармацевтических работников была критерием для выбора препарата у 27% , из них респонденты в возрасте 25-40 лет составили 48%. Рекомендацией друзей/родственников воспользовались 15% опрашиваемых, среди них большинство в возрасте до 20лет (36%), и 25-40 лет (29%). По рецепту/совету врача приобретают витаминные препараты 10% респондентов, из них в возрасте от 50 до 60 лет (42,8%) и 27,3% от 25 до 40 лет соответственно. По другим причинам приобретают витаминные препараты 14% респондентов. Из них большинство имеют возраст от 30 до 40 лет (33%) и 40-50 лет (35%).

Большая часть потребители приобретают витаминные препараты для себя (67%), в возрасте 25-40 лет (43%), 4050 лет (24%), 50-60 лет (11%). Для друзей или родственников приобретают витамины 18% респондентов, большая часть которых в возрасте 25-40 лет (34%).

Укрепление иммунитета - цель приема витаминных препаратов указали 32% опрошенных. Из них в возрасте от 40 до 50 лет (36,8%), а также 20-30 лет (35%). Более 29% респондентов принимают витаминные комплексы с целью удовлетворения потребности организма в витаминах. Это потребители 30-40 лет (41,7%) и лица в возрасте до 20 лет (37,5%).Для стимулирования умственной и физической активности витаминные препараты принимают 24% опрошенных, среди них дети и подростки (37,5%) и люди 40-50 лет (26,3%). 10% респондентов приобретают препараты по рецепту врача, основной возраст которых 40-50 лет (15,8%) (рисунок 1).

Рисунок 1. Цель приема витаминных препаратов респондентами (%).

1^^Р\29 □ Удовлетворение

потребности организма в

[ \ витаминах

241/у □ Укрепление иммунитета

—^32

В зависимости от страны-производителя витаминных препаратов: отечественным препаратам отдают предпочтение 31% респондентов, импортным- 51%, страна-производитель безразлична 18% респондентам с доходом на одного члена семьи свыше 10 тыс. рублей. При доходе на одного члена семьи менее 10 тыс. рублей

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

предпочтение отечественным витаминным препаратам отдают 63% респондентов, 22% потребителей выбирают импортные препараты, 15% страна-производитель препарата безразлична.

Преимущества используемых ими витаминных препаратов респонденты оценили следующим образом: 32% опрошенных утверждают, что их препарат содержит оптимальные дозы необходимых организму веществ - это лица до 20 лет (42,8%) и 50-60 лет (36%).

Не содержит искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов - приоритет витаминов 14% респондентов. Их средний возраст - 40-50 лет (16,7%).

Приемлемую цену считают достоинством своего витаминного препарата 23% респондентов, большинство (22%) от 30 до 40 лет.

В своем рационе витаминными препаратами пользуются ежедневно 7% респондентов в возрасте 25-40лет (14%) и от 40 до 50 лет (11%). Около 16% опрошенных принимают витаминные препараты несистематически. В основном это люди 25-40 лет (48%). 57% посетителей аптек принимают препараты весной или осенью, из них большинство имеет возраст 25-40 лет (36%) и 40-50 лет (28%) (рисунок 13).

Предпочтения респондентов при выборе конкретных витаминных препаратов распределились так: Витрум (Юнифарм ИНК) предпочитают 18% потребителей, Компливит (Фармстандарт-Уфавит) - 20%, Мульти-табс (Ферросан) принимают 16% опрашиваемых, препарат Мильгамма (Вёрваг Фарма ГМБХ) принимают 10% респондентов, Супрадин (Байер Консьюмер КЭР) - 14%, Биовиталь (Байер Консьюмер КЭР) используют 12% потребителей, Дуовит (КРКА) -10%.

Особенности потребительского поведения позволяют сделать вывод, что конкурентное преимущество аптечной организации на рынке достигается за счет эффективной политики ценообразования, взвешенной ассортиментной политики, высокого качества сервиса, удобного месторасположения.

ЛИТЕРАТУРА

1. М.В. Рыжкова, С.Г. Сбоева Логический менеджмент фармацевтических организаций. М.: «Профессионал-Центр», 2003, 280 с.

2. А.В. Михайлов, А.Ю. Усанова. Методический подход к оптимизации ассортимента витаминных препаратов в аптеках. М.: Сборник материалов XVI Российского Национального Конгресса «Человек и Лекарство», тезисы докладов, 2009, с 700-701.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т. 13.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т. 12.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т. 10.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.