Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТАРИФАМИ В ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТАРИФАМИ В ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

32
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ТАРИФ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛЬЕ / МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Ольга Ивановна

В статье представлена теория и практика управления тарифами жилищнокоммунальных услуг в России. Рассмотрен российский опыт управления тарифами и проведен ретроспективный анализ стоимости основных тарифов: за газ, тепло и электричество. Определено, что за последние 15 лет тарифы выросли в несколько, иногда даже в десятки раз, и что государство выделяет значительные средства на субсидирование жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MANAGEMENT OF TARIFFS IN THE SECTOR OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article presents the theory and practice of tariffs of housing and communal services in Russia. Considered the Russian experience of management fees and carried out a retrospective analysis of the cost of basic tariffs for gas, heat and electricity. Determined that over the past 15 years, the rates have increased several, sometimes even dozens of times, and that the state allocates significant funds to subsidize housing and communal services.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТАРИФАМИ В ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО и ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 33.87

Анализ управления тарифами в отрасли жилищно-коммунального хозяйства

Панова О.И., Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Ключевые слова: управление, тариф, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, жилье, многоквартирный дом, ресурсоснабжающая организация, льготы, субсидии.

В статье представлена теория и практика управления тарифами жилищно-коммунальных услуг в России. Рассмотрен российский опыт управления тарифами и проведен ретроспективный анализ стоимости основных тарифов: за газ, тепло и электричество. Определено, что за последние 15 лет тарифы выросли в несколько, иногда даже в десятки раз, и что государство выделяет значительные средства на субсидирование жилищно-коммунальных услуг.

Analysis of the management of tariffs in the sector of housing and communal services

Panova O.I., Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering

Keywords: management, tariff, housing and communal services, housing and communal services, housing, apartment building, a resource providing organization, incentives, subsidies.

The article presents the theory and practice of tariffs of housing and communal services in Russia. Considered the Russian experience of management fees and carried out a retrospective analysis of the cost of basic tariffs for gas, heat and electricity. Determined that over the past 15 years, the rates have increased several, sometimes even dozens of times, and that the state allocates significant funds to subsidize housing and communal services.

Что такое тариф? Откуда возникло это понятие? Тариф - это ставка оплаты за услуги производственного или непроизводственного характера. В России понятие "тариф" впервые появилось в 1974 году в Морском уставе. Тарифы устанавливают естественные монополии, регулируемые государством. Монополии могут устанавливать высокие тарифы, поэтому их работу регулируют госорганы. Они же устанавливают ограничения в тарифах. Но каким образом? И как, ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, на рекомендуемых государством тарифах, устанавливает свои тарифные ставки? Чтобы понять, почему ресурсоснабжающая организация (РСО) установила какой-либо

тариф в отрасли ЖКХ, государственному органу необходимо посмотреть план развития РСО, инвестиционные планы, расходы на содержание персонала, понять, какие средства необходимы для модернизации техники, оборудования и т.д. Данная информация требуется для понимания - куда тратятся деньги. Проще говоря, государственные органы контролируют, на что тратятся денежные средства, которые население платит в виде тарифов.

Раньше, в советское время, в России основную часть тарифов оплачивало государство. Сейчас бремя за услуги ЖКХ легло на плечи собственников жилья (не будем пока что говорить о льготах и субсидиях). Отметим, что расходы на электричество до сих пор частично оплачиваются государством, потому что стоимость энергоресурсов достаточно высокая. Ежегодно бюджет страны платит около 1,5 млрд. руб. за электричество, компенсируя населению разницу в цене, и сдерживая социальное недовольство граждан. Если бы государство не помогало, то россияне платили за электричество примерно столько же, как американцы или финны.

В России в разных субъектах РФ разные тарифы. От чего это зависит? Дело в том, что субъекты очень разные и отличаются друг от друга, да и база для тарифов очень разная.

Сколько оплачивает население за услуги ЖКУ в России? На рис. 1 проиллюстрирована оплата населением коммунальных услуг с 2000 по 2014 гг.

На рис. 1 видно, что с 2000 по 2014 гг. происходит планомерное повышение начислений жилищно-коммунальных платежей в России, что связано с ростом тарифов.

Если сделать обзор тарифов по России, то можно заметить, что тарифы на одну и ту же услугу, например, водоснабжение и водоотведение могут отличаться в несколько раз. Мы думаем, что регионы, которые уже имеют высокие тарифы, построили объекты коммунальной инфраструктуры, могли бы сильно не повышать тарифы, и работать с тем, что уже есть. А в регионах, где ситуация запущенная,

млрд.руб.

2000 2010 2011 2012 2014

Рис.1. График начислений жилищно-коммунальных платежей (в целом по России)

тарифы исторически были очень низкими, и системы пришли в упадок, следует повышать тарифы.

Рассмотрим оплату начислений услуг ЖКУ по их видам, с 2005 по 2014 гг., чтобы проследить динамику изменений более детально (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что с 2005 по 2014 годы наблюдается постоянное увеличение сумм на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Это связано не только с ростом тарифов, но и с потреблением различных видов услуг. Кто-то больше, кто-то меньше потребляет воды, электроэнергии. Если говорить про воду, то в последнее время наблюдается тенденция снижения потребления воды. Жильцы научились экономить на этом виде услуги при помощи приборов учета. Когда приборы будут установлены у всех потребителей, то этот процесс начнется уже более активно. Самая сложная проблема для жильцов - это контроль за потребляемым теплом. Для начала, у дома должен быть установлен общедомовой прибор учета по теплу.

Поговорим еще об одной проблеме, которая существует при оплате за тепловую энергию - это теплопотери. Во-первых, теплопотери часто связаны с потерей тепла на теплотрассе, например, из-за ржавых труб, либо из-за не теплоизолированных труб. Во-вторых, теплопотери связаны с тем, что большинство домов России не обладают всеми необходимыми характеристиками, присущими энергоэффективным домам.

Ниже, на рис. 3 и 4 приведены показатели, иллюстрирующие потери тепла в сетях в целом по России и по субъектам РФ.

Из рис. 3 и 4 можно наблюдать, что потери тепла на теплотрассах с 2000 по 2014 годы увеличились из-за изношенности коммуникаций. Наибольшие потери наблюдаются в Дальневосточном федеральном округе.

В 2013, 2014 гг. процент расхода на услуги ЖКХ российской семьи в среднем

2011 2012 -водоотведение —водоснабжение электроснабжение—потопление

Рис.2. Динамика оплаты населением ЖКУ по видам услуг

Рис.3. Потери тепла в сетях (в целом по России)

22 17 12

19 19,3 М— 20,7 21

у / 14,6 уд

11,9

я ^ШД -*- 1 -- -» - -♦

7Д 8,7 8,6 8 зд

2000 2005 2010 2011 2012 2014

-3

-ЦФО (Центральный округ) ■СКФО (Сеиеро-Каьказский округ) ДФО (Дальневосточный округ)

Рис.4. Потери тепла в сети по округам России

составлял 10%от совокупного дохода семьи. В 2015 году этот процент стал выше из-за наступившего экономического кризиса, снижения доходов, безработицы, повышения курса доллара и общего повышения цен. Необходимо знать о том, что если расходы на услуги ЖКХ у семьи превышают 22% от их совокупного дохода, граждане могут обратиться за субсидиями. В Москве этот процент ниже - 10% от совокупного дохода, но в зависимости от размера квартиры, м2 (по состоянию на 01.05.2015 г.). В 2013 году за субсидиями обратилось около 1/3 страны, это приблизительно 40 млн. человек.

По данным государственной статистики тарифы за год выросли более чем на 10%, если сравнивать показатели марта 2014 года и марта 2015 года. Рост инфляции за этот же период составил примерно 17%. В регионах начала расти задолженность по оплате ЖКХ. Особенно по "неотключаемым объектам" - больницам, садикам и т.д. Для регулирования этой ситуации с января 2016 год был введен закон, предусматривающий большие пени за каждый день просрочки. Закон ввели, но бремя завышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги легло на плечи потребителей, которым достаточно трудно оплачивать их в такое непростое для нашей страны время - время экономического кризиса. Данные платежи начали составлять значительную долю от дохода семьи.

Рассмотрим в таблице 1 уровень возмещения населением затрат по отдельным видам ЖКУ в Республике Бурятия в 2015 году (по данным сайта статистики www. gks.ru).

Таблица 1 показывает, что в Республике Бурятия в 2015 году был высокий уровень оплаты за услуги ЖКУ, который достиг 91%.

Каким образом сейчас определяются тарифы на услуги ЖКХ? На основе законов, инструкций и положений. Минстрой вместе со всеми заинтересованными органами власти и экспертным сообществом в 2014 году разработал Федеральный закон, который внес изменения в Жилищный Кодекс в соответствии с которым, плата граждан была ограничена индексами. Если просто сказать, то было введено двухуровневое ограничение с 01.07.2014 года. Были введены индексы по субъекту. Индекс - это средневзвешенная величина, показывающая общий рост тарифов. Губернаторы, как представители исполнительной власти, утверждают индексы по конкретному муниципальному образованию. Данный механизм с 1 июля 2014 года полностью введен в действие. Оговоримся, что согласно подзаконным актам муниципальным образованиям и их собраниям, разрешено применять повышающие коэффициенты. Если муниципалитет принимает такое решение, то тариф должен быть выше, чем требуется. Это право отдано муниципальным образованиям. Получается, что существуют рамки выхода из существующего законодательства, которые не должны превышать 35% (по данным на 01.05.2015).

Говоря про тарифообразование и ставки на содержание общего имущества (жилищные платежи), заметим, что государство к данным тарифам не имеет никакого отношения. Их определяют собственники многоквартирных домов на собрании. Если собственники организаций не могут договориться с управляющей компанией или с правлением своего ТСЖ, то претензии по завышенным платежам на жилищные услуги они могут предъявлять только сами себе. А вот тарифы на коммунальные услуги регулируются государством и определяются региональными энергетическими комиссиями.

Таблица 1

Уровень возмещения населением затрат по ЖКУ

Наименование Стоимость ЖКУ для населения, руб. Возмещение затрат на предоставление услуг за счет платежей населения, руб. Фактическое возмещение затрат населения за предоставление услуг, руб. Уровень возмещения населением затрат за предоставление услуг, %

установленный фактический

Все жилищно-коммунальные услуги, итого 2016 2016 1836 100 91

Из них:

жилищные (содержание жилья, обслуживание лифтового хозяйства, содержание и вывоз твердых бытовых отходов, плата за наем) 309 309 264 100 83

водоснабжение 47 47 41 100 86

водоотведение 103 103 90 100 87

отопление 838 838 776 100 93

горячее водоснабжение 155 155 141 100 91

электроснабжение 564 564 524 100 93

поставка газа в баллонах 63 63 63 100 100

Согласно законодательству РФ индексация на все виды коммунальных услуг в 2015 году перенесена с 1-го января на 1-ое июля каждого года (сроком на 1 год). Каждый субъект РФ, руководствуясь приказом федеральной службы по тарифам, производит ежегодную плановую индексацию (с 1-го июля). Все тарифные решения с заложенным ростом в платежных документах граждане получают только в августе месяце.

Федеральная служба по тарифному регулированию устанавливает максимальный индекс для тарифов, а далее муниципальная власть сама решает процент индексации. Например, в Пензенской области с 01.07.2015 года, величина для водоснабжения и водоотведения могла быть повышена на 14,9%, на тепловую энергию

9,8%, на электрическую энергию 8,5%, на газ 7,48%. Уточним, что для поволжского региона это не самое большое подорожание тарифов.

В таблице 2 приведены дынные подорожания тарифов в г. Волгограде в 20102014 гг., который относится к поволжскому региону[1]:

Таблица 2

Тарифы ЖКХ, г. Волгоград, (руб/м3)

Горячее водоснабжение Холодное водоснабжение Водоотведение

2010 г. 59.94 10.58 7.60

2011 г. 68.94 12.18 8.74

2012 г. 77.21 13.50 9.68

2013 г. 84.93 14.84 10.34

2014 г. 88.75 15.51 10.82

Анализируя таблицу 2, можно точно сказать, что из года в год происходит планомерное подорожание тарифов, в т.ч. на горячее, холодное водоснабжение и водоотве-дение. Если в 2010 году жильцы г. Волгограда за горячее водоснабжение платили 59,94 руб/м3, то в 2014 году - 88,75 руб/м3. Подорожание за 5 лет достаточно существенное на 28 руб. 81 коп. за м3, практически на 30%. В плату за тепло внесены расходы на отопление подъездов и подвалов. Очевидно, что к концу месяца набегает достаточно приличная сумма за оплату коммунальных услуг, которую оплачивают потребители.

Вернемся к теме индексов. На чем они основываются? Они основываются на сценарном развитии нашей экономики. Инициирующим органом индексации является Министерство экономического развития. Данное министерство ежегодно разрабатывает и утверждает с Правительством РФ сценарный прогноз развития по двум вариантам: пессимистичный и оптимистичный. Например, уровень инфляции, который закладывали в 2014 году на 2015 год, составлял 6,7%, а по факту - около 15-16%. Явно произошла непрогнозируемая ситуация. В данном случае, государственные органы должны вмешиваться и сдерживать тарифы, и производить индексацию ниже инфляционных процессов. Населению, конечно, этого не понять, потому что они видят рост цен на коммунальные услуги, практически не индексируемую зарплату, рост цен на продукты, бензин. Люди не смотрят на статистические данные и до конца не понимают роль государства в сдерживании тарифов, потому что суммы в платежках все растут и растут. Но по факту, государство действительно сдерживает тарифы.

Кратко скажем, что при формировании сценарных условий развития экономики страны Министерство экономического развития учитывает доходы населения. Таким образом, это опосредованно вкладывается в каждое тарифное решение.

При каждом тарифном повышении ресурсоснабжающие организации заявляют желаемую величину тарифов, которые жестко регулируются законодательством. Наиболее значимая и весомая величина - это статья "топливо". Цены на газ устанавливает правительство РФ. Они являются одной из серьезных величин и в общей доле затрат занимают от 70 до 80%. Затем идет фонд оплаты труда, капитальный и

текущий ремонт, амортизация.

Ниже, в таблице 3-6 приведены основные тарифы, которые установили в Оренбуржье с 01.07.2015 г. [2]. Они действуют до 01.07.2016 года.

Таблица 3

Розничные цены на природный газ, реализуемый населению ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург" на 01.07.2015

Без приборов учета газа (за 1 чел. в месяц) руб.

Исп.плиты в домах с центр.гор. водоснабжением 83,89

Исп.плиты в домах при отсутствии центр.гор. водоснабжения 125,84

Исп. плиты и газовой колонки 209,73

Отопление жилья при отсутствии счетчика (за 1 м2 в месяц) 30,06

Стоимость 1000 м3 газа, при оплате по прибору учета газа (счетчик) 3644,00

Таблица 4 Тарифы на холодную воду и водоотведение ООО "Оренбург Водоканал" для потребителей на 01.07.2015

Холодная вода руб/м3 21,37

Водоотведение руб/м3 14,04

Таблица 5

Тарифы на горячую воду для ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" для потребителей муниципальных образований "г. Оренбург" и "г. Медногорск"на 01.07.2015

Компонент на холодную воду руб/м3 21,37 (Оренбург) 25,20 (Медногорск)

Горячая вода руб/м3 92,88 (Оренбург) 100,97 (Медногорск)

Компонент на тепловую энергию руб./Гкал 1383,59 (Оренбург) 1485,66 (Медногорск)

Таблица 6 Одноставочный тариф на электроэнергию для населения, проживающего в населенных пунктах Оренбургской области на 01.07.2015

В городских домах, оборудованных газовыми плитами 2,22 руб за 1 кВт.ч

В городских домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными приборами 1,55 руб за 1 кВт.ч

В сельских населенных пунктах 1,55 руб за 1 кВт.ч

В разных регионах России существуют разные тарифы. Но, какие бы тарифы не существовали, всегда существует категория жильцов, которая платит или не платит за коммунальные услуги вовремя. Для того чтобы потребители жилищно-коммунальных услуг вовремя платили за услуги, с 01.01.2016 года вышел закон, который предусматривает жесткие требования за просрочку платежей. Это касается пени:

1. С тридцать первого дня просрочки, пеня, за каждый день, составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

2. С девяносто первого дня просрочки, пеня, за каждый день, составляет 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Центральный банк устанавливает ставку 11%.

Если потребитель задолжает за услуги ЖКХ более чем девяносто один день, то пеня будет насчитываться исходя из банковской ставки 11%. Это примерно, как взять кредит в банке под 11% процентов. Возможно, хорошо, что наше государство ввело такие жесткие меры регулирования. Это позволит управляющим организациям вовремя платить ресурсоснабжающим организациям за услуги, да и жильцы домов будут более дисциплинированными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какова задолженность за услуги ЖКХ в России? В таблице 7 приведены статистические данные по задолженности за 2000-2014 годы [3].

Таблица 7

Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2000-2014 годы

(в целом по России, млн. руб)

Наименование 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2014

Задолженность по

оплате жилищно- коммунальных услуг, всего, млн. руб. 13069,7 36121,2 42237,1 46503,9 45589,4 76451,9 95143,7 100622,2 104627,4 115623,1

Данные таблицы показывают, что задолженность за услуги ЖКХ возросла. Если в 2000 году она составляла 13069, 7 млн. руб., то в 2014 она увеличилась до 115623,1 млн. руб., т.е. почти в 9 раз. Очевидно, что задолженность с каждым годом растет, и государству было необходимо принимать какие-то меры. Так что ужесточение мер по оплате ЖКХ обоснованно и оправдано.

Сколько же приходится платить человеку за коммунальные услуги в месяц? По данным государственной статистики эта сумма в 2014 году составляла 1906 рубля на 1 человека. Ниже, в табл. 8 рассмотрим данные с 2000 по 2014 годы, которые показывают стоимость ЖКУ на 1 человека в месяц.

Анализируя данные стоимости ЖКУ на 1 человека в месяц за 2000-2014 гг., прослеживается тенденция увеличения. В 2000 году в среднем россиянин платил за услуги ЖКХ 274, 4 рубля, то уже спустя 14 лет, в 2014 году, 1906 рублей, т.е. произошло увеличение в 7 раз больше. Конечно, это связано с удорожанием ресурсов, ростом доллара, изношенностью сетей и другими факторами. Обычный россиянин понимает данные обстоятельства, но бюджет семьи - нет. Многие граждане обра-

Таблица 8

Стоимость ЖКУ на 1 человека в месяц (данные по России)

Наименование 2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2014

Стоимость ЖКУ начел. в месяц, руб. 274, 4 815,9 916, 9 1092, 9 1361 1530 1710,2 1788,9 1906

в т.ч. жилищных 64,1 225,3 240,1 285,8 396,6 433,3 496,6 541,6 609,9

в т.ч. коммунальных 210,3 590,6 676,9 807,1 964,5 1096,7 1213,6 1247,3 1296,1

щаются за социальной поддержкой. На рис. 5 мы можем увидеть процент населения России, обращающийся за субсидиями.

В 2000 году за социальной поддержкой обратился 31% граждан, в 2005 мы можем наблюдать динамику снижения до 26%, в 2007-2008 гг., увеличения до 27%, а к 2014 году - вновь снижения до 26 %. Кривая не показывает существенных увеличений, но в любом случае иллюстрирует, что почти 30% граждан не могут обойтись без поддержки государства при оплате коммунальных услуг, и это очень большой

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2014

Рис.5. Процент численности граждан пользующихся субсидиями

процент.

В вышеприведенных графиках и таблицах мы рассмотрели статистические данные в целом по России [4,5]. Теперь рассмотрим данные по отдельным округам и областям России (табл. 9, рис. 6). Для детального анализа мы выбрали несколько областей из разных федеральных округов и провели анализ за 2009-2014 годы, основываясь на данных государственной статистики.

Таблица 9

Представление гражданам социальной поддержки (льгот) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2009-2014 годы

2009 год 2010 год 2011 год 2014 год

Кол-во граждан, тыс.чел. Объем средств, млн. руб- Кол-во граждан, тыс.чел. Объем средств, млн. руб- Кол-во граждан, тыс.чел. Объем средств, млн. руб- Кол-во граждан, тыс.чел. Объем средств, млн. руб-

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЦФО г. Москва Тверская область 3328,4 17590,1 3152,0 19188,9 3176,4 21628,4 3501,7 23103,5

339,3 1426,8 337,0 1402,3 369,2 2382,1 370,5 2613,6

СЗФО г Санкт-Петербург Псковская область 1075,6 8118,4 1248,3 12098,9 1254,0 11820,1 1217,3 127350,1

231,3 717,0 217,4 1015,7 193,3 1143,0 210,8 1120,3

ЮФО Волгоградская область 593,0 3200,8 619,3 2864,2 609,3 3554,0 603,7 3410,0

СКФО Чеченская республика 374,9 119,2 406,2 1003,0 482,8 1461,3 545,4 1850,6

Рис.6. Представление гражданам социальной поддержки (льгот) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2009-2014 годы по отдельным регионам федеральных

округов

Данные таблицы 9 и рисунка 6 свидетельствуют о тенденции увеличения объема государственных средств на субсидирование услуг ЖКХ, вызванных ростом тарифов. Если говорить о столицах - г. Москве и г. Санкт-Петербурге, то очевидно, что данные регионы получают наибольшее субсидирование. Конечно, это связано с многочисленностью этих мегаполисов. В других городах и областях субсидирование гораздо меньше, потому что и количество человек в них проживает меньше. Например, в Тверской области в 2009 году объем средств направленных на субсидии по оплате ЖКХ составлял 1426,8 млн. руб., в отличие от г. Москва, где за аналогичный период на субсидии было потрачено 17590,1 млн. руб., т.е. в 12 раз больше. К 2014 году в этих же регионах отмечается увеличение средств, потраченных государственным бюджетом на субсидии гражданам. В г. Москва в 2014 году объем этих средств составлял 23103,5 млн. руб., а в Тверской области 2613,6 млн. руб.

Мы сравнили 2 региона Центрального федерального округа, а именно, г. Москву и Тверскую область, расположенную вблизи г. Москва. Сравним теперь Псковскую область (Северо-западного федерального округа) и Волгоградскую область (Южного федерального округа). Данные по этим областям также отражены на рис. 6. На нем мы можем увидеть, что субсидирование в Волгоградской области в 2009-2014 годы производилось в большем объеме, чем в Псковской области. Например, в 2014 году в Псковской области на субсидии по ЖКХ было направлено 1120,3 млн. руб., а в Волгоградской области 3410,0 млн. руб., что в 3 раза больше.

Тарифы в отрасли ЖКХ с каждым годам растут, проблемы увеличиваются, а население испытывает дискомфорт и регулярно обращается за помощью к государству. Субсидии помогают малоимущим гражданам выжить в сегодняшней экономи-

ческой ситуации в стране. Субсидии - это хорошо, а вот рост тарифов - не очень. Тарифы ежегодно меняются. В таблице 9 мы рассмотрели средние потребительские тарифы на отдельные виды ЖКУ в России в 2000-2014 гг.

В таблице 10 приведены среднестатистические тарифы на услуги ЖКУ с 2000 по 2014 годы, в целом по России. Как правило, большая часть услуг ЖКХ приходится на отопление, электричество, горячее водоснабжение. Из таблицы 10 мы можем наблюдать увеличение тарифа за электроэнергию с 2000 по 2014 года. В 2000 году он составлял 39,16 рубля за 100 кВ/ч, а в 2014 году 278,31 рубля. Произошло увеличение тарифа более чем в 7 раз. Связано это со снижением уровня государственных

Таблица 10

Средние потребительские тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг в 2000-2014 гг. в России (в руб.)

Наименование 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2014

тарифа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1.Плата за жилье

в домах государственного и муниципального 1,30 7,50 8,87 10,06 11,49 13,14 14,28 16,57 17,83 18,52

жилищных фон-

дов

2. Электроэнергия 39,16 110,62 7 145,15 165,39 206,46 232,03 249,69 269,02

в квартирах без электроплит, за 100 кВ/ч ,8 2 278,3:

3. Водоснабжение холодное и водоотведение, за 15,86 94,11 112,29 130,01 150,62 181,09 212,98 238,59 261,29 262,0

месяц с человека

4. Отопление, за м2 общей площади 1,61 9,77 11,39 13,09 15,13 18,24 21,03 22,61 24,86 25,01

5. Водоснабжение горячее, за месяц с человека 18,00 110,08 129,37 149,91 178,47 228,44 267,84 310,20 351,72 2 ич 3

6. Газ сетевой, за месяц с человека 5,66 18,08 20,63 24,30 30,20 37,04 43,81 48,32 55,36 56,01

7. Газ сжиженный, за месяц с человека 21,09 60,46 71,53 90,17 110,94 141,45 165,7 182,05 210,85 211,3

дотаций, направленных на электроэнергию. Сейчас, государство тоже дотирует этот вид тарифа, но уже в меньшем объеме. Если бы государство не помогало, то население платило бы гораздо больше за данный вид тарифа. Плата за отопление с 2000 по 2014 годы увеличилась более чем в 15 раз. Данное повышение тарифа сказалось на платежеспособности потребителей, потому что плата за тепло составляет большую долю в платежках за квартиру или дом. Безусловно, тарифы на горячее водоснабжение являются высокими для россиян, особенно, когда в 2000 году граждане за месяц, в среднем, платили 18 рублей за человека, а в 2012 году уже 352 рубля. Произошло огромное повышение цен почти в 20 раз.

Тема тарифов достаточно непростая, да и проблем, связанных с удорожанием тарифов, достаточно много. Население, конечно, хочет послаблений, которые они испытывали в советское и постсоветское время. Но, к сожалению, эти времена уже не вернутся, и государство не будет огромную часть расходов по оплате за жилищно-коммунальные услуги брать на себя. Поэтому гражданам надо вовремя оплачивать услуги ЖКХ, а если необходимо, то обращаться за субсидиями и надеяться, что в скором времени не будет резкого удорожания тарифов на услуги ЖКХ.

Библиография

1 Интернет-ресурсы: аква-монтаж.рфЛапГу.Мт1.

2. Интернет-ресурсы: http:/www.youtube.com/watch?v=5vK6m6XCdg4.

3. Жилищное хозяйство в России 2013: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2013. - 286 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - 990 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - 990 с.

6. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат. сб./Росстат-М., 2015. - 573 с.

Автор

Панова Ольга Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры математики и информационных технологий, ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет; e-mail: seif1979@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.