Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЖИЛИЩНЫЙ РЫНОК / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелина Т. И.

Жилищно-коммунальная отрасль является определяющей в предоставлении жилищно-коммунальных услуг потребителям, создающая условия, необходимые для комфортного проживания, отдыха и работы человека. Жилищно-коммунальные услуги одна из сфер, определяющая качество жизни населения регионов России. Ситуация в жилищно-коммунальной сфере Приморского края ежегодно ухудшается, тарифы на жилищно-коммунальные услуги постоянно растут, а качество обслуживания домов напротив, ухудшается. Проблема неудовлетворительного качества предоставления жилищно-коммунальных услуг существенна для большинства предприятий, оказывающих данные услуги, поэтому в статье изучены тенденции развития жилищного рынка и проблемы перехода на качественное оказание жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ»

Забелина Т.И.

старший преподаватель кафедры экономики, управления и информационных Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

филиал в г. Артеме

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Аннотация: Жилищно-коммунальная отрасль является определяющей в предоставлении жилищно-коммунальных услуг потребителям, создающая условия, необходимые для комфортного проживания, отдыха и работы человека. Жилищно-коммунальные услуги одна из сфер, определяющая качество жизни населения регионов России. Ситуация в жилищно-коммунальной сфере Приморского края ежегодно ухудшается, тарифы на жилищно-коммунальные услуги постоянно растут, а качество обслуживания домов напротив, ухудшается. Проблема неудовлетворительного качества предоставления жилищно-коммунальных услуг существенна для большинства предприятий, оказывающих данные услуги, поэтому в статье изучены тенденции развития жилищного рынка и проблемы перехода на качественное оказание жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае.

Ключевые слова: жилищно-коммунальная отрасль, жилищно-коммунальные услуги, жилищный рынок, Приморский край

Введение

Жилищно-коммунальная отрасль выступает одной из основополагающих сфер региональной экономики, главным элементом качественной социальной инфраструктуры, направленной на формирование комфортной среды для проживания населения [1, с.21]. Основная цель предприятий оказывающих жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) -это качественное удовлетворение потребностей населения и организаций в жилищно-коммунальных услугах, обеспечивающих нормальные условия для жизнедеятельности населения [2].

Жилищно-коммунальные услуги подразделяются на жилищные и коммунальные (рисунок 1).

Рисунок 1 - Виды и классификация жилищно-коммунальных услуг

В настоящее время в экономике субъектов Российской Федерации возросло значение сектора ЖКУ. Качество жилищно-коммунальных услуг является комплексной характеристикой включающей не только деятельность по обслуживанию жилого фонда, но и благоустройство прилежащих территорий, обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения в комфортном проживании и отдыхе.

В настоящее время, по мнению разных авторов, в России сохраняются проблемы в сфере ЖКХ, среди основных проблем выделяют следующие:

применение административных принципов управления на предприятиях ЖКХ;

- длительный износ основных фондов;

- низкий уровень долгосрочного инвестирования для предприятий жилищно-коммунальной сферы

- несовершенное регулирование тарифов;

- применение устаревших технологий.

Вышеуказанные проблемы существенно влияют на качество оказания жилищно-коммунальных услуг. В результате оказания некачественных ЖКУ население остается неудовлетворенным, это особенно актуально для отдаленных регионов России. Специфика таких территориальных образований, оказывает влияние на формирование эффективных систем управления предприятиями ЖКХ [2].

Для решения вышеперечисленных проблем в Приморском крае реализуется региональная программа «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013 - 2021 годы (ред. от 01.11.2019), направленная на повышение качества оказываемых ЖКУ, целями которой являются [3]:

- обеспечение населения Приморского края благоустроенным жильем, в том числе стандартным жильем, которое отвечает требованиям безопасности и экологичности, стандартам ценовой доступности;

- переселение из аварийных домов;

- повышение качества и доступности предоставляемых населению Приморского края ЖКУ;

- повышение уровня комфортности для жизни и осуществления деятельности граждан Приморского края посредством благоустройства муниципальных территорий.

Реализация региональной программы осуществляется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»

Результаты исследования

Национальным проектом предусмотрены тенденции на сокращение непригодного для проживания жилищного фонда. Так в 2019 году были расселены 404 человека, и ликвидировано 10 850 кв. метров не пригодного для жизни жилья. До 2024 планируется расселение не менее 6000 приморских жителей, ввести в эксплуатацию 3,2 миллиона квадратных метров жилой площади. Важность развития рынка благоустроенного жилья в Приморском крае обусловлена тем, что учете на получение жилья остается достаточно большое количество семей

35000 1-32551

31046 31089

ЗОООО-----28357-28531-27999—

I i i i i i i

шЛ 169lB 1284И 127тН~ 18sJ

2014 2015 2016 2017 2018 2019

■ Число семей (включая одиночек), получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год

■ Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья, (на конец года)

Рисунок 1 - Динамика семей, состоящих на учете на получение жилья

за 2014-2019 гг.

Количество семей, получивших жилье в 2019 году еще не достигло уровня 2014 года. Если в 2017 году по отношению к 2016 году количество желающих получить жилье сократилось на 8, 8%, то в 2019 году только на 1,9%

Таблица 1 - Динамика ввода в эксплуатацию жилых домов по Приморскому _краю 2014-2019гг, кв. м_

Тип жилого дома 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Многоквартирные 288 000 245 000 287 000 209 000 320 000 273 600

дома

Индивидуальные 384 000 254 000 205 000 204 000 219 000 276 100

жилые дом

Всего 672 000 499 000 492 000 412 000 538 000 549 700

В общем объеме сданных в эксплуатацию жилых домов в 2019 году 50, 2% составило индивидуальное жилье

Согласно данным опроса проведенным правительством края связано это в том числе и с более низкой стоимостью квадратного метра в муниципальных образованиях.

Таблица 2 - Динамика жилищного строительства по Приморскому краю

Тип жилого дома 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Многоквартирные -23 -15 +17 -27 +53 -14

дома

Индивидуальные +59 -34 -19 -1 +7 +26

жилые дом

Всего +9 -26 -1 -16 +31 +2

Как видно из представленных данных, объем жилищного строительства многоквартирных домов снижается, так в 2019году он составил 14 % по отношению к предыдущему году. Но при этом темпы роста индивидуального строительства выросли на 26%. В целом необходимо отметить, что темпы прироста жилищного строительства незначительные по сравнению с предыдущим годом и составляют всего 2 процента. Всего за период 2010-2019 годы было построено 428 домов общей площадью 2970807.37 м2, число квартир составило 37706 с жилой площадью 2127241.40 м2, нежилых помещений 2583.

Несмотря на кажущуюся доступность жилищного рынка есть ряд проблем, не позволяющих обеспечить высокий уровень качества проживания:

- стоимость жилья, одна из самых высоких не только на Дальнем Востоке, но и в России;

- высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг;

- низкий уровень качества обслуживания;

- систематический рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Таблица 3 - Стоимость жилищно-коммунальных услуг

Вид услуг Размер платы ЖКУ Темп роста, %

2018 2019

По всем жилищно-коммунальным услугам 39813.4 43238.7 108,6

Жилищные услуги 9769.8 10381.9 106,3

Коммунальные услуги 30043.6 32856.8 109,3

из них:

холодное водоснабжение 2115.8 2154.1 101.08

водоотведение 1281.2 1382.1 107,9

отопление 14782.4 16402.0 110,9

горячее 1905.7 2043.8 107,2

водоснабжение

электроснабжение 9812.2 10732.7 109,4

газ сжиженный 76.6 101.4 132,4

Так в среднем за год тарифы выросли от 6% до 10%. Самый низкий рост тарифов на холодное водоснабжение. Самый высокий на сжиженный газ.

5000,0 4500,0 4000,0 3500,0 3000,0 2500,0 2000,0 1500,0 1000,0 500,0 0,0

, 4861,4

4664,0

I

3078,6

2435.1 2623 7 2635 2

4 8 5

311 355 0

Ш -ш -ш

2014 2015 2016 2017 2018

I Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, тыс. человек

2019

| Размер средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млн. рублей

Рисунок 2 - Предоставление гражданам социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг

Для обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг социально- незащищенным гражданам предоставляется финансовая поддержка.

Предоставление качественных услуг важнейшая задача, реализуемая в рамках социально-экономической политики государства [4]. Для ее решения Правительством РФ разрабатываются и принимаются необходимые законы, федеральные и региональные целевые программы, направленные на реформирование жилищно-коммунальной отрасли [5, с. 162].

Следует отметить, что тенденции связанные с уровнем качества обслуживания в сфере жилищно-коммунальных услуг Приморского края такие же, как и в целом по стране. На территории Приморского края контроль за уровнем качества жилищно-коммунальных услуг осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в лице государственной жилищной инспекции Приморского края. Данным органом ежеквартально проводятся проверки по поступившим жалобам и заявлениям на уровень качества жилищно-коммунальных услуг.

Данные о проведенных инспекцией проверках и их результатах в динамике за 2014-2018 гг. представлены в таблице.

Таблица 4-Динамика проверок государственной жилищной инспекции

Приморского края за 4 квартал 2014-2018 гг., ед.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018

Проверки, в т.ч. 1920 2412 1557 585 684

- в рамках жилищного надзора 457 607 288 122 186

- в рамках лицензионного контроля 1463 1805 1269 463 498

Нарушения, в т.ч. 653 651 601 273 299

в % к общему числу 34 27 39 47 44

- требований законодательства 189 206 201 65 89

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в теплоснабжении 122 128 112 65 61

- в благоустройстве придомовых территорий 103 94 88 22 24

- по содержанию жилого фонда 94 96 82 68 79

- другие 81 75 71 32 28

- в электроснабжении 64 52 47 21 18

Из таблицы видно, что число проверок ежегодно уменьшается, при этом доля нарушений с 2014 по 2017 годы увеличивается, это говорит о неудовлетворительном состоянии жилого фонда Приморского края. Только в 2018 году наблюдается незначительное снижение нарушений по сравнению с 2017 годом (-3%) [6].

В 2019 году инспекцией Приморского края проведена 169 проверок. Путем проведения проверок обследовано 797,96 тыс. кв. м. жилых домов.

По результатам проведения проверок юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по управлению многоквартирными домами и (или) оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также ресурсоснабжающим организациям государственной жилищной инспекцией Приморского края выдано более 299 исполнительных документов.

По результатам рассмотрения административных дел на нарушителей за весь период 2019 года наложено административных штрафов на сумму 11 825,8 тыс. рублей. Оплачено административных штрафов на сумму 7 006,5 тыс. рублей.

За отчетный период в инспекцию поступило 6 922 обращений граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, из них обращений граждан 2 900, по вопросам плохого состояния внутридомовых инженерных систем, кровли, мест общего пользования; нарушение температурного режима; нарушение качества и режима предоставления услуг по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению и др. [6].

За исследуемый период наиболее число нарушений выявлено в ненадлежащем исполнении требований законодательства, в ненадлежащем предоставления услуг по теплоснабжению и содержанию жилого фонда.

В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения, из которых наиболее частыми являются [6]:

- нарушения правил содержания жилищного фонда, технической эксплуатации и управления многоквартирными домами;

- некачественное предоставление коммунальных услуг;

- нарушение требований законодательства о раскрытии информации;

- неправильный порядок расчета платы за жилищно-коммунальные услуги;

- уклонение управляющих компаний от передачи технической

документации новой выбранной собственниками домов управляющей организации.

Данные о проведенных проверках и их результатах в динамике за последние три года в разрезе городов представлены ниже

Таблица 5 - Динамика проверок государственной жилищной инспекции в _разрезе городов Приморского края за 2016-2018 гг., ед._

Показатель Владивосток Артем Уссурийск Находка

201 6 201 7 201 8 201 6 201 7 201 8 201 6 201 7 201 8 201 6 201 7 201 8

Нарушения, в т.ч. 120 52 59 74 34 35 89 40 44 64 31 27

- требований законодательств а 28 18 19 18 12 15 22 11 10 24 11 10

- в теплоснабжении 22 6 8 8 5 5 7 6 5 10 5 2

- в благоустройстве придомовых территорий 28 13 10 7 6 7 18 7 8 11 4 5

- по содержанию жилого фонда 23 7 11 16 5 5 22 8 9 8 7 6

- другие 5 4 5 17 4 2 10 4 7 5 2 2

- в электроснабжен ии 14 4 6 8 2 1 10 4 5 6 2 2

По данным таблицы видно, что в городе Владивосток особо остро стоит проблема соблюдения требований законодательства РФ, оказания качественных услуг по содержанию жилого фонда. В городе Артем также особо остро стоит проблема соблюдения требований законодательства и благоустройства придомовых территорий. В городе Уссурийск наиболее часто выявляют нарушения при оказании услуг теплоснабжения (зачастую несвоевременный запуск отопительного сезона) и содержания жилого фонда. В городе Находка большая часть нарушений выявлена при оказании услуг по содержанию жилого фонда и благоустройстве придомовых территорий.

Качественна оценка услуг ЖКХ Приморского края проведена по материалам интернет опроса населения Приморского края.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

66,1

60,6

4,3

60,1

1,3 : 1,9

5 7'

1° I

53,2

52,1

53,7

17,4 ' ' -1

к Ж.

41,1

24, 3,8 1

39,6

17.4 13,4 : 3,1

II I

29,1

50,8

РД 18§

14,

ЗД ИЛ1,3 |„ 11.1

32

'^28,1

5,3

п

.а .е- л .е. .е. »» ^ ^ ^ ^ ^

.О А

/ <о*°

^ ^ Л

л?' /<?> ^ -лу

^ сУ сУ -О4 сУ °

чг ^

.0^ ^ ^

Г А°х

Л

# ^ А*

^ у

<Г ^ О

О

о/

* .с/

оь

01

/

|Отлично иХорошо ■ Удовлетворительно ■ Неудовлетворительно иЗатрудняюсь ■ Нет такой услуги

Рисунок 3 - Удовлетворенность качеством услуг по обслуживанию домов в

2019 году, %

По результатам опроса оценены как неудовлетворительные услуги по текущему и капитальному ремонту, содержанию жилого фонда, уборке. Удовлетворительно оценено качество услуг по обслуживанию придомовой территории, лифтов. Остальные виды услуг получили оценку «хорошо». Одна из коммунальных проблем, которая беспокоит жителей Приморского края, выявленная в ходе опроса это несоответствие цены и качества коммунальных услуг, в том числе качество водопроводной воды и водоотведение.

Вопросам оказания качественных услуг было уделено внимание и на Восточном экономическом форуме, проходившем во Владивостоке в сентябре 2019 года. В рамках форума обсуждалась «Стратегия ЖКХ - 2035». В докладе, представленном на форуме, было отмечено, что износ коммунальной инфраструктуры Приморского края давно уже превышает 50%: по теплу -56%, по воде и водоотведению - уже за 60%. Бюджетное дотирование и инвестиции, которые власть ежегодно вкладывает, не дают желаемого эффекта, так как модернизация, реконструкция и планово-предупредительные ремонты, сменяются аварийно-восстановительными работами. Приморский край столкнулся с проблемой необходимости масштабной и системной замены всей системы ЖКХ [7].

Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, большое количество жалоб и выявленных нарушений свидетельствует о недостаточности принимаемых органами власти Приморского края мер по обеспечению качественного обслуживания в сфере ЖКХ. Большая часть нарушений прав граждан в ЖКХ - это следствие недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами органов

22

государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами [8,9]. Необходимо усилить государственный контроль и надзор за деятельностью организаций занимающихся оказанием жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне.

Для обеспечения защиты гражданских интересов, повышения доверия населения к исполнительным органам власти и усиления роли общественности сфере в сфере ЖКХ в 2014 г. принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В соответствии с его положениям в Приморском крае создан общественный контроль, данные о котором размещены на сайте администрации Приморского края в специальном разделе «Общественный контроль» [10].

Для эффективного реформирования сферы ЖКУ требуются квалифицированные управленцы, владеющие специальными правовыми знаниями и способные организовать не только функционирование, но и развитие жилищно-коммунального комплекса Приморского края.

Законодательство последних лет требует от должностных лиц местного самоуправления тесного взаимодействия с населением, в результате чего работа с населением в ЖКХ выходит на первый план.

Отношение население Приморского края к ЖКХ и органам государственного управления в регионе характеризуют результаты опросов. По данным ВЦИОМ качеством услуг ЖКХ удовлетворены более половины опрошенных [11]. По результатам опросов, качество ЖКУ устраивает только 60% респондентов.

В сфере ЖКХ должны совместно действовать несколько систем: мотивация поведения населения с активной жизненной позицией; постоянный контроль за ростом цен на ЖКУ и качеством их оказания; реальный механизм смены управляющих организаций.

Этому должны способствовать как персональная ответственность должностных лиц органов управления предприятий ЖКХ, должностных лиц ресурсно-снабжающих компаний, имеющих монопольное положение и договорные отношения между собственником и управляющими компаниями, и прочих хозяйствующих субъектов.

В настоящий момент Министерство строительства и ЖКХ разработали стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2035 года. Ее принципиальный подход состоит в том, чтобы в целевом понимании потребителю ЖКХ-услуг было бы все равно, на территории какого субъекта страны он живет. Чтобы условия проживания и условия предоставления ЖКХ-услуг и качество этих услуг было одинаковым по всей территории России [7].

В стратегии предусматривается вложение частных инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ, установка умных счетчиков, систему онлайн-мониторинга, внедрение энергосберегающих зданий, использование сбросного тепла, тепловых насосов, цифровизация, распределенная энергетика. Все это в совокупности даст возможность перейти на качественное

обслуживание потребителей.

Таким образом, в целях улучшения качества оказания ЖКУ в Приморском крае необходима реализация следующих мероприятий: повышение инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ; активное использование общественных организаций, контролирующих качество ЖКУ; проведение обучения и повышение уровня образования кадров в отрасли ЖКХ; осуществление модернизации, реконструкции жилищно-коммунальной инфраструктуры; внедрение инновационных технологий. Реализация указанных мероприятий даст возможность предприятиям Приморского края обеспечить качество предоставляемых населению ЖКУ и повысить эффективность деятельности предприятий ЖКХ в целом.

Список литературы:

1. Кожевников Н. С. Особенности и проблемы управления жилищно-коммунальным хозяйством сельских территорий региона // Известия высших учебных заведений. Экономика, финансы и управление производством. - № 3. - 2015. - с. 21-29

2. Акифьева Л.В., Озина А.М. Оценка качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне // Вестник НГИЭИ. 2016. - №9 (64). - С. 15-24.

3. Программа «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013 - 2021 годы» (ред. от 01.11.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460227273

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Царева Н.А. Особенности социальной стратификации населения в Приморском крае // Фундаментальные исследования. - 2014. - №12-10. -С.2261-2264.

5. Чайкина А. Н. Рынок жилищно-коммунальных услуг: особенности формирования и развития // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - № 25. - 2016. - с. 162-167

6. Государственная жилищная инспекция Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/offices/housing-supervision/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/index1.php

7. Стратегия ЖКХ - 2035. Взгляд бизнеса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-strategiya-zhkkh-2035-vzglyad-biznesa/discussion

8. Приморье вошло в четверку регионов, проваливших программу переселения из аварийного жилья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://primamedia.ru/news/886819/?from=37

9. Общественный контроль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/housing/obshchestvennyy-kontrol

10. Ярославцев А.В. Проблемы, требующие приоритетного решения в

жилищной сфере (на примере Дальневосточного федерального округа) // Власть и управление на востоке Росии. 2015. - №2(71). - С.77-84.

11. ВЦИОМ: качеством услуг ЖКХ удовлетворены более половины россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6624978

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.