Научная статья на тему 'Анализ учебной и внеучебной деятельности российских студентов в рамках российско-американской летней школы'

Анализ учебной и внеучебной деятельности российских студентов в рамках российско-американской летней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович, Сизова Марина Николаевна

В статье описаны основные структурные блоки международной дополнительной программы высшего профессионального образования "Летняя школа Валдоста". Определены основные функции российских студентов-участников программы. Проведен анализ финальных анкет российских студентов, на основании которого выявлены сформированные и развитые компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович, Сизова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN STUDENTS ACADEMIC AND COMMON ACTIVITIES WITHIN RUSSIAN-AMERICAN JOINT SUMMER SCHOOL

The main structure units of the international additional educational university co-program "Summer School Valdosta" are described. The main role functions of Russian students participating in the program are defined. The final questionnaire for Russian students is analyzed. And personal competences formed and developed due to the program are showed.

Текст научной работы на тему «Анализ учебной и внеучебной деятельности российских студентов в рамках российско-американской летней школы»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 128

УДК 378.1:341.95

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

В.В. КРАСНОЩЕКОВ, М.Н. СИЗОВА

В статье описаны основные структурные блоки международной дополнительной программы высшего профессионального образования «Летняя школа Валдоста». Определены основные функции российских студентов-участников программы. Проведен анализ финальных анкет российских студентов, на основании которого выявлены сформированные и развитые компетентности.

Введение

В Институте международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ИМОП СПбГПУ) регулярно проводятся летние школы для американских студентов. Одна из наиболее детально разработанных программ создана совместно с Европейским советом Университетской системы штата Джорджия, который базируется в г.Валдоста. Поэтому программа получила краткое название «Летняя школа Валдоста». В течение месяца студенты изучают широкий спектр дисциплин по выбору гуманитарного, социального и политического характера, знакомятся с культурой России и памятниками Санкт-Петербурга [1]. Наряду с американцами в программах участвуют российские студенты СПбГПУ, преимущественно обучающиеся в ИМОП. Их функции не ограничиваются посещением лекций и другими академическими активностями. Можно обобщенно выделить два основных направления их внеучебной деятельности. Первое - тюторство, т.е. помощь американским студентам в адаптации к российской педагогической системе, иной культурной среде и иному менталитету окружения, иному укладу быта и отличному от американского порядку жизнеобеспечения [2]. Второе - выполнение простейших менеджерских обязанностей при организации и реализации учебных визитов, культурных мероприятий в городе и за его пределами. Таким образом, с одной стороны, российские студенты являются полноправными участниками международной образовательной программы, а с другой, выступают в роли представителей принимающего вуза и, шире, носителей российской культуры.

Структура образовательной программы «Летняя школа Валдоста»

Общая структура летней школы приведена на рис. 1. Она включает 3 этапа: подготовку, проведение и анализ результатов. Ключевой этап проведения программы разделяется на 4 взаимосвязанных блока: академическая программа, официальные мероприятия, культурная программа и жизнеобеспечение. Активности последних трех блоков составляют внеучебную работу. Содержание программы и ее организационного сопровождения, а также требования к педагогам подробно описаны в монографии с участием автора [3, с.41-54].

Подготовка включает в себя комплекс организационно-методических мероприятий, таких, как переписка с партнерами, издание ориентационных и методических материалов, планирование и обеспечение мероприятий, заочное знакомство со студентами-участниками программы по присланным личным делам или электронным резюме, предварительное выяснение их пожеланий и ожиданий. На подготовительном этапе происходит отбор и распределение по курсам российских участников программы.

Академическая программа состоит из 4-х основных частей: учебные курсы, читающиеся на английском языке; учебные визиты; контрольные мероприятия; самостоятельная работа.

К официальным мероприятиям относятся: организационное оформление студентов-участников; постановка на учет иностранных участников в органах Федеральной миграционной службы; ориентация; инициальный прием; входное анкетирование; регулярные информационные встречи; выходное анкетирование; заключительный прием.

Практически всегда зарубежные участники программы преследуют цель знакомства с иной культурой, иногда именно культурная составляющая делает программу привлекательной. Культурная составляющая делится на два больших блока: обязательные активности и самостоятельные активности.

Жизнеобеспечение участников программы, ведущий из блоков внеучебной работы, всегда рассматривается как важнейшая компонента организации обучения в иной среде. В этот структурный блок входит обеспечение проживания, питания, бытовых потребностей, возможности занятия спортом, предоставление транспортных и коммуникационные услуг (доступ к телефонной связи и Интернету), а также обеспечение безопасности иностранных участников программы. По результатам исследований именно проблемы жизнеобеспечения вносят большую часть негативных оценок в финальные анкеты студентов [4,5].

Анализ итогов включает знакомство с финальными анкетами российских и зарубежных участников программы, обсуждение и обобщение их содержания. На этой базе программа модифицируется, а педагогические технологии подвергается коррекции.

Функции российских студентов-участников программы

Прошедшие отбор и зачисленные в контингент участников программы российские студенты обязаны участвовать во всех мероприятиях академической программы: посещать лекции, учебные визиты, выполнять контрольные задания и самостоятельные домашние работы. Кроме того, в рамках академической программы они выполняют следующие учебно-внеучебные функции:

- организационно помогают преподавателям курсов на лекциях, в том числе осуществляя контроль за состоянием ТСО, являющихся обязательным элементом учебных занятий, поддерживающим современные педагогические технологии;

- совместно с преподавателями и членами управляющей команды программы участвуют в организации и организационном сопровождении учебных визитов (доставляют группу к месту проведения учебного визита, осуществляют деловое общение с представителями сторонних организаций - музеев, компаний и фирм, властных структур);

- являются своего рода референтами по проблемам, связанным с российскими аспектами читающихся курсов в основном для зарубежных лекторов.

Еще более разнообразны задачи, решаемые российскими студентами в рамках внеучебного блока: официальных мероприятий, культурной программы и, в особенности, при поддержке жизнеобеспечения иностранных студентов. При этом на российских студентов ложится определенная мера ответственности за безопасность иностранцев (например, при нахождении на людных улицах мегаполиса, в транспорте, в ночном клубе и т. д.). Таким образом, в рамках программы формируются и совершенствуются не только учебно-предметные, но и общие и социальные компетентности российских студентов [6].

Было проведено анкетирование российских студентов-участников летних школ в 2005, 2006 и 2007 годах. Всего было опрошено 30 человек. Цели анкетирования:

- провести самооценку изменения личностных качеств студентов-участников;

- выявить пути улучшения программы в целом и педагогических технологий в частности, необходимые с точки зрения студентов.

Личностные качества студентов, необходимые для участия в программе

Студентам было предложено самостоятельно назвать качества личности, необходимые для участия российских студентов в программе. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Личностные качества и навыки, необходимые для участия в программе

Качество % доля студентов, отметивших это качество

Лидерские качества и навыки 90%

в том числе организаторские способности 33%

навыки в разрешении конфликтных ситуаций 27%

навыки убеждения 20%

самостоятельность принятия решений 13%

Ответственность 63%

Самодисциплина, пунктуальность 50%

Коммуникабельность 43%

Терпимость 27%

Среди прочих качеств были отмечены творческие способности, эрудиция, трудолюбие, гибкость, которые отчасти перекликаются с приведенными в таблице. Ясно, что и самодисциплина и ответственность входят в перечень лидерских качеств, но в то же время могут рассматриваться и самостоятельно. Таким образом, результаты анкетирования в этой части косвенно подтверждают, что участие российских студентов в международных программах приводит к развитию позитивных качеств личности и формированию полезных навыков.

Чтобы оценить эффективность работы по отбору российских студентов-участников программы, были заданы вопросы по преодолению трудностей, связанных с языковым барьером

между респондентами и американцами. При этом 63% респондентов отрицают наличие трудностей, 27% признают, что иногда испытывали затруднения и лишь 10% активно описывают способы, использованные ими для преодоления возникших трудностей. Несмотря на явное лукавство, заключающееся в завышении своих способностей к полному пониманию иностранных коммуникаторов, в целом следует признать процедуру отбора российских студентов для участия в программе оправдавшей себя. В то же время среди рекомендаций по улучшению программы встретилось и пожелание по ужесточению требований отбора как в смысле уровня владения английским языком, так и в отношении дисциплинированности. Вероятно, это относится к тем 4 российским студентам, которым в разные годы пришлось покинуть программу самостоятельно ввиду неспособности воспринимать лекции на английском языке и осуществлять коммуникацию с американскими студентами.

Проблемы и трудности межкультурной коммуникации с точки зрения студентов

Важно отметить другие проблемы, связанные с осуществлением межкультурной коммуникации, которые возникли у российских студентов-участников программы. 63% респондентов встречали трудности в связи с различием российского и американского менталитетов, в том числе 27% отмечали их различием в системах воспитания. К сожалению, объем анкеты не позволил привести респондентам конкретные ситуации, обнаружившие эти трудности. Из интересных замечаний можно отметить наблюдения о том, что различается этикет приглашения в гости, на вечеринку: американцы, например, считают, что приглашены все, кто об этом знает, в то время как в более высоко контекстной российской культуре требуется специальное приглашение [7, с.160]. Другое наблюдение: американцы «быстро устают» при передвижении пешком или на общественном транспорте, поскольку привыкли пользоваться личным автомобилем, что сужает возможности межкультурного общения и совместного участия в культурных мероприятиях. Также некоторые из американских студентов мало знакомы с культурой Санкт-Петербуга и России, и, как можно прочитать между строк, к углублению этого знакомства активно не стремятся, что порой ставило в тупик россиян, поскольку познавательная активность считается в нашей культуре безусловной ценностью.

Среди участников летней школы 2007 г. примерно четверть составляли студенты пожилого возраста (в Америке это становится распространенной формой дополнительного образования) - бывшие университетские преподаватели. Практически все респонденты 2007 г. отмечают трудности межкультурной коммуникации, связанные с возрастными различиями коммуникаторов. Основой этих проблем явились межпоколенные противоречия в самой американской группе. Для Америки характерно обесценивание старости в глазах молодого поколения и усиление страха перед возрастом в массовом сознании [8]. Наблюдающиеся нарушения способов передачи преемственности, разрыв культурной традиции приводили на бытовом уровне к конфликтам при планировании культурных мероприятий, свободного времяпрепровождения, решении некоторых финансовых вопросов. Российским студентам приходилось развивать и использовать навыки лидерства, пользуясь правами хозяев - принимающей стороны.

Связь курсов основных и дополнительных программ ВПО в мнениях студентов

Интересными оказались результаты опроса, касающиеся изученных курсов основных программ высшего профессионального образования, необходимых для полноценного участия в летней школе. Следует отметить, что вопросы анкеты были нацелены на выявление двух аспектов связи основных программ ВПО и дополнительной программы летней школы. Во-первых, в рамках традиционных подходов к подготовке студентов в российских вузах, следовало обозначить междпредметные связи и указать курсы-предшественники для курсов летней школы, изучаемых на английском языке, с целью корректировки утвержденных рабочих программ курсов,

составляющих дополнительную образовательную программу. Во-вторых, в рамках контекстного обучения [9] необходимо обозначить компетентности, формируемые при освоении курсов основных программ ВПО, и применяемые при реализации мероприятий внеучебного блока, тю-торских функций и в практике межкультурного общения. Можно было указывать курсы без ограничения их количества. Мнения студентов сведены в табл. 2.

Таблица 2

Курсы основных программ, необходимые для участия в программе летней школы

Курс % доля студентов, выбравших этот курс

Английский язык 90%

История отечества 43%

Культурология 40%

Среди прочих курсов были названы менеджмент, управление персоналом, деловая этика и деловой этикет, история искусства, информационные технологии. Результаты объясняются, во-первых, преимущественно гуманитарной направленностью летней школы и значительной культурной составляющей внеучебного блока, во-вторых, различием основных программ подготовки российских участников летних школ (регионоведы, менеджеры, дизайнеры). Отрадным выглядит факт признания полезности развития языковых компетентностей при изучении вузовского курса английского языка. Этот факт в благоприятную сторону отличается от результатов социологических опросов студентов ИМОП, в которых языковая подготовка подвергалась критике [10]. Кроме того, подтверждается известный тезис социолингвистики и психолингвистики о том, что межкультурную коммуникацию невозможно осуществлять только на базе языка, не привлекая историко-культурологические знания [11, с.5]. Разумеется, мнения студентов необходимо корректировать, поскольку они владеют на уровне неосознанного использования целым рядом компетентностей, сформированных при подготовке по основным программам ВПО.

Результаты участия в программе для российских студентов

Для оценки успешности программы и эффективности технологии подготовки российских студентов в ее рамках крайне важными были ответы на вопрос о полезности участия в программе в перспективе будущей профессиональной деятельности российских студентов. Полезные знания, умения и навыки, или, другими словами, развитые компетентности, отмеченные респондентами, сведены в табл. 3.

Таблица 3

Усовершенствованные компетентности, полезные в профессиональной деятельности

У совершенствованные или приобретенные компетентности % доля студентов, указавших на компетентности

Владение английским языком, в том числе письменным, разговорным и сленгом 90%

Навыки управления коллективом 63%

Навыки межкультурного общения 50%

Навыки менеджерской работы с организациями 27%

В целом полезность участия в программе для будущей профессиональной деятельности отметили все респонденты. Некоторые из них трудятся уже в студенческие годы, и смогли использовать приобретенные компетентности (например, в области перевода - 27%). В частности, это подтверждает адекватность процедуры отбора участников в смысле выявления студентов, мотивированных к осуществлению межкультурного общения. Можно считать, что мотивация является, вероятно, главным критерием выбора студентом дополнительной программы высшего образования.

Среди предложений по улучшению программы на первом месте стоит увеличение числа совместных выездных мероприятий (33% респондентов), что пока ограничивается финансовыми возможностями программы, но, вероятно будет учтено в дальнейшем за счет перераспределения ресурсов между компонентами программы. Студенты считают, что следует уделять больше внимания предварительной подготовке, информированности российских участников об особенностях программы, контингента иностранных студентов, межкультурной коммуникации. То есть пока из двух основных составляющих подготовительного этапа наблюдается перекос в сторону отбора российских участников в ущерб собственно дидактическим аспектам.

В заключение можно отметить, что 40% российских студентов-участников хотели бы принять участие в обменных программах за рубежом, причем это было подано в виде предложений без соответствующего вопроса анкеты. Таким образом, можно сделать вывод, что часть российского студенчества рассматривает международные дополнительные образовательные программы в российском вузе как первый шаг для более активного участия в процессе академической мобильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краснощеков В.В. Летняя школа «Валдоста» для американских студентов в России// Россия и интернационализация высшего образования. М.: ЭФ МГУ, ТЭИС, 2005. - С. 469-473.

2. Краснощеков В.В., Мамаева А.Н. Управление адаптацией американских студентов-краткосрочников // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Международная деятельность вузов, № 116, 2007. - С. 125-132.

3. Краткосрочные программы обучения/ Под ред. А.М.Алексанкова. СПб., СПбГПУ, 2007. - 158 с.

4. Краснощеков В.В., Сусликова В.В. Исследование степени соответствия программы обучения в России ожиданиям американских студентов-краткосрочников // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 67, 2003. - С. 52-58.

5. Краснощеков В.В., Сусликова В.В. Исследование удовлетворенности программой американских студен-тов-краткосрочников// Проблемы организации обучения иностранных граждан в вузах РФ. Тула: ТГУ, 2003. - С. 19-30.

6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека//Высшее образование сегодня, 2005, № 11. - С.14-20.

7. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк: Сталкер, 1997. - 400 с.

8. State department [Электронный ресурс]. - Адрес доступа:

http://www.google.ru/Top/Regional/North_America/United_States/Govemment/Executive_Branch/Department_of_St ate/ - Заглавие с экрана.

9. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе// // Высшее образование в России, 2006, 11. - С. 39-46.

10. Арсеньев Д.Г., Долгополов В.А., Иванова М.А. Учеба в ИМОП глазами студентов-второкурсников// Эксперимент, 2003, № 2. - С. 57-59.

11. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: МГУ, 2004. - 352 с.

ANALYSIS OF RUSSIAN STUDENTS ACADEMIC AND COMMON ACTIVITIES WITHIN RUSSIAN-AMERICAN JOINT SUMMER SCHOOL

Krasnoschekov V.V., Sizova M.N.

The main structure units of the international additional educational university co-program “Summer School Valdosta” are described. The main role functions of Russian students participating in the program are defined. The final questionnaire for Russian students is analyzed. And personal competences formed and developed due to the program are showed.

Сведения об авторах

Краснощеков Виктор Владимирович, 1959 г.р., окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (1982), кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, начальник отдела приема и командирования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, руководитель летних школ, автор более 260 научных работ, область научных интересов - педагогика высшей школы, проблемы обучения на неродном языке.

Сизова Марина Николаевна, студентка кафедры «Управление международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, область научных интересов - обучение иностранных студентов, межкуль-турная коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.