Научная статья на тему 'Международная краткосрочная образовательная программа как инновационный проект'

Международная краткосрочная образовательная программа как инновационный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Татьяна Валентиновна, Краснощеков Виктор Владимирович

В статье проведен анализ проблем управления международными краткосрочными образовательными программами и предложена модель управления на основе проектного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Татьяна Валентиновна, Краснощеков Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the management problems of international short-time educational programs was done and management model was constructed on the base of project management approach

Текст научной работы на тему «Международная краткосрочная образовательная программа как инновационный проект»

Т.В. Александрова, В.В. Краснощекое

МЕЖДУНАРОДНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Международные краткосрочные образовательные программы (МКОП) в настоящее время играют важную роль в системе высшего профессионального образования (ВПО), являясь ощутимым шагом на пути его интернационализации. Как правило, каждая МКОП - это уникальная по целям и задачам программа, ограниченная временными рамками, а также требующая свободного владения иностранным языком от всех вовлеченных в ее реализацию. Поэтому невозможно проводить международные программы в устоявшемся русле учебного процесса вуза, использовать в полном объеме существующие механизмы, обеспечивающие традиционное функционирование основных и дополнительных программ ВПО, реализуемых вузом. В последнее время в литературе стали появляться работы, авторы которых рекомендуют придерживаться проектного подхода в образовательной деятельности [1,2].

В данной работе проводится анализ краткосрочных образовательных программ в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ), а также определяется целесообразность использования проектного подхода на всех этапах подготовки, реализации и завершения МКОП.

Ниже приведена выборка характерных МКОП, реализованных за последние 3 года на базе СПбГПУ:

- для преподавателей и исследователей СПбГПУ в сфере международного бизнеса и коммерционализации научных идей и разработок (совместные программы с университетом Сити, Лондон, Великобритания) [3,4];

- для выпускников высшей инженерной школы Паритек, Париж, Франция;

- для преподавателей вузов Узбекистана (совместные программы с фондом президента Республики Узбекистан «Истеъдод»)

[5,6];

- для магистрантов Карагандинского государственного технического университета, Казахстан [7];

- для американских студентов (совместные с университетской системой штата Джорджия, США, летние школы «Валдо-ста») [8,9, с. 60-82, 168-172].

Вышеприведенные МКОП имеют все признаки проекта:

- каждая программа была уникальна по целям и носила разовый характер, а если и повторялась (как, например, летняя школа «Валдоста»), то с изменением состава участников управляющей команды, преподавателей и, что самое главное, номенклатуры и содержания изучаемых курсов;

- все эти программы имели четкие временные рамки - от одной недели до одного месяца;

- все программы предполагали наличие финансирования, во-первых, не связанного с бюджетными фондами, а во-вторых, отдельного от других внебюджетных статей;

- для всех программ создавалась неповторимая команда участников - руководителя, менеджеров и преподавателей.

В литературных источниках можно найти признаки инновационных проектов [10, с. 40-41]:

- наличие нового или модернизированного продукта или услуги, востребованных рынком;

- организация рынков сбыта инновационного продукта;

- коммерческая целесообразность и окупаемость проекта в рамках полного инновационного цикла для всех его участников;

- тиражируемость продукции или услуг, как самим разработчиком, так и другими организациями и частными лицами;

- использование и развитие новых экономических механизмов;

- охрана и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, и др.

Очевидно, что не все признаки инновационных проектов присущи образовательным проектам в равной степени, так, наименее задействованы в образовательной сфере новые экономические механизмы, а также аспекты, связанные с правами на образовательные услуги как объекты интеллектуальной собственности. Неразвитость воплощения этих признаков объясняется спецификой проведения образовательных проектов в государственном образовательном учреждении, каковым по статусу является СПбГПУ.

Абсолютно приемлемы для образовательной сферы признаки востребованности рынком образовательных услуг, осуществляемых в рамках проекта, и связанного с ним проведения маркетинговых исследований. Кроме того, практически для всех примеров МКОП, приведенных выше, критерием их воплощения служила их коммерческая целесообразность. Некоторым исключением были стажировки в университете Сити Лондона, выполненные за счет госбюджетного финансирования в рамках проекта «Инновационные образовательные программы» целевой федеральной программы «Образование». В то же время, эти стажировки можно рассматривать как апробационные или пилотные, а разработанные в ходе реализации проекта образовательные программы предназначены для коммерческого использования в дальнейшем.

Остальные из названных признаков инновационных проектов достаточно характерны и для образовательных проектов, так при реализации МКОП используются инновационные образовательные технологии и подходы, не имеющие широкого распространения в российской системе высшего образования (модульный принцип, кейсы, филд-трипы, учебные проекты и конференции). Результаты всех приведенных МКОП могут быть тиражируемыми, так, неоднократно повторялись стажировки для преподавателей вузов Узбекистана, магистрантов из Казахстана, летние школы для американских студентов. Следует отметить, что каж-

дое повторение отличалось от прототипа. Модификации диктовались как изменившимися условиями проведения МКОП, так и детальным анализом результатов выполненных проектов.

Таким образом, безусловно, МКОП может рассматриваться как инновационный международный образовательный проект. Рассмотрим особенности управление МКОП-проектом. Для наглядности представим заинтересованное окружение проекта в виде классической схемы: заказчики, инвесторы, исполнители, участники и т.д. (рис. 1), и перейдем к анализу фаз проекта [1, с. 5962].

Концептуальная фаза, инициирование проекта. Инициатором МКОП, как правило, выступает лицо или организация, имеющая заинтересованность в результатах выполненного проекта - разработанной и проведенной образовательной программы. Это могут быть либо россияне, работающие в зарубежных вузах или организациях, либо иностранцы - студенты, бывшие студенты, выпускники СПбГПУ, а также частные лица, заинтересованные в развитии связей с Россией.

Главная особенность состоит в том, что МКОП - это международный проект, поэтому уже на концептуальной фазе необходимо начинать работу по планированию с заказчиком и инвестором.

Как правило, зарубежные университеты получают гранты от различных фондов на проведение краткосрочных программ, стажировок или семинаров. Ввиду разнообразия финансовых условий предоставления гранта при подготовке контракта необходимо произвести сбор и детальный анализ информации.

Одной из центральных задач концептуальной фазы проекта является назначение руководителей проекта. При реализации МКОП-проекта назначаются два руководителя - со стороны СПбГПУ и зарубежного партнера.

Часто инициатор проекта становится и его руководителем со стороны зарубежного университета. Важной задачей является оп-

ределение степени его полномочий и ответственности перед заказчиком и инвестором. Заказчиком МКОП может быть зарубежный вуз или зарубежная организация-партнер (например, университетская система штата Джорджия, США, или Фонд Президента Узбекистана), органы местной или федеральной власти (например, Федеральное агентство по образованию). Для образовательных программ выполнению проекта обычно предшествует заключение договора о сотрудничестве. Наконец, заказчиком проекта может выступить руководство собственного вуза (СПбГПУ).

Исходя из названных особенностей МКОП, можно сформулировать некоторые требования, предъявляемые к руководителю проекта со стороны СПбГПУ. Руководитель должен:

- обладать компетенциями в сфере университетской системы менеджмента, в том числе в вопросах финансирования краткосрочных программ;

- иметь опыт педагогической и управленческой деятельности в сфере международного образования;

- владеть иностранным языком на уровне, достаточном для ведения переговоров на всех этапах реализации проекта.

Руководителем проекта (МКОП), как правило, назначается представитель администрации вуза, имеющий ученую степень и опыт педагогической и управленческой деятельности в сфере международного образования.

Фаза планирования. На этом этапе руководитель от СПбГПУ формирует команду участников проекта и исполнителей. В команду исполнителей проекта могут входить преподаватели и сотрудники как СПбГПУ, так и внешних организаций (возможно и зарубежных), консультанты, коучи, переводчики, сотрудники международных служб. Разноплановость состава команды исполнителей проекта ведет к необходимости организации соответствующей системы управления персоналом. Также важно, кроме учета стандартных рисков, которые могут возникать при выполнении проекта, предусмот-

реть специфические риски, связанные с участием в проекте иностранцев: риски при оформлением приглашений и получении виз, риски, связанные с пребыванием иностранцев на территории РФ.

Фаза реализации. На этом этапе руководитель осуществляет постоянную и эффективную связь между всеми участниками проекта, а также с заинтересованными сторонами. Следует иметь в виду, что одной из основных задач всей международной деятельности является создание и развитие позитивного имиджа российской системы образования. Забота об имидже является одной из основных для руководителя МКОП, поэтому приоритетное значение на этапе реализации проекта приобретает функция контроля.

Особое внимание при реализации МКОП необходимо уделить фазе завершения проекта. Как следует из схемы, приведенной на рис.1, заинтересованное окружение МКОП-проекта велико и весьма разнообразно. Поэтому необходимо проанализировать работу над проектом, получить обратную связь, по возможности, от большей части заинтересованного окружения, что поможет извлечь опыт для дальнейшей деятельности. На этом этапе следует уделить особое внимание проблеме и способам внедрения разработанных учебных материалов, инновационных педагогических технологий в учебный процесс СПбГПУ. При успешном завершении проекта необходимо также позаботиться о его информационном освещении с целью привлечения будущих заказчиков. В случае выявления недостатков, прежде всего, нужно минимизировать возможные последствия (материальные, имиджевые и др.), выявить причины неудач и разработать корректировки, которые позволят в дальнейшем избегать подобных недостатков.

Таким образом, показано, что международные краткосрочные образовательные программы, которые стали весьма актуальной формой высшего профессионального образования, не могут быть реализованы по традиционной схеме учебного процесса вуза. Продемонстрирована целесообразность и

эффективность применения проектного подхода к их реализации. С учетом специфики МКОП-проекта можно рекомендовать для его планирования и реализации логико-структурный подход. Применение методов управления проектами позволит, начиная с самого первого этапа, спланировать всю дея-

СПИСОК

1. Сергеева Т.А., Харькова Е.В. Проектирование и оценка качества инновационных образовательных программ в системе повышения квалификации работников довузовского профессионального образования // Сб. трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 15. М.: МАПДО, ИПКгоссслужбы, 2009. - С. 186-192.

2. Краснощекой В.В., Мамаева А.Н. Управление адаптацией американских студентов-краткосрочников // Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов, № 116 (6). М., МГТУ ГА, 2007. - С. 125-132.

3. Арсеньев Д.Г., Александрова Т.В., Крас-нощеков В.В. Проектирование и проведение инновационных программ в сфере международного бизнеса // Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 246-252.

4. Александрова Т.В., Краснощекой В.В. Проведение занятий по межкультурным аспектам бизнеса в интернациональных группах студентов интернациональной командой преподавателей // Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 130-135.

5. Александрова Т.В., Краснощеков В.В., Соколова Н.В. Особенности организации стажи-

тельность в рамках МКОП, предусмотреть риски, выработать эффективную систему контроля и коммуникаций с учетом межкультурных особенностей, а также реализовать полученные результаты в образовательном процессе СПбГПУ.

ЛИТЕРАТУРЫ

ровки по инновационным технологиям для преподавателей вузов Узбекистана // Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - С. 225-231.

6. Александрова Т.В., Краснощеков В.В., Соколова Н.В. Инновационные стажировки для преподавателей вузов Узбекистана // Инновации в науке, образовании и производстве. Сб. науч. Трудов. СПб., СПбГПУ, 2007. - С. 232-238.

7. Краснощеков В.В., Столярова Н.А. Инновационные краткосрочные образовательные программы для магистрантов из Казахстана // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - С. 323-324.

8. Краснощеков В.В. Летняя школа «Валдо-ста» для американских студентов в России // Россия и интернационализация высшего образования. Материалы межд. науч.-практ. конф. М., 2005. М., ЭФ МГУ, ТЕИС, 2005. - С. 469-473.

9. Краткосрочные программы обучения / Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М., Кораблев В.В. и др. под ред. А.М. Алексанкова. 2-е изд. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 173 с.

10. Учебно-методический комплекс: Управление инновационными проектами/ Под. ред. И.Л. Туккеля. СПб., СПбГПУ, 2004. - 800 с.

В.А. Кабанов

ТРАНСФЕР И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ВУЗА

Позиционирование процесса трансфера технологий

Хозяйствующие субъекты эволюционируют к более быстрому освоению новых видов производств и технологий, повышению

уровня капитализации интеллектуальной собственности, изменению внутренней структуры и связей, условий управления и привлечения инвестиций. Появились стимулы к накоплению, владению и распоряже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.