Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА NEW OPPORTUNITIES LONGMAN ДЛЯ 9 И 11 КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА NEW OPPORTUNITIES LONGMAN ДЛЯ 9 И 11 КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
871
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGIC / УЧЕБНИК / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланге Анна Юрьевна

В статье исследуется содержание материала, направленного на развитие межкультурной компетенции, в школьных учебниках, предназначенных для учащихся 11 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА NEW OPPORTUNITIES LONGMAN ДЛЯ 9 И 11 КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА NEW OPPORTUNITIES LONGMAN ДЛЯ 9 И 11 КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ланге Анна Юрьевна, Международный университет,

г. Москва

E-mail: langeanna@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуется содержание материала, направленного на развитие межкультурной компетенции, в школьных учебниках, • предназначенных для учащихся 11 классов.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, педагогика, учебник. Keywords: Cross-cultural competence, pedagogic, textbook.

Одно из самых важных направлений развития общества в современном мире - установление контактов между представителями разных культур, жителями разных городов, стран и континентов. В двадцать первом веке межкультурное общение особенно актуально в связи с активным развитием политических, торговых, культурных связей. Так же межкультурное общение -это способ познания мира, развития прогресса и укрепления взаимоотношений между представителями разных культур, стран и национальностей. Это способ решения конфликтов, обмен бесценными знаниями и опытом, который может применяться как отдельной личностью, так и целым народом.

Смешение народов, культур, языков, верований и взглядов на жизнь сделали межкультурную коммуникацию неотъемлемой частью повседневной жизни. Социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в мире, существенно повлияли на развитие межкультурного общения и стали причиной возрастающего интереса к изучению иностранных языков. Осуществление межкультурного и межъязыкового общения невозможно без знания иностранного языка. Не обладая знаниями в области грамматики, определённым словарным запасом и способностью как получать, так и делиться информацией, человек не сможет успешно общаться с носителем другого языка,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

или общение будет сильно затруднено. Однако, только владения иностранной речью недостаточно для осуществления успешного межкультурного общения. Наравне со знанием языка человек должен обладать межкультурной компетенцией - знаниями в области культуры, особенностей и традиций другой страны, так же важно знание особенностей иностранного языка и менталитета, типов взаимоотношения в обществе и тех отличительных черт иностранной культуры, которые делают её уникальной и непохожей на нашу. При общении с представителем другой культуры или языка важно владеть определёнными речевыми стратегиями и тактиками. Именно эти особенности межъязыкового общения и знания и называются межкультурной компетенцией.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции у учащихся. Принято выделять следующие составляющие коммуникативной компетенции:

- лингвистическая компетенция (лексические, грамматические и фонетические навыки и умения);

- социолингвистическая компетенция (умение выбирать адекватные для коммуникации формы общения, уметь их преобразовывать в зависимости от • контекста);

- социокультурная компетенция (владение определенными знаниями в области культуры страны изучаемого языка, умение вычитывать в объектах культуры национальные традиции и обычаи, проявления национального характера, особенности мышления, поддержка диалога культур);

- стратегическая и дискурсивные компетенции (умение логично, последовательно и корректно строить свое высказывание);

- социальная компетенция (наличие желания строить успешную коммуникацию с представителями других культур, развитие толерантности и эмпатии).

Недостаточный уровень межкультурной компетенции является причиной коммуникативных сбоев. Целью моего исследования является доказать, что современные учебники английского языка, использующиеся в общеобразовательных учреждениях, отвечают новейшим требованиям. Так же целью моего исследования является доказательство того, что УМК, использующиеся в школах, позволяют осуществлять компетентностный подход в обучении английскому языку, способствуют не только успешному изучению иностранного языка, но и формированию межкультурной компетенции у учащихся. В свете современных установок компетентностный подход является самым актуальным методом преподавания иностранных языков.

В процессе овладения иностранным языком в рамках школьного курса одним из ключевых факторов является возможность ученика изучать материал и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

получать навыки владения языком как на занятиях с учителем, так и самостоятельно. Для успешного самостоятельного изучения иностранного языка требуется умение планировать свою деятельность, ставить краткосрочные и долгосрочные цели изучения языка и иметь возможность поэтапно двигаться к их осуществлению. Ученик должен иметь возможность оценивать процесс и результаты своего обучения, а так же контролировать этапы овладения материалом с помощью проверочных заданий и работ. Одним из важных критериев успешности овладения как навыками межкультурной компетенции, так и иностранным языком, является наличие универсального учебно-методического комплекса.

УМК New Opportunities издательства Longman способствует поэтапному формированию как межкультурной компетенции, так и навыков владения иностранным языком, развивает личностные, познавательные и коммуникативные навыки, необходимые для успешного межкультурного общения. Для соответствия современным требованиям, предъявляемым к учебникам английского языка, использующимся в общеобразовательных школах, рабочие программы к УМК New Opportunities составлены с учётом возможности • реализации индивидуального, а так же системно-деятельностного подхода. Используются современные педагогические технологии и методы преподавания (использование аудиоматериалов и аудиоприложений к курсу).

В 2011 году были введены новые образовательные стандарты - ФГОС второго поколения. Новые образовательные стандарты подразумевают введение новых требований к УМК, которые используются для изучения языка в школах. Тенденцией последнего десятилетия является не только успешное овладение устными и письменными нормами изучаемого языка, но и формирование и развитие у учащихся межкультурной компетенции. Согласно современной школьной программе по обучению иностранным языкам, назначение языка состоит в формировании коммуникативной компетенции - способности осуществлять успешное межличностное и межкультурное общение, обучающийся должен обладать знаниями в области истории, культуры, достопримечательностей страны изучаемого языка. Для успешного овладения языком учащиеся должны обладать навыками восприятия текстов различных жанров и стилей, уметь находить и извлекать нужную информацию, успешно освоить грамматику изучаемого языка, а так же знать об особенностях языка, культуры и географии, и быть в состоянии успешно применять свои знания на практике.

Лингвострановедческая и культурологическая информация (традиции, обычаи, культура, особенности вербального и невербального общения, история страны изучаемого языка) составляют важную часть современного учебника

«

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

английского языка. Однако, формирование межкультурной компетентности учащегося может осуществляться при помощи учебника и дополнительных материалов, не входящих в основную программу обучения. Каждый качественный учебник иностранного языка, отвечающий современным требованиям и образовательному стандарту, должен содержать в себе такие темы, как, например, обзор стран и городов, в которых говорят на изучаемом языке. Несколько тем в учебнике должно быть посвящено культуре, национальным традициям и праздникам. Несмотря на то, что набор тем в учебнике должен быть довольно разнообразным и должен затрагивать разные аспекты повседневной жизни, формирование межкультурной компетенции должно осуществляться непрерывно для достижения положительного результата в обучении иностранному языку.

Однако, для достижения и закрепления положительных результатов обучения количество информации, направленной на формирование межкультурной компетенции, не должно уменьшаться в течение изучения языка и использования учебных пособий для разных уровней обучения. Для того, чтобы убедиться в эффективности такого подхода к обучению, мной была • предпринята попытка сравнить два учебника из одной серии УМК для изучения английского языка - УМК New Opportunities Longman для 9 и 11 классов уровней Intermediate и Upper Intermediate. Учебники, содержание которых будет проанализировано в данной статье - учебники New Opportunities уровня Intermediate и Upper Intermediate издательства Pearson Longman, авторы -Michael Harris, David Mover, Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Sokolova. Учебники входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Данная информация доступна на сайте министерства образования Российской федерации (http://fpu.edu.ru ). В качестве материала исследования было принято решение взять учебник, так как именно учебник является обязательным для использования при обучении с помощью данного учебно-методического комплекса.

УМК New Opportunities Longman для 9 и 11 классов обладают обширной базой разнообразных текстов - статьи, информация из справочников и словарей, отрывки из художественных произведений. Заданиям по чтению предшествует раздел Pre-reading, который является кратким содержанием текста или справочной информацией. Так же тексты в УМК New Opportunities сопровождаются специальными заданиями - Reading Strategies, которые позволяют развивать все виды чтения. Тематика текстов в учебниках для 9 и 11 классов актуальна и интересна как для учащихся школы, так и для взрослых. Каждый модуль учебников для 9 и 11 классов содержит как минимум один текст,

»

111

«

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

направленный на формирование межкультурной компетенции.

Учебники New Opportunities для 9 и 11 классов построены одинаково и состоят из следующих разделов.

1. Reading - данный раздел включает в себя авторские тексты и статьи, направленные на развитие навыка чтения, перевода, а так же на расширение словарного запаса. Данные тексты позволяют так же работать над фонетическим аспектом языка.

2. Speaking - раздел, посвящённый развитию навыка говорения.

3. Vocabulary and pronunciation - раздел учебника, позволяющий расширять словарный запас учащегося, так же совершенсововать произношение и фонетический аспект изучения языка.

4. Listening - раздел, посвящённый аудированию и позволяющий совершенствовать навык восприятия и овладения иностранной речью.

5. Writing - раздел, посвящённый письму, развитию знаний в области грамматики английского языка.

6. Grammar focus - раздел, так же посвящённый отработке грамматических навыков. •

7. Communication workshop - раздел, посвящённый отработке всех полученных в отдельном юните знаний. Включает в себя все типы заданий -чтение, говорение, аудирование и письмо. Раздел Communication workshop является контрольным разделом.

Учебники New Opportunities разделены на модули (или Modules), каждый модуль посвящён одной теме. Каждый модуль включает в себя все вышеперечисленные разделы и задания, направленные на совершенствование навыков чтения, говорения, письма и восприятия и понимания иностранной речи на слух.

Моей задачей является анализ данных учебных пособий, цель анализа -узнать, содержится ли в данных учебниках достаточное для формирования межкультурной компетенции количество информации и отвечают ли учебники современным требованиям. Для этого потребуется анализ содержания учебников на предмет процентного содержания в них информации, развивающей межкультурную компетенцию у учащихся. Так же для выполнения цели моего исследования понадобится сравнительный анализ учебников New Opportunities уровня Intermediate и Upper Intermediate, чтобы установить, меняется ли процентное соотношение информации, формирующей межкультурную компетенцию, в зависимости от уровня изучения языка. Моей задачей является установить, может ли УМК New Opportunities успешно применяться для изучения иностранного языка в условиях новейших требований к обучению и преподаванию.

»

112

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Первый учебник, который требуется проанализировать на предмет содержания информации, формирующей межкультурную компетенцию у учащихся - учебник New Opportunities уровня Intermediate, предназначенный для учащихся 9 класса. Учебник состоит из десяти модулей, каждый из которых разделён на пять разделов.

В качестве примера обратимся к третьему модулю учебника, который называется Travel. Модуль состоит из четырёх разделов и пяти частей - раздел Skills Focus делится на две части. Два раздела - Skills Focus и Culture Corner содержат информацию о культуре, особенностях географии и языка англоговорящих стран. Рассмотрим раздел Culture Corner, который содержит авторский текст Getting around Britain. В первую очередь текст развивает лингвистическую составляющую коммуникативной компетенции - в тексте отрабатывается грамматика пассивного залога, повторяются пройденные ранее времена, например, Present Perfect Continuous в предложении «To improve the situation on transport, the government have been investing a lot of money in the railways». В тексте говорится об особенностях национального менталитета, о традициях, которые отличаются от традиций других народов, о привычках • англичан. Например, автор говорит о том, что в Великобритании расстояние до сих пор исчисляется милями, а руль в автомобилях расположен не справа, а слева. Автор даёт нам историческую справку о том, что многие дороги в Великобритании повторяют маршрут дорог, которые в древности проложили римляне. Автор сравнивает современную транспортную систему Великобритании, и систему, которая была пятьдесят лет назад, и говорит нам о том, что она изменилась: «However, not everything about British transport is as it used to be fifty years ago». Озвученные автором особенности и отличия британской культуры, географии, традиций относятся к социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Автор предлагает читателю посетить интересные достопримечательности Великобритании, такие как железнодорожная станция Сноудон, знаменитая трасса M52 недалеко от Лондона или Вал Оффы недалеко от границы Англии и Уэльса. Автор предлагает читателю посетить Великобританию, ознакомиться с её особенностями, и это является составляющей социальной компетенции (автор развивает у читателя желание строить успешную коммуникацию с представителями других культур, развитие толерантности и эмпатии).

Стратегическую и дискурсивную компетенции у ученика развивают задания к тексту, где ученику предложено ответить на вопросы по прочитанному материалу, порассуждать, являются ли данные в задании утверждения правдивыми или ложными и дают возможность сравнить культуру и особенности Англии с особенностями своей страны. Предоставленные в разделе

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Culture Corner задания способствуют развитию четырёх составляющих коммуникативной компетенции.

Дальнейший анализ учебника показал, что каждый модуль учебника New Opportunities уровня Intermediate, состоящий из пяти разделов, содержит один или два раздела с заданиями, дающими изучающим представление о культуре, географии и особенностях Англии, Америки или англоговорящих странах - как правило, это разделы Language Focus и Culture Corner. Но другие разделы так же могут содержать информацию, развивающую культурную компетенцию -авторские тексты и статьи, отрывки из литературных произведений, грамматические задания и т.д.

Учебник New Opportunities уровня Upper Intermediate, предназначенный для изучения и 10-11 классах, так же включает в себя разнообразные виды заданий, такие как чтение, перевод, говорение, аудирование и письмо. В данном учебнике содержатся иллюстрации, грамматические задания и правила, авторские тексты и отрывки из известных произведений. Задания направлены на всестороннее развитие владения английским языком, способствуют увеличению словарного запаса учащихся. Так же, как и New Opportunities уровня Intermediate • для 9 классов, учебник уровня Upper Intermediate состоит из десяти модулей, которые делятся на пять разделов. Анализ учебника показал, что каждый модуль учебника содержит как минимум один раздел с материалом, направленным на формирование межкультурной компетенции у учащихся.

Например, четвёртый модуль под названием Beauty, содержит два раздела, посвящённых формированию межкультурной компетенции - Language awareness и Culture corner 2. В разделе Language awareness Учащимся предложен текст о британском замке Ладлоу, а так же задания с выбором правильного ответа, построенные на понимании содержания текста. Текст развивает лингвистическую составляющую коммуникативной компетенции - в тексте отрабатывается пройденная ранее грамматика, например, указательные местоимения this\these, местоимения they\their. В тексте так же присутствует новая для учеников лексика. Автор приглашает читателя совершить путешествие к живописному замку Ладлоу, который находится на границе Англии и Уэльса, использует красочные эпитеты, такие как full of beauty, picturesque town, a breathtaking castle. Учащиеся узнают об особенностях географии страны изучаемого языка (On the borders of England and Wales, it is full of beauty, with high hills, wooded countryside and picturesque towns and villages. It is sensible to base yourself in Ludlow, which is the biggest town in the district. It has a breathtaking castle and a church tower). Данные сведения способствуют развитию социокультурной и социальной компетенции, и вызывают у ученика желание посетить Великобританию, узнать больше об этих местах и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

достопримечательностях. Стратегическую и дискурсивную компетенции у ученика развивают задания к тексту, где ученику предложено ответить на вопросы по прочитанному тексту, и отработать знания грамматики (выбрать указанные местоимения и части речи из текста). Раздел Culture corner 2 содержит текст под названием Peoples of the Russian Federation, который даёт учащимся представление о народах и этнических группах, проживающих на территории России, а так же об особенностях географии и языков разных народов. Последующий анализ учебника показал, что аналогичные по содержанию и направленности тексты присутствуют в каждом модуле учебника.

Анализ двух учебников New Opportunities уровней Intermediate и Upper Intermediate показал, что оба учебника содержат достаточное для успешного формирования межкультурной компетенции количество информации. Информация равно распределена, что даёт учащимся возможность не только ознакомиться, но и успешно её усвоить. Учитывая то, что у учащихся 9-11 классов уже сформированы базовые знания по межкультурной компетенции, учебники New Opportunities способствуют как формированию, так и закреплению материала, направленного на формирование у учащихся знаний о • культуре, географии, особенностях языка и менталитета жителей стран изучаемого языка. Учебники New Opportunities не вызывают сомнений в возможности формирования межкультурной компетенции у учащихся.

Литература:

1. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Информационные технологии в высшей школе»: термины и определения. - URL: http:// www.informika.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.