Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ'

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланге Анна Юрьевна

В статье исследуется содержание материала, направленного на развитие межкультурной компетенции, в школьных учебниках, предназначенных для учащихся 11 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланге Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

Ланге Анна Юрьевна, Международный университет, г. Москва

E-mail: langeanna@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуется содержание материала, направленного на развитие межкультурной компетенции, в школьных учебниках, • предназначенных для учащихся 11 классов.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, педагогика, учебник.

Человек, который, не зная иностранной культуры, начинает говорить с ее представителями на их языке, напоминает молодого и честолюбивого актера, взявшегося экспромтом сыграть большую роль в малознакомой ему пьесе

[Виссон 2005:5]

Межкультурная коммуникация издревле являлась самым эффективным способом общения, познания мира, развития прогресса, экономических, политических, и межличностных отношений между людьми, проживающими на разных территориях. Успешное общение между представителями разных стран, городов и культур является залогом развития экономических и политических отношений, укрепления взаимоотношений между государствами, разрешения мировых и межнациональных конфликтов, это обмен ценным опытом и знаниями во всех сферах жизнедеятельности человека. Межкультурная коммуникация давала возможность получить новый опыт и знания, которые впоследствии могли успешно применяться для межкультурного общения и развития как отдельной личности, так и народа в целом.

В современном мире межкультурное общение является крайне важным аспектом жизни человека. Смешение народов, культур, языков, верований и взглядов на жизнь сделали межкультурную коммуникацию неотъемлемой

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

частью повседневной жизни. Социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в мире, существенно повлияли на развитие межкультурного общения и стали причиной возрастающего интереса к изучению иностранных языков. Знание иностранного языка - один из критериев успешности межкультурного общения. Успех межкультурной коммуникации так же зависит от знания культуры, особенностей и традиций другой страны, важно знание особенностей иностранного языка и менталитета, типов взаимоотношения в обществе и тех отличительных черт иностранной культуры, которые делают её уникальной и непохожей на нашу. При общении с представителем другой культуры или языка важно владеть определёнными речевыми стратегиями и тактиками. Недостаточный уровень межкультурной компетенции является причиной коммуникативных сбоев.

Данные знания и умения называются межкультурной компетенцией. Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с представителями других культур, это способность индивида осуществлять межкультурное общение, основанное на знаниях особенностей иностранной культуры и коммуникации и умении применять свои знания на практике. Это • учёт особенностей своей и чужой культуры, диалог культур. Согласно дефиниции, найденной в толковом словаре Ожегова, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Н. И. Гез даёт следующее определение коммуникативной компетенции: это способность учитывать в процессе речевого общения контекстное соответствие языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций [Гез 1985:17]. Валентина Николаевна Куницына даёт похожее определение. Коммуникативная компетенция — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Так же важным понятием является понятие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. Коммуникативная компетенция - это система требований к человеку, связанная с процессом общения, а именно, умение найти и проявить

118

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

индивидуальный подход к собеседнику, грамотная речь, и т.д.

Принимая во внимание данные факторы, современные требования к изучению иностранного языка школьниками изменились по сравнению с требованиями, предъявляемыми ещё десятилетие назад. Невозможно достигнуть успеха в изучении иностранного языка, не уделяя внимания изучению традиций, культуры, языковых особенностей и особенностей мышления носителей языка. Невозможно изучать язык без знаний культуры, именно поэтому невозможно хорошее владение языком только при наличии знаний грамматики и лексики. Именно поэтому концепция обучения иностранным языкам в 21 веке строится на компетентностном подходе - помимо знания грамматики и основных правил языка ученик должен владеть знаниями о культуре, об особенностях речи и традициях страны изучаемого языка. Согласно современным образовательным стандартам, ученик средней и старшей школы должен владеть не только знанием иностранного языка, но и межкультурной и коммуникативной компетенцией. Современные учебники дают ученикам представление о том, каков будет результат их обучения, какие компетенции формируются в процессе обучения. Современные учебники иностранного языка должны отвечать требованиям • компетентностного подхода к обучению.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции у учащихся. Принято выделять следующие составляющие коммуникативной компетенции:

- лингвистическая компетенция (лексические, грамматические и фонетические навыки и умения);

- социолингвистическая компетенция (умение выбирать адекватные для коммуникации формы общения, уметь их преобразовывать в зависимости от контекста);

- социокультурная компетенция (владение определенными знаниями в области культуры страны изучаемого языка, умение вычитывать в объектах культуры национальные традиции и обычаи, проявления национального характера, особенности мышления, поддержка диалога культур);

- стратегическая и дискурсивные компетенции (умение логично, последовательно и корректно строить свое высказывание);

- социальная компетенция (наличие желания строить успешную коммуникацию с представителями других культур, развитие толерантности и эмпатии).

Лингвострановедческая и культурологическая информация (традиции, обычаи, культура, особенности вербального и невербального общения, история страны изучаемого языка) составляют важную часть современного учебника английского языка. Однако, формирование межкультурной компетентности

119

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

учащегося может осуществляться при помощи учебника и дополнительных материалов, не входящих в основную программу обучения. Каждый качественный учебник иностранного языка, отвечающий современным требованиям и образовательному стандарту, должен содержать в себе такие темы, как, например, обзор стран и городов, в которых говорят на изучаемом языке. Несколько тем в учебнике должно быть посвящено культуре, национальным традициям и праздникам. Несмотря на то, что набор тем в учебнике должен быть довольно разнообразным и должен затрагивать разные аспекты повседневной жизни, формирование межкультурной компетенции должно осуществляться непрерывно для достижения положительного результата в обучении иностранному языку.

Для того чтобы убедиться в том, что современные школьные учебники соответствуют заявленным требованиям и развивают как навыки владения языком, так и межкультурную компетенцию, рассмотрим одно из учебно-методических пособий, использующихся в средней общеобразовательной школе для изучения английского языка. Анализ предполагает изучение подачи и отработки лингвострановедческого и лингводидактического материала, • представленного в школьном пособии.

Учебник, содержание которого будет проанализировано в данной статье -учебник New Opportunities уровня Upper Intermediate издательства Pearson Longman, авторы - Michael Harris, David Mover, Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Sokolova. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Данная информация доступна на сайте министерства образования Российской федерации (http://fpu.edu.ru ). Данное пособие применяется как в общеобразовательных школах с базовым уровнем изучением английского языка, так и в профильных учебных заведениях с углубленным изучением иностранного языка. В соответствии с современными требованиями, к использованию в образовательных целях принимаются учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, представленные в печатной и электронной форме (с инструкцией по установке, настройке и использованию электронной формы учебника), а также имеющие методическое пособие для учителя.

Учебник New Opportunities разбит на пять уровней обучения языку -Elementary, Beginner, Pre-Intermediate, Intermediate и Upper-Intermediate. Учебник New Opportunities - это современный учебник английского языка, который может использоваться для изучения языка в учебных заведениях или для самостоятельного изучения дома. New Opportunities является одним из самых популярных пособий по изучению иностранного языка в России. Учебник New

120

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Opportunities рассчитан на разный возраст учащихся и предназначен для школьников и взрослых, изучающих иностранный язык.

Учебно-методический комплект New Opportunities состоит из следующих компонентов:

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- диск для работы в классе;

- раздаточный материал;

-книга для учителя;

- дополнительные материалы для учителя (а именно, Module tests и аудиоматериалы к учебнику).

В качестве материала исследования было принято решение взять учебник, так как именно учебник является обязательным для использования при обучении с помощью данного учебно-методического комплекса.

Учебник включает в себя разнообразные виды заданий, такие как чтение, перевод, говорение, аудирование и письмо. Учебник так же включает в себя иллюстрации, грамматические задания и правила, авторские тексты и отрывки • из известных произведений. Учебник включает в себя задания, направленные на всестороннее развитие владения английским языком, способствует увеличению словарного запаса. Учебник New Opportunities уровня Upper-Intermediate, о котором пойдёт речь в данной статье, состоит из следующих разделов.

1. Reading - данный раздел включает в себя авторские тексты и статьи, направленные на развитие навыка чтения, перевода, а так же на расширение словарного запаса. Данные тексты позволяют так же работать над фонетическим аспектом языка.

2. Speaking - раздел, посвящённый развитию навыка говорения.

3. Vocabulary and pronunciation - раздел учебника, позволяющий расширять словарный запас учащегося, так же совершенствовать произношение и фонетический аспект изучения языка.

4. Listening - раздел, посвящённый аудированию и позволяющий совершенствовать навык восприятия и овладения иностранной речью.

5. Writing - раздел, посвящённый письму, развитию знаний в области грамматики английского языка.

6. Grammar focus - раздел, так же посвящённый отработке грамматических навыков.

7. Communication workshop - раздел, посвящённый отработке всех полученных в отдельном юните знаний. Включает в себя все типы заданий -чтение, говорение, аудирование и письмо. Раздел Communication workshop является контрольным разделом.

121

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Учебник New Opportunities разделён на модули (или Modules), каждый модуль посвящён одной теме. Каждый модуль включает в себя все вышеперечисленные разделы и задания, направленные на совершенствование навыков чтения, говорения, письма и восприятия и понимания иностранной речи на слух.

Наша задача - узнать, содержится ли в данном учебнике достаточное для формирования межкультурной компетенции количество информации и отвечает ли учебник современным требованиям. Для этого потребуется анализ содержания учебника на предмет процентного содержания в нём информации, развивающей межкультурную компетенцию у учащихся.

Первый модуль учебника, состоящий из пяти разделов, содержит всего один раздел с заданиями, дающими изучающим представление о культуре, географии и особенностях Англии - Language Focus. Раздел содержит фотографии и карту Великобритании, так же учащимся предлагается прослушать отрывок из радиопередачи и определить правдивость или ложность заявлений о культуре, географии и особенностях Великобритании. Ученики так же могут прослушать интервью девушки, говорящей о плюсах и минусах жизни в Англии. • Завершает раздел цитата: «An Englishman is never happy unless he is miserable; a Scotsman is never at home but when he is abroad» [Harris, 2007:11].

Второй модуль, который называется Laughter, так же содержит только один раздел, способствующий формированию межкультурной компетенции - Culture Corner. В данном разделе ученикам предлагается прослушать отрывок из лекции и ответить на вопросы об истории Англии. Так же ученикам предложено задание, в котором нужно расставить исторические события в хронологическом порядке; прослушать записи и определить, какой акцент характерен для разных частей Великобритании.

Третий модуль учебника New Opportunities, который называется Style, содержит один раздел с информацией об Америке - Skills focus. Данный раздел предлагает учащимся текст о появлении и развитии граффити в Америке, а так же задание с выбором верных или неверных утверждениях, основывающихся на предложенном тексте.

Четвёртый модуль под названием Beauty, содержит два раздела, посвящённых формированию межкультурной компетенции - Language awareness и Culture corner 2. В разделе Language awareness Учащимся предложен текст о британском замке Ладлоу, а так же задания с выбором правильного ответа, построенные на понимании содержания текста. Раздел Culture corner 2 содержит текст под названием Peoples of the Russian Federation, который даёт учащимся представление о народах и этнических группах, проживающих на территории России, а так же об особенностях географии и языков разных народов.

122

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Пятый модуль New frontiers содержит один раздел с заданиями, способствующими развитию межкультурной компетенции у учащихся - Skills focus. Раздел содержит текст о великих открытиях 20 века, и о учёных, которые их совершили. В тексте говорится о британском учёном Флеминге, открывшем свойства пенициллина.

Шестой модуль учебника, Soft machines, не содержит ни одного задания, способствующего формированию межкультурной компетенции.

Однако, седьмой модуль, Journeys, содержит три раздела, посвящённых развитию навыков межкультурной компетенции - две части раздела Skills focus и Communication workshop. Данные разделы содержат тексты о путешествиях по Канаде, информацию о разных частях света, языках и культурах. Так же модуль содержит большое количество заданий и иллюстративного материала. Данный модуль содержит наибольшее количество информации о культуре, географии и особенностях страны изучаемого языка.

Восьмой модуль, который называется Global issues, так же содержит большое количество информации о других странах и культурах, о политике и современной ситуации в мире. Раздел Skills focus состоит из текста о природных • катаклизмах на территории Америки, а так же заданий к тексту, развивающих навыки чтения, перевода, понимания и владения грамматикой. Так же раздел содержит вокабуляр, связанный с особенностями климата в Америке. Раздел Grammar focus содержит текст об особенностях климата на территории Америки и Великобритании, раздел так же содержит разнообразные задания, связанные с темой текста. Восьмой модуль учебника так же содержит большое количество информации, способствующей формированию и развитию навыков межкультурной компетенции.

Предпоследний модуль, который называется Society, содержит один модуль, посвящённый истории Лондона.

Последний модуль, Conflict, содержит один раздел с информацией о стране изучаемого языка - раздел Grammar focus. Раздел состоит из текста о шотландских музыкантах и национальных шотландских инструментах, и разнообразных заданий, связанных с тематикой текста.

Краткий анализ учебника показал, что количество материала, способствующего формированию и развитию межкультурной компетенции, предоставлено в достаточном количестве. Каждый модуль учебника содержит один раздел, посвящённый истории, географии, особенностям языка, общения и жизни в странах изучаемого языка, модули содержат большое количество авторских статей, цитат, иллюстративного материала и исторических сведений. УМК New Opportunities Upper-Intermediate подходит как для изучения языка, так и для формирования экстралингвистических знаний у учащихся.

123

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур: пер. с англ. - 3-е, стереотипное. - М.: Р. Валент, 2005.

2. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 2. - С. 17-24.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2008.

5. Michael Harris, David Mover. New Opportunities: Essex, 2007.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.