Научная статья на тему 'Анализ цифровых платформ, применяемых для эффективной реализации цепочек создания ценности'

Анализ цифровых платформ, применяемых для эффективной реализации цепочек создания ценности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
807
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / УЧАСТНИКИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Попова Е.В., Семенов А.И.

Статья посвящена анализу цифровых платформ, которые применяются для цифровизации цепочек создания ценности, реализуемых их участниками в различных сферах. В статье представлен обзор классификации цифровых платформ, предложенной корпорацией «Ростелеком», а также разработана авторская классификация. Автор выделяет четыре типа цифровых платформ: цифровые платформы, обеспечивающие реализацию онлайн бизнес-моделей; цифровые платформы, обеспечивающие создание высокотехнологичной продукции; цифровые платформы, обеспечивающие интеграцию участников, согласно их определенным целям и потребностям; цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие участников с государственными организациями. В статье также представлены основные характеристики каждого типа цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ цифровых платформ, применяемых для эффективной реализации цепочек создания ценности»

Анализ цифровых платформ, применяемых

для эффективной реализации цепочек создания ценности

да

о

см

00 О!

о ш т

X

<

т О X X

Попова Елена Владимировна,

д.э.н., проф., кафедра теории менеджмента и бизнес-технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Семенов Алексей Иванович,

соискатель, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Статья посвящена анализу цифровых платформ, которые применяются для цифровизации цепочек создания ценности, реализуемых их участниками в различных сферах. В статье представлен обзор классификации цифровых платформ, предложенной корпорацией «Ростелеком», а также разработана авторская классификация.

Автор выделяет четыре типа цифровых платформ: цифровые платформы, обеспечивающие реализацию онлайн бизнес-моделей; цифровые платформы, обеспечивающие создание высокотехнологичной продукции; цифровые платформы, обеспечивающие интеграцию участников, согласно их определенным целям и потребностям; цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие участников с государственными организациями.

В статье также представлены основные характеристики каждого типа цифровых платформ.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая платформа, цепочка создания ценности, высокотехнологичная продукция, участники цифровой платформы

Эффективное развитие современной экономики требует сегодня формирование и внедрение цифровых инновационных платформ в целях создания и дальнейшего продвижения на рынок высокотехнологичной продукции.

Построение цепочек создания стоимости на основе единой цифровой платформы обеспечивает интегрированность процессов всех участников, при этом осуществляется расчет экономических результатов как для всей цепочки в целом, так и для отдельного ее участника.

Цифровая платформа - система интегрированных интеллектуальных цифровых технологий, обеспечивающих прозрачное взаимодействие участников цепочек создания высокотехнологичной продукции и повышающих их эффективность за счет цифровизации производственных и управленческих процессов.

К характерным признакам цифровых платформ можно отнести следующие:

1) основное назначение цифровой платформы - для какого вида деятельности используется конкретная платформа;

2) ключевые участники цифровых платформ - все участники, использующие конкретную платформу и вносящие определенный вклад в создание и реализацию продукции;

3) инфраструктура, формируемая цифровой платформой - единая онлайн-среда, в которой взаимодействуют все участники платформы;

4) информация - доступ к информации всех участников единой цифровой платформы с целью выполнения высокотехнологичных процессов и принятия качественных управленческих решений, обеспечивающих эффективную реализацию создания продукции.

Модель цифровой платформы, представлена на рисунке 3.

В научной литературе представлены различные классификации цифровых платформ. Ростелеком, например, выделяет три типа цифровых платформ [1]:

• инструментальная цифровая платформа, реализуемая на основе программно-аппаратных решений;

• инфраструктурная цифровая платформа, обеспечивающая ускоренный вывод на рынок ИТ-решений, автоматизирующих сквозные бизнес-процессы компаний, функционирующих в определенных отраслях;

• прикладная цифровая платформа, формирующая алгоритмизированный обмен определенными ценностями между ее участниками за счет проведения транзакций в единой информационной среде, что приводит к снижению транзакци-онных издержек.

Рисунок 1 - Модель цифровой платформы

В качестве примера инструментальных цифровых платформ выступают:

• UBER - цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие водителей автомобилей и клиентов, желающих заказать такси [6];

• Yandex-такси, цифровая платформа сервисов такси, аналогичная UBER [10];

• Yandex-еда, цифровая платформа по заказу еды через специальное приложение [9];

• Apple-store - цифровая платформа, позволяющая размещать и приобретать приложения для iOS [2];

• Android-market - цифровая платформа, позволяющая размещать и приобретать приложения для Android [3].

Примером инфраструктурных цифровых платформ могут выступать:

• Google maps - интерактивные карты мира с возможностью формирования маршрутов, панорамой, различными типами представления [5];

• Predix - цифровая платформа General Electric для сбора и анализа данных промышленного оборудования [4].

Примером прикладной цифровой платформы выступает WebGL - кроссплатформенный программный интерфейс приложения для создания 30-графики [8].

Однако, нами предлагается следующая классификация цифровых платформ:

• цифровые платформы, обеспечивающие реализацию онлайн бизнес-моделей - участники цепочки создания ценности осуществляют производство и реализацию продукции в формате онлайн, а также взаимодействуют с клиентами через онлайн-порталы;

• цифровые платформы, обеспечивающие создание высокотехнологичной продукции -участники цепочки осуществляют прикладные и научные исследования, ведутся научные разработки, создается интеллектуальная собственность, являющаяся конкурентным преимуществом для конкретной компании, группы компаний или государства, в целом;

• цифровые платформы, обеспечивающие интеграцию участников, согласно их определенным целям и потребностям (такими платформами могут выступать современные социальные сети, интернет-форумы и сообщества и др.);

• цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие участников с государственными организациями, выполняющими государственное задание (выделяются цифровые платформы, с использованием которых реализуются государственные услуги для физических и юридических лиц, а также цифровые платформы, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций с государственными органами в рамках реализации определенных проектов).

Следует отметить, что цифровые платформы, обеспечивающие реализацию онлайн бизнес-моделей, как правило, интегрируют поставщиков ресурсов, производителей продукции, дистрибьюторов, формируя сквозные бизнес-процессы и адаптируя цепочки создания ценности под требования рынка. Взаимодействие с клиентами также осуществляется на основе цифровой платформы, что повышает уровень вовлеченности клиента в процессы создания необходимых товаров и услуг.

Цифровые платформы, обеспечивающие создание высокотехнологичной продукции, предполагают интеграцию заказчика, научно-исследовательских организаций, выполняющих разработки, государственных органов, регламентирующих исполнение заказов и выступающих в роли заказчиков, производителей высокотехнологичной продукции, комплементаторов, осуществляющих производство сопутствующей продукции. Подобные платформы необходимы для повышения эффективности процессов создания и ускорения процессов вывода на рынок высокотехнологичной продукции.

Таким образом, цифровые платформы, обеспечивающие интеграцию участников, согласно их определенным целям и потребностям, позволяют формировать социальные сети и интернет-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 8

М О

to

сообщества, где осуществляется взаимодействие всех участников, а также сбор информации об участниках. В 2018 году социальная сеть Facebook насчитывала более 2,271 млрд пользователей, сервис YouTube использовали более 1,9 млрд пользователей, мессенджером WhatsApp пользовалось более 1,5 млрд пользователей [6].

Таблица 8

Цифровые Цифровые Цифровые Цифровые

платформы, платформы, платформы, платформы,

обеспечиваю- обеспечива- обеспечи- обеспечива-

щие реализа- ющие созда- вающие ющие взаи-

цию онлайн ние высоко- интеграцию модействие

бизнес- технологич- участников, участников с

моделей ной продук- согласно их государ-

ции определен- ственными

ным целям и организаци-

потребно- ями

стям

Назна Автоматизация Создание Формирова- Эффектив-

че- и роботизация высокотех- ние клиент- ное выпол-

ние процессов це- нологичной ских сегмен- нение госза-

почки создания продукции, тов, изуче- даний, реа-

ценности с формирую- ние их лизация гос-

целью удовле- щей уни- предпочте- ударствен-

творения по- кальную ний, ценно- ных про-

требностей ценность и стей и др. грамм

клиентов и обеспечива-

оптимизации ющей конку-

транзакцион- рентное

ных издержек преимуще-

ство

Участ Разработчики Разработчи- Разработчи - Разработчики

ники платформы, ки платфор- ки платфор- платформы,

поставщики мы, научно- мы, физиче- государ-

ресурсов, про- исследова- ские лица, ственные

изводители тельские юридиче- органы, юри-

продукции, организации, ские лица дические

комплемента- производи- лица, высту-

торы, дистри- тели, ком- пающие

бьюторы, по- плементато- партнерами в

требители ры, государ- реализации

ственные проектов

организации,

заказчики

Ре- Продукты и Высоко- Целевые Государ-

зуль- услуги технологич- группы кли- ственные

таты ная продук- ентов, кли- услуги и про-

ция ентская екты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аналитика

Клю- - формирова- - получение - анализ и - определе-

чевые ние потребно- заказов, формирова- ние проектов,

этапы стей клиентов, - научные ние потреб- - формиро-

це- - закупка ре- разработки, ностей, вание переч-

почки сурсов, - приклад- - предло- ня услуг,

созда- - роботизиро- ные разра- жение новых - обработка

зда- ванное произ- ботки, продуктов и заявок,

ния водство, - высоко- услуг, - оказание

цен- - онлайн- технологич- - сбор от- государ-

ности дистрибьюция. ное проекти- зывов. ственных

рование, услуг,

- производ- - реализа-

ство, ция государ-

- тестиро- ственных

вание, проектов.

- передача

результатов

заказчику.

Цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие участников с государственными организациями, позволяют повысить эффективность оказания государственных услуг за счет цифровизации процессов взаимодействия с их потребителями. Для того, чтобы получить качественную услугу, достаточно заполнить в электронном виде необходимые данные, и, через установленное время, пользователь получает необходимый результат в электронном виде. В случае, если требуется физическое присутствие, все равно, время на оказание услуги существенно сокращается.

Второй тип подобных платформ направлен на цифровизацию взаимодействия государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, реализующих совместные проекты, как правило для развития социальной сферы.

Литература

1. Классификация цифровых платформ, представленная компанией «Ростелеком» [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/04/digital_platforms.pdf

2. Цифровая платформа Apple Store [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://www.apple.com

3. Цифровая платформа Android Market [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://play.google.com/store

4. Цифровая платформа General Electric -Predix [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://www.ge.com/digital/iiot-platform

5. Цифровая платформа Google Maps [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://www.google.ru/maps

6. Портал статистических данных [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/

7. Цифровая платформа UBER [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://www.uber.com/ru/ru/

8. Цифровая платформа WebGL [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://get.webgl.org/

9. Цифровая платформа Yandex-еда [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://eda.yandex.ru

10. Цифровая платформа Yandex-такси [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://taxi.yandex.ru

Analysis of digital platforms used to effectively implement

value chains Popova E.V., Semenov A.I.

REU named after G.V. Plekhanov

The article is devoted to the analysis of digital platforms that are

used for digitalization of value chains implemented by their

participants in various fields.

The article presents an overview of the classification of digital platforms proposed by Rostelecom Corporation, as well as the author's classification.

The author distinguishes four types of digital platforms: digital platforms that ensure the implementation of online business models; digital platforms that provide the creation of high-tech products; digital platforms that ensure the integration of participants, according to their specific goals and needs; digital platforms that provide interaction between participants and government organizations.

The article also presents the main characteristics of each type of digital platforms.

Keywords: digitalization, digital platform, value chain, high-tech products, digital platform participants

References

1. The classification of digital platforms presented by Rostelecom

[Electronic resource] - Access mode: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/04/digital_platforms.pdf

2. The digital platform Apple Store [Electronic resource] - Access

mode: https://www.apple.com

3. Android Market Digital Platform [Electronic resource] - Access

mode: https://play.google.com/store

4. Digital platform of General Electric - Predix [Electronic resource]

- Access mode: https://www.ge.com/digital/iiot-platform

5. Digital platform Google Maps [Electronic resource] - Access mode: https://www.google.ru/maps

6. Statistics portal [Electronic resource] - Access mode: https://www.statista.com/statistics/2720l4/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/

7. Digital platform UBER [Electronic resource] - Access mode: https://www.uber.com/ru/ru/

8. Digital platform WebGL [Electronic resource] - Access mode:

https://get.webgl.org/

9. Digital platform Yandex-food [Electronic resource] - Access mode: https://eda.yandex.ru

10. Digital platform Yandex-taxi [Electronic resource] - Access mode: https://taxi.yandex.ru

X X

o

OD A C.

X

OD m

o

io 8

IO

o

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.