the Ministry of Economics of the Krasnodar Territory. URL: https://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/comprehensive-assess-ment-of-the-socio-economic-development-of-city-districts-and-municipal-areas-of (2016) (yes: 07/15/2019)
9. The concept of development of the sanatorium and resort and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2030. Krasnodar, Website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory. URL: https://min.kurortkuban.ru/strategy/ (2017) (accessed: July 18, 2019)
10. Prospects for the development of resort areas of the Krasnodar Territory // Who is who in construction and architecture. Information and discussion magazine. No. 2. URL: http://ktovsa.ru/ 2012/2 / perspektivy-razvitiya-kurortnyh-territoriy-kras-nodarskogo-kraya-olimpiyskiy-sochi.html (2012) (accessed: 07/13/2019)
11. Resolution of the Administration of the Municipal Formation of the city of Sochi of the Krasnodar Territory of January 18, 2016 N32 "On approval of the municipal program of the city of Sochi" Post-Olympic use of Olympic facilities and the development of the Imereti lowland of the resort city of Sochi "(as amended and added) [Electronic resource] website of the Administration of Sochi. - Sochi, 2017. - Access mode https: //www.sochi adm.ru/gorodskaya-vlast / administration-city / deyatelnost / economika / reestr / 3077 (2016) (accessed: 10.23.2018)
А.М. Губернаторов - профессор кафедры «бизнес-информатика и экономика», д.э.н., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), [email protected],
A.M. Gubernatorov - Professor of "business Informatics and Economics", doctor of economics, doctor of the "Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (VlSU).
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ К НОВЫМ ЦИФРОВЫМ ПЛАТФОРМАМ THE CONVERSION OF THE GLASS INDUSTRY: THE TRANSITION FROM TRADITIONAL BUSINESS MODELS
TO NEW DIGITAL PLATFORMS
Аннотация. В представленной статье раскрываются особенности цифровой трансформации в стекольной промышленности, которая сегодня является ключом к построению цифровой экономики и получению цифровых дивидендов, то есть достижению измеримых экономических результатов посредством внедрения цифровых технологий. Цель статьи - определение направлений перехода стекольной промышленности от традиционных бизнес-моделей, к новым цифровым платформам и обоснование их значимости, востребованности и эффективности. Представлено методическое сопровождение перехода стекольной промышленности к цифровой платформе. Доказано, что цифровая трансформация, как системное улучшение всех бизнес-процессов и бизнес-моделей во всей стекольной индустрии, сопровождающаяся крупномасштабными преобразованиями привычных технологических операций в производстве стела в «умные» возможна путем создания цифровой стекольной фабрики будущего и перехода от «Стекольной Индустрии 4.0» к «Стекольной Индустрии 5.0», что способствует переходу к новому технологическому укладу.
Annotation. The article reveals the features of digital transformation in the glass industry, which today is the key to building a digital economy and obtaining digital dividends, that is, to achieve measurable economic results through the introduction of digital technologies. The purpose of the article is to determine the directions of transition of the glass industry from traditional business models to new digital platforms and substantiate their importance, relevance and efficiency. Methodical support of transition of the glass industry to the digital platform is presented. It is proved that the digital transformation as a systematic improvement of all business processes and business models throughout the glass industry, accompanied by large-scale transformation of the usual technological operations in the production of stele in the "smart" is possible by creating a digital glass factory of the future and the transition from "glass industry 4.0" to "Glass Industry 5.0", which contributes to the transition to a new technological order.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая платформа, бизнес-процессы, информационные технологии, цифровая трансформация стекольной промышленности
Keywords: digital economy, digital platform, business processes, information technology, digital transformation of the glass industry
Для обеспечения максимального использования преимуществ цифровой трансформации в развитии инноваций, ускорения экономического роста и социального процветания необходимо признать обеспокоенность по поводу того, что существующая макроэкономическая статистика может не в полной мере оценивать преимущества, предоставляемые цифровыми продуктами и продуктами, созданными на базе цифровых технологий, или трансграничных операций. Нерешенными остаются вопросы о том, как оценивать вклад экономики совместного использования, платформ в ВВП и рост производительности труда. Страны с высоким уровнем развития и использования цифровых технологий также занимаются вопросами измерения их воздействия. Китайское Национальное бюро статистики (National Bureau of Statistics) опубликовало индекс цифровой экономики Китая. В Республике Корея планируется добавить экономику совместного использования к показателю ВВП в 2019 году.
Бюро экономического анализа США (Bureau of Economic Analysis, BEA) разрабатывает инструменты для лучшего измерения воздействия быстро меняющихся технологий на экономику США и глобальные цепочки поставок. BEA стремится рассчитать вклад цифровой экономики в ВВП и улучшить показатели, касающиеся высокотехнологичных товаров и услуг, международной торговли, экономики совместного использования и бесплатного цифрового контента, а также изучить экономические показатели помимо ВВП, чтобы лучше понять вклад цифровой экономики в благосостояние в целом. Цифровая трансформация стекольной промышленности является ключом к построению цифровой экономики и получению цифровых дивидендов, то есть достижению измеримых экономических результатов посредством внедрения цифровых технологий. На отраслевом уровне трансформация стекольной промышленности характеризуется минимизацией участия человека в производственном процессе и переходом к эффективному управлению на основе данных. Помимо широкого внедрения ERP решений, технологии, способствующие трансформации традиционного производства в цифровое и характеризующиеся полной цифровой интеграцией производственных и логистических цепочек, а также цепочек поставок, включают в себя: - цифровое проектирование и моделирование как совокупность технологий компьютерного проектирования, компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга, математического моделирования, оптимизации и технологической подготовки производства, ориентированной на аддитивное производство, и разработки «умных» моделей и «умных» цифровых двойников; - использование новых синтетических материалов, особенно композиционных материалов, силикатов, метаматериалов и металлических порошков для аддитивного производства; -аддитивные технологии: аддитивные производственные системы, материалы, процессы и услуги; - промышленная сенсорика: внедрение «умных» сенсоров и инструментов управления (контроллеров) в производственное оборудование, в помещение на уровне цеха или предприятия в целом; - промышленная робототехника: в первую очередь, гибкие производственные ячейки; - генерация, сбор, хранение, управление, обработка и передача «умных» больших данных; - промышленный интернет вещей; - виртуальная, дополненная и смешанная реальность; - экспертные системы и искусственный интеллект. Ни одна из передовых производственных технологий, взятая в отдельности, не способна предоставить долгосрочного конкурентного преимущества на рынке. Необходимы системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной стекольной продукции нового поколения. Эти решения объединяются в так называемую «Стекольная Индустрия 4.0». Уникальные решения в области актуальных инноваций в производстве, обработке и отделки стекла явились источником и базой для создания концепции «3D» в стекольной индустрии, которая представляет собой новую производственную модель, основанную на мультидисципли-нарном подходе создания передового производства [2].
Методология раскрывается в следующих основных положениях: 1. Создание цифровых платформ, позволяющих использовать новые способы создания ценности за счет внедрения передовых цифровых технологий. За счет предсказательной аналитики и больших данных платформенный подход позволяет объединить территориально распределенных участников процессов проектирования и производства, повысить уровень гибкости и кастомизации с учетом требований потребителей. 2. Разработку системы цифровых моделей, как новых проектируемых изделий, так и производственных процессов. Цифровые модели должны обладать высоким уровнем адекватности реальным продуктам и реальным процессам (конвергенция материального и цифрового миров, порождающих синергетические эффекты), чтобы в конечном итоге стать цифровыми двойниками. 3. Цифровиза-цию всего жизненного цикла стекольной продукции, от концепт-идеи и проектирования до производства, эксплуатации, послепродажного обслуживания и утилизации. «Стекольная Индустрия 4.0» охватывает жизненный цикл продукции от стадии исследования и планирования продукции до разработки цифрового макета и цифрового двойника, и до создания опытных образцов или малой серии. «Стекольная Индустрия 4.0» использует «умные» большие данные для создания «умных» моделей продуктов (например, машин, конструкций, агрегатов, приборов и установок), разработанных с помощью применения новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования, сфокусированной на разработку «умных» цифровых двойников.
В настоящий момент мы наблюдаем активную трансформацию в направлении цифровой экономики. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития "Перспективы цифровой экономики ОЭСР 2017" этот контекст описан, в частности, следующим образом: "Инновации, основанные на данных, являются ключевым драйвером роста в 21 веке. Совмещение ряда трендов, включая возрастающий переход социально-экономических активностей в Интернет, а также снижение стоимости сбора, хранения и обработки данных приводят к созданию и использованию огромных массивов данных - называемых "большие данные". Эти массивы данных становятся основным активом экономики, способствуя появлению новых отраслей, процессов и продуктов, создавая ключевые конкурентные преимущества. В частности, в бизнесе использование данных ведет к созданию ценности по широкому спектру бизнес-процессов, включая оптимизацию глобальных цепочек создания стоимости, повышение эффективности труда, персонализации отношений с клиентами." В докладе отмечается, что во многих странах-участниках ОЭСР запущены специальные программы, нацеленные на поддержку развития исследований и профессиональных компетенций, связанных с цифровой экономикой. Не исключением здесь является и Россия. Так в июле 2017 года утверждена программа "Цифровая экономика Российской федерации", среди целей которой обозначено "создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической
деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан". В программе выделены основные цифровые технологии, включая а) большие данные, б) нейротехнологии и искусственный интеллект, а одним из пяти основных направлений реализации программы является "формирование исследовательских компетенций и технологических заделов". Помимо государственных органов важность изучения новых феноменов цифровой экономики отмечается и в академическом сообществе. В частности, в Массачусетском технологическом институте в 2013 году запущена Инициатива в области цифровой экономики (MIT Initiative on the Digital Economy) как масштабный проект команды визионеров, ведущих ученых и практиков, нацеленный на "понимание того, как индивиды и бизнесы работают, взаимодействуют и процветают в условиях цифровой трансформации". Одним из ключевых направлений исследований в рамках данной инициативы является "Социальная аналитика и цифровые эксперименты" (Social Analytics and Digital Experimentation), в рамках которой ежегодно проводится конференция по цифровым экспериментам (Conference on Digital Experimentation), собирающая ведущих ученых, что свидетельствует о зарождении этого нового междисциплинарного направления в науке и практике. В России в 2017 году также был создан Национальный центр цифровой экономики в Московском государственном университете. Центр создан в целях "содействия становлению и развитию цифровой экономики в России, а также для объединения и координация усилий подразделений МГУ, других ведущих научно-образовательных центров, органов государственной власти, различных организаций и компаний по осуществлению научных исследований и разработок, международного сотрудничества, образовательной, учебно-методической, экспертной, инновационной и другой практической деятельности, способствующей развитию цифровой экономики в нашей стране". Появление двух упомянутых центров свидетельствует об актуальности исследований в области цифровой экономики в целом. Если говорить про научные приоритеты в области стекольной промышленности, то здесь ориентироваться можно на перечень приоритетных направлений, предложенных «Центром технологий обработки стекла»// нем.: „Zentrum Handwerk", Федеральной Ассоциацией производителей листового стекла Германии (BF-Bundesverband Flachglas), компанией ift Rosenheim GmbH, Немецким Профобъединением независимых экспертов по фасадным технологиям UBF -e.V. (зарег. общ-во), Академией Аугсбурга/ Augsburg (Институт Строительства и Недвижимости), Академией Дортмунда/ Dortmund (Архитектура), Техническим Университетом Дармштадта/ Darmstadt (Институт материалов и строительной механики), а так же Профессиональное Объединение производителей многослойного изоляционного стекла Германии (зарег. общ-во)/ Gütegemeinschaft Mehrscheiben Isolierglas e.V. [1]. Ведущие академические журналы учитывают эти направления при отборе публикаций и планировании специалистов-выпускников. Все это призвано обратить пристальное внимание специалистов на будущее и перспективы развития стекольной индустрии. Заявляемый исследовательский проект, нацелен на разработку методов анализа и обработки больших данных с целью определения закономерностей цифровой трансформации стекольной промышленности. Области исследования: 1. Методы машинного обучения и анализа данных в области умных производственных системах. 2. Подходы к валидации результатов методов машинного обучения, в том числе перекрёстная валидация, разбиение на обучающую и тестовую подвыборку, расчет среднего эффекта от воздействия на выделенной подгруппе. 3. Эконометрические методы оценивания, в том числе непараметрические методы (регрессия), метод partialling out для выделения оценки эффекта как функции от времени. 4. Методы машинного обучения для снижения размерности пространства факторов, методы коррекции (debiasing) результата отбора факторов в моделях машинного обучения для получения выводов о причинности. 5. Методы конструирования эффективных экспериментов без априорных предпосылок о значениях параметров (Bayesian Efficient Experimental Design), их модификация под задачи большой размерности. 6. Методы математической оптимизации. 8 Метод DECA к оценке готовности стекольной промышленности к цифровой трансформации [4].
Производственная революция - это коренной переворот в мировых производительных силах, который связан со сменой технологических укладов с последующим резким скачком производительности и ростом экономики отрасли.
Описание технологического развития дает хорошее представление о том, какие дает хорошее представление о том, какие технологии в стекольном производстве устоялись, а какие требуют нововведений. Прорывные инновации меняют устои и традиции стекольного бизнеса, создают новые пути его развития. Можно выделить четыре основные промышленные революции, повлиявшие на развитие в производстве стекла: химическое производство соды, технология непрерывной варки, тянутое листовое стекло и флоат-стекло (рис. 1).
к
«Стекольная Индустрия 1.0»:
Химическое производство соды: в стекольную шихту добавляют бой 1791 г.
У
ййй
являются печи непрерывного действия; осуществляется переход от угля к газу
1867 г.
«Стекольная Индустрия 4.0»:
Флоат-стекло-стира-ется разница между витринным и листовым стеклом
Рисунок 1. Четыре основные промышленные революции, повлиявшие на развитие в производстве стекла
Цифровая трансформация, как системное улучшение всех бизнес-процессов и бизнес-моделей во всей стекольной индустрии, сопровождающаяся крупномасштабными преобразованиями привычных технологических операций в производстве стела в «умные» возможна путем создания цифровой стекольной фабрики будущего и перехода от «Стекольной Индустрии 4.0» к «Стекольной Индустрии 5.0», что способствует переходу к новому технологическому укладу (рисунок 2).
Цифровые модели технологических процессов, технологии сенсорики, производства компонентов
Рисунок 2. Семиобразная структура «Стекольной Индустрии 5.0»
Фабрики Будущего - это определенный тип системы бизнес-процессов в стекольной промышленности, способ комбинирования бизнес-процессов, который имеет следующие характеристики:
• создание цифровых стекольных платформ, своеобразных экосистем передовых цифровых технологий. На основе предсказательной аналитики и больших данных платформенный подход позволяет объединить территориально распределенных участников процессов проектирования и производства стекольной продукции, повысить уровень гибкости и кастомизации с учетом требований потребителей;
• разработка системы цифровых моделей как новых проектируемых стекольных изделий, так и производственных процессов. Цифровые модели должны обладать высоким уровнем адекватности реальным объектам и реальным процессам (конвергенция материального и цифрового миров, порождающих синергетиче-ские эффекты);
• цифровизация всего жизненного цикла производства изделий из стекла (от концепт-идеи, проектирования, производства, эксплуатации). Чем позже вносятся изменения, тем их стоимость больше, а потому центр тяжести смещается в сторону процессов проектирования, в рамках которых закладываются характеристики глобальной конкурентоспособности или высокие потребительские требования.
На этапе формирования Фабрик Будущего происходит и формирование новых ключевых компетенций, например:
• быстрая кастомизация отклика на запросы Рынка или Заказчика;
• использование системных подходов (системный инжиниринг), когда необходимо в каждый момент времени держать в поле зрения всю систему, все ее взаимодействующие компоненты;
• формирование многоуровневой матрицы целевых показателей и ограничений как основы нового проектирования, значительно снижающего риски, объемы натурных испытаний и объемы работ, связанных с «доводкой изделий и продукции на основе испытаний»;
• разработка и валидация («сравнение с экспериментами») математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным объектам и реальным процессам - так называемые «умные» модели;
• управление изменениями на протяжении всего жизненного цикла производства стекольной продукции;
• «цифровая сертификация», основанная на тысячах виртуальных испытаний как отдельных компонентов, так и всей системы в целом [3].
Цифровые фабрики (Digital Factory) - системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения от стадии исследования и планирования, когда закладываются базовые принципы изделия, и заканчивая созданием цифрового макета (Digital Mock-Up, DMU), «цифрового двойника» (Smart Digital Twin), опытного образца или мелкой серии («безбумажное производство», «всё в цифре»). Цифровая фабрика подразумевает наличие «умных» моделей продуктов или изделий (машин, конструкций, агрегатов, приборов, установок и т. д.) на основе новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования Smart Digital Twin - [(Simulation & Optimization) Smart Big Data]-Driven Advanced (Design & Manufacturing).
«Умные» фабрики (Smart Factory) - системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения от заготовки до готового изделия, отличительными чертами которого является высокий уровень автоматизации и роботизации, исключающий человеческий фактор и связанные с этим ошибки, ведущие к потере качества («безлюдное производство»). В качестве входного продукта «Умных» фабрик, как правило, используются результаты работы Цифровых фабрик. «Умная» фабрика обычно подразумевает наличие оборудования для производства -станков с числовым программным управлением, промышленных роботов и т. д., а также автоматизированных систем управления технологическими процессами (Industrial Control System, ICS) и систем оперативного управления производственными процессами на уровне цеха (Manufacturing Execution System, MES).
Виртуальные фабрики (Virtual Factory) - системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения за счет объединения Цифровых и (или) «Умных» фабрик в распределенную сеть. Виртуальная фабрика подразумевает наличие информационных систем управления предприятием (Enterprise Application Systems, EAS), позволяющих разрабатывать и использовать в виде единого объекта виртуальную модель всех организационных, технологических, логистических и прочих процессов на уровне глобальных цепочек поставок (поставки => производство => дистрибьюция и логистика => сбыт => послепродажное обслуживание) и (или) на уровне распределенных производственных активов [3].
Таким образом, цифровая трансформация стекольной промышленности является ключом к построению цифровой экономики и получению цифровых дивидендов, то есть достижению измеримых экономических результатов посредством внедрения цифровых технологий.
Источники:
1. Всемирный банк. 2018 год. Доклад о развитии цифровой экономики в России, сентябрь 2018 года, «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации». Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO
2. Итоги социально-экономического развития Владимирской области за 2018 г [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://avo.ru/web/guest/promyslennoe-proizvodstvo
3. Национальная технологическая инициатива (НТИ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://fea.ru/compound/national-technology-initiative
4. DECA Russia - продукт Всемирного банка, разработанный в апреле - ноябре 2017 г. в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://istina.msu.ru/download/91398706/1edwY0:aH7_sIBQMK4oz2JriGg3dEbeYOo/
5. Миллионы цифровизации: как трансформируются российские компании? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cio.ru/news/300119-Milliony-tsifrovizatsii-kak-transformiruyutsya-rossiyskie-kompanii
6. Still, K., M. Seppanen, H. Korhonen, K. Valkokari, A. Suominen, and M. Kumpulainen. Business Model Innovation of Startups Developing Multisided Digital Platforms. 2017 IEEE19th Conference on Business Informatics (CBI).
7. Evans, David S. 2013. "Economics of Vertical Restraints for Multi-Sided Platforms." Coase-Sandor Institute for Law & Economics Working Paper No. 626. https://chicagounbound.uchicago.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1187&context=law_and_eco-nomics
Sources:
1. World bank. 2018. Report on the development of the digital economy in Russia, September 2018, "in the Competitive digital age: strategic challenges for the Russian Federation". World Bank, Washington, DC. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 Igoo the results of the socio-2018 2018 [[electronic resource]. - Mode of access: https://avo.ru/web/guest/promyslennoe-proizvodstvo
3. National technology initiative (NTI) [Electronic resource] - access Mode: http://fea.ru/compound/national-technology-
initiative
4. DECA Russia is a product of the world Bank, developed in April-November 2017 in cooperation with the Institute for the development of the information society. [Electronic resource.] - Mode of access: https://istina.msu.ru/down-load/91398706/1edwY0:aH7_sIBQMK4oz2JriGg3dEbeYOo/
5. Millions of digitalization: transformirovalsya as a Russian company? [Electronic resource.] - Mode of access: https://www.cio.ru/news/300119-Milliony-tsifrovizatsii-kak-transformiruyutsya-rossiyskie-kompanii
6. More, K. M. Seppanen, Korhonen H., K. Valkokari, A. Suominen, M. Kumpulainen. Innovative business model of startups developing multi-level digital platforms. 2017 Ieee19-th Conference on business Informatics (CBD).
7. Evans, David S. 2013. "Economics of vertical restraints for multi-stakeholder platforms."Coase-Sandor Institute for Law & Economics Working Paper No. 626. https://chicagounbound.uchicago.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1187&con-text=law_and_economics
З.О. Гукасян - доцент, доктор экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
Z.O. Gukasyan - associate Professor, Doctor of economic Sciences, associate Professor of chair of accounting, analysis and audit, FSBEIKuban state technological University.
КОНФЛИКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ CONFLICTS OF ECONOMIC INTERESTS AND THEIR SYSTEMATIZATION
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования экономических интересов субъектов бизнеса. Автор анализирует различные точки зрения и подходы к определению конфликта интересов, что позволило классифицировать экономические интересы и систематизировать корпоративные конфликты. Кроме того, в статье показан опыт ПАО «Газпром» в обеспечении равновесия интересов субъектов бизнеса: собственников, топ-менеджмента и наемных работников. Автором выделены внешние и внутренние причины возникновения конфликтов, на основе которых формируются неправовые практики ведения бизнеса и с которыми связаны получение и распределение ресурсной и административной ренты. Обобщая экономические и социологические исследования автор показывает, что особое место занимают две группы взаимоотношений между работодателями (акционерами и менеджментом) и наемными работниками, которые могут быть патерналистскими и партнерскими.
Annotation. The article discusses the methodological aspects of the study of the economic interests of business entities. The authors analyze different points of view and approaches to determining conflicts of interest, which allowed classifying economic interests and systematizing corporate conflicts. In addition, the article shows the experience of PJSC Gazprom in ensuring the balance of interests of business entities: owners, top management and employees. The authors have identified external and internal causes of conflict, on the basis of which non-legal business practices are formed and with which the receipt and distribution of resource and administrative rent are associated. Summarizing the economic and sociological studies, the authors show that a special place is occupied by two groups of relationships between employers (shareholders and management) and employees, which can be paternalistic and partnership.
Ключевые слова: Экономические интересы, конфликты, противоречия, собственники, методология,