АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Е.Л. Торхова, магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10628
Аннотация. В статье проводится анализ процесса цифровизации учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга. По итогам анализа было выявлено, что цифровая трансформация данной сферы началась в 2019 г. Основообразующим проектом этой трансформации является региональный проект «Единый цифровой контур», который также реализуется на федеральном уровне. На основе этого делается вывод, что в условиях распространения С0УЮ-19 программа финансирования данного проекта может быть пересмотрена.
Ключевые слова: цифровизация, здравоохранение, цифровая трансформация, финансирование, ЕГИСЗ.
На сегодняшнем этапе развития мирового сообщества вопрос внедрения цифровых технологий является одним из самых актуальных. Здравоохранение не является исключением. Цифровые технологии позволяют существенно упростить многие процессы, повышая, тем самым, эффективность работы учреждений здравоохранения. Россия только вступает на путь цифровизации данной сферы. Однако уже сегодня, на фоне пандемии COVID-19 становится понятно, что необходимо существенно ускорять данный процесс, чтобы повышать и доступность, и качество оказания медицинских услуг. Особенно важно развивать государственные учреждения здравоохранения, т.к. большая часть населения пользуется бесплатной медициной, финансируемой из бюджетных средств. Поэтому целью данной статьи является анализ цифровизации здравоохранения на примере города Санкт-Петербург.
Новейшие технологии цифровой эпохи начали внедряться в систему российского здравоохранения еще в конце первого десятилетия XXI в. Так, например, в начале 2012 г. было объявлено, что компания ФОРС внедрила систему финансового планирования и бюджетирования в клинике «Медицина». При этом данное программное обеспечение базируется на технологиях компании Oracle. Конкретно были использованы Oracle Database, Oracle
Business Intelligence Suite и Oracle Hyperion Planning [1].
Другим примером внедрения цифровых технологий является запуск Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в Москве в 2011 г. По своей сути она представляет собой многофункциональная медицинская ИТ-экосистема с возможностью записи к врачу. По мнению McKinsey, это одна из лучших систем электронной регистратуры в сфере здравоохранения в мире. Конкурентом является система AP-HP, служба записи к врачу Публичного объединения парижских больниц.
Система ЕМИАС привела к значительному повышению эффективности. После ее внедрения пациенты попадают на прием к врачу намного быстрее. Чтобы сократить время ожидания, пациентам предоставили доступ ко множеству клиник и больниц с возможностью выбрать свободное время приема во всех медицинских учреждениях. Кроме того, была стандартизирована сама процедура приема: в частности, разработан типовой график работы врачей и унифицированы длительность и классификация выездов к пациентам и процедур [2].
Так или иначе, цифровизация здравоохранения в Санкт-Петербурге проходит не столь активно, как в Москве. Цифровая трансформация здравоохранения в субъек-
те происходит в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге», реализуемой с 2014 г. [3]. Одним из важнейших проектов, реализуемых в рамках данной программы является региональный проект «Единый цифровой контур». Он базируется на основе Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», согласно которому к 2024 г. по всей России заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением [4].
Согласно программе, в рамках проекта «Единый цифровой контур» в Санкт-Петербурге было автоматизировано 2812 рабочих места в 76 учреждениях здравоохранения. Основная цель данного проекта
- это повышение качества предоставления и организации оказания медицинской помощи.
Реализация рассматриваемого проекта осуществляется в рамках Подрограммы 5 «Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи». Общее финансирование подпрограммы по итогам 2019 г. составило 13,8 млрд. руб. Непосредственно на РП «Единый цифровой контур» было выделено 509,2 млн. руб., т.е. 3,7%. На долю средств из федерального бюджета пришлось 43,8%, или 223 млн. руб. [3].
Если в целом говорить о региональных проектах, реализуемых в Санкт-Петербурге, то РП «Единый цифровой контур» является третьим по объему бюджетного финансирования по итогам 2019 г., что представлено на рисунке.
РП "Борьба с онкологическими заболеваниями"
РП "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"
РП "Единый цифровой контур"
РП "Развитие детского здравоохранения"
РП "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной...
РП "Старшее поколение"
РП "Укрепление общественного здоровья"
0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500
Рис. Объем бюджетного финансирования региональных проектов в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга, 2019 г., млн. руб. [3]
Между учреждениями здравоохранения средства, направленные на цифровую трансформацию, распределились неравномерно. Так, можно выделить пять медицинских учреждений, на которые прихо-
дится более четверти всех средств, выделенных на данный региональный проект:
1. Госпиталь для ветеранов войны -5,83%.
2. Елизаветинская больница - 5,82%.
3. Городская многопрофильная больница №2 - 5,77%.
4. Детский городской многопрофильный клинический специализированный центр высоких медицинских технологий -5,23%.
5. Городская Покровская больница -4,74% [5].
Почти половина финансирования, направленного на реализацию РП «Единый цифровой контур», пришлось в 2019 г. всего на 13 медицинских учреждений из 76, задействованных в рамках проекта. Во многом это обусловлено масштабами деятельности разных медицинских учреждений. Обозначенные выше учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга являются одними из крупнейших и наиболее социально значимых для города.
Общий объем финансирования данного проекта составляет 1512,75 млн. руб. При этом период финансирования составляет всего три года, с 2019 по 2021 гг., в то время как сам проект будет реализовы-ваться до конца 2024 г. [3]. Так или иначе,
вполне вероятно, что объем финансирования цифровой трансформации учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга может быть пересмотрен, что обусловлено распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Таким образом, можно заключить, что цифровая трансформация учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, как и во всей России, началась с 1 января 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Единый цифровой контур», который распространился на все субъекты Российской Федерации. Непосредственно в Санкт-Петербурге данный проект является третьим по приоритетности финансирования, что свидетельствует о высокой значимости проекта для города. Так или иначе, Санкт-Петербург находится лишь в самом начале цифровой трансформации здравоохранения. Поэтому стоит ожидать, что в ближайшие годы могут появиться новые проекты, направленные на цифровизацию и информатизацию учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга.
Библиографический список
1. ФОРС внедрила систему финансового планирования и бюджетирования в клинике «Медицина». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.osp.ru/medit/2012/01/13013308.html
2. Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? (июль 2018 г.) / McKimsey. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights/smart-city-solutions-what-drives-citizen-adoption-around-the-globe
3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года N 553 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 22 августа 2019 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/822403757
4. Паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» на 01.01.2019 - 31.12.2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/tsifra
5. Справка об исполнении денежных обязательств бюджетными (автономными) учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются ОСГЗ/СГЗ и ОСИЦ/СИЦ (по организациям и целевым статьям), на 31.12.2019 по городу Санкт-Петербург. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zdrav.spb.ru/ru/komitet/reports/
ANALYSIS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTH CARE INSTITUTIONS
IN ST. PETERSBURG
E.L. Torkhova, Graduate Student
St. Petersburg State University of Economics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is devoted to the digitalization process of St. Petersburg healthcare institutions. Based on the results of the analysis, it was revealed that the digital transformation of this sphere began in 2019. The regional project «Unified Digital Circuit», which is also being implemented at the federal level, is the fundamental project of this transformation. Based on this, it is concluded that in the context of the distribution of COVID-19, the financing program for this project may be revised.
Keywords: digitalization, healthcare, digital transformation, financing, USHIS.