Научная статья на тему 'Анализ ценностных ориентаций педагогов физической культуры'

Анализ ценностных ориентаций педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ --------------------------------------------------------------------------------

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков А. В.

При проведении занятий с учащимися двигательная подготовленность педагога является наглядным примером и своего рода стимулом для достижения определенных спортивных результатов его подопечных. С возрастом у специалиста физической культуры и спорта происходит своего рода смещение акцентов. Чем выше уровень двигательной подготовленности, спортивные разряды, и как следствие, педагогическая квалификация, тем выше вероятность того, что специалист останется в сфере физической культуры и спорта, продолжая совершенствоваться в ней. При желании он может найти в рамках профессии более интересную и более оплачиваемую работу (при прочих равных условиях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ценностных ориентаций педагогов физической культуры»

№ 1 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.124:796/799

АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. В. Чесноков

Томский государственный педагогический университет (г. Томск)

При проведении занятий с учащимися двигательная подготовленность педагога является наглядным примером и своего рода стимулом для достижения определенных спортивных результатов его подопечных. С возрастом у специалиста физической культуры и спорта происходит своего рода смещение акцентов. Чем выше уровень двигательной подготовленности, спортивные разряды, и как следствие, педагогическая квалификация, тем выше вероятность того, что специалист останется в сфере физической культуры и спорта, продолжая совершенствоваться в ней. При желании он может найти в рамках профессии более интересную и более оплачиваемую работу (при прочих равных условиях).

Ключевые слова: двигательная подготовленность преподавателя, педагогическая квалификация, профессиональные качества и ценностные ориентации

Общеизвестно, что для любого преподавателя физической культуры большое значение имеет уровень двигательной подготовленности (Матвеев Л. П., Платонов В. Н.). При прочих равных условиях преподаватель с высоким уровнем двигательной подготовленности имеет больше шансов добиться успехов, а также завоевать уважение и авторитет в ученической среде. При проведении занятий двигательная подготовленность педагога является наглядным примером и своего рода стимулом для достижения определенных спортивных результатов его подопечных.

В основу данного исследования легло изучение влияние двигательной подготовленности педагогов на такие их ценностные ориентации как: желание совершенствоваться в избранной профессии, желание посвятить себя избранной деятельности и в будущем, а также на уровень педагогической квалификации респондентов. Работа выполнена на основе анкетирования выпускников специализированных вузов и факультетов, работающих по специальности (это преподаватели школ, вузов, секций, ДЮСШ, ШОТ, УОТ и т. д.). В исследовании принимали участие респонденты не только Сибирского региона (города Томск, Новосибирск, Барнаул, Кемерово и т. д.), но и всей России в целом (от Москвы до Уссурийска). Всего было обработано 780 анкет.

В результате изучения и анализа анкет, мы пришли к следующим выводам о влиянии уровня двигательной подготовленности преподавателя на его профессиональные качества и ценностные ориентации.

Двигательная подготовленность опрашиваемых определялась исходя из наличия, пусть даже в прошлом, спортивных разрядов респондентов по различным видам спорта. Также мы пришли к выводу, что более объективно будет суммировать все имеющиеся спортивные показатели, а не брать наивысший разряд или звание, и по нему судить о двигательной подготовленности респондента, так как в первом случае учитывается разносторонность, можно даже сказать гармоничность, двигательной подготовленности исследуемых.

Каждому спортивному разряду было присвоено определенное количество баллов, третий спортивный разряд оценивался в 1 балл; второй - 2 балла; первый - 3 балла; кандидат в мастера спорта - 4 балла; мастер спорта - 5 баллов; мастер спорта международного класса - 7 баллов; заслуженный мастер спорта - 9 баллов. Баллы присваивались исходя из степени предполагаемой трудности при выполнении тех или иных разрядов или званий и статистики их присвоения. Таким образом, у нас все респонденты по данному признаку оказались в 10 группах. На рис. 1 показано процентное отношение респондентов в каждой из групп к общему количеству респондентов.

В исследовании приняло участие 26 мастеров спорта, 4 мастеров спорта международного класса и 1 заслуженный мастер спорта.

Уровень педагогической квалификации определялся разрядом единой тарифной сетки (ЕТС) и варьировался от 8 до 16. Наибольшее количество опрошенных респондентов имело 11, 12, 13 и 14 разряды.

В вопросе о желании респондента повысить свою педагогическую квалификацию, 67,6 % (526 человек) опрошенных планируют в дальнейшем так или иначе повышать свою педагогическую квалификацию. Что может быть связано не только со стремлением к самосовершенствованию и развитию, но и материальными соображениями.

В результате исследований пришли к выводу, что 71 % (554 человека) опрошенных в дальнейшем планируют работать в области физической культуры и спорта. Примерно столько же планируют совершенствоваться в данной области. То есть, практически все кто планирует остаться в области физической культуры (71 %), желают повысить свою педагогическую квалификацию. Иными словами это практически одна и та же категория. Одной из задач исследования было выявить наличие либо отсутствие связи между уровнем двигательной подготовленности и разрядом ЕТС, а также желанием продолжить свою педагогическую деятельность, совершенствуясь в ней.

Для выявления связи между двигательной подготовленностью в каждой из 10 групп и педагогической квалификацией был рассчитан средний разряд ЕТС в каждой из групп педагогов с определенным уровнем двигательной подготовленности. Для наглядности отразим данную зависимость посредствам графика (рис. 2).

Таким образом, как видно из представленного графика, прослеживается устойчивая прямо пропорциональная зависимость между уровнем двигательной подготовленности и уровнем педагогической квалификации - чем выше двигательная подготовленность респондента, тем выше должен быть у него разряд ЕТС.

Мы видим причину такой тесной связи между двигательной подготовленностью и педагогической квалификацией в том, что с возрастом у специалиста физической культуры и спорта происходит своего рода смещение акцентов. Активная жизненная позиция, самодисциплина и стремление к самосовершенствованию, выработанные

спортом, после окончания активных тренировок фокусируют внутреннюю активность человека уже на другом аспекте спортивной деятельности - тренерской, преподавательской и, естественно, на совершенствование в ней.

Перейдем к изучению степени взаимовлияния двигательной подготовленности и желанием и дальше заниматься избранной деятельностью. Для этого мы определяли в каждой из групп по уровню двигательной подготовленности процент желающих и далее реализовывать себя в сфере физической культуры и спорта (к общему количеству респондентов в каждой группе). Так, в группе 1 таких респондентов оказалось 63 %, в группе 2 - 71 %, 3 - 67, 4 - 74, 5 - 76, 6 - 76, 7 - 78, 8 - 78, 9 - 90, 10 - 91 %. Данная зависимость отражена на рис. 3.

Таким образом, и здесь прослеживается прямо пропорциональная зависимость между уровнем двигательной подготовленности и желанием и в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью. Так, в целом, чем выше двигательная подготовленность, тем больше желание и дальше трудиться в профессии. Ведь специалист, серьезно занимаясь спортом в прошлом, как правило, сознательно готовит себя к работе в области физической культуры и спорта, более глубоко погружен как в теорию, так и в практику избранной сферы и, следовательно, такой специалист более востребован и, стало быть, может найти в рамках профессии более интересную и более оплачиваемую работу (при прочих равных условиях).

График зависимости между уровнем двигательной подготовленности и желанием повышать свою квалификацию нами не приводится, так как он практически идентичен предыдущему.

Кроме того, нами изучался вопрос влияния уровня двигательной подготовленности и желания в дальнейшем заниматься избранной деятельностью (повышать свою педагогическую квалификацию) в каждой из трех возрастных групп. Мы обнаружили, что желание уйти из профессии у молодежи несколько выше, чем у более возрастных коллег и никак не зависит от уровня двигательной подготовленности. Данная тенденция, на наш взгляд, в большей мере объясняется социально-экономическими условиями (большая возможность трудоустройства, неустроенный быт, следовательно, и большая необходимость в высокой зарплате, отсутствие устойчивых профессиональных связей и привязанностей).

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно констатировать зависимость: чем выше уровень двигательной подготовленности респондента, его спортивные разряды, и как следствие, педагогическая квалификация, тем выше вероятность того, что специалист останется в сфере физической культуры и спорта, продолжая совершенствоваться в ней.

То есть речь идет о ценностных ориентациях педагога физической культуры, о его профессиональных ценностях, как он себя реализует в настоящем и мыслит в дальнейшем, исходя и базируясь на приобретенных ранее двигательных качествах, умениях и навыках. Показано, как через двигательную деятельность могут меняться ценностные ориентации педагога физической культуры.

Таким образом, благодаря разносторонности, в данном случае двигательной, можно даже сказать гармоничности, как гуманистической цели воспитания личности педагога, может усилиться ее положительное воздействие на субъект учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.