Научная статья на тему 'Аксеологические аспекты в процессе профессиональной подготовки педагогов физической культуры'

Аксеологические аспекты в процессе профессиональной подготовки педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков А. В., Баранова Н. И.

А.В. Чесноков, Н.И. Баранова. Аксеологическе аспекты в процессе профессиональной подготовки педагогов физической культуры Для педагога физической культуры огромное значение имеет двигательная подготовленность. В статье предпринята попытка проследить влияние специальных качеств и способностей на ценностные ориентации данной категории педагогов. Исследование осуществлялось посредством анкетирования, где участвовало более тысячи респондентов. В результате обработки полученных данных обнаружена тенденция чем выше двигательная подготовленность педагогов физической культуры, тем, при прочих равных условиях, большей педагогической квалификацией должен обладать респондент, и тем более выражены его целевые и мотивационные предпосылки к повышению своей педагогической квалификации.A.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чесноков А. В., Баранова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chesnokov, N.I. Baranova. Axiological Aspects in the Process of Professional Training of Physical Culture Teachers Motor preparedness has important meaning for a physical culture teacher. The authors of the article attempt to trace the influence of special qualities and abilities on the axiological orientations of this category of teachers. The research was carried out by means of questionnaire in which more then one thousand of a respondents took part. As a result of the data elaboration, a tendency was discovered. The higher motor preparedness of a physical culture teacher, the higher pedagogical qualification must have the respondent, under equal status, and thе more marked his target and motivation reasons for increasing his pedagogical qualification.

Текст научной работы на тему «Аксеологические аспекты в процессе профессиональной подготовки педагогов физической культуры»

УДК 796.01:61; 796.01:57

А.В. Чесноков, Н.И. Баранова

АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Томский государственный педагогический университет

Не вызывает сомнений тот факт, что для любого преподавателя физической культуры большое значение имеет уровень двигательной подготовленности. При прочих равных условиях преподаватель с высоким уровнем двигательной подготовленности имеет больше шансов добиться успехов, а также завоевать уважение и авторитет в ученической среде. При проведении занятий двигательная подготовленность педагога является наглядным примером и своего рода стимулом для достижения определенных спортивных результатов его подопечных.

В основу данного исследования легло изучение взаимовлияния двигательной подготовленности педагогов и их ценностных ориентаций, таких как желание совершенствоваться в избранной профессии, желание посвятить себя избранной деятельности и в будущем. Работа выполнена на основе анкетирования выпускников специализированных вузов и факультетов, работающих по специальности (это преподаватели школ, вузов, секций и т.д.). В исследовании принимали участие респонденты не только Сибирского региона (городов Томск, Новосибирск, Барнаул, Кемерово и т.д.), но и всей России в целом (от г. Москвы до г. Уссурийска). Всего было обработано 780 анкет.

В результате изучения и анализа анкет мы пришли к следующим выводам о влиянии уровня двигательной подготовленности преподавателя на его профессиональные качества и ценностные ориентации.

Двигательная подготовленность опрашиваемых определялась исходя из наличия, пусть даже в прошлом, спортивных разрядов респондентов по различным видам спорта. Также мы пришли к выводу, что будет более объективно суммировать все имеющиеся спортивные показатели, а не брать наивысший разряд или звание и по нему судить о двигательной подготовленности респондента, так как в первом случае учитывается разносторонность, можно даже сказать гармоничность двигательной подготовленности исследуемых.

Каждому спортивному разряду было присвоено определенное количество баллов: третий спортивный разряд оценивался в 1 балл, второй разряд - 2, первый - 3, кандидат в мастера спорта (КМС) - 4, мастер спорта (МС) - 5, мастер спорта

международного класса (МСМК) - 7, Заслуженный мастер спорта (ЗМС) - 9. Баллы присваивались исходя из степени предполагаемой трудности при выполнении нагрузок для присвоения тех или иных разрядов или званий и статистики их присвоения. Таким образом, у нас все респонденты по данному признаку оказались в 10 группах. На рис. 1 показано процентное отношение респондентов в каждой из групп к общему количеству респондентов.

%

30 25 20 15 10 5 0

5 6

Баллы

Рис. 1. Процентный состав респондентов в зависимости от уровня двигательной подготовленности

В исследовании приняло участие 26 МС, 4 МСМК и 1 ЗМС.

Уровень педагогической квалификации определялся разрядом единой тарифной сетки (ЕТС) и варьировался от 8 до 16. Наибольшее количество опрошенных респондентов имело 11, 12, 13 и 14 разряды.

В вопросе о желании респондента повысить свою педагогическую квалификацию 67.6 % (526 человек) опрошенных планируют в дальнейшем так или иначе повышать свою педагогическую квалификацию. Это может быть связано не только со стремлением к самосовершенствованию и развитию, но и с материальными соображениями.

В результате исследований мы пришли к выводу, что 71 % (554 человека) опрошенных в дальнейшем планируют работать в области физической культуры и спорта. Примерно столько же планируют совершенствоваться в данной области. То есть практически все, кто планирует остаться в области физической культуры (71 %), желают повысить свою педагогическую квалификацию. Иными словами, оба результата практически характерны для одной и той же категории.

А.В. Чесноков, Н.И. Баранова. Аксеологические аспекты в процессе профессиональной..

Одной из задач исследования ставилось: выявить наличие либо отсутствие связи между уровнем двигательной подготовленности и разрядом ЕТС, а также желанием продолжить свою педагогическую деятельность, совершенствуясь в ней.

Для выявления связи между двигательной подготовленностью в каждой из 10 групп и педагогической квалификацией был рассчитан средний разряд ЕТС в каждой из групп педагогов с определенным уровнем двигательной подготовленности. Для наглядности отразим данную зависимость посредством графика (рис. 2).

Группы

Рис. 2. Взаимосвязь двигательной подготовленности и педагогической квалификации

Как видно из представленного графика, прослеживается устойчивая прямопропорциональная зависимость между уровнем двигательной подготовленности и уровнем педагогической квалификации: чем выше двигательная подготовленность респондента, тем выше должен быть у него разряд ЕТС.

Мы видим причину такой тесной связи между двигательной подготовленностью и педагогической квалификацией в том, что с возрастом у специалиста физической культуры и спорта происходит своего рода смещение акцентов. Активная жизненная позиция, самодисциплина и стремление к самосовершенствованию, выработанные спортом, после окончания активных тренировок фокусируют внутреннюю активность человека уже на другом аспекте спортивной деятельности - тренерской, преподавательской и, естественно, на совершенствовании в ней.

Перейдем к изучению степени взаимовлияния двигательной подготовленности и желания далее заниматься избранной деятельностью. Для этого мы определяли в каждой из групп по уровню двигательной подготовленности процент желающих и далее реализовывать себя в сфере физической культуры и спорта (к общему количеству респондентов в каждой группе). Так, в группе 1 таких респондентов оказалось 63 %, в группе 2 - 71, в 3-й - 67, в 4-й - 74, в 5-й - 76, в 6-й - 76, в 7-й - 78, в 8-й - 77, в 9-й - 90, в 10-й - 91 % (рис. 3).

Группы

Рис. 3. Взаимосвязь двигательной подготовленности и желания заниматься педагогической деятельностью

Таким образом, и здесь прослеживается прямопропорциональная зависимость между уровнем двигательной подготовленности и желанием и в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью. Так, в целом, чем выше двигательная подготовленность, тем больше желание и дальше трудиться в профессии. Ведь специалист, серьезно занимаясь спортом, как правило, сознательно готовит себя к работе в области преподавания физической культуры и спорта, более глубоко погружен как в теорию, так и в практику избранной сферы, и, следовательно, такой специалист более востребован и, стало быть, может найти в рамках профессии более интересную и более оплачиваемую работу (при прочих равных условиях).

График зависимости между уровнем двигательной подготовленности и желанием повышать свою квалификацию практически идентичен предыдущему и поэтому нами не приводится.

Кроме того, нами изучался вопрос влияния уровня двигательной подготовленности и желания в дальнейшем заниматься избранной деятельностью (повышать свою педагогическую квалификацию) в каждой из трех возрастных групп. Мы обнаружили, что желание уйти из профессии у молодежи несколько выше, чем у коллег с большим возрастом (естественно - до известного предела), и, в общем, никак не зависит от уровня двигательной подготовленности. Данная тенденция, на наш взгляд, в большей мере объясняется социально-экономическими условиями (большая возможность трудоустройства, неустроенный быт, а стало быть, и большая необходимость в высокой зарплате, отсутствие устойчивых профессиональных связей и привязанностей).

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно констатировать зависимость: чем выше уровень двигательной подготовленности респондента, его спортивные разряды и, как следствие, педагогическая квалификация, тем выше вероятность того, что специалист останется в сфере физической культуры и спорта, продолжая совершенствоваться в ней в качестве преподавателя.

Следовательно, речь идет, в целом, о ценностных ориентациях педагога физической культуры, о его профессиональных ценностях, о том, как он себя реализует в настоящем и мыслит в дальнейшем, базируясь на приобретенных ранее двигатель-

ных качествах, умениях и навыках. В ходе исследования показано, как через двигательную деятельность могут меняться ценностные ориентации педагога физической культуры.

Поступила в редакцию 20.06.2006

УДК 796.01:61; 796.01:57

С.А. Живодров

ФИЛОСОФСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «МОДЕЛИРОВАНИЯ» И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СПОРТИВНОЙ НАУКОЙ

Тюменский государственный университет

В настоящее время «моделирование» широко используется как метод теоретического исследования в педагогике, психологии и спорте [1]. Целью нашей исследовательской работы является прогнозируемый спортивный результат и его составляющие, выраженные через модельные характеристики соревновательной деятельности и основных сторон подготовленности спортсмена высокой квалификации (физической, технико-тактической, функциональной, психологической, теоретической). Для того чтобы более ясно представлять значение слова «моделирование» и реализовать его в практической работе, мы считаем необходимым рассмотреть этот метод исследования в философском и педагогическом понимании.

В Большой советской энциклопедии термин «МОДЕЛИРОВАНИЕ» обозначается как исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.). Слово «МОДЕЛЬ» трактуется как - (франц. modele, итал. то-dello, от лат. modulus - мера, мерило, образец, норма): 1) Образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного или массового воспроизведения (М. автомобиля, М. одежды и т.п.), а также тип, марка к.-л. изделия, конструкции. 2) Изделие (изготовленное из дерева, глины, воска, гипса и др.), с которого снимается форма для воспроизведения в др. материале (металле, гипсе, камне и др.). 3) Человек, позирующий художнику (натурщик), и вообще изображаемые объекты («натура»). 4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее (обычно в уменьшенном, «игрушечном» масштабе) строение и действие к.-л. др. устройства («настоящего») в научных, практических (напр., в производств, испытаниях) или спортивных целях [2, с. 29, 38].

Спортивная наука имеет свою трактовку, более узконаправленную, применительно к нашей сфере исследований. «Моделирование в спорте. Формирование логическими средствами определенной абстрактной модели будущей целевой соревновательной деятельности (соответствующего состояния спортсмена), структуры тренировочного и соревновательного процесса, обеспечивающего достижение прогнозируемых состояний и результатов. Модели обычно представлены в словесной, логическо-символической, математической, графической формах» [3].

Анализируя научные источники по моделированию, мы выяснили, что существует множество различных видов «моделирования», которые используются по отдельности в различных отраслях науки и, в некоторых случаях переплетаясь между собой, имеют специфическую взаимосвязь для применения в педагогической науке. Например, в последнее время очень часто можно услышать об использовании математического моделирования в педагогических и психологических исследованиях.

В нашей работе, прежде чем перейти к анализу специальной литературы по теории и практике спортивной тренировки спортсменов высокой квалификации, мы рассмотрели понятия «моделирование» и «модель» на уровне философского знания, затем разобрали моделирование и модель на общетеоретическом уровне в спортивной сфере. На наш взгляд, такая последовательность действий поможет нам в дальнейшем более правильно построить комплексную модель подготовки высококвалифицированного спортсмена, а в частности гребца-сла-ломиста высокой квалификации.

В общенаучном значении под моделированием понимается «исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.