ВЫВОДЫ
Анализ периферической гемодинамики квалифицированных прыгунов в воду на разных этапах спортивной подготовки показал, что в условиях интенсивных и регулярных физических нагрузок, направленных на развитие выносливости, координации, силы у спортсменов развиваются следующие адаптационные изменения в сосудистом русле:
- повышается артериальное кровенаполнение верхних и нижних конечностей;
- увеличивается тонус крупных артерий;
- поддерживается хорошая эластичность сосудистых стенок артерий среднего и мелкого калибра, а также сосудов в целом;
- нормализуется периферическое сосудистое сопротивление и сосудистый тонус на уровне прекапилляров;
- поддерживается хороший уровень оттока крови из артерий в вены и тонус венозных сосудов главным образом на уровне посткапилляров;
- интенсифицируется венозный отток в верхних и нижних конечностях;
- сохраняется симметрия интенсивности кровообращения с правой и левой сторон.
Статья подготовлена по результатам НИР на тему: «Выявление ключевых параметров мор-фо-функционального состояния организма при совершенствовании подготовки спортсменов высокого класса в прыжках в воду», утвержденной приказом Минспорта России 1034 от 14 декабря 2018 г. «Об утверждении тематического плана проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2019-2021 годы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бархатов И.В. Оценка системы микроциркуляции крови методом лазерной допплеров-ской флоуметрии / И.В. Бархатов // Клиническая медицина. - 2013. - Т. 91., № 11. - С. 21-27.
2. Popova I.E. Key parameters of hemodynamics and tissue composition of working limbs defining functional state of neuromuscular system of basketball players of different ages / I.E. Popova, A.V. Sysoev / Theory and Practice of Physical Culture. - 2015. - № 7. - С. 6.
REFERENCES
1. Barchatov, I.V. (2013), "Evaluation of the blood microcirculation system by laser Doppler flowmetry", Clinical medicine, No 11, Vol. 91, pp. 21-27.
2. Popova, I.E. and Sysoev, A.V. (2015), "Key parameters of hemodynamics and tissue composition of working limbs defining functional state of neuromuscular system of basketball players of different ages", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 6.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2021
УДК 796.418.6
АНАЛИЗ ТЕСТОВ И НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ,
ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ» (НА ПРИМЕРЕ
ЭТАПОВ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)
Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Владимирович Шукшов, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма, Краснодар
Аннотация
В рамках данного исследования проведен анализ тестов и нормативов физической подготовленности для зачисления в группы начальной подготовки и спортивной специализации, предписанные требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте». Проведенный анализ позволил выявить ряд недостатков, а также пути их исправления. В частности, на основе анализа анкетных данных специалистов по прыжкам на батуте предложен состав тестов контроля общей и специальной физической подготовленности юных прыгунов на батуте.
Ключевые слова: прыжки на батуте, тесты, нормативы, юные спортсмены-батутисты. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p224-232
ANALYSIS OF TESTS AND STANDARDS OF PHYSICAL FITNESS PRESENTED IN
THE FEDERAL STANDARD OF SPORTS TRAINING FOR THE SPORT "TRAMPOLINE JUMPING" (ON THE EXAMPLE OF THE STAGES OF INITIAL TRAINING AND SPORTS SPECIALIZATION)
Mikhail Yuryevich Pushkarny, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Sergey Pavlo-vich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Sergey Vladimirovich Shukshov, the teacher, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,
Krasnodar
Abstract
Within the framework of this study, the analysis of tests and standards of physical fitness for enrollment in groups of initial training and sports specialization prescribed by the requirements of the Federal Standard of sports training for the sport "trampoline jumping "was carried out. The analysis made it possible to identify a number of shortcomings, as well as ways to correct them. In particular, based on the analysis of the questionnaire data of specialists in trampoline, the composition of tests for monitoring the general and special physical fitness of young trampoliners is proposed.
Keywords: trampoline jumping, tests, standards, young athletes-trampoliners.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что Федеральный стандарт спортивной подготовки (далее ФССП, Стандарт, Федеральный стандарт) представляет собой совокупность требований к спортивной подготовке. Таким образом, ФССП - это основополагающий документ в работе спортивной организации, свод правил, по которым должна осуществляться подготовка спортсменов [6].
При этом оценивая Федеральные стандарты как несомненное прогрессивное явление в отечественном спорте, некоторые специалисты все же указывают, что ФССП по ряду видов спорта содержат недостатки и явные противоречия, которые не позволяют реализовать весь заложенный в них потенциал. В частности, указывается на наличие определенных погрешностей в формировании нормативов физической подготовленности [1, 2]. К сожалению, не стал исключением и действующий Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте»[4]. Несмотря на то, что в сравнении с Федеральными стандартами спортивной подготовки по многим другим видам спорта тесты и нормативы ФССП по прыжкам на батуте «выглядят» несколько лучше, но все же, с нашей точки зрения, некоторые из его разделов сформированы недостаточно правильно и требуют коррекции [3].
В этой связи представляется целесообразным проведение исследования, направленного на выявление возможных недочетов, касающихся тестов и нормативов физической подготовленности, которые предписаны ФССП по виду спорта «прыжки на батуте».
Целью исследования послужили анализ и характеристика тестов и нормативов, представленных в Приложении ФССП по прыжкам на батуте для этапа начальной подготовки и спортивной специализации (тренировочного этапа).
В качестве методов исследования использовались анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики. К исследованию были привлечены тренеры по прыжкам на батуте, а также преподаватели кафедры теории и методики гимнастики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в том числе руководители и члены комплексных научных групп сборной России и Краснодарского края по прыжкам на батуте. Кроме этого в исследовании были задействованы юные спортсмены, занимающиеся в детских спортивных школах на отделении прыжков на батуте.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Известно, что для каждого этапа спортивной подготовки рекомендованы тесты и нормативы физической подготовленности, которые в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте» представлены в приложениях 5-8. К примеру, тесты и нормативы для зачисления в группы начальной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте» представлены в таблице 1 (в ФССП - приложение № 5).
Анализ представленного материала свидетельствует о необходимости внесения определенных изменений, касающихся терминологических и методических аспектов.
Так, в данной таблице имеются не только собственно нормативы, но и тесты (контрольные испытания), осуществление которых обусловливает выполнение нормативов. Исходя из этого, таблицу следовало бы назвать, например, так: «Тесты и нормативы общей и специальной физической подготовленности...».
Таблица 1 - Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки_
Развиваемые физические качества Единица измерения
юноши девушки
Координация Челночный бег 3x10 м, (не более 10,4 с) Челночный бег 3x10 м, (не более 10,6 с)
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, (не менее 115 см) Прыжок в длину с места, (не менее 110 см)
Напрыгивание на возвышение высотой 30 см за 30 с (не менее 5 раз)
Сила Подъем ног из виса на гимнастической перекладине в положение «угол», (не менее 4 раз) Подъем ног из виса на гимнастической перекладине в положение «угол», (не менее 3 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, (не менее 5 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, (не менее 5 раз)
Подтягивание из виса на перекладине (не менее 2 раз) Подтягивание из виса на перекладине (не менее 4 раз)
Гибкость Наклон вперед стоя с выпрямленными ногами на полу, до касания грудью ног. Фиксация положения (не менее 3 с)
Упражнение «мост». Из положения лежа на спине, согнув ноги в коленях и руки в локтях упереться в пол. Подъем тела вверх, выгнув спину, расстояние от стоп до пальцев рук не более 45 см Фиксация положения (не менее 5 с)
Продольный шпагат на полу. Расстояние от пола до бедер (не более 20 см)
Кроме того, в имеющемся названии таблицы такие понятия, как «общая» и «специальная» физическая подготовка разделены, тогда как в ее содержании тесты, направленные на контроль общей физической (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовленности, не дифференцированы. В этой связи, целесообразно либо «переименовать» таблицу, либо «разделить» ее на две части: в одной были бы тесты и нормативы для контроля ОФП, а в другой - СФП.
Кроме того, данную таблицу следовало бы структурировать несколько иначе, как, к примеру, в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика», где каждый столбец имеет соответствующее наименование: тест - единица измерения - норматив.
Еще одно важное замечание состоит в том, что предлагаемые разработчиками Стандарта тесты для контроля уровня развития физических качеств, представленные в приложении 5 (столбец: «развиваемые физические качества»), не в полной мере соответ-
ствуют приложению 4, в котором определено влияние физических качеств на результативность по виду спорта «прыжки на батуте».
Для иллюстрации указанного несоответствия нами проведено сопоставление данных приложения 4 и приложения 5 (для зачисления на этап начальной подготовки), представленное в таблице 2.
Таблица 2 - Сопоставление данных приложения 4 («Влияние физических качеств на результативность ...») с приложением 5 («Нормативы... физической подготовки...») ФССП по виду спорта «прыжки на батуте»_
Физические качества (способности) Уровень влияния на результативность в соответствии с ФССП Количество тестов, представленных в приложении
Скоростные 3 (значительный) 0
Вестибулярная устойчивость 0
Координационные 1
Мышечная сила 2 (средний) 3
Гибкость 3
Выносливость 1 (незначительный) 0
Скоростно-силовые* отсутствует 2
* - данные физические способности в приложении 4 ФССП по виду спорта «прыжки на батуте» не представлены
Сопоставление данных, характеризующих влияние физических качеств на результативность юных батутистов с наличием и направленностью тестов, оценивающих физические качества (способности), свидетельствует о том, что тесты, которые бы оценивали наиболее важные и влияющие на результативность физические качества в Стандарте либо вовсе отсутствуют, либо имеются в очень ограниченном количестве. Например, для контроля исключительно важных для батутистов координационных способностей, имеется всего 1 тест - «челночный бег 3*10 м». В тоже время для контроля физических качеств, которые имеют лишь среднюю степень влияния на результативность (сила и гибкость), количество тестов составляет 3, что представляется не совсем логичным. При этом в приложении 4 ФССП по прыжкам на батуте вообще не упоминаются такие важные для вида спорта физические способности, как скоростно-силовые, тесты для оценки которых («прыжок в длину ...» и «напрыгивание ...») представлены в приложении 5 ФССП. Данный факт свидетельствует о нарушении принципа «оптимальности объема получаемой информации» при тестировании физических качеств [5].
В этой связи, необходимо учесть данное соответствие, в частности, включить в приложение 4 такой вид физических способностей, как «скоростно-силовые», а также «добавить» тесты для контроля «важных» физических качеств, одновременно, уменьшив количество испытаний для контроля физических способностей, имеющих «среднее» влияние.
Еще один недостаток, выявленный нами в процессе анализа тестов и нормативов, состоит в том, что для некоторых контрольных испытаний имеются одинаковые нормативы, как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Прежде всего, это относится к тестам для контроля гибкости. Несмотря на то, что в данном возрасте (а возраст зачисления в группы начальной подготовки по прыжкам на батуте составляет 7 лет) имеется небольшая разница между мальчиками и девочками, но все же уже в этот период имеются определенные отличия в уровне физической подготовленности, обусловленные половыми особенностями. Необходимость дифференциации нормативов тестов «на гибкость» мальчиков и девочек также нами была экспериментально подтверждена. Так, проведенный анализ выполнения юными прыгунами на батуте обоего пола такого контрольного упражнения, как «мост» показал, что результаты у мальчиков и девочек статистически значимо (при р<0,01) отличаются в пользу девочек. Таким образом, нормативы абсолютно по всем тестам должны быть дифференцированы. Кроме того, следует отметить, что в рассматриваемом Стандарте (равно как и в Стандартах по другим видам
спорта) имеется лишь так называемый «входящий» контроль, тогда как регулярного контроля, предполагающего ежегодное тестирование по постепенно возрастающим нормативам, в ФССП по прыжкам на батуте, к сожалению, не предусмотрено.
Все вышесказанное относительно тестов и нормативов, рекомендуемых для этапа начальной подготовки, во многом относится и к соответствующим компонентам контроля юных спортсменов, зачисляющихся на тренировочный этап (этап спортивной специализации).
С целью получения информации по коррекции Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте» в части тестов и нормативов физической подготовленности нами был проведен опрос 17 специалистов по данному виду спорта, имеющих стаж работы не менее 5-ти лет (в среднем, 12,9±1,57 лет). Анкетный опрос включал вопросы, касающиеся значимости физических качеств для рассматриваемого вида спорта, в том числе и в зависимости от этапов спортивной подготовки; особенностей тестирования юных спортсменов, зачисляющихся на этап начальной подготовки; а также тестов для контроля за показателями физической подготовленности.
Таблица 3 - Сопоставление мнений специалистов по вопросу значимости физических качеств (способностей) для вида спорта «прыжки на батуте» (балл) с предписаниями ФССП (приложение 4)____
Физические качества (способности) Данные специалистов Предписания ФССП Соответствие
Сила (силовые) 2,1±0,12 2 соответствует
Быстрота (скоростные) 2,6±0,15 3 частично соответствует
Ловкость (координационные) 3,0±0,00 3 соответствует
Гибкость 2,2±0,13 2 соответствует
Выносливость 1,9±0,12 1 частично соответствует
Скоростно-силовые 2,8±0,10 отсутствуют -
По вопросу, касающемуся значимости физических качеств для вида спорта «прыжки на батуте» (таблица 4), в целом, можно констатировать, соответствие мнений экспертов рекомендациям Федерального стандарта. Однако, практически все специалисты в ходе опроса высказывались о необходимости включения в Стандарт исключительно важных для данного вида спорта скоростно-силовых способностей, имеющих по мнению респондентов уровень влияния на результативность 2,8 (то есть «значительное влияние»). Кроме того, значительной частью респондентов (41,1%) высказывалась мысль о том, что на тренировочном и последующих этапах подготовки важное значение приобретают специальные виды выносливости (координационная и скоростно-силовая), что обусловливает необходимость их контроля и оценки.
Анализ анкетных данных также показал, что значимость тех или иных физических качеств в прыжках на батуте изменяется в зависимости от этапа спортивной подготовки. Так проведенный опрос, результаты которого представлены в таблице 4, свидетельствуют о том, что, по мнению специалистов, на каждом конкретном этапе подготовки имеется более приоритетные и менее приоритетные физические качества и способности, влияющие на уровень подготовленности спортсменов. По их мнению, наиболее значимыми как для этапа начальной подготовки (НП), так и для этапа спортивной специализации (СС) являются координационные способности (за них высказались, соответственно, 76,5 и 70,6% респондентов). Кроме того, для тренировочного этапа важными физическими качествами, влияющими на результативность, являются скоростно-силовые способности, за которые высказалось более 70% экспертов, и которые в действующий Федеральный стандарт по прыжкам на батуте почему-то не были включены.
Другие физические качества и способности, по мнению специалистов, имеют меньшее влияние на результативность, при этом от этапа к этапу наблюдается изменение значимости физических качеств (способностей): значимость одних возрастает, а других, наоборот, снижается (лишь сила остается без изменения). Данный факт свидетельствует о
необходимости учета полученной информации в планировании соответствующих физических нагрузок на тренировочных занятиях юных прыгунов на батуте.
Таблица 4 - Приоритетные физические качества (способности) для вида спорта «прыжки на батуте» на этапах начальной подготовки и спортивной специализации (% высказавшихся «за»)_
Физические качества и способности Этап начальной подготовки Тренировочный этап
Координационные 76,5±10,29 70,6±11,05
Скоростные 41,2±11,94 23,5±10,29
Силовые 23,5±10,29 23,5±10,29
Гибкость 47,1±12,11 17,6±9,25
Выносливость - 5,9±5,71
Скоростно-силовые 5,9±5,71 70,6±11,05
Далее, исследование заключалось в выборе оптимальных тестов для контроля уровня общей и специальной физической подготовленности юных батутистов для начальных этапов подготовки. Прежде всего, по результатам опроса было установлено, что большинство экспертов (70,6±11,05%) высказалось, что набор в секцию прыжков на батуте следует осуществлять на основе данных медицинского осмотра и выполнения нормативов тестов ОФП. Менее половины специалистов (47,1±12,11%) - считают, что данный набор должен проводиться на основе испытаний СФП. По всей видимости, набор на этап НП должен осуществляться на основании тестов ОФП, а переход от одного тренировочного года (в рамках этапа НП) на последующие, а также на этап СС (ТЭ), также на основании выполнения нормативов тестов СФП и иных спортивных нормативов.
Что касается выбора состава тестов для контроля физической подготовленности, то по итогам анализа мнений специалистов были определены наиболее приоритетные контрольные упражнения, которые, к тому же дифференцировались по направленности: «тесты ОФП» и «тесты СФП». Полученные итоговые результаты представлены в таблице 5. Таблица 5 - Наиболее приоритетные, по мнению специалистов, тесты для контроля уров-
Направленность Для контроля ОФП Для контроля СФП
На контроль координационных способностей Челночный бег 3*10 м (52,9±12,11%)* Прыжок с поворотом на 180° или 360° (47,1±12,11%)
На контроль скоростных способностей Бег на 30 м с высокого старта (70,6±11,05%) -
На контроль силовых способностей Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине (64,7±11,59%) Подъем ног из виса на перекладине в положение «угол» (70,6±11,05%)
На контроль гибкости Наклон вперед из положения стоя на скамье (52,9±12,11%) Упражнение «мост», (41,2±11,94%)
На контроль выносливости Пятиминутный бег, (64,7±11,59%) -
На контроль скоростно-силовых способностей Прыжок в длину с места (82,4±9,25%) Прыжок вверх (по методике Абалакова) (52,9±12,11%)
* - в скобках представлено наиболее выраженные процентные соотношения мнений специалистов, высказавшихся за включение тестов в программу контроля
Как следует из таблицы 5, программа контроля физической (общей и специальной) подготовленности, по мнению специалистов, может включать до 10-ти контрольных упражнений (тестов). При этом физические качества и способности, имеющие значительное и среднее влияние на результативность (за исключением скоростных способностей), имеют как тесты для контроля ОФП, так и испытания для оценки специальных физических качеств (СФП). По нашему мнению, в зависимости от этапа подготовки с учетом упомянутого принципа «оптимальности», количество тестов может уменьшаться.
Далее исследование включало непосредственный анализ результатов выполнения юными батутистами, занимающимися на тренировочном этапе, нормативов испытаний, рекомендованных ФССП по виду спорта «прыжки на батуте». Всего в исследовании при-
няли участие 114 юных спортсменов-батутистов, в том числе 43 юноши и 71 девушка.
Прежде всего, было установлено, что работники спортивных школ (тренеры, методисты и т. п.) вынуждены принимать нормативы в рамках каждого этапа спортивной подготовки вне зависимости от возраста спортсмена. В частности, юные батутисты и 8-ми и 11-ти лет выполняли тесты по одинаковым нормативам. Очевидно, что 11-летние спортсмены эффективнее справляются с контрольными испытаниями, чем их младшие товарищи.
Для примера нами было представлено сравнение уровня физической подготовленности девушек разных возрастов, занимающихся прыжками на батуте на тренировочном этапе, которые выполняли нормативы тестов, предписанные соответствующим Федеральным стандартом. Полученные результаты, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что практически по всем контрольным упражнениям (за исключением тестов «на гибкость») в рамках этапа спортивного совершенствования от одной возрастной группы к другой происходит статистически значимое (при р<0,05-0,001) улучшение показателей. Практически аналогичные результаты показали и юноши. Данный факт свидетельствует о том, что в рамках каждого этапа спортивной подготовки должны быть так называемые «переводные» промежуточные нормативы при переходе юных спортсменов от одного года подготовки к другому. Данные нормативы целесообразно включить в соответствующий раздел Федерального стандарта спортивной подготовки.
Сопоставление нормативов физической подготовленности с реальными результатами прыгунов на батуте (этап СС, ТЭ) свидетельствует о том, что юные спортсмены как мужского, так и женского пола, большинство тестов выполняют непринужденно («легко»), что указывает на необходимость коррекции данных нормативов. Поскольку нормативы должны быть выполнены после определенной тренировочной работы, то их достижение, с одной стороны, должно стимулировать занимающихся, с другой, являться индикатором тренировочного процесса, то есть служить основанием успешности работы тренера. Очевидно, что «легкодоступные» (равно как и невыполнимые) «нормы» не позволяют тренеру получить необходимую информацию для корректного планирования тренировочного процесса.
Таблица 6 - Сравнение результатов тестов юных батутисток разных возрастов, выполнявших нормативы физической подготовленности, предписанные ФССП в рамках тренировочного этапа (ТЭ)_
Тесты Норма для ТЭ 1 (8-9 л.), n=16 2 (10-11л.), n=40 3 (12 л.), n=15 t; p
1-2 1-3 2-3
Челночный бег 3x10 м (с) 9,7 8,7±0,11 8,1±0,08 6,8±0,09 4,41 ;<0,001 13,57;<0,001 10,83;<0,001
Подъем ног из виса в положение «угол» (кол-во) 14 16,8±0,45 18,7±0,32 22,7±0,49 3,45;<0,01 8,87;<0,001 6,78;<0,001
Сгибание-разгибание рук в упоре на скамьях (кол-во) 5 14,9±0,55 16,9±0,35 20,5±0,44 3,08;<0,01 7,95;<0,001 6,43;<0,001
Подтягивание из виса на перекладине (кол-во) 5 14,8±0,46 16,3±0,51 20,4±0,44 2,17;<0,05 8,75;<0,001 6,12;<0,001
Напрыгивание на возвышение за 30 с (кол-во) 15 29,2±0,52 31,0±0,21 33,7±0,38 3,21;<0,01 6,99;<0,001 6,28;<0,001
Прыжок в длину с места (см) 115 152,5±1,56 158,4±1,18 173,3±1,49 3,01;<0,01 9,63;<0,001 7,84; <0,001
Упражнение «мост» (см) 40 35,6±1,04 33,8 ±0,64 33,2±1,13 1,48;>0,05 1,56;>0,05 0,46;>0,05
Продольный шпагат на полу (см) 10 8,4±1,02 8,9±0,55 8,6± 1,10 0,43;>0,05 0,13;>0,05 0,24;>0,05
В этой связи, на основе тестирования юных батутистов 8 и 9 лет нами посредством применения стандартного метода нормирования (с использованием формулы Х±2/3с) были разработаны примерные нормативы физической подготовленности, которые могут применяться тренерами для промежуточного контроля физической подготовленности
(для спортсменов 8-9 лет). Данные нормативы, представленные в таблице 7, в большинстве случаев существенно отличаются от тех, которые предписывается выполнять в соответствии с ФССП по виду спорта «прыжки на батуте» (они более «трудные»).
Таблица 7 - Примерные нормативы физической подготовленности юных прыгунов на батуте 8-9 лет (тренировочный этап) для некоторых контрольных упражнений, представленных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на ба-
Наименование теста нормативы юношей нормативы девушек
Челночный бег 3*10 м (с) 8,5 и менее 9,0 и менее
Подъем ног из виса в положение «угол» (кол-во) 17 и более 15 и более
Подтягивание из виса на высокой (юноши) или низкой (девушки) перекладине (кол-во) 5 и более 13 и более
Прыжок в длину с места (см) 145 и более 145 и более
Упражнение «мост» (см) 41 и менее 38 и менее
Очевидно, что процесс педагогического контроля будет осуществляться более эффективно в том случае, если нормативы будут рассчитаны для целесообразных тестов, которые рекомендованы специалистами-тренерами (таблица 5).
Таким образом, проведенное исследование, с одной стороны, позволило выявить определенные недостатки в формировании тестов и нормативов физической подготовленности прыгунов на батуте и рекомендовать разработчикам Федерального стандарта спортивной подготовки по прыжкам на батуте пути исправления указанных замечаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы:
- проведенный анализ действующего Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте» свидетельствует о том, что он имеет ряд погрешностей, связанных, преимущественно, с формированием тестов и нормативов физической подготовленности;
- анкетирование специалистов по прыжкам на батуте позволило определить и дифференцировать более целесообразные тесты для контроля уровня общей и специальной физической подготовленности батутистов, а также приоритетные физические качества и способности на начальных этапах подготовки;
- тестирование юных спортсменов-батутистов свидетельствует о необходимости разработки промежуточных (при переходе от одного тренировочного года к следующему) нормативов общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аршинник С.П. Анализ тестов и нормативов физической подготовленности, представленных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» / С.П. Аршинник, М.С. Шубин, Н.Г. Шубина // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2020. - № 1. - С. 15-16.
2. Губа В.П. Федеральный стандарт - это помощь тренеру или механизм, тормозящий спортивную подготовку? / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5 - С. 46.
3. Основные принципы спортивного отбора юных батутистов на этапе углубленной специализации / Я.В. Павлова, Н.Н. Пилюк, С.В. Шукшов, М.Г. Шепель // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. - С. 272-274.
4. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "Прыжки на батуте" : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19.01.2018 г № 20 // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71859838/ (дата обращения: 20.07.2021).
5. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография / Л.А. Семенов. - Москва : Советский спорт, 2007. - 168 с.
6. Тхорев В.И. Технологии спортивной подготовки: учебное пособие / В.И. Тхорев. -Краснодар : КГУФКСТ, 2017. - 151 с.
REFERENCES
1. Arshinnik S. P., Shubin M. S. and Shubina N. G. (2020), "Analysis of tests and standards of physical fitness presented in the Federal standard of sports training for the sport "athletics"", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 15-16.
2. Guba, V.P. (2018) "Is the federal standard an aid to a coach or a mechanism that slows down sports training?", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 46.
3. Pavlova, Ya.V., Pilyuk, N.N., Shukshov, S.V. and Shepel, M.G. (2019), "Basic principles of sports selection of young trampolinists at the stage of advanced specialization", Resources of athletes' competitiveness: theory and practice of implementation, No. 1, pp. 272-274.
4. Ministry of Sports of the Russian Federation (2018), "On approval of the federal standard of sports training in the sport of "trampoline jumping", Order of the No. 20 dated 19.01.2018, available at : https://base.garant.ru/71859838/.
5. Semenov L.A. (2007), Monitoring of conditioned physical fitness in educational institutions: monograph, Soviet sport, Moscow.
6. Tkhorev VI. (2017), Technologies of sport training, tutorial, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.08.2021
УДК 796.011.3
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет; Ольга Сергеевна Васильченко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Военный
институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения, г. Санкт-Петербург; Вячеслав Борисович Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М.
Штеменко
Аннотация
Цель - теоретическое обоснование возможности применения биометрических технологий в комплексной интегративной оценке физической готовности специалиста к выполнению своих обязанностей по предназначению. В современных условиях возрастающей роли операторского и смешанного вида профессиональной деятельности, точность и объективность оценки физической и умственной работоспособности специалистов выходит на новый уровень. Применение математической статистики, без учета групповых свойств биологических систем в соответствии с их спецификой является абстрактной и не отвечает объективным требованиям оценки пригодности. Несомненно, что математическая статистика достаточно точно определяет уровень физического состояния (антропометрия, состояние функциональных систем, физическая подготовленность), но в интегра-тивную комплексную оценку готовности необходимо включать и психофизиологическое состояние специалиста непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Предложен способ построения комплексного контроля, включающего оценку структурной системы, оценку иерархического уровня, и оценку структурных систем, взаимосвязано работающих на разных уровнях иерархии организма с учетом весовых коэффициентов. Для проверки и оценки готовности специалистов, в профессиональной деятельности которых преобладает организационно-прикладная физическая подготовка, наиболее актуальным подходом, по нашему мнению, является трехэтапный алгоритм биометрического просеивания. На наш взгляд, перспективным может быть подход 3-х этапного алгоритма биометрического «просеивания» по схеме «одномерный и двухмерный анализы