Научная статья на тему 'Анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности интересов личности, общества и государства'

Анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности интересов личности, общества и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1383
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / SAFETY OF THE PERSONALITY / SOCIETY AND STATE / INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович, Татарян Владилен Гайкович

На основе анализа теории и практики обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства в целом, сфера общественной остается не в полной мере защищенной, так как участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не прописаны в основополагающих документах, которые регламентирующих лишь деятельность государственных администраций в сфере безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of theory and practice of ensuring national security of the interests of the individual, society and the state

On the basis of the analysis of the theory and practice of ensuring security of interests of the personality, society and the state in general, the sphere public remains not fully protected as participation of institutes of civil society, their place and a role in safety aren’t stated in fundamental documents, which the public administrations regulating only activity in the sphere of safety.

Текст научной работы на тему «Анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности интересов личности, общества и государства»

УДК 34 ББК 67

АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОНОВ,

директор Центра правовых основ развития государственного управления и гражданского общества Института проблем эффективного государства и гражданского общества ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор юридических наук,

профессор, полковник МВД РФ в отставке; ВЛАДИЛЕНГАЙКОВИЧ ТАТАРЯН, профессор кафедры Административного права и процесса Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный сотрудник налоговой полиции РФ, Почетный сотрудник финансовой полиции КР, Почетный работник МЧС КР, академик Евразийской академии административных наук, ветеран военной службы, полковник в отставке Научная специальность — 12.00.14 административное право,

административный процесс.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе анализа теории и практики обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства в целом, сфера общественной остается не в полной мере защищенной, так как участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не прописаны в основополагающих документах, которые регламентирующих лишь деятельность государственных администраций в сфере безопасности.

Ключевые слова: безопасность личности, общества и государства, институты гражданского общества.

Annotation. On the basis of the analysis of the theory and practice of ensuring security of interests of the personality, society and the state in general, the sphere public remains not fully protected as participation of institutes of civil society, their place and a role in safety aren't stated in fundamental documents, which the public administrations regulating only activity in the sphere of safety.

Keywords: safety of the personality, society and state, institutes of civil society.

Анализ теории и практики обеспечения безопасности интересов личности, общества и государства в целом, сфера социальной (общественной), да и национальной безопасности, остается, к сожалению, в настоящее время, не в полной мере защищенной, так как участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не прописаны в основополагающих документах, регламентирующих лишь деятельность государственных администраций в сфере безопасности. [1] При этом негосударственная система обеспечения общественной безопасности, успешно функционирующая де-факто и в настоящее время (к примеру: добровольные народные дружины,

частные охранные предприятия, казачьи сообщества и др. объединения граждан правоохранительной направленности) так и не была вписана в дислокацию единой системы сил и средств обеспечения безопасности.

Именно в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется на благо всего государства.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что основы обеспечения национальной безопасности заложены в Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права, договорах и соглашениях, в которых участвует Россия, за-

конодательстве Российской Федерации.

Соответствующие документы отражают совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Первым таким документом стало Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г., в котором была сформулирована политика национальной безопасности на 1996 — 2000 гг.

17 декабря 1997 г. своим Указом Президент утвердил Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. В ней впервые сформулирована система национальных интересов России. Последние носят долгосрочный характер и определяют основные цели России на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики, реализуются через систему органов государственной власти.

Далее уже Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия), [2] которая является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности и является основой для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Президент Российской Федерации Указом от 31 декабря 2015 г. № 683 утвердил обновленную редакцию «Стратегии национальной безопасности РФ» (далее — Стратегия). Правовую основу Стратегии составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», [3] другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества1 по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Фе-

дерации и основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. Впервые в Стратегии под обеспечением национальной безопасности понимается реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов. При этом национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопасность) определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

• национальные интересы Российской Федерации (далее — национальные интересы) — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

• угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации состоит из 6 — ти разделов и 112 — ти статей.

Нами был проведен сравнительно-правовой анализ данного документа и ранее действующей Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, на предмет определения роли и выявления места институтов гражданского общества в системе обеспечения безопасности. И мы пришли к следующим выводам. В Стратегии отмечается, что «появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя «Исламским государством» [4] стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей».

Обновленная стратегия, в частности, призвана «консолидировать усилия по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов РФ». Она основана на «взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны».

В Стратегии впервые определены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, среди прочих: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики. При этом национальная безопасность России реализуется через стратегические национальные приоритеты: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Обеспечение национальной безопасности строится на приоритетах устойчивого развития, под которым понимается: — повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения; — экономический рост, достижимый путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; — наука, технологии, образование, здравоохранение и культура; — экология живых систем и рациональное природопользование; — стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Основными угрозами государственной и общественной безопасности помимо прочих, были определены: — деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; — организация незаконной миграции и торговлей людьми. Именно нелегальная миграция создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма.[5] При этом в целях обеспечения государственной и общественной безопасности создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом.

Основным направлением политики национальной безопасности во внутренней сфере стран СНГ в настоящее время является разработка одной из наиболее приоритетных таких национальных программ —

Программы обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями и техногенными авариями и катастрофами.

Основными направлениями политики национальной безопасности во внешней сфере, например, в Кыргызской Республике в настоящее время являются: развитие, исходя из современных геополитических реальностей и кыргызстанских внешнеполитических интересов союзнических отношений с новыми независимыми государствами, возникшими в результате развала Союза ССР, особенно с Россией и Казахстаном, как основными стратегическими партнерами; более полная интеграция в международные политические, экономические и военные организации в Центрально-Азиатском регионе. В ответ на новые вызовы радикальных изменений в мире государства определяют сферы своих интересов, разрабатывают новые стратегии национальной безопасности и вносят изменения в системы их обеспечения.

Государства Центральной Азии также должны найти свою парадигму безопасности, свою «нишу» в мировой и региональной системах коллективной безопасности, которая могла бы соответствовать их национальным интересам. Главная цель национальной безопасности стран региона — не допустить развития кризиса в государстве и обществе, обеспечить выживание, создав предпосылки для выхода из сложной ситуации переходного этапа политических и экономических реформ. Организационно разработка Стратегии обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики, на наш взгляд, должна осуществляться в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальной безопасности» под руководством Совета Безопасности КР с участием его межведомственных комиссий, других аналитических служб Президента Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики, научно-исследовательских и иных заинтересованных организаций и учреждений.

Основные направления политики национальной безопасности должны определяться жизненно важными интересами Кыргызской Республики и необходимостью выработки и использования эффективных средств противодействия внутренним и внешним угрозам. С обретением суверенитета для республики начался процесс становления и развития самостоятельной внешней политики. Среди приоритетных ее направлений выделить: обеспечение политическими средствами безопасности, суверенитета, независимости, территориальной целостности; содействие укреплению стабильности по всему периметру собственных и внешних границ региона; обеспечение равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами; установление между ними тесного взаимодействия в вопросах поддержания правопорядка, борьба с организованной преступностью и наркобизнесом.

Главная цель национальной безопасности Кыр-

гызстана — не допустить развития кризиса в государстве и обществе, обеспечить выживание, создав предпосылки для выхода из сложной ситуации переходного этапа политических и экономических реформ. С учетом актуальности проблемы своевременного выявления угроз национальным интересам Кыргызской Республики особое значение имеют разработка систем индикаторов применительно к основным видам безопасности, развитие современного механизма анализа и прогноза, создание системы социального мониторинга, позволяющего систематически отслеживать происходящие процессы, своевременно определять назревающие опасности и угрозы.

Важное теоретическое и практическое значение для становления системы обеспечения общенациональной безопасности имеют исследования проблемы понимания угроз для общества, его восприятия национальной элитой. С учетом актуальности проблемы своевременного выявления угроз национальным интересам стран региона особое значение имеют разработка систем индикаторов применительно к основным видам безопасности, развитие современного механизма анализа и прогноза, создание системы социального мониторинга, позволяющего систематически отслеживать происходящие процессы, своевременно определять назревающие опасности и угрозы. Формирование системы безопасности предполагает создание для неё развитой правовой основы.

В заключение отметим, что в условиях перехода к новой системе международных отношений политические и экономические разногласия можно решить путем региональной интеграции. В Центральной Азии связь между интеграцией и ее влиянием на безопасность очевидна. Она продиктована характером современных угроз безопасности, требующих объединения усилий стран региона и мира. Сегодня ни одна из стран региона не способна самостоятельно противостоять новым «невоенным» угрозам безопасности. Центрально-Азиатская интеграция имеет внутренние и внешние проблемы. Страны Центральной Азии не имеют самостоятельных возможностей капиталовложения, в силу этого они зависимы от внешних субсидий. Опасность же состоит в том, что совокупность внешних и внутренних угроз национальной безопасности стран региона может привести к потере ими экономической, а затем и политической независимости. А этого допустить никак нельзя.

Напомним, что контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасно-

сти, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, представляется целесообразным отметить, что обновленная Стратегия имеет ряд преимуществ перед утратившей силу Концепцией национальной безопасности Российской Федерации:

Во-первых, Стратегия впервые была увязана с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, при этом вопросы обеспечения национальной безопасности упоминаются в тексте закона 84 раза. В ФЗ также прописано, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.

Во-вторых, отличие состоит в формате документов. Концепция формулировала только направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточняла порядок выявления угроз. Стратегия же в первую очередь определяет стратегические национальные приоритеты, формирует механизм реализации совместных усилий государства и общества и дает оценку результативности. В результате, главным отличием Стратегии стало то, что в ней появились критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, в Стратегии определена цель политики России — это возвращение статуса мировой державы, повышение ее роли в формирующемся полицентрич-ном мире, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

В-четвертых, особенностью Стратегии является ее выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.

В-пятых, применительно к заявленной нами темы впервые Стратегия впервые прописывает участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении национальной безопасности.

По мнению авторов, именно в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется в обе-

спечении защищенности интересов личности, общества и государства в целом.

Литература

1. Подробнее см. работы: Шапошников Е.И. О концепции безопасности РФ. // Международная жизнь. — 1993.- № 9; Дзлиев М.И., Урсул

A.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, 2003; Основы национальной безопасности: Учеб. пособие / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. — М.: Академия, 2008.

2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// СЗ РФ 2009, № 20, ст. 2444.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (часть 1). ст. 3378.

4. При этом впервые в систему обеспечения национальной безопасности РФ прописаны институты гражданского общества.

5. ИГИЛ либо ДАИШ — запрещенная в РФ террористическая группировка — (прим. авторов).

6. См. также наши работы и наших коллег из стран СНГ: Омаров Н.М. Миграционные процессы и их влияние на политику обеспечения национальной безопасности суверенного Кыргызстана в эпоху глобального развития: Авто-реф. Дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.04. — Бишкек, 2001; Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики. — Бишкек, 2009; Административное право Республики Казахстан и Российской Федерации. Учебник. /Под общ. науч. ред. проф. В.Г. Тата-ряна. // Кызылов М.А., Абеулов Е.Т., Татарян Е.Е., Филин В.В. — Костанай, Костанайская Академия МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, 2015. 720 с.; Татарян

B.Г., Молдоев Э.Э. Проблемы внешней миграции в аспекте обеспечения национальной безопасности в Кыргызской Республике. // Теория и практика административного права и процесса: Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции. С международным участием. Часть № 2. / ответ. ред. проф. В.В. Денисенко, доц. А.Г. Эртель. — Краснодар: Изд-во ИП Солодовникова, 2011, с. 336-346; Молдоев Э.Э., Татарян В.Г. Состояние и актуальные проблемы осуществления экономической безопасности Кыргызской Республики после революции 2010 г. // Материалы международной научно-практической

конференции «Актуальные проблемы противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности», проведенной Академией финансовой полиции 25 ноября 2011 года. Научные труды Академии финансовой полиции. Выпуск № 12. — Астана, Академия финансовой полиции Республики Казахстан, 2012. С. 29-35; Татарян В.Г., Молдоев Э.Э. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики: проблемы ее формирования и развития и пути их решения. // «Инновационная Россия: проблемы и перспективы формирования правового государства»: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Демьяна Николаевича Бахраха. — Екатеринбург: «Издательство УМЦ УПИ», 2012. 374 с. С. 322333; Молдоев Э.Э., Татарян В.Г. Современные проблемы обеспечения экономической безопасности в странах СНГ и пути их решения. // Актуальные проблемы и перспективы юридической науки и правоприменительной деятельности в государствах — членах Таможенного союза: Материалы Международного научно-практического форума, посвященного 45-летнему Юбилею со дня образования Карагандинской ВШ МВД СССР (1969 — 2014 гг.). В 2-х т. Том № 1 / под общей научной ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Г. Татаряна. Москва — Караганда: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Евразийская академия административных наук; Карагандинская академия МВД Республики Казахстан им. Баримбека Бейсенова, 2014. 402 с. С. 181 — 190; Молдоев Э.Э., Татарян В.Г. Обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики. // «Актуальные проблемы и перспективы юридической науки и правоприменительной деятельности в государствах — членах Таможенного Союза»: Материалы международного научно-практического форума, посвященного 45-летнему Юбилею со дня образования Карагандинской ВШ МВД СССР (1969 — 2014 гг.). В 2-х т. Том № 2. / под общей научной ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Г. Татаряна. — Москва — Караганда: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Евразийская академия административных наук, Карагандинская академия МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, 2014. — 402 с. С. 181-190.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.