Научная статья на тему 'Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном Совете д 212. 084. 03 за 2005 год'

Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном Совете д 212. 084. 03 за 2005 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном Совете д 212. 084. 03 за 2005 год»

ВЕСТИ ИЗ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ, РАССМОТРЕННЫХ В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д 212.084.03 ЗА 2005 ГОД

Диссертационный совет Д212.084.03 утвержден при Калининградском государственном университете приказом ВАК Минобразования РФ от 16 апреля 2004 г. № 136-в.

Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (по педагогическим наукам), 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (по педагогическим наукам).

В 2005 году защищены 14 кандидатских диссертаций, в том числе 3 аспирантские работы.

Диссертационное исследование аспирантки Э.В. Бондаренко «Взаимодействие педагога и психолога по развитию индивидуальности школьника» (специальность 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк) направлено на решение проблемы педагогических условий взаимодействия педагога и школьного практического психолога по развитию индивидуальности школьника. Актуальность исследования обусловлена противоречием между существующей реальной потребностью взаимодействия педагога и психолога с целью развития индивидуальности школьника и отсутствием модели взаимодействия педагога и психолога, которая могла бы обеспечить более эффективное формирование и развитие индивидуальности школьника. В диссертации уточнена сущность взаимодействия педагога и школьного психолога по развитию индивидуальности школьника; разработана модель взаимодействия педагога и психолога по развитию индивидуальности школьников и выявлены уровни этого взаимодействия.

Диссертационное исследование соискателя Л.П. Великановой «Управление конфликтами в педагогическом процессе технического вуза на основе гендернего подхода» (специальность 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Н.В. Самсонова) направлена на решение проблемы разработки психолого-педагогических условий увеличения эффективности управления конфликтами в вузе на основе гендернего подхода. Актуальность работы определяется противоречием, сложившимся в теории и практике педагогики высшей технической школы: между потенциальными возможностями гендернего подхода для повышения эффективности управления конфликтами в процессе обучения и неразработанностью в теории психолого-педагогических условий реализации этих возможностей для управления конфликтами в педагогическом процессе. В диссертации разработана классификация участников педагогического процесса по гендерным типам; уточнены зависимости между гендерным типом студента и предпочтительным

107

108

для него стилем поведения в конфликте, установлены оптимальные стратегии управления конфликтами в педагогическом процессе; разработаны психолого-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом процессе на основе гендернего подхода: сформированное отношение к гендерным особенностям у субъектов учебно-воспитательного процесса; интеграционный подход к управлению конфликтами, структурирующий систему направлений деятельности вуза по профилактике и разрешению конфликтов; методическое, организационно-техническое обеспечение каждого направления деятельности вуза по управлению конфликтами.

Диссертационное исследование соискателя В.А. Гурова «Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей» (специальность — 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк) посвящено проблеме выявления условий развития мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей. Актуальность исследования определяется противоречиями между недостаточно развитой потребностью, мотивацией педагогической деятельности у педагогов системы дополнительного образования детей и отсутствием современных теоретических оснований для ее развития с учетом специфики учреждений этой системы; между требованием активного участия педагогов в инновационной деятельности и недостаточной их подготовленностью к этому компоненту педагогической деятельности. В диссертации определены особенности профессионально-педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей; выявлены факторы развития мотивации педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей; разработана модель процесса формирования и развития мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

В диссертационной работе соискателя В.П. Гуровой «Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе (специальность — 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк) анализируется проблема выявления и обоснования психолого-педагогических условий формирования мотивационной компетентности у старшеклассников. Актуальность темы исследования определяется противоречиями между необходимостью обеспечить у выпускников средней школы компетентность в различных областях социального опыта и недостаточностью научных представлений о компетентность как педагогическом понятии; между стремлением педагогов осуществлять компетентность подход в образовательном процессе и отсутствием достаточно надежных рекомендаций к его осуществлению; между важностью формирования компетентности школьников в области их мотивации учения и отсутствием должной теоретической и методической базы. В работе обоснована необходимость исследования мотивационной компетентности старшего школьника; выявлена сущность мотивационной компетентности школьника; разработана модель формирования мотивационной компетентности у старшеклассников.

Диссертация аспирантки Н.И. Ермаковой «Педагогическая деятельность профессора Кенигсбергского университета К.Г. Хагена (1749 — 1829)» (специальность — 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк) посвящена проблеме выявления педагогических идей и подходов в деятельности К.Г. Хагена. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между признанием профессора К.Г. Хагена как одного из выдающихся ученых и профессоров Кенигсбергского университета в странах Европы и недостаточными представлениями о нем в Российском университете им. И. Канта и Калининградском регионе, между потребностями студентов, преподавателей и жителей региона в получении исторической и культурной информации и недостаточностью знания о педагогическом наследии К.Г. Хагена, о его педагогических идеях, научной и педагогической деятельности. В диссертации выявлены предпосылки становления и развития профессора К.Г. Хагена как педагога; проанализирована и научно охарактеризована педагогическая деятельность К.Г. Хагена; установлены связи педагогических идей и подходов К.Г. Хагена с современными педагогическими знаниями.

Диссертация соискателя А.И. Кибыша «Организационно-педагогические условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии» (специальность — 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Т.Б. Гребенюк) посвящено проблеме выявления и обоснования условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью в функционировании эффективного учебно-воспитательного процесса, целью которого является формирование у воспитанника основных черт личности, которые позволят ему в будущем пройти успешную адаптацию в социуме, стать полноценным законопослушным гражданином, и существующей педагогической практикой, реализующей традиционный подход к образованию и воспитанию несовершеннолетних осужденных без учета их деликвентности и специфики условий содержания в воспитательной колонии, неразработанностью соответствующего научно-методического обеспечения. В диссертации выявлены основные проблемы в теории и практике организации учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии; определены и обоснованы факторы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных; разработана комплексная модель учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии.

Диссертационное исследование соискателя Т.А. Кузнецовой «Организационно-правовые условия повышения эффективности образовательного процесса в вузе» (специальность 13.00.08; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. А.Б. Серых) посвящено проблеме выявления и анализа организационно-правовых условий повышения эффективности образовательного процесса в вузе. Актуальность исследования обусловлена противоречием между ориентацией целей высшего профессионального образования на развитие самостоятельности студентов как активных участников процесса обучения и низкой степенью вовлеченности

109

11G

студентов в организацию образовательного процесса. В диссертации выявлены современные проблемы образовательного процесса в вузе, их региональные особенности, оказывающие влияние на образовательный процесс; определена сущностная характеристика эффективности современного образовательного процесса и условия ее повышающие; разработаны методические рекомендации по использованию выявленных организационно-правовых условий повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Диссертация соискателя С.И. Кузьмицкой «Формирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий в процессе дополнительного профессионального образования» (специальность 13.00.08; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. А.Б. Серых) посвящена решению проблемы выявления и научного обоснования психолого-педагогиче-ских условий формирования и реализаций индивидуальных образовательных стратегий в процессе дополнительного профессионального образования. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между изменившимися образовательными потребностями и мотивами россиян и их недостаточным учетом в учебно-педагогическом процессе в учреждениях ДПО. В диссертации дана сущностная характеристика дополнительного профессионального образования, непрерывного образования и образования взрослых; определены состояние, динамика и основные направления развития дополнительного профессионального образования в России; обосновано понятие индивидуальной образовательной стратегии в процессе личностного развития, в системе жизненных ориентиров индивида; выявлены основные типы образовательных стратегий слушателей системы ДПО; проведено экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования и реализации индивидуальных образовательных стратегий в процессе дополнительного профессионального образования.

Диссертация соискателя Л.Л. Лесных «Динамика формирования са-моотношения личности педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки» (специальность 13.00.08; науч. рук. — д-р пед. наук, доц. Е.И. Мычко) посвящено проблеме определения методов обучения, способных обеспечить формирование самоотношения личности студентов-педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Актуальность темы исследования обусловлена существованием неразрешенных противоречий кризисов становления учебной деятельности в вузе, связанных с неуверенностью студента в своих возможностях выполнять учебные задачи (операциональный кризис), с переосмыслением смысла и самой ценности обучения в данном вузе и по данной специальности (ценностно-смысловой кризис), с одной стороны, а также необходимостью целенаправленного формирования личностного самоотношения как важнейшего составляющего их профессионального становления — с другой. В диссертации выявлены особенности самоотношения личности студентов на основе анализа кризисов учебно-профессиональной деятельности и степени осознания основных компонентов самоотношения, определены возможности активных методов обучения, обеспечивающих формирование самоотно-

шения личности студентов-педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Диссертационное исследование соискателя О.В. Лукьяновой на тему «Формирование интеллигентности у курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку» (специальность 13.00.01; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Н.В. Самсонова) посвящено проблеме определения педагогических условий и средств формирования интеллигентности у курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием, сложившимся в теории и практике: между необходимостью формирования интеллигентности у курсантов военного вуза в учебно-воспитательном процессе, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно обоснованных условий формирования интеллигентности у курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку. В диссертации выявлены особенности учебно-воспитательного процесса в современном военном вузе; уточнена сущность интеллигентности как интегральной личностной характеристики; определены возможности процесса обучения иностранному языку

Диссертация соискателя Е.С. Минковой на тему «Формирование готовности к риск-менеджменту у студентов-инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте» (специальность 13.00.08; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Н.В. Самсонова) посвящена решению проблемы выявления педагогических условий и средств формирования готовности к риск-менеджменту у студентов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» в процессе профессиональной подготовки в вузе. Актуальность темы исследования определяется противоречием между необходимостью формирования готовности к риск-менеджменту у студентов — будущих инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте — и неразработанностью педагогических условий и средств формирования этого вида профессиональной готовности в процессе профессиональной подготовки в вузе. В диссертации уточнено понятие «готовность к риск-менеджменту» в содержательно-компонентном аспекте, отражающее характеристику способности инженера-менеджера транспортного предприятия решать профессиональные задачи управления предпринимательскими рисками; определена система профессиональных задач риск-менеджмента в деятельности инженера-менеджера транспортного предприятия как содержательная основа учебных задач общепрофессиональных и специально-профессиональных дисциплин; определен и обоснован комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих сформированность готовности к риск-менеджменту инженера-ме-неджера на транспорте в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Диссертационное исследование соискателя Т. П. Мишуровской на тему ««Педагогические условия внедрения инновационных образовательных проектов в учебно-воспитательный: процесс школы (на мате-

111

112

риале историко-культурного краеведения)» (по специальности 13.00.01, науч. рук. — д-р пед. наук, доц. Е.И. Мычко) посвящено решению проблемы внедрения инновационных образовательных проектов в учебновоспитательную деятельность школы, разработанных на материале историко-культурного краеведения. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью внедрения инновационных образовательных проектов на историко-краеведческом материале в учебно-воспитательную деятельность школы и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств реализации данного процесса. В диссертации выявлены особенности становления и функционирования инновационного образовательного учреждения; определено содержание понятия «инновационный образовательный проект» как системное образование, направленное на радикальное обновление образовательной системы и включающее диагностику состояния проблемы, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекцию модели, ее адаптацию и тиражирование результатов; обоснован развивающий потенциал историко-культурного краеведения как комплексный фактор, способствующий формированию мотивации учащихся к осмыслению проблем регионального развития, подготовке их к осознанному выбору направления профессиональной деятельности и перспектив личностного становления в условиях социокультурной реальности; разработана и научно обоснована полипредметная комплексная модель включения вопросов историко-культурного краеведения в образовательный процесс школы.

В диссертационном исследовании аспирантки Н.Н. Почечуры на тему «Формирование физической культуры личности учащихся сельских школ» (специальности 13.00.01 и 13.00.04; науч. рук. — д-р пед. наук, проф. Е.В. Конеева) решается проблема обоснования педагогических условий формирования физической культуры учащихся сельских школ. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью пересмотра подхода к формированию физической культуры у учащихся сельских школ. В диссертации определены сущность, структура, критерии и уровни физической культуры учащихся сельских школ; выявлены особенности физического воспитания; подобраны и экспериментально проверены педагогические условия формирования физической культуры личности учащихся в сельских школах.

Диссертационное исследование соискателя Т.С. Суховольской на тему ««Педагогические условия профилактики вредных привычек у подростков» (специальность 13.00.01, науч. рук. — д-р пед. наук, проф.

А.Б. Серых) посвящено решению проблемы выявления педагогических условий, способствующих эффективной и целостной профилактике вредных привычек у подростков. Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью профилактике подростковой алкоголизации и табакокурения, а также разработки системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждение здорового образа жизни.

В диссертации дана подробная характеристика этапов развития ранней алкоголизации и табакокурения подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий; проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска, с целью своевременной профилактики и коррекции вредных привычек у подростков; раскрыты современные проблемы профилактики; обоснована система педагогической профилактики, с учетом педагогических условий, предполагающая организацию социально-поддерживающей среды; разработана модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая социальный, образовательный и психологический аспекты; обоснованы принципы взаимодействия педагога и подростков.

В.К. Пельменев,

председатель диссертационного совета

113

Н.В. Самсонова,

ученый секретарь диссертационного совета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.