УДК 37.01
В. К. Пельменев, П. Б. Торопов, И. В. Лищук
АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.084.03 ЗА 2011-2015 ГОДЫ
Представлен краткий анализ тематики диссертационных исследований, рассмотренных в совете 201.084.03 при Балтийском федеральном университете им И. Канта в 2011 — 2015 гг. Перечислены основные проблемы исследований, сфера приложения и область распространения результатов, а также перспективы развития деятельности.
The article presents a brief analysis of the topics of dissertations, defended in the Council 201.084.03 at the I. Kant Baltic Federal University in 2011—2015. Problems solved, regional applications and propagation of results, as well as future prospects are discussed.
Ключевые слова: диссертационный совет БФУ им. И. Канта, тематика, проблематика, перспективы.
Key words: I. Kant Baltic Federal University dissertation council, thematics, problems, the prospect.
© Пельменев В. К., Торопов П. Б., Лищук И. В., 2016
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016.
Сер. : Филология, педагогика, психология. № 2. С. 97—102.
98
Диссертационный совет Д 212.084.03 по защите диссертаций на звание доктора педагогических наук и кандидата педагогических наук создан в 2004 г. на базе Калининградского государственного университета (ныне ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта)» и утвержден в соответствии с Приказом Министерства образования Российской федерации № 75/нк от 15.02.2013 г. с дополнениями №423/нк от 28.04.2015 г.
В совет входят 23 доктора наук, профессора, трое из которых являются членами-корреспондентами. Основу совета составляют ведущие ученые Балтийского федерального университета им. И. Канта, а менее половины приглашаются из вузов Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Самары [1].
За пять лет работы (с 2011 по 2015 г.) рассмотрено 55 диссертационных работ, из них 8 на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Количество работ и год их защиты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество диссертаций, защищенных в диссертационном совете
Год Всего Кандидат наук Доктор наук
13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08
2011 18 4 11 2 1
2012 10 5 4 — 1
2013 8 — 8 — —
2014 7 1 5 1 —
2015 12 6 3 2 1
Тематика работ на соискание степени доктора педагогических наук (8 защит) достаточно широка и актуальна [2]. Более половины исследований посвящено проблемам общей педагогики, истории педагогики и образования.
В 2011 г. диссертация Н. Д. Бобковой «Становление и развитие системы образования кадров для работы с молодежью в России (1919—2010 гг.)» была посвящена изучению проблемы историко-педагогического обоснования модернизации профессионального образования специалистов по работе с молодежью. Диссертация Т. В. Врачинской «Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX — середины ХХ века» направлена на решение задачи выявления историко-педагогических оснований проектирования инновационных педагогических средств управления педагогическим конфликтом. Исследование А. О. Будариной «Методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов» вносит значительный вклад в теорию и методику высшего профессионального лингвистического образования.
Е. Ф. Орехов в 2012 г. в диссертации «Модернизация высшего профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта в современных социокультурных условиях» разработал концепцию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Физическая куль-
тура» и технологию обоснования профильности на первом уровне высшего профессионального образования с учетом традиций отечественного ВПО.
Е. К. Артищева в 2014 г. в исследовании «Система коррекции знаний студентов в вузе на основе педагогической диагностики» расширила предметную область общей педагогики системой коррекции знаний студентов как самостоятельным элементом учебного процесса и предложила концептуальную модель данной системы на основе педагогической диагностики.
В 2015 г. Г. А. Гущина в диссертации «Концепция формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе» представила структуру профессиональной культуры экономистов, критерии ее оценки и технологию ее формирования в вузе. Е. Ю. Илалтдинова в работе «Отечественная историография педагогического наследия А. С. Макаренко (1939 — 2013 гг.)» провела глубинный анализ данной темы и рассмотрела возможности ее использования в современной педагогической науке. В. В. Тимофеева разработала теоретико-методологическое обоснование проектирования и управления развитием межкорпоративного образовательного комплекса непрерывной профессиональной подготовки туристских кадров в исследовании «Проектирование и управление развитием межкорпоративного образовательного комплекса непрерывной профессиональной подготовки туристских кадров».
Пять из восьми диссертаций имеют практические рекомендации, которые могут быть внедрены в образовательный процесс Балтийского федерального университета. При этом особый интерес представляют теоретическое обоснование и практические разработки в сфере подготовки лингвистов, специалистов по физической культуре и спорту, туристической отрасли. Могут быть использованы для повышения качества подготовки кадров и диссертации, связанные с управлением конфликтами, новыми возможностями педагогической диагностики и непрерывностью образовательного процесса.
Элементы разработанных в диссертациях технологий внедрены в учреждениях образования Калининградской области, Москвы, Нижнего Новгорода, Челябинска, Смоленска, Краснодара и других городов и регионов России.
Консультантами диссертаций на соискание степени доктора наук являются В. К. Пельменев, Н. В. Самсонова, С. И. Брызгалова, В. В. Нико-лина, И. Н. Симаева. Необходимо отметить, что совет формирует свой состав за счет подготавливаемых в нем кадров.
Тематика работ на соискание степени кандидата педагогических наук (47 рассмотрений) достаточно стабильна и практико-ориентиро-вана. Более 65 % исследований посвящено проблеме профессионального образования.
Формированию компетентности специалиста посвящены три работы в 2011 г., готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности — две, а отдельным сторонам этих явлений (толерантности, правосознанию, конфликтоустойчивости и межкультурным взаимодействиям) — 4. Два исследования рассматривают формирование
99
индивидуальных особенностей (самооценку обучающихся и адаптивность в образовательной среде). В трех работах изучены особенности и результативность образовательного процесса (умения обобщения, информационно-личностной безопасности и педагогической поддержке обучающихся). Индивидуальным особенностям в виде толерантности уделялось внимание в одной диссертации.
Проблемам компетентности специалиста были посвящены две работы в 2012 г., в других исследованиях рассматривались ее отдельные стороны (учебно-профессиональная мотивация будущего психолога и самостоятельная работа как средство личностно-профессионального развития). Образовательный процесс изучался в трех диссертациях с 100 точек зрения сопровождения обучающегося и профилактики конфликтов. Одна работа носила более глобальный характер и освещала стратегии развития учреждения образования.
На решение проблемы формирования компетенций были направлены четыре диссертации в 2013 г. Также были рассмотрены особенности формирования отдельных качеств личности (учебно-профессиональной мотивации, экологических ценностей, клиентоцентрированно-сти служащих). В одной работе изучалась воспитательная система внешкольного образования (сопровождение детей в подростковых клубах).
Диссертационные исследования 2014 г. имели направленность на темы повышения квалификации (в сфере туризма, физической культуры), а также формирования отдельных социально значимых свойств личности (представлений о собственной индивидуальности у подростков, коммуникативной компетентности и конфликтоустойчивости у специалиста).
Проблема профессиональной компетентности специалиста и его культуры оставалась актуальной для диссертационных тем 2015 г. (иллокутивная компетентность, компетентность преподавателя вуза в области компьютеризированного тестирования). Внимание группы исследователей продолжало концентрироваться на образовательном процессе (проектирование наглядной учебной информации, содержание отечественного педагогического образования и персонализация профессионального обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий). Также были рассмотрены проблемы дополнительного образования и формирования духовно-нравственных ценностей. Выделяются на общем фоне исследования педагогического наследия А. С. Макаренко и О. С. Гребенюка.
Таким образом, можно констатировать, что для совета актуальны темы, направленные на формирование компетентности специалиста и отдельных социально значимых качеств личности в системе образования, что полностью соответствует двум специальностям, по которым совет имеет право принимать диссертации к защите (13.00.08 — теория и методика профессионального образования и 13.00.01 — педагогика, история педагогики и образования).
Больше всего диссертаций посвящено проблемам профессионального образования (35%), а также общеобразовательной школы (21%). Вопросы дополнительного образования и профессиональной деятельности изучаются в 20 % диссертаций.
Подавляющее число диссертаций (более 95%) рассматривает проблемы специальностей, представленных в Балтийском федеральном университете. При этом в 75 % работ имеются рекомендации, которые могут быть напрямую внедрены в образовательный процесс вуза.
Наиболее результативными научными руководителями являются
A. Б. Серых и Н. В. Самсонова, а также С. И. Брызгалова, Т. Б. Гребенюк,
B. В. Николина и Е. И. Мычко.
Расширяется количество рассмотрений диссертаций сторонних соискателей. Так за 5 лет были проведены защиты диссертаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Омска, Ярославля, Кургана и т. д. При этом диссертации сотрудников БФУ им. И. Канта рассматривались как приоритетные. Таким образом, совет за 2011 — 2015 гг. 101 подготовил более 25 специалистов с ученой степенью кандидата педагогических наук для своего базового учреждения. Более половины из них закончили аспирантуру БФУ им. И. Канта.
В 2015 г. совет расширил свои функции за счет экспертизы диссертаций и документов по направлению ВАК РФ. Экспертами и членами совета в ходе заседания был дан анализ диссертации Л. П. Овчинниковой «Концепция и технологии профессиональной подготовки специалиста железнодорожного транспорта в вузе» по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования, успешно защищенной 25 декабря 2014 г. в диссертационном совете Д 212.216.01 на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», в результате автору было присуждено звание доктора педагогических наук.
В 2016 г. совет планирует расширить спектр направлений защиты. Будут рассмотрены три диссертации по двум специальностям (с дополнительной специальностью 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры). Дали согласие на участие в работе совета ведущие специалисты в сфере физической культуры и спорта из ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта», и ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры».
Ведется активное сотрудничество с отделом программ аспирантуры и диссертационных советов БФУ им. И. Канта.
Список литературы
1. Состав диссертационного совета 212.084.03. URL: https://www.kantiana. ru/ postgraduate/doc/ sostav%20soveta.doc (дата обращения: 10.02.2016).
2. Список диссертаций, размещенных соискателями ученой степени. URL: https://www.kantiana.ru/postgraduate/dis-list/ (дата обращения: 10.02.2016).
Об авторах
Виктор Константинович Пельменев — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]
В. К. Пельменев, П. Б. Торопов, И. В. Лищук
102
Павел Борисович Торопов — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]
Инна Владимировна Лищук — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]
About the authors
Prof. Viktor Pelmenev — I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. Е-mail: [email protected]
Dr. Pavel Toropov — Associate Professor., I. Kant Baltic Federal University, Kali-ad.
E-mail: [email protected]
Dr. Inna Lishchuk — Associate Professor., I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]