Научная статья на тему 'Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном совете Д 212.084.03 за 2004 год'

Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном совете Д 212.084.03 за 2004 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тематики диссертационных работ по педагогическим наукам, рассмотренных в диссертационном совете Д 212.084.03 за 2004 год»

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

106

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ, РАССМОТРЕННЫХ В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д 212.084.03 ЗА 2004 ГОД

В течение 2004 г. в диссертационном совете рассмотрены 1 докторская и 18 кандидатских диссертаций.

Диссертационное исследование соискателя ученой степени доктора педагогических наук С.И. Брызгаловой «Формирование готовности учителя к педагогическому исследованию» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования) направлено на решение проблемы обоснования теоретических основ формирования готовности студентов-будущих учителей к педагогическому исследованию. Актуальность темы диссертации определяется рядом положений: неудовлетворенностью общественно значимых потребностей в учителях, профессионально реализующих новый, исследовательский класс задач в системе образования; с одной стороны, существует необходимость формирования готовности будущего учителя к педагогическому исследованию как компоненту его профессиональной готовности к педагогической деятельности, с другой стороны, теоретический, научнопрактический и психологический компоненты означенной готовности не стали предметом формирования в высшей педагогической школе либо носят незначительный характер. В диссертации определена сущность готовности учителя к педагогическому исследованию, разработана ее эталонная модель, охарактеризованы критериальные уровни готовности. Создана прогностическая теоретическая модель целостного процесса формирования готовности учителя к педагогическому исследованию, которая оснащена технологией формирования, способами и инструментарием диагностики. На основе синтеза результатов теоретического и эмпирического изучения предмета исследования обоснованы главные факторы, закономерности, тенденции, функции и пси-холого-педагогические условия формирования готовности учителя к педагогическому исследованию.

Диссертационная работа соискателя М.А. Андреяновой «Педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации и процессе языковой подготовки менеджеров» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования»; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор А.Б. Серых) направлена на решение проблемы использования процесса языковой подготовки менеджеров для формирования навыков деловой коммуникации. Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования, формированием у участников программ навыков, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности на предприятиях народного хозяйства, с одной стороны, и недостаточной изученностью

этих вопросов в рамках педагогических науки, неразработанностью предметно-педагогического содержания и не всегда релевантным использованием технологий формирования этих навыков у взрослых обучающихся — с другой. В диссертации выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров. Разработана модель и технология формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров.

Диссертационное исследование соискателя Н.В. Антипиной «Формирование социальной ответственности в профессиональном самоопределении старшеклассников» (специальность — 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель д-р пед. наук, профессор В.К. Пельменев) посвящено проблеме определения педагогических условий формирования социальной ответственности в профессиональном самоопределении старшеклассников. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, сложившимися в теории и практике воспитательного процесса средней школы: между потребностью учащихся старших классов в сформированности личностных качеств, необходимых для социально ответственного профессионального самоопределения, и отсутствием у старшеклассников навыков в самовоспитании этих качеств; между востребованностью учителями общеобразовательных школ современных педагогических методик, позволяющих формировать социальную ответственность в профессиональном самоопределении у старшеклассников, и недостаточной изученностью условий формирования социальной ответственности в профессиональном самоопределении учащихся старших классов общеобразовательных школ на основе процесса самовоспитания. В диссертации выявлена сущность самовоспитания как механизма формирования социальной ответственности учащихся в профессиональном самоопределении в практике учреждений общего среднего образования; разработана методика формирования социальной ответственности в профессиональном самоопределении старшеклассников во внеклассной (факультативной) работе.

Диссертационное исследование соискателя И.В. Батищевой «Концептуальные подходы к учебной инновационной деятельности (на материале физической культуры студентов)» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; научные руководители — д-р пед. наук, профессор В.К. Пельменев; канд. мед. наук, профессор Е.В. Иващенко) посвящено проблеме выявления концептуальных подходов к учебной инновационной деятельности студентов и спортсменов. Актуальность темы исследования определяется тем, что в теории и методике управления тренировочным процессом в циклических видах спорта и физическом воспитании студентов слабо показаны возможности использования закономерностей местных адаптационных механизмов регуляции работоспособности локомоторного аппарата. В диссертации выявлены современные концептуальные подходы к сущности

107

108

инновационной деятельности в современном образовательном процессе; разработана методика определения предельных параметров режимов метаболического обеспечения специальной нагрузки в велосипедном спорте для спортсменов разного спортивно-квалификационного уровня.

Диссертационное исследование соискателя Е.В. Белосевич «Практи-ко-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры курсантов военного вуза» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Е.И. Мычко) посвящено проблеме определения психоло-го-педагогических условий, способствующих эффективности формирования коммуникативной культуры будущих военных специалистов на основе внедрения практико-ориентированных технологий. Актуальность темы исследования обусловлена противоречиями между необходимостью возвратить престиж профессии военного в целях укрепления обороноспособности государства и невысоким уровнем общей культуры военных специалистов, снижающем этот престиж; между необходимостью обеспечить руководящие, воспитательные, административно-хозяйственные функции и низким уровнем коммуникативной культуры, не позволяющим реализовывать данные функции достаточно эффективно. В диссертации выявлены психолого-педагогические условия формирования коммуникативной культуры будущих военных специалистов; разработана практико-ориентированная технология формирования коммуникативной культуры курсантов.

Диссертационное исследование соискателя И.В. Гарифуллиной «Профессиональное развитие личности будущего специалиста по сервису в процессе подготовки в вузе» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор А.Б. Серых) посвящено проблеме определения педагогических условий эффективности профессионального развития личности будущего специалиста сферы сервиса в процессе подготовки в вузе. Актуальность темы исследования объясняется противоречием между неразработанностью педагогических условий и средств профессионального развития личности специалиста по сервису и объективными потребностями практики, которая первостепенное значение отводит именно уровню профессионального развития его личности. В диссертации разработано и обосновано содержание модели личности специалиста по автосервису; разработана и экспериментально проверена модель профессионального развития личности специалиста по автосервису в процессе подготовки в вузе.

Диссертационное исследование аспиранта А.А. Зубкова «Формирование военно-патриотической воспитанности военнослужащих в советский и постсоветский периоды (1941-2004 гг.)» (специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научные руководители — д-р пед. наук, доцент Н.В. Самсонова; канд. пед. наук, доцент В.П. Ма-сягин) направлено на решение проблемы выявления исторического опыта в области военно-патриотического воспитания военнослужащих

в советский и постсоветский периоды и современных педагогических условий совершенствования процесса формирования военно-патриотической воспитанности военнослужащих. Актуальность темы исследования обусловлена рядом противоречий между объективной потребностью совершенствования военно-патриотической воспитанности военнослужащих и неразработанностью системы содержательных критериев и показателей военно-патриотической воспитанности; между необходимостью совершенствовать военно-патриотическую воспитанность военнослужащих на значимых достижениях исторического опыта в советский и постсоветский периоды; между необходимостью совершенствовать процесс формирования военно-патриотической воспитанности военнослужащих в новой России и отсутствием концептуальных оснований, определяющих новые тенденции в данном направлении учебно-воспитательного процесса военного вуза. В диссертации выявлены преемственность и тенденции в военно-патриотическом воспитании военнослужащих; определены педагогические условия, при которых возможно усовершенствовать процесс формирования военно-патриотической воспитанности курсантов в рамках учебно-воспитательного процесса. В диссертации разработан спецкурс «Российский патриотизм и пути его формирования», который составляет содержательную основу военно-патриотического воспитания курсантов.

Диссертационное исследование соискателя И.Г. Картушиной «Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Н.В. Самсонова) посвящено проблеме определения педагогических условий и средств формирования профессионального менталитета инженера-менеджера в процессе социально-психологической специализации в вузе. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования профессионального менталитета инженера-менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе и неразработанностью педагогических условий и средств его формирования в процессе социально-психологической специализации. В диссертации выявлены особенности профессионального менталитета инженера-менеджера; разработана модель формирования профессионального менталитета инженера-менеджера в процессе социально-психологической специализации в вузе.

Диссертация соискателя И.П. Кравченко «Развитие коммуникативности студентов-будущих преподавателей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в вузе» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Е.И. Мычко) посвящена решению проблемы определения педагогических условий, способствующих развитию коммуникативности студентов-будущих преподавателей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в вузе. Актуальность темы исследования определяется противоречием между социальным заказом общества и недостаточной разработанностью системы развития ком-

109

110

муникативности студентов-будущих преподавателей иностранного языка в процессе вузовской профессиональной подготовки. В диссертации охарактеризован процесс развития коммуникативности студентов-будущих преподавателей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в вузе; разработана технология развития коммуникативности этих студентов и определены педагогические условия ее реализации.

Диссертация аспирантки Г.К. Макаровой «Организационное обеспечение процесса обучения как условие профилактики конфликтов в высшей школе» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Н.В. Самсонова) решает проблему определения и обоснования содержания организационного обеспечения процесса обучения, возможной профилактики конфликтов между субъектами учебного взаимодействия, вызванных отсутствием регламентирующих и согласующих этот процесс оснований. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью профилактики объективно существующего организационного конфликта между субъектами учебного взаимодействия в высшей школе и неразработанностью организационного обеспечения процесса обучения, исключающего или сводящего к минимуму вероятность возникновения такого типа конфликтов. В диссертации выявлены организационные умения по профилактике конфликтов в процессе обучения как компонент профессиональных умений преподавателя вуза. Разработано организационное обеспечение процесса обучения (организационная культура, технологические карты, рабочее место студента и т. д.), сводящее к минимуму возникновение конфликтов между преподавателем и студентами.

Диссертационное исследование аспиранта М.Е. Орехова «Формирование этнической толерантности лингвиста-переводчика в процессе профессиональной подготовки в вузе» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Н.В. Самсонова) направлено на решение проблемы обоснования содержания технологии формирования этнической толерантности лингвиста-переводчика в системе профессионального образования в вузе. Актуальность темы исследования обосновывается противоречием между потребностью в формировании этнической толерантности лингвиста-переводчика в вузе и неразработанностью в педагогической науке системы средств и условий формирования этнической толерантности лингвиста-переводчика в процессе профессиональной подготовки. В диссертации выявлена сущность и особенности этнической толерантности лингвиста-переводчика, разработана технология формирования этнической толерантности в рамках спецкурса. Разработан спецкурс «Этническая и кросс-культурная психология».

Диссертация соискателя Е.В. Потменской «Формирование музыкальной культуры будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Н.В. Тамарская) посвящена решению проблемы обоснования техноло-

гии и особенностей формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между социально обусловленной необходимостью подготовки будущего учителя к осуществлению учебно-воспитательного процесса на основе гуманизма, эмпатийности и толерантности за счет формирования его музыкальной культуры и отсутствием научно-педагогического знания о закономерностях и средствах формирования данной характеристики. В диссертации обоснован концептуальный подход к формированию музыкальной культуры будущего учителя, опирающийся на идею гармонизации функций мозга, направленных на восприятие и обработку информации. Разработана педагогическая технология формирования музыкальной культуры учителя начальных классов.

Диссертация аспирантки М. И. Прозоровой «Формирование профессионально важных качеств переводчика у студентов-лингвистов в процессе обучения в вузе» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) решает проблему выявления профессионально важных качеств переводчика и разработки адекватных средств их формирования. Актуальность темы исследования определяется противоречием между модернизацией высшего лингвистического образования и находящимися на вооружении вузов традиционными подходами к обучению переводчиков, энергоемкими педагогическими технологиями. В диссертации классифицированы профессионально важные качества переводчика; разработаны принципы отбора и применения педагогических средств формирования этих качеств у студентов-будущих лингвистов; обоснованы педагогические средства формирования у студентов ПВК переводчика на основе идей педагогики индивидуальности, андрагогического, контекстного, кросскультурного и гендерного подходов.

Диссертационное исследование соискателя М.А. Рубина «Формирование управленческих умений у будущих специалистов по физической культуре и спорту» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Е.В. Конеева) посвящено проблеме средств формирования управленческих умений у будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их профессиональной подготовки. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между признанием необходимости управленческого подхода в физкультурном образовании, с одной стороны, и неразработанностью технологии, обеспечивающей сформированность управленческих умений у данных специалистов, — с другой. В диссертации определена структура управленческих умений специалистов по физической культуре и спорту — тренеров по футболу; разработан социально-психологический тренинг как педагогическое средство формирования у них управленческих умений.

Диссертационное исследование соискателя О.В. Тамарской «Андраго-гические условия профессионального совершенствования учителя в системе

111

112

дополнительного профессионального образования» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Н.В. Самсонова) направлено на решение проблемы выявления педагогических условий, реализующих андрагогический подход в педагогике, для профессионального совершенствования современных учителей в системе дополнительного профессионального образования. Актуальность темы исследования определяется противоречием, с одной стороны, между потребностью учителей в постоянном профессиональном совершенствовании и направленностью основополагающих документов на активизацию этого процесса, с другой стороны, неразработанностью условий, обеспечивающих процесс профессионального совершенствования учителей в системе дополнительного профессионального образования на базе высшего учебного заведения с опорой на принципы андрагогики. В диссертации разработана методика профессионального совершенствования учителей в системе дополнительного профессионального образования, соответствующая принципам андрагогики.

Диссертация соискателя Т.Н. Черняевой «Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, доцент Н.В. Самсонова) посвящена проблеме обоснования тренинга как средства формирования конфликтологической культуры менеджера. Актуальность темы исследования определяется противоречием между возможностями тренинга как средства интенсивного воздействия на психические сферы обучающегося и недостаточностью научных представлений об условиях его применения с целью формирования рассматриваемого вида профессиональной культуры менеджера. В диссертации выявлены возможности тренинга и условия его применения в формировании конфликтологической культуры менеджера. Разработана модель формирования конфликтологической культуры менеджера с использованием тренинга как формы организации учебных занятий в вузе.

Диссертационное исследование соискателя М.Я. Чмыревой «Принцип психологизации содержания образования в системе непрерывного профессионального образования» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) решает проблему определения принципа психологизации содержания образования. Актуальность темы исследования определяется противоречием — отбор и конструирование содержания образования при множестве подходов направлен преимущественно на традиционно-»знаниевую» парадигму образовательной деятельности, но не на развивающую сторону содержания образования. В диссертации выявлена сущность принципа психологизации содержания образования, экспериментально доказана действенность принципа в системе непрерывного профессионального образования.

Диссертация аспирантки Е.О. Ширшовой «Формирование индивидуальности младших школьников средствами физической культуры» (специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образова-

ния; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор В.К. Пельме-нев) направлена на решение проблемы выявления педагогических условий применения средств физической культуры в формировании индивидуальности младших школьников. Актуальность темы исследования определяется противоречием между возможностями физической культуры как компонента начального образования и недостаточностью научных представлений об использовании средств физической культуры с целью формирования индивидуальности младших школьников. В диссертации определены возможности средств физической культуры в формировании индивидуальности младших школьников и разработана соответствующая методика, которую можно использовать в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Диссертационное исследование соискателя С.С. Юрковской «Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку» (специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; научный руководитель — д-р пед. наук, профессор Т.Б. Гребенюк) посвящено проблеме выявления психолого-педагогических условий совершенствования эффективности формирования мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку. Актуальность исследования исходит из противоречия между существующей реальной потребностью в развитии мотивации достижения и аффи-лиации и отсутствием строгой системы средств и условий, способствующих развитию данных мотиваций в высшем учебном заведении. В диссертации выявлены возможности иностранного языка как учебного предмета в развитии исследуемых мотиваций. Разработана модель формирования мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения студентов иностранному языку.

В.К. Пельменев,

председатель диссертационного совета

Н.В. Самсонова,

ученый секретарь диссертационного совета

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.