Научная статья на тему 'Анализ структуры земельно-имущественного комплекса'

Анализ структуры земельно-имущественного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2227
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / LAND-PROPERTY COMPLEX / КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ / CATEGORIES OF LAND / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / OWNERSHIP / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА / GOVERNMENT RECORDS OF IMMOVABLE PROPERTY / КАДАСТР / CADASTER / РЕЕСТРЫ / REGISTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голобокова Олеся Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости повышения эффективности управления земельно-имущественным комплексом; роль формирования информационного ресурса. Описан государственный учет недвижимого имущества и дана оценка по его осуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the structure of complex land and property

The article highlights the issues of the need to improve the management of land-property complex and the role of the Information resource. Describes the state registration of real estate and the evaluation of its implementation.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры земельно-имущественного комплекса»

Обширные исключительные права - не единственный способ стимулирования авторов. Развитие информационных технологий подталкивает нас к поиску новых способов стимулирования творческого труда. Если они будут найдены, это позволит устранить противоречия в регулировании авторских прав в Интернете.

О.В. Голобокова

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОГО

КОМПЛЕКСА*

Как неоднократно отмечалось Президентом РФ, одним из ключевых направлений государственной политики является улучшение условий жизни граждан России путем реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел, повышения размера пенсий и социальных пособий, адресного решения социальных проблем, модернизации здравоохранения и образования, повышения качества государственных и муниципальных услуг, стимулирования инновационного развития страны. В связи с этим большое внимание уделяется поиску альтернативных путей увеличения доходов и минимизации неэффективных расходов бюджетов всех уровней для их дальнейшего использования в интересах общества и государства. Особую актуальность данный вопрос приобретает в условиях финансового кризиса. И здесь для руководителей регионов, федеральных государственных структур и специалистов в земельно-имущественной сфере одним из возможных решений является разработка эффективных механизмов управления земельными и имущественными ресурсами, создание адекватной информационной системы учета земельных ресурсов и распоряжения ими.

В настоящее время земельно-имущественный комплекс является одной из основ формирования доходной части любого бюджета (как налоговой, так и неналоговой его части). В частности, в бюджет поступают доходы в виде:

земельного налога;

налога на имущество физических лиц;

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором И.Л. Бачило.

Труды Института государства и права 101

Российской академии наук № 5/2013

средств от использования имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, или муниципальной собственности;

платежей за пользование природными ресурсами (недрами, лесами, водными биологическими ресурсами и водными объектами).

Помимо этого, от наличия и состояния земельно-имущественного комплекса зависит социально-экономическое развитие регионов и Российской Федерации в целом. Земельные, природные и другие объекты в целях привлечения иностранного капитала в российскую экономику предоставляются инвесторам.

Земельные участки отдаются малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям в качестве дополнительных мер социальной поддержки. Тем самым государственная помощь вместо денежных компенсаций оказывается натуральным способом, что вдвойне эффективно, так как с находящихся в собственности земельных участков взимается земельный налог.

Представляется, что для обеспечения эффективного управления земельно-имущественным комплексом необходимо не только усовершенствовать имеющиеся правовые инструменты его учета и использования данных о нем, но и выработать новые, которые способствовали бы формированию достоверных данных о соответствующих объектах с учетом:

1) установления соответствия характеристики объекта, содержащейся в информационной системе, его фактическому состоянию;

2) исключения коррупционных рисков и нецелевого расходования бюджетных средств;

3) совершенствования системы контроля и обмена земельно-имущественным комплексом между различными уровнями власти.

В земельно-имущественном комплексе сложным объектом для учета является земля. Она же является основой для учета других объектов комплекса, таких, например, как здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, природные ресурсы.

Земли, находящиеся в пределах территории РФ, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям распределение земель осуществляется по категориям и угодьям без включения в состав земельного

фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.

Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим.

Иными словами, деление земель на категории осуществляется по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно Земельному кодексу РФ (далее - ЗК РФ) существует семь категорий земель:

земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земельные угодья - это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Угодья подразделяются на сельскохозяйственные (пашня, залежь, кормовые угодья (сенокосы и пастбища), многолетние насаждения) и несельскохозяйственные (земли под водой, включая болота, лесные площади и земли под лесными насаждениями, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли).

Кроме деления по категориям и угодьям земли градируются по формам собственности. В соответствии с ЗК РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, принадлежащие Российской Федерации или ее субъектам. Земли, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

Существуют такие земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на них не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»1 государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее -недвижимое имущество, объект недвижимости) осуществляется уполномоченным органом (Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Этот орган обеспечивает внесение в федеральный государственный информационный ресурс (государственный кадастр недвижимости) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают либо существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, либо прекращение его существования, а также иной информации.

Таким образом, учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет), прекращением его существования (снятие с учета) либо изменением его уникальных характеристик (учет изменений).

Государственный учет, ведение кадастра и использование сведений государственного кадастра недвижимости регулируются в соответствии со следующими принципами, установленными законодательством:

единство технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;

общедоступность сведений государственного кадастра недвижимости;

непрерывность актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений;

сопоставимость сведений государственного кадастра недвижимости со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

1 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

Сведения соответствующих информационных систем вносятся в информационный ресурс на основании документов, поступивших в порядке, установленном вышеназванным Законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ:

сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав - на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иных документов о правах на земельные участки;

сведения об экономических характеристиках земельных участков - на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что законодательством не предусмотрены функции уполномоченного органа по проверке достоверности информации, содержащейся в представляемых документах, в процессе ведения государственного учета. На основании указанного выше Закона Росреестр вправе принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета только в том случае, если заявителем по собственной инициативе не был представлен соответствующий документ, а ответ на отправленный Росреестром межведомственный запрос в орган государственной власти или орган местного самоуправления свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации.

Иными словами, если документ оформлен надлежащим образом и уполномоченным лицом, этого достаточно для внесения данных в кадастр. Оценивать, вправе ли лицо было предоставить субъекту - пользователю конкретный земельный участок, точность данных в межевом, техническом плане или акте обследования, подготовленных кадастровыми инженерами, никто не будет.

Включение информации об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер. Исключение составляют сведения о:

прохождении Государственной границы РФ; границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов;

территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;

кадастровом делении территории РФ;

картографической и геодезической основах кадастра.

Ввиду этого значительные массивы информации об объектах недвижимости не внесены в информационную систему государственного учета. Особенно это касается земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Помимо государственного учета органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ведутся реестры учета государственной и муниципальной собственности соответственно.

В субъектах РФ реестры собственности ведутся в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ2.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Так, приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 4243 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Объекты недвижимости, принадлежащие организациям, подлежат и бухгалтерскому учету.

Так как цели создания всех перечисленных информационных ресурсов, учитывающих объекты недвижимости, различны, находящаяся в них информация отличается по своей структуре и содержанию. Например, информация об объектах, включенных в реестр собственности субъектов РФ, может отсутствовать в государственном кадастре недвижимости.

В настоящее время можно говорить о необходимости дальнейших научных исследований в сфере земельно-имущественных отношений. Это позволило бы подготовить и внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство РФ и субъектов Федерации, снять противоречия и предотвратить конфликты, воз-

2 См., например: Закон Московской области от 21 июня 1999 г. № 33/99-ОЗ «О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области» // Подмосковные известия. 1999. 1 июля; постановление Правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП «Об утверждении Положения о Реестре собственности города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 35; Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2001 г. № 282-39 «О реестре собственности Санкт-Петербурга (часть I. Недвижимое имущество)» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2001. № 5-6.

3 Российская газета. 2011. 28 дек.

никающие в процессе учета земельно-имущественного комплекса и использования данных о нем.

Ю.А. Каспрова

ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ*

Территории, подвергшиеся негативному антропогенному или природному воздействию, нуждаются в восстановительных мероприятиях. Для разработки комплекса нормативных правовых и технических оздоровительных мер необходимо учитывать характер ущерба, причиненного подобным территориям. Важным условием в этом случае является соответствие предпринимаемых мер по охране окружающей среды экологической ситуации в том или ином регионе.

Для достижения указанной цели необходима конкретная градация в законодательстве экологически неблагополучных территорий. Данные территории должны классифицироваться по различным критериям: уровню загрязненности воздуха, водных объектов, степени видового разнообразия флоры и фауны и т.д. и варьироваться от территорий с наименее напряженным состоянием окружающей среды до территорий с крайне опасной экологической ситуацией.

В связи с этим представляется важным провести анализ существующих и существовавших классификаций экологически неблагополучных территорий и выявить наиболее оптимальную.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1 не содержит понятия «экологически неблагополучные территории». В связи с этим в нем отсутствует классификация таких территорий. Законодатель лишь указывает в гл. VIII на возможность существования зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций. Но верна ли такая классификация?

Ни в одном из действующих нормативных правовых актов не содержится определения зоны экологического бедствия. Однако в проекте федерального закона № 115008-3 «О зонах экологического

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук А.А. Трани-ным.

1 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.