УДК 81'23
Vasilyeva A.P., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE CORE STRUCTURE OF LINGUAGE CONSCIOUSNESS OF YAKUT. The article considers a problem of studying the language consciousness of Yakut on the material of the Yakut associative thesaurus, created on the basis of mass associative experiments in 2005-2010. The article presents the stage of research of the core of language consciousness. The author presents an attempt to study the words in the core of the language consciousness of the Yakut language speakers, division into five layers in the structural organization of the core by the number of incoming connections from 300, 200, 150 to 100 in each layer. The length of the units of the core lexicon and the belonging of the units of the core to the lexical-grammatical category are described. The analysis of the most significant units of the core language consciousness of the Yakut people is given.
Key words: language consciousness, core of language consciousness, associative dictionary, associative-verbal network, image of the world, units of language consciousness.
А.П. Васильева, соискатель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЯДРА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается проблема изучения языкового сознания носителей якутского языка на материале Якутского ассоциативного словаря, созданного на основе массовых ассоциативных экспериментов 2005 - 2010 гг. В рамках статьи представлен этап исследования ядра языкового сознания. Автор представляет попытку изучения слов в ядре языкового сознания носителей якутского языка, вычленение пяти слоёв в структурной организации ядра по количеству входящих связей от 300, 200, 150 до 100 в каждом слое. На основании анализа описывается протяжённость единиц ядра лексикона и принадлежности единиц ядра к лексико-грамматическому разряду Приводится анализ наиболее значимых единиц ядра языкового сознания якутов.
Ключевые слова: языковое сознание, ядро языкового сознания, ассоциативный словарь, ассоциативно-вербальная сеть, образ мира, единицы языкового сознания.
Исследование понятия «языковое сознание» (ЯС) и его теоретических основ в отечественной психолингвистике активно ведётся с 90-х гг XX века ведущими учёными: А.Н. Леонтьевым, Е.Ф. Тарасовым, Н.В. Уфимцевой, А.А. Залев-ской, Ю.Н. Карауловым, И.А. Стерниным, В.П. Зинченко и др. Языковое сознание находит своё выражение при помощи языка и других языковых средств. Данное явление рассматривается как «информационный словарь человека», предполагающий выявление семантических компонентов, их психологические характеристики при помощи единиц языка, эти компоненты хранятся в языковой памяти народа, их взаимосвязь образует семантику слова [1, с. 85].
Система мировидения основана на построении особой картины мира, что происходит за счёт деятельности «совокупности мыслительных процессов», представляющих понятие ментальности [2, с. 41]. За этими процессами вытекает следующее понятие - лексикон, рассматриваемый Ч. Осгудом как «один из важнейших механизмов когнитивной переработки информации», хранящий в себе «очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков» [3, с. 241]. Это своего рода «словарь в голове» индивида, по мнению Н.О. Золотовой, который функционирует в соответствии с закономерностями психического развития носителя языка и культуры [4, с. 3].
Исследовать эти культурные и социальные системы в разных культурах, тем самым выявить специфику языкового сознания носителя той или иной культуры возможно путём «овнешнения образов сознания» [5, с. 104], т.е. посредством проведения ассоциативного эксперимента, который заключается в выявлении слов-стимулов и регистрации первых ответов-реакций испытуемых, и который позволяет «выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той и или иной культуре, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» [6, с. 21].
Данное исследование предполагает попытку изучения слов в ядре языкового сознания носителей якутского языка. А.П. Боргоякова в своём исследовании выдвигает предположение о том, что «изучение ядра языкового сознания даёт возможность составить представление о системности языкового сознания носителей культуры и, тем самым, об этнической картине мира, о мировоззрении этноса, предложить один из возможных вариантов интерпретации этнической культуры, выявить её национальную специфику» [7, с. 31]. Анализ слов в ядре якутского языкового сознания позволит выстроить структуру ядра и выявить особенности национально-культурной специфики образа мира современных якутов.
Материалы анализа получены из данных Якутского ассоциативного словаря под редакцией Л.С. Заморщиковой и А.А Романенко, созданного на основе массовых ассоциативных экспериментов [8], которые, по мнению Н.О. Золото-вой, позволяют «понять то, как и какие формы та или иная культура накладывает на восприятие окружающей действительности» [9, с. 69]. Эксперимент был проведён по методике свободного ассоциативного эксперимента среди студентов, обучавшихся по различным специальностям в Якутском государственном университете в г. Якутске (ныне Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова), включая филиалы университета в г Нерюнгри и Мирный, а также в Институте физической культуры и спорта в Чурапчинском районе с 2005 - 2010 гг
В результате эксперимента был создан Якутский ассоциативный словарь, включающий 140 стимулов и ответы от 1220 респондентов. Список стимулов
был составлен на основе списка, использованного для составления Славянского ассоциативного словаря на материале русского, белорусского, болгарского, украинского языков. Автор словаря Л.С. Заморщикова отмечает, что «словник данного словаря включает 112 стимулов, которые были отобраны из ядра русского языкового сознания... Кроме того, список был расширен словами «северной» тематики, релевантными для культуры северных народов, например, снег олень, лошадь, корова, молоко, тундра, море, алаас, ворон, ысыах (национальный праздник); названия этносов, проживающих в республике; слова, относящиеся к традиционным верованиям и др.» [10].
Структура анализа ядра языкового сознания в нашем исследовании основывается на методике, предложенной О.Н. Золотовой, которая в своём исследовании ядра лексикона носителей английского языка предполагает вычленение пяти слоёв в структурной организации ядра по количеству входящих связей от 300, 200, 150 до 100 в каждом слое. «Выделение ядра в структуре языкового сознания и оперирование его единицами даёт большие возможности для исследования этнокультурной специфики языкового сознания, как в межкультурном так и в интракультурном аспектах» [11, с. 24].
В результате анализа материалов обратного ассоциативного словаря якутского языка нами выделено 263 слова с наибольшим количеством связей, которые представляют центральную часть ассоциативной сети (табл. 1).
Таблица 1
Центр и периферийные зоны Диапазон реакций Количество слов
1 слой от 3415 до 300 97
2 слой от 299 до 250 20
3 слой от 249 до 200 35
4 слой от 199 до 150 37
5 слой от 149 до 100 74
Общее число слов 263
Далее рассмотрена протяжённость единиц ядра лексикона в ассоциативно-вербальной сети (табл. 2). От общего количества анализируемого списка по своему составу 55,9% слова являются двусложными (147 слов), 22,4% составляют односложные слова (59 слов), 18,6% занимают трехсложные слова (49 слов) и наименьшее количество приходится на четырехсложные слова - 2,7% (7 слов), также имеется одно пятисложное слово - 0,4%. При этом показатели слогов в каждом слое при удалении от центра ядра к его периферии значительно не меняют свои процентные характеристики. Во втором слое четырехсложные слова отсутствуют, в то время как в пятом слое количество четырехсложных слов превышает односложные.
Разбор по частям речи показал, что в ядре преобладают существительные - 72,6%, причём во всех пяти слоях, наибольший процент мы наблюдаем в пером слое. 16% составляют прилагательные, и 7,2% - глаголы. Процентное соотношение количества других частей речи составляет 4,2%, в основном это наречия, местоимения и частицы. Анализ принадлежности единиц ядра к лекси-ко-грамматическому разряду (части речи) в рамках отдельного слоя ядра представлена в следующей таблице 3:
Протяженность единиц ядра в якутском ЯС (количество слогов)
Таблица 2
Слой Количество Количество слов с соответствующим слоговым составом
ядра слов I II III IV V
1 97 29 (29,9%) 52 (53,6%) 15 (15,5%) 1(1,03%) -
2 20 5 (25%) 11 (55%) 4 (20%) - -
3 35 10 (28,6%) 21 (60%) 3 (8,6%) 1 (2,9%) -
4 37 8 (21,6%) 21 (56,8%) 6 (16,2%) 1 (2,7%) 1 (2,7%)
5 74 7 (9,5%) 42 (56,8%) 21 (28,4%) 4 (5,4%) -
Всего 263 59 (22,4%) 147 (55,9%) 49 (18,6%) 7 (2,7%) 1 (0,4%)
Принадлежность единиц ядра к лексико-грамматическому разряду Таблица 3
Слой ядра Кол-во слов Из них принадлежат к л/г разряду
Существительные Прилагательные Глаголы Другие части речи
Единиц % Единиц % Единиц % Единиц %
1 97 77 79,4 16 16,5 3 3,1 1 1,03
2 20 13 65 6 30 1 5 - -
3 35 27 77,1 3 8,6 3 8,6 2 5,7
4 37 23 62,2 10 27 2 5,4 2 5,4
5 74 51 68,9 7 9,6 10 13,5 6 8,1
Всего 263 191 72,6 42 16 19 7,2 11 4,2
Как отмечает А.А. Залевская, «максимальное число связей имеют слова, представляющие особое значение для испытуемого как личности и отражающие самые ёмкие понятия, связь с которыми имеет максимальную вероятность
воспроизведения» [12, с. 112]. Так, выявлены первые 50 слов, которые составляют «центр» ядра языкового сознания современных носителей якутского языка (табл. 4).
Таблица 4
Ядро языкового сознания носителей якутского языка
Ассоциат/перевод (количество входящих связей, количество вызвавших его стимулов) Ассоциат/перевод (количество входящих связей, количество вызвавших его стимулов)
1 КиЬш/человек (3415, 110) 25 хара/черный (1098, 48)
2 дьол/счастье (1889, 86) 26 Ас/пища (1107, 46)
3 кыыс/девочка (1015, 86) 27 тыл/язык (785, 44)
4 олох/жизнь (848, 84) 28 харчы/деньги (696, 43)
5 учугэй/хороший (844, 80) 29 кыра/маленький (616, 43)
6 КуЬ|а5ан/плохой (1487, 67) 30 сылаас/теплый (536, 42)
7 улэ/работа (530, 65) 31 сайын/лето (536, 42)
8 сырдык/светлый, свет (1214, 61) 32 дойду/родина (610, 41)
9 улахан/большой (825, 61) 33 уерэх/учеба (610, 41)
10 санаа/мысль (1075, 60) 34 куустээх/сильный (491, 41)
11 уеруу/радость (878, 60) 35 харана/темный (1097, 40)
12 дьон/люди (402, 60) 36 харах/глаза (571, 40)
13 О5о/ребенок (1280, 59) 37 саха/якут(ка) (553, 40)
14 таптал/любовь (574, 59) 38 аймах/родня (617, 38)
15 дьиэ/дом (1179, 58) 39 мас/дерево (423, 38)
16 ыраас/чистый (1023, 58) 40 тымныы/холодный (860, 37)
17 кун/солнце (764, 58) 41 манан/белый (850, 37)
18 элбэх/много (340, 58) 42 халлаан/небо (659, 37)
19 куус/сила (439, 55) 43 уот/огонь (525, 37)
20 ийэ/мать (930, 54) 44 акаары/дурак, глупый (672, 33)
21 сир/земля (702, 53) 45 норуот/народ (477, 32)
22 кэрэ/прекрасный, красота (702, 53) 46 уу/вода (1099, 31)
23 сана/новый; речь (592, 53) 47 хаар/снег (666, 31)
24 уол/мальчик (530, 49) 48 уЬ|ун/длинный (488, 31)
25 хара/черный (1098, 48) 49 баай/богатство (423, 31)
26 Ас/пища (1107, 46) 50 табаарыс/друг (354, 31)
Наиболее важными единицами языкового сознания выступают киГш/че-ловек, дьол/счастье, олох/жизнь, учугэй/хороший, улэ/работа, сырдык/светлый. Например, ассоциат дьол/счастье, отражающий внутренне состояние человека, выступил в качестве реакции для стимулов увруу/радость 282; таптал/ любовь 206; улэ/работа 191; орр/ребенок 170; олох/жизнь 154; уврэх/учеба 150; дьиэ кэргэн/семья 120 и др. В прямом словаре слово-стимул дьол вызвал следующие реакции у респондентов: увруу/радость 311; соргу/счастье 92; таптал/ любовь 72; олох/жизнь 64; оуа/ребенок 49; сор/несчастье 42; саргы/39; дьиэ кэргэн/семья 28; харчы/деньги 24; увруу-квтуу/радость 21; учугэй/хороший 15 и др.
На высокой позиции также находится единица с отрицательной оценкой куЬа5ан/плохой (1487,67). В центре «словаря в голове» мы находим единицы тымныы/холодный (860, 37), манан/белый (850, 37), хаар/снег (666, 31), данная реакция - это первая ассоциация о России, в частности, о Севере у иностранцев, у людей иной национальной культуры, поскольку Якутия действительно является уникальным субъектом России по своим природным и территориальным условиям.
Также значимыми единицами являются дьиэ/дом (1179,58), куус/сила (439, 55), тыл/язык (785, 44), дойду/родина (611,41), куустээх/сильный (491,41), саха/ якут(ка), аймах/родня и др. Исторический опыт сформировал изначально степную культуру народа Саха в самодостаточный культурный феномен - северную
Библиографический список
культуру Это является важным обстоятельством для сохранения этнической идентичности, национального самосознания и этнокультурного своеобразия в современных меняющихся условиях глобализации.
Сохранение базовых элементов в ядре языкового сознания якутов отражают понимание того, что северная культура на протяжении многих веков наращивала свою идентичность с культурными веяниями как европейских, так и азиатских цивилизаций, не теряя при этом своей северной сути. Суровые условия издавна наделили народ саха стойкостью, мужеством, силой духа, любовь к природе и единение с природой способствуют сохранению традиционных ценностных моделей этноса, развитию жизненных приоритетов. Опыт взаимодействия с другими этносами предполагал проявление дружелюбия, открытости, что позволило освоить чужие земли, акклиматизироваться и адаптироваться к новым северным условиям для формирования отдельной якутской общности и традиционной этнической культуры.
По нашему мнению, перспективным является выявление в образе мира уникальных представлений народа об окружающей действительности и изучение особенностей семантической структуры этнического сознания, для чего необходим анализ специфики ядра языкового сознания якутов на глубинном уровне с использованием методики семантического гештальта, также в сравнительном аспекте с другими языками.
1. Носкова Н.А., Ахиджакова М.П. Ментальность как основа понятия «языковое сознание». Вестник Адыгейского государственного университета. Серия. «Филология и искусствоведение». Майкоп: ИздательствоАГУ, 2016; Вып. 4 (187): 83 - 88.
2. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: ТетраСименс, 2008.
3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Москва: РГГУ 2007.
4. Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Тверь, 2005.
5. Уфимцева Н.В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности. Вопросы психолингвистики. Москва: Инст-т языкознания РАН, 2003: 102 - 111.
6. Уфимцева Н.В., Тарасов Е.Ф. Проблемы изучения языкового сознания. Вопросы психолингвистики. Москва: Инст-т языкознания РАН, 2009: 18 - 25.
7. Боргоякова А.П. Национально-культурная специфика языкового сознания хакасов, русских и англичан (на материале ядра языкового сознания). Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2002.
8. Заморщикова Л.С., Романенко А.А. Ассоциативный словарь якутского языка. Available at: http://adictsakha.nsu.ru
9. Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык. Диссертация доктора филологических наук. Тверь, 2005.
10. Заморщикова Л.С. Ассоциативный тезаурус якутского языка. Available at: http://human.snauka.ru/2014/02/6027
11. Сергиева Н.С. Хронотоп жизненного пути в русском языковом сознании. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Москва, 2010.
12. Залевская А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды А.А. Залевская. Москва: Гнозис, 2005: 86 - 132.
References
1. Noskova N.A., Ahidzhakova M.P. Mental'nost' kak osnova ponyatiya «yazykovoe soznanie». Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. «Filologiya i iskusstvovedenie». Majkop: Izdatel'stvoAGU, 2016; Vyp. 4 (187): 83 - 88.
2. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika: uchebnoe posobie. Minsk: TetraSimens, 2008.
3. Zalevskaya A.A. Vvedenie v psiholingvistiku. Moskva: RGGU, 2007.
4. Zolotova N.O. Yadro mental'nogo leksikona cheloveka kakestestvennyj metayazyk. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Tver', 2005.
5. Ufimceva N.V. Yazykovoe soznanie kak otobrazhenie 'etnosociokul'turnoi real'nosti. Voprosypsiholingvistiki. Moskva: Inst-t yazykoznaniya RAN, 2003: 102 - 111.
6. Ufimceva N.V., Tarasov E.F. Problemy izucheniya yazykovogo soznaniya. Voprosy psiholingvistiki. Moskva: Inst-t yazykoznaniya RAN, 2009: 18 - 25.
7. Borgoyakova A.P. Nacional'no-kul'turnaya specifika yazykovogo soznaniya hakasov, russkih ianglichan (na materiale yadra yazykovogo soznaniya). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2002.
8. Zamorschikova L.S., Romanenko A.A. Associativnyjslovar'yakutskogoyazyka. Available at: http://adictsakha.nsu.ru
9. Zolotova N.O. Yadro mental'nogo leksikona cheloveka kak estestvennyj metayazyk. Dissertaciya doktora filologicheskih nauk. Tver', 2005.
10. Zamorschikova L.S. Associativnyj tezaurus yakutskogo yazyka. Available at: http://human.snauka.ru/2014/02/6027
11. Sergieva N.S. Hronotop zhiznennogo puti v russkom yazykovom soznanii. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 2010.
12. Zalevskaya A.A. Psiholingvisticheskie problemy semantiki slova. Psiholingvisticheskie issledovaniya. Slovo. Tekst: Izbrannye trudy A.A. Zalevskaya. Moskva: Gnozis, 2005: 86 - 132.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 81'27
Detinko I.I., Cand. of Sciences (Philology), Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected] Tarasenko A.V., MA student (2nd year), Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
"WORD OF THE YEAR": THE EXPERIENCE OF CORPUS RESEARCH (ON THE MATERIAL OF THE BRITISH AND AMERICAN WORD OF THE YEAR 2013
SELFIE). The article is dedicated to the study of such language unit as selfie, which was selected as the Word of the Year in 2013. The authors of the article use the data of the NoSketch Engine (Maius) corpus in order to discover the evaluative preferences towards the researched object. Such terms as corpus and context are defined. The objective of the paper is to define the patterns of how value judgments towards the certain socio-cultural phenomenon (namely, selfie) are formed, and to describe the linguistic means allowing to determine the connotative potential of the given language unit in both narrow and broad contexts. The authors systematize the acquired corpus data by means of critical discourse analysis and derive the classification of evaluative means used in the modern English-speaking space. Key words: corpus, "Word of the Year", context, connotation, selfie, critical discourse analysis, English language.
Ю.И. Детинко, канд. филол. наук, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
А.В. Тарасенко, магистрант 2-го года обучения, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
АКЦИЯ «WORD OF THE YEAR»: ОПЫТ КОРПУСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО СЛОВА ГОДА 2013 SELFIE)
Статья посвящена исследованию языковой единицы selfie, которая является словом-победителем акции «UK Word of the Year» в 2013 г Авторы используют корпус NoSketch Engine (Maius) для выявления оценочных предпочтений по отношению к данному термину. Даётся определение понятиям «корпус», «контекст». Целью статьи является выявление закономерностей в формировании оценочных суждений в отношении определённого социокультурного