Научная статья на тему 'Языковая репрезентация ядра и периферий концепта культура в языковом сознании носителей якутского и английского языка'

Языковая репрезентация ядра и периферий концепта культура в языковом сознании носителей якутского и английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
917
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЯДРО / ПЕРИФЕРИИ / СЛОВО-СТИМУЛ / АССОЦИАЦИИ / CONCEPT / CULTURE / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / CORE / PERIPHERIES / STIMULUS WORD / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кысылбаикова Марина Ильинична

В статье представлен анализ ассоциативного эксперимента на примере одного слова-стимула культура, проведенного среди носителей якутского и английского языков. Для выделения ядра и периферии концепта культура в работе применяется метод полевого структурирования концепта. Выявляется общее и специфичное в языковом сознании представителей разных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language Representation of the Core and Peripheries of the Concept Culture in Language Consciousness of Yakut and English Language Speakers

The analysis of association work among the representatives of Yakut and English cultures is represented in the article on the basis of an example of one word Culture. The method of field effect is used to isolate the core and peripheries of the concept Culture. Basic and specific features of the language consciousness of the representatives of two different cultures are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация ядра и периферий концепта культура в языковом сознании носителей якутского и английского языка»

УДК 800:159.9

М. И. Кысылбаикова

Языковая репрезентация ядра и периферий концепта культура

в языковом сознании носителей якутского и английского языка

В статье представлен анализ ассоциативного эксперимента на примере одного слова-стимула культура, проведенного среди носителей якутского и английского языков. Для выделения ядра и периферии концепта культура в работе применяется метод полевого структурирования концепта. Выявляется общее и специфичное в языковом сознании представителей разных культур.

The analysis of association work among the representatives of Yakut and English cultures is represented in the article on the basis of an example of one word Culture. The method of field effect is used to isolate the core and peripheries of the concept Culture. Basic and specific features of the language consciousness of the representatives of two different cultures are revealed in the article.

Ключевые слова: концепт, культура, языковое сознание, ядро, периферии, слово-стимул, ассоциации.

Key words: concept, culture, language consciousness, core, peripheries, stimulus word, associations.

Структура концепта в когнитивной лингвистике признается многослойной, включающей культурные составляющие. Основной сложностью в исследовании структуры концепта является его динамичность, которая проявляется в сочетании стабильности и вариативности признаков концепта. Проблема структурирования концепта может решаться в 2-х направлениях: в соответствии с уровневым и полевым принципами организации [1, с. 90].

В нашем исследовании мы применяем метод полевого структурирования концепта, который предполагает выделение в нем ядра и периферии. Под ядром структуры концепта понимается его центральный, прототипический смысловой элемент, который характеризуется семантической стабильностью и психологической выделенностью. Когда концепт активизируется в нашем сознании, мы не задумываемся о составляющих элементах его структуры, и лишь оперируя концептом, начинаем выделять его конкретные характеристики. Признаки отражают в сознании объективные и субъективные характеристики предметов и явлений. Они различаются по степени абстрактности, приближенности к ядру. Полевой принцип не предполагает стабильности и неизменности. Компоненты ядра одной системы могут быть перифериями для другой. Через периферию каждая система концептуальных признаков пересекается и переходит в пределы других систем. Таким образом, они образуют непрерывную целостную концептуальную сеть [1, с. 92].

Исследуемый нами концепт КУЛЬТУРА включает 30 слов-стимулов: «култуура / культура - culture», «угэс / традиция - tradition», «айы5ла / природа - nature»,«цивилизация / цивилизация - civilization», «айар улэ / творчество - creation», «тыл / язык - language», «пааматынньык / памятник - monument», «наука / наука - science», «история / история - history», «та-нас-сап / одежда - clothes», «муусука / музыка - music», «дьо5ур / талант -talent», «фольклор / фольклор - folk», «литератуура / литература -literature», «кэрэ эйгэтэ / искусство - art», «итэ5эл / религия - religion», «чел олох / здоровый образ жизни - healthy life», «иьитиннэрэр-сырдатар ситим / СМИ - media», «театр / театр - theatre», «музей / музей - museum», «киинэ / кино - film», «уруьуй / рисование - drawing», «архитектуура / архитектура - architecture», «скульптуура / скульптура - sculpture», «ункуу / танцы - dance», «уерэх / образование - education», «куен-курэс / спорт -sport», «духуобунас / духовность - spirituality», «гуманизм / гуманизм -humanism, «иитии / воспитание - upbringing».

В ассоциативном эксперименте всего приняло участие четыре тысячи человек: две тысячи носителей якутского языка, две тысячи - английского языка. В данной статье приведем пример ассоциативного анализа слова-стимула култуура / культура.

Прежде чем приступить к анализу материалов ассоциативного эксперимента, необходимо отметить, что слова-стимулы отмечены жирным шрифтом, а слова-реакции отмечены курсивом. Первая группа испытуемых далее именуется испытуемые якуты, вторая группа - испытуемые англичане и американцы. Соответственно, нами используются следующие аббревиатуры: ЯАП - якутское ассоциативное поле, ААП - английское ассоциативное поле.

По результатам проведенного ассоциативного эксперимента в среде носителей якутского языка у испытуемых стимул култуура / культура, в первую очередь, вызывает реакцию театр / театр (27,5 %). Далее следуют наиболее частотные реакции: кэрэ эйгэтэ / искусство (22,5 %), быьыы-майгы / поведение (15 %), терут / национальная (10 %), ырыа / песня (5 %), ункуу / танец (5 %), олонхо / олонхо (якутский героический эпос) (3 %), сиэр-туом / обряд (2,5 %), тылынан уус уран айымньы / фольклор (2 %), артыыс /артист (2 %), Саха норуота/народ Саха (2 %), сахалыы / якутская (1,75 %), кулууп / дом культуры (1,75 %), норуот / народ (1 %), кинигэ / книга (1 %), быьыы-майгы / поведение (1 %), оьуохай / осуохай (якутский народный танец) (1 %), хомус / хомус (варган, национальный музыкальный инструмент якутов) (1 %), сиэр-майгы / этика (1 %), этикет / этикет (1 %) и т.д.

Единичные ответы были следующие: ыьыах / ысыах (0,5 %), эйгэ / среда, сфера (0,5 %), киинэ / кино (0,5 %), интеллигенция / интеллигенция (0,5 %), сахалыы танас / национальная одежда (0,5 %), айыл5а / природа (0,5 %), киьи / человек (0,45 %), уерэх / образование (0,45 %), омук / народ,

нация (0,4 %), былыргы / древний (0,4 %), бастына / якутская корона (0,3 %), балет / балет (0,3 %,), АГИКИ / АГИКИ (Арктический государственный институт культуры и искусства) (0,3 %), иитии / воспитание (0,3 %), киьи ис туруга / внутреннее состояние (0,3 %), ФЯФиК / ФЯФиК (Факультет якутской филологии и культуры) (0,3 %), хартыына / картина (0,3 %), учугэй / хороший (0,3 %), тустуук / борец (0,2 %), арыгы / алкоголь (0,15 %) и т.д.

Для комментирования результатов эксперимента необходимо совершить краткий экскурс в жизнь якутского народа в древности, чтобы понять, что якуты подразумевали под заимствованным позднее словом «культура». Издревле якутский народ ценил в человеке его моральные качества, личные достоинства, честь, репутацию. Быть культурным человеком в понимании якутов - это вести здоровый образ жизни, восхищаться красотой природы, быть в гармонии с ней, быть примерным семьянином, уважать старших, чтить память предков, соблюдать обычаи и традиции своего народа, иметь высокую мораль, быть человеком чести. Существует много якутских пословиц и поговорок, пропагандирующих кроткий нрав, доброту, честность, благородство души: «Уохтаах буору сиэмэ сэбулуур, утуэ киhини дьон сэбулуур» (Благодатную почву семя любит, благородного человека люди любят), «Учугэй майгын - кэтэр кынатын» (Добрый нрав - долгий полет), «Учугэй киhи утуэтэ ус уйэ тухары умнуллубат» (Добрые дела долго живут) и т.п.

Вышеупомянутые реакции на слово-стимул культура можно обобщить так: в наше время культурный человек в понимании якутов должен быть интеллигентным, образованным, начитанным, посещать театр, блюсти рамки приличия (идеальное поведение), разбираться в искусстве, но вместе с тем уважать обычаи своей страны. То есть любой народ должен развиваться в культурном плане наряду со всем миром, знать мировую культуру, не отставать от него, но не утрачивать черты и особенности собственной культуры. В данном случае наблюдается влияние культуры высокоразвитых стран на жизнь и культуру якутов. Но примечательно то, что упоминание обычаев и норм поведения гармонизирует восприятие культуры якутами, не позволяет сделать категоричный вывод, что культура воспринимается ими как нечто заимствованное, не присущее народу Саха, не воспринимается ими только как атрибутика западной культуры.

Анализируя единичные ответы, можно выявить как приверженность своей культуре, так и влияние западной культуры. Так, много слов-реакций, характеризующих или составляющих элементы родной культуры: народ Саха, осуохай, олонхо, ысыах, салама, якутский национальный костюм и т.д. Наряду с ними заимствованные слова: балет, артист, духовность, этика, этикет, телевизор, колледж, клуб, пиджак, шляпа. А также слова, имеющие отношение к культуре: вера, религия, ритуал, мораль, разум, спасение, танец, вежливый, хороший.

У испытуемых англичан и американцев стимул culture / культура, прежде всего, вызывает реакции: art / искусство (17 %), theatre / театр (15 %), society / общество (8 %), music / музыка (5 %), civilization / цивилизация (4 %), people / народ (3,75 %), ancient / древний (2 %), class / класс (2 %), good / хороший (2 %), primitive / примитивный (2 %), sculpture / скульптура (2 %), book / книга (2 %), Shakespeare / Шекспир (1,75 %), Dickens / Диккенс (1,5 %), Byron / Байрон (1,5 %), Beatricks Potter / Беатрикс Поттер (1,25 %), I/Я (1 %) и т.д.

Единичные ответы: Romeo / Ромео (0,5 %), Juliette / Джульетта (0,5 %), vulture / стервятник (перен. хищник) (0,4 %), etiquette / этикет (0,4 %) и society/общество (0,4 %).

Культура воспринимается англичанами и американцами как духовная деятельность, в частности, как искусство (музыка, скульптура). Если объединить реакции общество, цивилизация, класс, примитивный, то можно сделать вывод, что культура для англичан - это показатель развитости как индивида, так и общества в целом, из этого следует разделение общества на классы по культурному признаку. Для англичан культура связана с цивилизацией: чем цивилизованней общество, тем выше его культура. А негативное выражение «примитивная культура» - проявление

этноцентризма, то есть англичане берут свою культурную форму как эталон, с которым они соизмеряют все другие культуры: по их мнению, они (другие культуры) хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к своей собственной культуре. Упоминание стервятника можно объяснить тем, что слова vulture и culture рифмуются, а также слово vulture имеет значение «человек, не ценящий прекрасное».

Англия - страна Шекспира, Мильтона, Диккенса, Байрона и Беатрикс Поттер, эти реакции на стимул не случайны. Шекспир, Мильтон, Диккенс, Байрон - общеизвестные титаны в литературе, но англичане очень ценят творчество писательницы Беатрикс Поттер, книги которой посвящены животным.

Хотя в Америке существует серьезное искусство, оно развивается в основном за счет поддержки со стороны государства и различных благотворительных фондов, процветает здесь искусство массовое. Америка производит культуру из народа, для народа, даже для всех народов мира.

Анализ реакций на стимулы култуура / культура, culture / культура позволяет выявить следующие совпадения (корреляты):

ЯАП - якутское ассоциативное поле, ААП - английское и американское ассоциативное поле

ЯАП ААП

1 Театр 27,5 % Theatre 15 %

2 Искусство 22,5 % Art 17 %

3 Книга 1 % Book (s) 2 %

4 Этикет 1 % Etiquette 0,4 %

5 Хороший 0,3 % Good 2 %

Наличие данных коррелятов способствует выявлению общего в восприятии культуры своими народами. Совпали наиболее частотные реакции: театр и искусство. Значит, у носителей якутского и английского языков эти понятия неразделимы с понятием культуры. Также образцами культуры принято считать книги и этикет. Прилагательное учугэй (якут.) и good (англ.) можно перевести как наречие хорошо. Тогда смысл реакции можно трактовать как «культура - это хорошо».

Совпадений мало, но, в целом, реакции носителей якутского и английского языков весьма схожие, что свидетельствует о том, что якуты, американцы и англичане воспринимают культуру одинаково. Якуты дают больше реакций, касающихся нравственности, искусства, атрибутов национальной культуры или культуры вообще, а реакции англичан и американцев более конкретные, они приводят конкретные примеры. Упомянуты антропология, социология и изучение в плане изучения культуры разных народов и обществ, газета The Times, которая освещает культурную жизнь страны. Также упомянуты слова желе, бульон, талия и секс, с точки зрения биологического восприятия культуры.

На наш взгляд, частотные реакции целесообразно распределить по следующим тематическим группам, чтобы сравнить содержательное наполнение ассоциативных полей.

Реакции - персоналии:

ЯАП ААП

Артист 2 % Шекспир (1,75 %)

Народ Саха 2 % Диккенс (1,5 %)

Байрон (1,5 %)

Беатрикс Поттер (1,25 %)

Я 1 %

Джульетта (0,5 %)

Ромео (0,5 %)

Реакции якутов можно объяснить так: артист - работник культуры, а словосочетание культура народа Саха приемлемо для восприятия народом Саха, не культура якутов или якутского народа, а именно культура народа Саха - оно благозвучней и устойчивей, им часто оперируют в газетах, на телевидении и т.д. Из таблицы видно, что носители английского языка больше дали конкретных реакций-персоналий, нежели носители якутского языка. Можно сказать, что культуру якуты воспринимают в общем, как одно целое. Ассоциации с реакциями-персоналиями у них наблюдаются в более конкретных словах-стимулах, как: «пааматынньык / памятник», «ли-тератуура / литература», «кэрэ эйгэтэ / искусство - art», «иьитиннэрэр-сырдатар ситим / СМИ», «театр / театр», «киинэ / кино», «куен-курэс / спорт».

Реакции, характеризующие качества культуры:

ЯАП ААП

Национальная 10 % Ancient 2 %

Якутская 1,75 % Good 2 %

Хорошая 0,3 % Primitive 2 %

Bacterial 1 %

Crude 1 %

Dead 1 %

Ethnic 1 %

Foreign 1 %

French 1 %

Greece 1 %

Old 1 %

Pagan 1 %

Philistine 1 %

Proper 1 %

City 1 %

Англичане и американцы, в отличие от якутов, дают много качественных характеристик культуры: хорошая, древняя, мертвая, старая, этническая, иностранная, французская, греческая, уэльская, языческая, мещанская, городская. Указание разных наций подчеркивает то, что Англия и Америка - многонациональные страны.

Распределение частотных реакций по тематическим группам обнаруживает некоторые совпадения в ассоциативных полях. Таким образом, анализ частотных реакций на стимул культура позволяет сделать выводы о том, что восприятие данного стимула у обеих групп испытуемых обнаруживает черты сходства.

Анализ ассоциативного эксперимента позволил выявить ядро и периферии концепта культура по критерию частотности.

Концепт КУЛТУУРА / КУЛЬТУРА

Языковое сознание носителей якутского языка

Ядро Периферии

Тыйаатыр / Театр - кэрэ эйгэтэ / искусство - быьыы-майгы / поведение - терут / национальная - ырыа / песня - ункуу / танец - олонхо / олонхо

У якутских испытуемых ядром концепта культура является театр. Перифериями выступают искусство, поведение, национальная, песня, танец, олонхо.

В наше время культурный человек в понимании якутов должен посещать театр. Такое явление можно объяснить тем, что в последнее время в республике огромное внимание уделяется театральному искусству, ведущий театр республики - Саха академический театр им. П.А. Ойунского - в 2005 году завоевал несколько призовых мест в различных конкурсах и смотрах международного уровня, в нем ставятся новые постановки, которые интересны не только взрослым, но и молодым людям. Все это повлияло на языковое сознание носителей якутского языка в ассоциировании концепта культура в первую очередь с театром.

Периферии говорят о том, что каким бы ни был народ, он должен разбираться в искусстве, иметь хорошее, культурное поведение, уважать национальную культуру, танцы, песни - основной атрибут культуры для якутского народа. Примечательно, что олонхо - якутский героический эпос народа Саха, вошедший в список мировых шедевров, высоко ценится носителями якутского языка. Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов - занимает центральное место в системе якутского фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Концепт CULTURE / КУЛЬТУРА

Языковое сознание носителей английского языка

Ядро Периферии

Art / Искусство - theatre / театр - society / общество - music/музыка - civilization/цивилизация - people / народ - ancient / древний

Таким образом, по результатам анкетирования у носителей английского языка ядром концепта CULTURE / КУЛЬТУРА является art / искусство, периферии: theatre / театр, society / общество, music / музыка, civilization / цивилизация, people / народ, ancient / древний.

Культура воспринимается англичанами как духовная деятельность, ядром концепта является искусство. Если объединить реакции society / общество, civilization / цивилизация, то можно сделать вывод, что культура для англичан - это показатель развитости, как индивида, так и общества в целом, из этого следует разделение общества на классы по культурному признаку. Для англичан культура связана с цивилизацией: чем цивилизованней общество, тем выше ее культура. Театр у носителей английского языка служит как периферия, когда как в якутской культуре - это ядро исследуемого концепта. Английская древняя культура всегда ценится своим богатством и содержательностью.

Выявленные общие признаки позволяют классифицировать культуру как концепт с «плотным ядром» (термин Ю. С. Степанова) [2, с. 147], с логично организованной, динамической структурой с исходными базисными и производными элементами.

Список литературы

1. Воркачёв С. Г. Концепт «оскорбление» и его этимологическая память // Теоретическая и прикладная лингвистика. Сер. Язык и социальная среда. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - Вып. 2. - С. 90 - 102.

2. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.