Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ДОЛГ / АНАЛИЗ / РОССИЯ / EXTERNAL DEBT / ANALYSIS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галазова А.Т.

В статье рассматривается анализ структуры внешнего долга РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF RUSSIAN FEDERATION’S EXTERNAL DEBT

This article considers the analysis of the structure of Russian Federation’s external debt.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ»

9. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013 № 10 (39). С. 722-724;

10.Brandenburger A.M., Stewart A. Value-based business strategy // Jornal of economics & management strategy. 2006;

11.http://f1228si.narod.ru/Ocenka i upravlenie stoimosriu kompanii.pdf;

12.http://www.auditfin.com/fin/2015/1 /fin 2015 11 rus 07 04.pdf;

13. https://www.scienceforum.ru/2015/1047/13265.

УДК 336.3

Галазова А. Т. студент

факультет «Международные отношения» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет

имени Коста Левановича Хетагурова» Россия, г. Владикавказ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ Аннотация. В статье рассматривается анализ структуры внешнего долга РФ.

Ключевые слова. Внешний долг, анализ, Россия.

Galazova A. T. department «International affairs» North Ossetian State University named after Kosta Levanovich

Khetagurov Russia, Vladikavkaz ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF RUSSIAN FEDERATION'S

EXTERNAL DEBT Annotation. This article considers the analysis of the structure of Russian Federation's external debt.

Keywords. External debt, analysis, Russia.

Проблема долговой зависимости всегда была актуальной для России, несмотря на то, что ее величина, растущая в течение 90-х годов, с 2001 г. начала снижаться. Только за период с 2001 по 2009 гг. величина внешнего долга снизилась до 29,5 млрд.долл.

Мировая практика накопила значительный опыт в решении проблем внешней задолженности. Основными инструментами преодоления долгового кризиса являются: досрочное погашение, реструктуризация или конверсия. Россия использовала различные механизмы преодоления долговых проблем. В частности, ярким примером может служить реструктуризация долгов Лондонскому клубу кредиторов (объединение ведущих иностранных коммерческих банков), когда в 2000 г. долг в размере 31,8 млрд.долл. был переоформлен в еврооблигации со сроком погашения 10 лет по процентной

ставке ниже рыночного курса. Реструктуризация долга Лондонскому клубу позволила облегчить долговое бремя и частично списать его.

Реструктуризация долга посредством его переоформления в государственные ценные бумаги позволяет реализовывать активную долговую политику. Результатом такой политики России большая часть долга была урегулирована.

В настоящее время внешний долг Росси состоит из двух частей:

1. Долг бывшего СССР, перешедший к России.

2. Суверенный долг России, который сформировался после 1992 г.

Внешний долг, сформировавшийся в СССР, состоял из задолженности Парижскому и лондонскому клубу, а также задолженности перед бывшими социалистическими странами. Основная часть долга СССР была погашена и реструктуризирована, в результате чего его уровень существенно снизился уже к 2010 г.

Новый долг России представлен следующими формами заимствований:

1. кредитами международных финансовых организаций (МВФ);

2. кредитами иностранных государств;

3. еврооблигациями 2015, 2018, 2020 и 2028 годов погашения;

4. еврооблигациями, выпущенными в ходе реструктуризации долга перед Лондонским клубом;

5. облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) 7 транша;

6. прочей задолженности.

Структура внешнего долга РФ, виды и срочность долговых обязательств регулируются Бюджетным кодексом, согласно которому, внешний долг составляют заимствования, выраженные в иностранной валюте, включающие (ст.98 БК РФ):

-номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

-объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

-объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

Принятие государственной Программы внешних заимствований и определение основных параметров долгового процесса позволило России за

период с 2001 г. по настоящее время существенно снизить долговую нагрузку.

Согласно бюджетному законодательству основными принципами формирования государственных внешних заимствований являются:

1. максимальное ограничение принятия обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета;

2. сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени;

3. максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;

4. концентрация заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных проектов, решения по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством РФ.

В обобщенном виде современная политика в области внешних заимствований сводится к двум основным целям:

7. обеспечение частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов РФ в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала;

8. поддержание репрезентативной доходности по государственным долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Для сравнения, представим структуру внешнего долга России в 2010 г., в состав которого входили: кредиты иностранных государств (около 3% к общему объему внешнего долга), еврооблигации, выпущенные в ходе реструктуризации долга перед Лондонским клубом (58%), кредиты МФО (ок.12%), еврооблигации 2018, 2020 и 2028 годов погашения (ок.20%), прочие виды задолженности (7%).

Как видно, основную долю внешнего долга РФ составляли еврооблигации, выпущенные по реструктуризации долга перед Лондонским клубом кредиторов.

Рассмотрим структуру внешнего долга РФ за 2018 г. (таблица 1)

Таблица 1.

Структура внешнего долга РФ по состоянию на 01 .12.2018 г.

Категория долга млн.долларов США в % к общему объему

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 47 148,1 100

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 524,4 1,1

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 529,4 1,1

Задолженность по внешним облигационным займам 35 420,5 75,1

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году 1 500,0 3,2

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 7,4

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 854,1 1,8

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году 2 000,0 4,2

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году 3 000,0 6,4

внешний облигационный заем с погашением в 2026 году 3 000,0 6,4

внешний облигационный заем с погашением в 2027 году 2 404,6 5,1

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 5,1

внешний облигационный заем с погашением в 2029 году 1 500,0 3,2

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 3 661,9 7,8

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году 3 000,0 0,3

внешний облигационный заем с погашением в 2043 году 1 500,0 3,2

внешний облигационный заем с погашением в 2047 году 7 000,0 0,1

Задолженность по ОВГВЗ 2,7 0,0

Прочая задолженность 20,1 0,0

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 10 651,0 22,6

Источник данных: Минфин РФ, официальный сайт, расчеты автора

Согласно приведенным в таблице 1 данным, основная доля внешнего долга РФ по состоянию на конец 2018 г. приходится на задолженность по внешним облигационным займам со сроками погашения от 2019 до 2047 гг. следующим видом по удельному весу в общей величине внешних заимствований являются государственные гарантии РФ, выраженные в иностранной валюте.

Отметим, что структура внешнего долга РФ может быть представлена совокупным долгом, который включает не только долговые обязательства

государственного сектора, но и долг финансового и частного секторов экономики. Такой расчет внешнего долга определен международной методологией для сопоставления долговой зависимости по странам мира.

Так, если на протяжении ряда лет, начиная с 2001 г. по 2013, суверенный внешний долг неуклонно сокращался, то совокупный долг возрастал.

Наличие значительной величины внешнего долга, в особенности за счет корпоративной задолженности, не может не сказываться негативным образом на состоянии федерального бюджета России, помимо этого, рост консолидированной внешней задолженности повышает экономическую зависимость от внешней конъюнктуры, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях государства, сдерживает и замедляет развитие экономики, влечет рост дефицита бюджета.

Рассмотрим структуру совокупного внешнего долга по состоянию на 1.01.2016 .

Рис.1 Структура внешнего долга РФ по состоянию на начало 2016 г. (согласно данным Банка России)

Как видно по приведенному рисунку основную долю совокупного внешнего долга составляют негосударственные сектора экономики.

Для измерения внешнего долга в целях международного сравнения долговой зависимости отдельных стран используется ряд показателей и индикаторов.

Рассмотрим наиболее употребительные из них.

Одним из важнейших показателей долговой зависимости является «отношение внешнего долга к ВВП страны», выраженное в процентах. Данный показатель определяет возможность государства обслуживать внешний долг и уплачивать проценты по нему за счет произведенного в конкретном году продукта. Если наблюдается рост ВВП, то долговая нагрузка снижается. Здесь важно соблюдать отставание роста внешнего долга по отношению к росту ВВП. При этом, предельное значение данного

показателя не должно превышать 80%, хотя по отдельным оценкам этот показатель не должен быть выше 50%.

В Росси данный показатель менялся в существенных границах. Так, к 1996 г. Россия имела четырехкратный запас до приближения к критической величине. После дефолта 1998 г. данный показатель приблизился к отметке 70%. С начала 2000-х годов этот показатель неуклонно снижался, достигнув своего минимума 6,5% в 2008 г. В последующие годы он рос, но не приблизился к критической отметке, составляя за период с 2009 по 2018 гг. от 7 до 15%.

Следующим показателем долговой нагрузки выступает «отношение внешнего долга к экспорту», который отражает насколько объем экспорта отличается от объемов внешнего долга. Данный показатель позволяет оценить способность национального экспорта, получающего выручку в иностранной валюте, обслуживать внешние заимствования. Чем ниже это показатель по 100% шкале, тем привлекательнее и благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что если данный показатель находится на уровне 10-20%, то отсутствуют проблемы по обслуживанию внешнего долга. Допускается превышение этого показателя в 2 раза, но не более того.

Россия по данному показателю с 2010 г. находилась на уровне США, однако в последующем он стал возрастать, а с 2014 г., в связи с введением санкций, существенно увеличился, что, тем не менее, не составило особой угрозы по причине снижения объемов внешней задолженности.

Еще один показатель, который отражает качественное состояние внешней задолженности - это отношение «расходов по обслуживанию внешнего долга к объемам экспорта». Данный показатель характеризует степень долгового обременения и не должен превышать 15-20%. Наиболее высокие значения по данному показателю имеют страны с развивающейся и нестабильной экономикой (Алжир, Венгрия, Бразилия, Мексика).

Россия имела достаточно высокий показатель в 90-е годы, но в ходе реструктуризации внешнего долга, смогла достигнуть к концу 90-х гг. 6,5%. Начиная с 2000-х, данный показатель имел разнонаправленную динамику, достигнув к настоящему времени около 4%.

Помимо рассмотренных выше показателей, для оценки долговой нагрузки используется еще ряд показателей, отражающих зависимость объемов внешних заимствований и других макроэкономических показателей (платежи по процентам, валютные резервы, краткосрочный валютный долг и др.).

Важно отметить, что оценка долговой зависимости важна для проведения эффективной политики заимствований, обеспечивающей приток капитала в страну при соблюдении умеренной долговой нагрузки.

За период с 2006 по 2014 гг. отмечалась динамика роста совокупного внешнего долга, достигнув пика в 2014 г. в размере 728,9 млрд. долл. США, из которых 651,2 млрд. долл. составил корпоративный долг и 77,7 млрд.долл. - государственный. Начиная с 2015 г. внешний долг Росси вновь

стал снижаться.

аооооо

700000 600000 500000 400000 300000

- —1:777—

566370

•.•■■Л&Г: _

200000 -уфй/шж

юоооо — — —

\\

С?

■Л?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лЛ ЛЛ ЛЛ

V V V V V V

^ ^ ^

Л1

ч

Государственный долг Корпоративный долг

Рис.3 Динамика консолидированного внешнего долга РФ за период с 2006 по 2016 гг. (данные Банка России) За период с 2016 по 2017 гг. государственный внешний долг сократился в обще сложности на 8,3% (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика государственного внешнего долга РФ за период с 2016 по 2018 гг.

Годы Всего млрд.долл. США Отклонения относительно предыдущего периода

2016 51,2 -

2017 49,8 Снижение на 2,8%

2018 47,1 Снижение на 5,5%

Источник данных: Минфин РФ, официальный сайт, расчеты автора

В частности, государственная внешняя задолженность уменьшилась на 33,6% за год, задолженность Центрального банка - на 37,5%, долг банков -на 20%, задолженность прочих секторов экономики - на 14,3%. В то же время произошло снижение суверенного рейтинга РФ.

К настоящему времени в урегулировании внешней долговой зависимости удалось добиться существенных положительных результатов, начиная с реструктуризации в середине 90-х годов и до настоящего времени, когда долговая нагрузка снизилась в разы. Согласно данным на начало 2018 года, сумма общего долга снизилась до 33% к ВВП с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

Несмотря на достигнутый положительный эффект в области внешних государственных заимствований проблема долговой нагрузки сохраняется.

Связано это прежде всего с тем, что достаточно на высоком уровне сохраняется корпоративный внешний долг России, что не может не оказывать негативного влияния на общую долговую напряженность.

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других

мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг. будет продолжать расти, несмотря на запланированные на этот период оплаты. По относительным показателям, госдолг в настоящее время составляет примерно 5-10% от всего ВВП, что ниже только у 4 мировых держав.

Использованные источники:

1. Внешнии долг Российской Федерации (млн долл. США)//Банк России/ URL:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/debt_new.xlsx

2. Внешнии" долг Россиискои Федерации в национальном и иностранном валютах (детализированное аналитическое представление)//Банк России/ URL: http: //www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_det_an_cur.xl sx

3. Валютная структура внешнего долга Россиискои" Федерации// Банк России/ URL:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_currency-compos.xls

4. ПРЕСС-РЕЛИ. Подписан Многосторонним протокол о досрочном погашении задолженности Россиискои Федерации перед странами-членами Парижского клуба / Пресс- служба Минфина России// Минфин России URL:http://www.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id_4=28187.

5. www.cbr.ru. - официальный сайт ЦБ РФ.

6. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.

7. www.veb.ru/annual/2019/rus/report/chapter-3.htm#3-1 -Внешэкономбанк. Годовой отчет 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.