Научная статья на тему 'Анализ внешнего долга РФ в условиях модернизации экономики'

Анализ внешнего долга РФ в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ внешнего долга РФ в условиях модернизации экономики»

Вашкина Н.А., Шутикова А.А., Борисов Е.В.

КузГТУ

АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Российское общество постоянно меняется под влиянием модернизации мирового сообщества. Исторически сложилось так, что модернизация в России проходила хаотичными, ускоренными, порой необдуманными темпами, которые требовали больших государственных затрат. Внутренних резервов на модернизацию катастрофически не хватало, и поэтому правительство было вынуждено занимать большие денежные суммы у иностранных кредиторов.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. В начале XX в. сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, что явилось свидетельством массовой модернизации в Европе и в России, толчком к которой послужили многочисленные военные действия того периода, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около двух третьих всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на три категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки - 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой

финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

После распада СССР в конце 1991г. России пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. в 1985 г. до 98 млрд. долл. в 1992 г. К настоящему времени более 36% этой суммы составляют долги Лондонскому клубу.

Задолженность перед МВФ. Российский долг перед международными финансовыми организациями не слишком велик и составлял 15,4 млрд. долл. (на 01.07.2001). Этот долг образовался в результате заимствований Российской Федерацией с 1992 г. по 1999 г.

Задолженность бывшего СССР перед странами "большой семерки" подлежащая урегулированию в рамках Парижского клуба, на начало 2001 года составляла 33,1 млрд. долл. (общая задолженность на начало 2001 года перед Парижским клубом оценивается в 47,5 млрд. долл.), в том числе на Германию приходилось 16,9 млрд. долл., Италию - 5,3, США - 3, Францию - 2,5, Японию - 2,4, Канаду - 1,7, и Великобританию - 1,2 млрд. долл.

Коммерческие кредиторы. Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США.

Лондонский клуб. Общая величина задолженности перед Лондонским клубом составляет 31,8 млрд. долл. Эта сумма состоит из 22,2 млрд. задолженности по реструктуризированным кредитам (PRINs), 6,8 млрд. долл. задолженности по процентным облигациям ВЭБ и 2,8 млрд. задолженности по просроченным процентным платежам

(PDI) по PRINs и (включая проценты на проценты), рассчитанной на 31 марта 2000 г.

Перспективы решения проблемы внешнего долга в условиях модернизации.

В связи с тем, что Россия является базовым сырьевым звеном на мировом рынке, а также с тем, что на данный момент наблюдается опережающая динамика внешнего долга, можно предположить, что при текущем уровне развития внутренней экономики, Россия будет продолжать ввязываться в долговую зависимость, которую ей несомненно припомнят в период глобальных конфликтов.

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года [ 1 ] _(млн. долл. США)_

1 января 2010 г. 1 апреля 2010 г. 1 июля 2010 г. 1 октября 2010 г. 1 января 2011 г. 1 апреля 2011 г. (оценка)

Всего 467 245 463 411 457 421 476 639 488 654 504 605

Органы

государственного

управления 31 309 31 320 35 451 34 821 34 525 33 975

Федеральные органы

управления 29 475 28 882 32 964 32 338 32 166 31 455

Новый российский

долг 26 286 25 732 29 893 29 355 29 266 28 669

кредиты

международных финансовых

организаций 3 788 3 575 3 430 3 264 3 137 2 944

МБРР 3 210 3 009 2 883 2 725 2 617 2 438

Прочие 578 566 547 539 520 506

прочие кредиты 1 000 901 839 819 777 688

ценные бумаги в

иностранной валюте 20 348 19 876 24 332 23 736 23 111 22 555

еврооблигации 2015,

2018, 2020 и 2028 гг.

погашения 1 786 1 689 6 161 6 305 6 091 6 091

еврооблигации,

выпущенные при

реструктуризации задолженности перед

Лондонским клубом

кредиторов 18 135 17 760 17 741 16 997 16 590 16 034

ОВГВЗ - VII транш 427 427 429 433 431 431

ценные бумаги в

российских рублях (ОФЗ) 811 1 050 976 1 218 1 914 2 152

прочая задолженность 340 330 315 319 328 329

Долг бывшего СССР 3 189 3 149 3 072 2 983 2 900 2 786

кредиты стран-членов

Парижского клуба

кредиторов 11 9 9 9 9 9

задолженность перед

бывшими

социалистическими

странами 1 316 1 280 1 250 1 167 1 125 1 122

задолженность перед

прочими официальными кредиторами 1 810 1 809 1 762 1 756 1 714 1 603

ОВГВЗ - III, IV, V

транши 1 1 1 1 1 1

прочая задолженность 50 50 50 50 50 50

Субъекты Российской

Федерации 1 834 2 439 2 486 2 483 2 359 2 520

Кредиты 1 120 1 056 956 1 062 1 034 1 099

ценные бумаги в

российских рублях 714 1 383 1 530 1 421 1 325 1 420

Органы денежно-

кредитного регулирования 14 630 12 226 11 916 12 233 12 035 12 764

Кредиты 2 370

наличная национальная

валюта и депозиты 3 365 3 612 3 524 3 403 3 295 3 765

прочая задолженность

(распределение СДР) 8 895 8 615 8 392 8 831 8 740 8 999

Банки 127 212 129 028 122 118 140 038 144 225 148 024

Прочие секторы 294 094 290 836 287 936 289 546 297 868 309 842

долговые обязательства 45 718 49 598 52 737 54 040 63 196 70 353

перед прямыми

инвесторами и

предприятиями

прямого

инвестирования

Кредиты 232 096 223 398 214 156 216 640 217 834 221 950

долговые ценные бумаги 9 406 11 013 10 378 10 345 10 650 11 051

задолженность по финансовому лизингу 2 816 2 738 3 245 2 229 2 250 2 271

прочая задолженность 4 058 4 090 7 420 6 292 3 938 4 216

Анализ таблицы показывает, что наблюдается тенденция к увеличению государственного долга в РФ. Это вызвано кризисными явлениями в экономике государства, а также нерешенностью и изменчивостью ситуации с основными кредиторами. Также отсутствует правовое регулирование данных процессов, в частности сроков действия долга, процентных ставок. Не четко выражены обязательства и права сторон по данному вопросу. Все эти факторы подкреплены политическими преобразованиями в мире, которые приводят к образованию различного рода союзов и блоков, члены которых, то прощают долги России, вступая с ней в союзы, то вновь предъявляют требования, увеличивая процентные ставки.

Также можно отметить, что новый российский долг на данный момент значительно превышает долг СССР, что объясняется несовершенством переходной экономики в России, необходимостью соответствовать мировым стандартам и требованиям, наличием у государства собственных заемщиков, которые не спешат отдавать денежные средства, упадком производства на восстановление которого необходимы крупные капитальные вложения и многими факторами мирового уровня.

Максимальная задолженность у банков и органов государственного управления. Этот факт свидетельствует о нестабильности рубля относительно мировых валют и слабой поддержке банковского сектора со стороны государства.

Среди задолженности прочего сектора наибольшая доля приходится на кредиты, что опять подчеркивает нестабильность экономической ситуации в стране.

Снижение внешнего долга возможно с учётом следующих инструментов:

1. Пересмотр внешней и внутренней политики государства, а в частности, повышение значимости страны на международном уровне.

2. Создание гибкой экономики, способной работать на увеличение прибыли до такой степени, что появилась бы возможность погашать внешний долг без ущерба своей экономике.

3. Требование возврата долга от непосредственных заемщиков.

4. Отказ от признания некоторых долгов в связи с необоснованностью нормативной базы по данному вопросу.

5. Требование возврата долга от заемщиков РФ.

1.http://www.gks.ru/

2. http://www.minfin.ru/ru/

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.