Научная статья на тему 'Анализ структуры экономики как инструмент формирования стратегии региональной экспансии международных торговых компаний'

Анализ структуры экономики как инструмент формирования стратегии региональной экспансии международных торговых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / MARKETING APPROACH / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ / INTERNATIONAL TRADING COMPANIES / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ / THE STRATEGY OF REGIONAL EXPANSION / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / STRUCTURING OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Ольга Валерьевна, Качаева Ирина Олеговна

В статье раскрыты основные направления анализа структуры экономики в качестве инструмента формирования стратегии региональной экспансии международных торговых компаний. Рассмотрено влияние социально-экономических факторов на развитие торговых сетей в регионах. Предложена методика анализа структуры экономики и проведена ее апробация на примере Краснодарского края с целью обоснования стратегии региональной экспансии международных торговых сетей, для которых данный регион является привлекательным. Сделан вывод о необходимости применения маркетингового подхода к формированию стратегии торговых компаний, позволяющего получить достоверную информацию о социально-экономическом развитии территории и потребительских предпочтениях в результате систематического проведения маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина Ольга Валерьевна, Качаева Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Economies Structure as a Tool of Formation Regional Expansion Strategy of International Trading Companies

The article deals with the main directions of analysis of economies structure as a tool for the formation of the strategy of regional expansion of international trading companies. It is considered the influence of socio-economic factors on the development of commercial networks in the regions. It is offered the method of analysis of economies structure and carried out testing on the example of the Krasnodar region, to support the strategy of regional expansion of international retail chains, for which the region is the most attractive. It is concluded on the need to use marketing approach to trading companies strategy, allows to obtain reliable information on the socio-economic development of the territory and consumer preferences as a result of systematic market research.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры экономики как инструмент формирования стратегии региональной экспансии международных торговых компаний»

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ

Никулина Ольга Валерьевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский

государственный университет (350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149)

olgafinans@mail.ru

Качаева Ирина Олеговна,

магистрант 1 курс, программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков», кафедра мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет (350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149) irenkachaeva@gmail.com

В статье раскрыты основные направления анализа структуры экономики в качестве инструмента формирования стратегии региональной экспансии международных торговых компаний. Рассмотрено влияние социально-экономических факторов на развитие торговых сетей в регионах. Предложена методика анализа структуры экономики и проведена ее апробация на примере Краснодарского края с целью обоснования стратегии региональной экспансии международных торговых сетей, для которых данный регион является привлекательным. Сделан вывод о необходимости применения маркетингового подхода к формированию стратегии торговых компаний, позволяющего получить достоверную информацию о социально-экономическом развитии территории и потребительских предпочтениях в результате систематического проведения маркетинговых исследований.

Ключевые слова: маркетинговый подход; международные торговые компании; стратегия региональной экспансии; структурирование экономики.

В условиях глобализации современной экономики торговля имеет тенденцию к динамичному изменению своей структуры. Если раньше она рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление, а его основной функцией было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня торговые предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. Данные изменения обоснованы формированием и дальнейшим развитием международных и федеральных торговых сетей (МТС, ФТС), сравнительно небольшой период функционирования и развития которых в мировой экономике свидетель-

ствует о стремительном росте масштабов освоения ими потребительских рынков различных стран и регионов.

Торговый капитал очень подвижен, он легко перетекает в те области, которые являются наиболее привлекательными с точки зрения возможности получения дополнительной прибыли. Ориентируясь на данную позицию, торговые компании выбирают регионы, в которых создана развитая инфраструктура, имеются существенные размеры пространства и сформированы максимально комфортные условия для ведения бизнеса [1].

При выборе стратегии региональной экспансии, для компании немаловажным является структурирование экономики регионов по

экономическому и социальному развитию. Выявление особенностей и факторов, влияющих на развитие регионов, поможет сформировать наиболее эффективные пути рыночного расширения компании [2]. Поэтому анализ структуры экономики регионов представляется актуальной темой в рамках исследования как отдельной компании, так и рынка в целом.

Целью данного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по анализу структуры экономики регионов для обоснования выбора стратегии региональной экспансии международных торговых компаний на новые рынки.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

♦ раскрыть теоретические основы и изучить методику анализа структуры экономики для обоснования приоритетных направлений развития экономических субъектов в регионах;

♦ проанализировать факторы социально-экономического развития регионов для выявления стратегически привлекательных территорий в целях осуществления рыночной экспансии торговых компаний;

♦ разработать предложения и рекомендации по осуществлению региональной экспансии международных торговых компаний с учетом выявленных особенностей регионального развития. При освоении торговой компанией новых международных и региональных рынков важной составляющей экспансии является выбор конкретных территорий с обоснованием целесообразности распространения в рамках определенных географических границ области, в которой компания будет действовать. Как правило, освоение региональных рынков торговыми компаниями происходит следующим образом: от крупных городов к наиболее мелким, от близких к центру регионов к наиболее отдаленным [3].

Эффект территориального развития розничной торговли считается положительным, если при определении зон экспансии были использованы инструменты маркетинга, позволяющие учитывать потребительские предпочтения покупателей на региональном рынке розничной торговли. Успешность расширения торговой сети на новых территориях можно определить по итогам реализации стратегий поликреодичности,

которые учитывают специфику условий социально-экономического развития определенной территории, особенности потребления и адаптацию предполагаемых форматов торговли к местным условиям [4].

На рисунке 1 представлена методика анализа структуры экономики, применяемая для региональной экспансии международных торговых компаний, которая показывает взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития региона и марке-

тинговыми стратегиями торговых компаний (Составлено авторами на основании источника: [5]).

При освоении новых территорий, на основе анализа указанных выше аспектов социально-экономической деятельности региона, маркетинг позволяет выявить данные о наиболее выгодном местоположении магазинов торговой компании на данной территории [6]. Для определения зон, наиболее благоприятных для развития деятельности, необходимо выполнить следующие задачи:

Валовой региональный продукт

Инвестиционный климат

Уровень безработицы

Уровень инфляции

Налогообложение

Плотность

автомобильных дорог

Комплексный анализ социально-экономического развития территорий

Рис. 1. Методика анализа структуры экономики для выбора и обоснования стратегии региональной экспансии международных торговых сетей

♦ определить географические зоны, обладающие маркетинговым потенциалом;

♦ оценить потенциал товарооборота имеющихся в наличии территорий для возможной локации;

♦ изучить особенности спецификации торгового сегмента на рассматриваемой территории

[7].

Стоит отметить, что для оценки потенциала региона немаловажную роль играет грамотное использование инструментов маркетинга. В качестве критериев для оценки предлагается использовать следующие параметры:

♦ географическое положение региона;

♦ уровень денежных доходов и структуру расходов;

♦ наличие локальных торговых сетей и местных производителей;

♦ условия ведения бизнеса в регионе;

♦ инвестиционный климат;

♦ социокультурные факторы [8].

На основе полученных в ходе анализа данных о территории можно приступить к выбору одной из стратегий развития рынка, приемлемой для международных торговых компаний. Выделяют следующие маркетинговые стратегии, активно используемые международными торговыми компаниями:

1. Лидерство в ценах. Использование демпингового ценообразования и снижение себестоимости товаров за счет издержек: такая стратегия эффективна при наличии собственного производства и товародвижения, которые позволяют компании предлагать товары по более низким ценам.

2. Стратегиядифференциации предполагает позиционирование

товара как уникального в сравнении с продукцией других фирм (возможно предложение более качественного товара).

3. Стратегия фокусирования, предполагающая устойчивое положение сети на рынке и обеспечивающая удовлетворение потребностей узкоспециализированных рыночных сегментов.

4. Гибридная стратегия. Данная стратегия сочетает стратегии ценового лидерства и дифференциации. Такой подход предоставляет фирме возможность занять прочное положение на рынке [9].

При использовании данной методики структурирования экономики для регионов России, в качестве особенностей можно отметить неоднородность эволюции рыночных структур: это касается как природных, так и социально-экономических аспектов развития. Условно, по своему уровню развития регионы можно разделить на:

♦ постиндустриальные (Москва, Санкт-Петербург),

♦ индустриальные (составляющие большинство субъектов РФ)

♦ доиндустриальные (Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Чечня, Кабардино-Балкария).

На основе такого деления целесообразно использовать концепцию, которая акцентирует внимание на уровне развития региона. Такая концепция включает следующие этапы:

1. Развитие концепции совершенствования производства. За счет увеличения разницы в ценовом диапазоне увеличивается вероятность успешного внедрения на локальные рынки и поддержания конкурентоспособности по отношению к местным операторам.

2. Реализация концепции совершенствования товара. В условиях данной концепции предполагается развитие культуры обслуживания, а также реализация товаров собственной торговой марки, либо товаров с пометкой, что данный продукт произведен для конкретной торговой сети.

3. Реализация концепции интенсификации коммерческих усилий, которая предполагает ценовое стимулирование: проведение различных акций, а также семплинг-акций для более широкого ассортиментного ряда. При этом необходимо проводить данные программы на постоянной основе.

4. Концепция обеспечения долгосрочного успеха: развитие ресурсной составляющей, изучение потребностей местного потребителя и эффективный маркетинг.

5. Концепция социально-этического маркетинга — продвижение экологически безопасной продукции, поддержка социальных программ.

Таким образом, использование маркетинговой составляющей пространственного развития торговых компаний позволяет сфокусироваться на территориях, привлекательных с точки зрения коммерческой эффективности развития торговой деятельности, а также позволяет определить факторы, на первый взгляд не являющиеся показателями конкурентоспособности, но при этом оказывающие значительное влияние при развитии крупных торговых компаний [10].

Анализ показателей развития различных регионов, уровня доходов и уровня жизни населения дает возможность определить диспропорции территориального развития [11]. За счет использова-

ния инструментария территориального маркетинга, появляется возможность планомерно и систематически изучать состояние региона или определенной территории для дальнейшего принятия решения об особенностях сегментации рынка и выборе маркетинговой стратегии развития. В таблице 1 представлена информация о динамике оборота розничной торговли по федеральным округам за период 2010-2014 гг. [12]

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в период с 2010 по 2014 гг. наблюдается планомерный рост оборота розничной торговли по всем федеральным округам. Так, наибольший оборот наблюдается в Центральном федеральном округе. Наименее развита розничная торговля в Дальневосточном и Северокавказском федеральных округах. В структуре оборота розничной торговли на четыре субъекта Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Тюменскую области - приходилось около 34% всего оборота, в том числе на Москву - 21% [13].

При этом с начала 2013 года на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов, вызванное затуханием потребительского спроса, длительное время обеспечивающего высокий уровень развития отрасли [14]. На рисунке 2 показана динамика номинального объема розничной торговли в период с 2008, а также прогнозные значения данного показателя до 2017 года,полученные на основе экстраполяции данных [15].

В 2012 году вклад сектора розничной и оптовой торговли в валовую стоимость произведенного ВВП в текущих ценах вырос до 19,7%, что было обусловлено ди-

намикой прироста в 201 1-2012 гг. Однако в 2013 году показатель снизился до 18,3%, причиной стало резкое замедление динамики розничной торговли, начиная со второй половины 2013 года.

Значительное замедление потребительской активности, вследствие чего и замедление роста розничной торговли, связано с общим замедлением экономического роста, сужением розничного кредитного рынка, более высокими по сравнению с 2012 годом потребительскими ценами на товары, а также торможением по сравнению с показателями 2012 года динамики доходов населения [16].

По данным Министерства экономического развития РФ, номинальный оборот российской роз-

ничной торговли в 2013 году составил 23 668,4 млрд руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 3,9% по сравнению с 2012 годом. Реальные темпы прироста розничной торговли существенно замедлились, причем тенденция продолжилась и в первой половине 2014 года: темпы прироста снизились с 3,9% в первой половине 2013 года до 2,7% за аналогичный период текущего года.

Одним из наиболее привлекательных регионов для осуществления территориальной экспансии международных торговых компаний на российский рынок является Краснодарский край. Рассмотрим критерии привлекательности и выявим возможности развития международных торговых сетей

Таблица 1

Оборот розничной торговли по федеральным округам (млрд руб.)

Федеральный округ 2010 2011 2012 2013 2014

Дальневосточный 657 742 818,5 922,7 1 043,24

Приволжский 3 002,6 3 469,6 3 913,7 4 377,9 4 851,3

Северо-Западный 1 544,7 1 743,4 1 967,6 2 147,2 2 383,5

Северо-Кавказский 800,3 948,5 1 091,8 1 209,4 1 340,4

Сибирский 1 768,9 2 064,1 2 330,9 2 555 2 696,9

Уральский 1 611,3 1 840,4 2 065 2 302,7 2 435,4

Центральный 5 644,6 6 594,4 7 287,6 8 036,4 9 016,6

Южный 1 482,6 1 702,4 1 919,6 2 134,6 2 405,1

Крымский - - - - 183,9

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014Р 2015Р 2016Р 2017Р

Рис. 2. Данные о номинальном объеме розничной торговли РФ, млрд руб., 2008-2014 гг. и прогнозные на 2015-2017 гг.

15%

0%

-5%

на территории данного субъекта. На основе предложенной методики была составлена экспресс-оценка основных показателей, которые влияют на конечное решение о реализации стратегии региональной экспансии. Анализ инфраструктуры регионального рынка позволил выявить следующие данные о социально-экономическом развитии Краснодарского края для выбора и обоснования стратегии региональной экспансии международных торговых компаний.

В Краснодарском крае используется политика стимулирования инвестиционной деятельности за счет различных форм поддержки инвесторов: налоговые льготы, кредитование на особых условиях, предоставление средств краевого бюджета, субсидирование и др. Финансовые меры поддержки задействованы для проектов, как правило, находящихся на более поздних этапах. Получение права на финансовую государственную поддержку возможно только при условии неполного освоения капитальных вложений по проектам. По мере развития компании и ее выхода из инвестиционного периода,рассматривается возможным дальнейшее использование финансовых мер по поддержке бизнеса.

Анализ финансовой инфраструктуры показал, что в крае представлено достаточно большое количество кредитных орга-

низаций — это связано с высокой предпринимательской активностью в регионе. Немаловажным показателем является и то, что край входит в число лидирующих регионов России по численности населения и уровню доходов, что обеспечивает высокую покупательскую способность местного населения.

В таблице 2 представлены основные показатели экономического развития региона в период с 2011 по 2014 гг. [17]

Так, наблюдается положительная динамика изменения объемов ВРП, что свидетельствует о росте экономики региона в целом. Ускорили свое развитие промышленные предприятия по производству пищевых продуктов, а также туристическая индустрия, что является положительным эффектом от введения эмбарго. Снизился объем реальных доходов населения в 2014 году по сравнению с показателями 2012 и 2013 гг.; также снизился уровень безработицы и, по итогам 2014 года, составил 5,7%.

Объемы инвестиций в основной капитал имеют высокие показатели, несмотря на относительное снижение по сравнению с 2012 и 2013 гг. В регионе успешно развиваются такие институты Краснодарского края, как: ♦ Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края;

♦ Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края»;

♦ ГУП КК «Краснодарский краевой инновационный центр поддержки малого и среднего бизнеса».

Также в Краснодарском крае ежегодно проходит международный инвестиционный форум, который выступает современной площадкой для конструктивного диалога бизнеса и власти, нацеленной на развитие мировой экономики и ее основных тенденций, обсуждение перспектив инвестиционного и инновационного будущего страны, а также для презентации масштабных инвестиционных проектов.

По итогам 2014 года край занимает пятое место в списке регионов с наиболее высоким процентом уровня покупательской способности относительно других регионов. Так, наиболее покупающим регионом в 2014 году стала Москва, город федерального значения (28,5%), на втором месте — Санкт-Петербург (10,55%), на третьем — Московская область (7,87%), далее — Свердловская область (3,46%), Краснодарский край (3,34%) и Самарская область (2,10%) [18].

Производственная инфраструктура представлена в регионе российскими и иностранными компаниями. В формировании валово-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Показатели социально-экономического развития Краснодарского края в период с 2011 по 2014 гг.

Показатели социально-экономического развития 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

Валовый региональный продукт (млн руб.) 1 244 652,8 1 438 472,1 1 462 926,1 1 656 676,0

Динамика реальных доходов населения (в процентах к предыдущему году) 102,7 107,6 112,4 103,7

Уровень безработицы (в процентах) 5,9 5,6 6,1 5,7

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млн руб.) 71 1720 798 476 907 194 693 208

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала (млн руб.) 41 685,8 54 627,1 63 392,9 50 857,3

го регионального продукта (ВРП) Краснодарского края ведущее место занимают оптово-розничная торговля (16,7%), строительство (16,3%), транспорт и связь (15,8%), сельское хозяйство (12,2%) [19].

Оборот розничной торговли в Краснодарском крае в 2014 году увеличился на 6,6% по сравнению с 2013 годом — до 1,064 трлн рублей. В среднем на долю торговых сетей приходится 24,7% от оборота по региону. Среди компаний, представляющих розничные торговые сети, присутствуют международные: «Метро Кэш энд Керри», «ОЖЕЙ», «Ашан»; федеральные «Магнит», «Лента», X5 RetailGroup и несколько местных игроков: ООО «ВКР» сеть супермаркетов «Табрис», ООО «КПФ Титан» сеть супермаркетов «Титан» (по данным портала hh.ru).

Так, в настоящее время рынок розничной торговли в Краснодарском крае можно считать достаточно насыщенным. При этом край по-прежнему остается привлекательным местом для развития региональной экспансии за счет высокого уровня инвестиционной привлекательности, уровня жизни населения и достаточно развитой инфраструктуры. При развитии сети в регионе стоит обратить также внимание на возможные экономические и политические риски, которые могут возникнуть в процессе проникновения на местные рынки. В сложившихся условиях целесообразно развивать четкую позицию для продвижения предлагаемого товара для занятия определенной ниши в структуре

торговли. Наиболее эффективным будет использование стратегии дифференциации, в рамках которой предусмотрено развитие уникальных особенностей торговой компании, которые позволят выделить ее в условиях высококонкурентной среды. При этом приоритетные направления развития стоит выбирать в зависимости от спецификации региона [20].

Таким образом, в результате исследования значимости структурирования экономики при выборе стратегии региональной экспансии международных торговых компаний получены следующие выводы:

1. При региональной экспансии торговых компаний структурирование экономики позволяет выявить ряд факторов, обеспечивающих эффективность территориального развития. Данные показатели характеризуют экономическое и социальное развитие региона и позволяют международным торговым компаниям разрабатывать стратегии экспансии с учетом имеющихся особенностей исследуемого регионального рынка.

2. Оценка уровня развития торговли на территории России показала неоднородность размещения объектов торговли. Так, высокие показатели оборота торговли выявлены в регионах с наиболее развитой инфраструктурой и высокими показателями социально-экономического развития. При этом наблюдается большой дисбаланс в показателях между наиболее развитыми регионами и региона-

ми с низким уровнем развития. В качестве региона, потенциально привлекательного для развития торговли, рассмотрен Краснодарский край. По результатам оценки социально-экономического положения региона в качестве стратегии дальнейшего развития деятельности международных торговых компаний предложена стратегия дифференциации, позволяющая осуществить региональную экспансию международным компаниям на основе спецификации регионов, сегментирования потребителей регионального рынка с целью создания наиболее эффективной концепции развития сети.

3. Предложенная методика позволит международным торговым компаниям структурировать экономику региона для разработки наиболее эффективной маркетинговой стратегии выхода на региональный рынок с учетом наиболее значимых факторов развития территории и основных пространственных особенностей региона. Данная методика позволит сформировать системное представление о структуре региона и даст возможность объективной оценки его привлекательности для региональной экспансии. В целом, в рамках развития торговой деятельности на территории Краснодарского края, международным торговым компаниям следует обратить внимание на развитие дополнительных конкурентных преимуществ за счет предложения более выгодных условий, качества предлагаемой продукции и сервисного обслуживания.

ИСТОЧНИКИ

1. Consumer Products & Retail [Электронный ресурс] URL: http://www.atkearney.com/consumer-products-retail/global-retail-development-index.

2. Никулина О.В., Анянова И.В. Инновационные формы организации и развития розничных торговых сетей // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 42. С. 9—18.

3. Ляхова М.О., Сафронов В.В. Диверсификация экономики регионов как фактор их социально-экономического развития // Вестник Орловского государственного аграрного университета. № 6 / том 27 / 2010. С. 12—14.

4. Дудакова И.А Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. 2010. № 6 (115). С. 76-91, с. 81.

5. Дудакова И.А. Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика): автореф. дис.... д-ра экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Ростов-на-Дону, 2011. 50 с.

6. Никулина О.В., ЕгоровЮ.А. Возникновение полицентрических структур и их практическое применение в современной экономике // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». Perm University Herald. Economy. 2015. № 1 (24). С. 20-27.

7. Питер Дж, Мак-Голдрик. Розничная торговля // Маркетинг/Под ред. М. Бейкера. Ил. (Серия «Бизнес-класс»). СПб.: Питер, 2002. 1200 с.

8. Дудакова И.А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. 2011. № 2 (111). С. 97106, с. 101.

9. Дуглас С.П., Крэйг К.С. Глобальный маркетинг // Маркетинг/Под ред. М. Бейкера. Ил. (Серия «Бизнес-класс»). СПб.: Питер, 2002. 1200 с.

10. Бекирова С.З., ТолстоваА.З., АбушаеваН.М. Тенденции развития и факторы потребления в сетевом ритейле России/Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 83-89.

11. Будаева К.В. Эволюция разработки и содержания документов регионального стратегического планирования в России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 40 (367). С. 52-63.

12. Росстат. Торговля в России 2010-2013 [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916653609.

13. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: www.gks.ru/.

14. СтарковаН.О., РзунИ.Г., АверинаА.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41-1. С. 168-173.

15. МЭР РФ, Минпромторг РФ [Электронный ресурс] URL: http://minpromtorg.gov.ru/.

16. Морошкина М.В. Межрегиональная дифференциация субъектов Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 45 (396). С. 20-28.

17. Федеральная служба государственной статистики: Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1 138623506156.

18. Покупательная способность регионов России [Электронный ресурс] URL: https://moipromokody.ru.

19. Социально-экономическое развитие. Структура ВРП / Южное инвестиционное агентство [Электронный ресурс] URL: http://www.invest-yug.ru.

20. Никулина О.В., Абушаева Н.М. Практика внедрения инновационных форм и инструментов управления компаниями сетевого ритейла // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). c. 878-882.

Analysis of Economies Structure as a Tool of Formation Regional Expansion Strategy of International Trading Companies

Nikulina Olga Valeryevna,

Doctor of Economics sciences, Professor of the Department of World Economy and management, Kuban State University; Stavropolskaya st. 149, Krasnodar, 350040 (olgafinans@mail.ru)

Kachaeva Irina Olegovna,

undergraduate of the first year, course «Economics of the firm and industrial markets », Department of World Economics and Management, Kuban State University; Stavropolskaya st. 149, Krasnodar, 350040 (irenkachaeva@gmail.com)

The article deals with the main directions of analysis of economies structure as a tool for the formation of the strategy of regional expansion of international trading companies. It is considered the influence of socio-economic factors on the development of commercial networks in the regions. It is offered the method of analysis of economies structure and carried out testing on the example of the Krasnodar region, to support the strategy of regional expansion of international retail chains, for which the region is the most attractive. It is concluded on the need to use marketing approach to trading companies strategy, allows to obtain reliable information on the socio-economic development of the territory and consumer preferences as a result of systematic market research.

Keywords: marketing approach; international trading companies; the strategy of regional expansion; structuring of the economy.

REFERENCES

1. Consumer Products & Retail. Available at: http://www.atkearney.com/consumer-products-retail/global-retail-development-index.

2. Nikulina, O.V.; Anyanova, I.V. (2012) Innovatsionnie formi organizatsii i razvitiya roznichnikh torgovihl setey [Innovative forms of organization and development of retail networks]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika, 2012, no. 42, pp. 9—18.

3. Lyakhova, M.O.; Safronov, V.V. (2010) Diversifikatsiya ekonomiki regionov kak faktor ikh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Diversification of the regional economy as a factor of socio-economic development]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Herald of Orel State Agrarian University], no. 6, vol. 27, 2010, pp. 12—14.

4. Dudakova, I.A. (2010) Marketingoviy aspekt regionalnoy infrastrukturi roznichnoy torgovli [Marketing aspect of regional infrastructure retail]. Marketing, 2010, no. 6 (115), pp. 76-91, p. 81.

5. Dudakova, I.A. (2011) Marketing formirovaniya i razvitiya regionalnoy infrastrukturi roznichnoy torgovli na primere gorodov (teoriya, metodologiya, praktika) [Marketing of formation and development of regional infrastructure of retail trade on

the example of cities (theory, methodology, practice)]: author. dis____d-RA Ekon. Sciences; GOU VPO «Rostov state

economic University (RINH)». Rostov-on-Don, 2011, 50 p.

6. Nikulina, O.V.; Yegorov, Y.A. (2015) Vozniknovenie politsentricheskikh struktur i ikh prakticheskoe primenenie v sovremennoy ekonomike [Emergence of polycentric structures and their practical application in the modern economy]. Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika [Perm University Herald. Economy], 2015, no. 1 (24), pp. 20-27.

7. Peter, J. Mack Goldrik (2002). Roznichnaya torgovlya [Retail]. In: Marketing. [Eds. M. Baker]. (A series of «Business Class»). In Russian. St.-Petersburg, Piter Publ., 2002, 1200 p.

8. Dudakova, I.A.; Fedko, V.P. (2011) Razvitie infrastruktury roanichnoy torgovli [Infrastructure Development retail]. Marketing, 2011, no. 2 (111), pp. 97-106, p. 101.

9. Douglas, C.P.; Craig, K.S. (2002) Globalniy marketing [Global Marketing]. In: Marketing [Eds. M. Bayker]. (A series of «Business Class»). In Russian. St.-Petersburg, Piter Publ., 2002, 1200 p.

10. Bekirova, S.Z.; Tolstova, A.Z.; Abushaeva, N.M. (2013) Tendentsii razvitiya i faktori oitrebleniya v setevom reteyle Rossii [Development trends and factors in consumption in the retail network of Russia]. Ekonomika: teoriya i praktika [Economics: Theory and Practice], 2013, no. 4 (32), pp. 83-89.

11. Budaeva, K.V. (2014) Evolutsiya teorii i razrabotki soderzhaniya dokumentov regionalnogo strategicheskogo planirovaniya v Rossii [The evolution of design and content of the documents of regional strategic planning in Russia]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2014, no. 40 (367), pp. 52-63.

12. Rosstat. Retail in Russia 2010-2013. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1 131 139916653.

13. Federal State Statistics Service. Available at: www.gks.ru.

14. Starkova, N.O; Rzun, I.G.; Averin, A.V. (2014) Inflyatsiya na potrebitelskom rynke Rossii. Otsenka tendentsiy i perspektiv [Inflation in the consumer market in Russia. Assessment of trends and prospects]. Aktualnie voprosiekonomicheskikh nauk [Actual problems of Economics], 2014, no. 41-1, pp. 168-173.

15. MED of Russia, Ministry of Industry of the Russian Federation. Available at: http://minpromtorg.gov.ru/.

16. Moroshkina, M.V. (2014) Mezhregionalnaya differentsiatsiya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii [Inter-regional diversification of the Russian Federation]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [The economic analysis: theory and practice], 2014, no. 45 (396), pp. 20-28.

17. Federal State Statistics Service: Regions of Russia. Socio-economic indexes. Available at: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1 138623506156.

18. Pokupatelnaya sposobnosC regionov Rossii [The purchasing power of the regions of Russia] Available at: https:// moipromokody.ru.

19. Socio-economic development. The structure of the GRP. South Investment Agency. Available at: http://www.invest-yug.ru.

20. Nikulina, O.V.; Abushayeva, N.M. (2013) Praktika vnedreniya innovatsionnykh form i instrumentov upravleniya kompaniyami setevogo reteyla [Practice of introduction of innovative forms and instruments of management of a network retail of the companies]. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2013, no. 12-2 (41-2), pp. 878-882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.