социологические Бобровский Евгений Анатольевич
науки АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ...
УДК 316.42:796
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЧИСЛЕННОГО СОСТАВА И УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© 2017
Бобровский Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры физической культуры Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье отмечается, что в кадровом составе динамично развивающейся отрасли спорта в Российской Федерации происходит ряд значительных изменений, несущих как положительный, так и отрицательный эффект. Одним из важных этапов подготовки будущих тренеров современные исследователи отмечают профессиональную и психологическую подготовку. В статье представлен анализ кадровой структуры работников физической культуры и спорта в Российской Федерации, проведен анализ динамики движения кадров по категориям, определяющим места работы специалистов, половозрастной состав кадров и уровень образования работников физической культуры и спорта. Выявлен очень высокий рост числа работников фитнес-сферы, что говорит о росте доли коммерческих услуг в спорте. Положительная динамика так же наблюдается в повышении уровня образования кадров физической культуры и спорта. Как отрицательный фактор можно отметить рост стареющих сотрудников и разрастание управленческого аппарата. Для поддержания положительной динамики развития кадров спортивной отрасли необходимо в дальнейшем повышать престиж профессии тренера, в том числе за счет обеспечения роста их оплаты труда и правовой защищенности, развивать различные направления массового спорта, стимулировать строительство новых спортивных объектов и привлекать частные инвестиции для улучшения финансирования.
Ключевые слова: спортивная отрасль, кадровый потенциал, структура кадрового состава, половозрастной состав кадров.
ANALYSIS OF STRUCTURE SIZE AND EDUCATION LEVEL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EMPLOYEES
© 2017
Bobrovskiy Eugeny Anatolievich, lecturer of the department of physical culture
Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. In the staffing of the branch of sport, which is dynamically developing in the Russian Federation, there is a number of significant changes that carry both positive and negative effect as noted in the article. Professional and psychological training is marked by modern researchers as one of the important stages of preparation of future trainers. The analysis of personnel structure of workers of physical culture and sports in the Russian Federation and the dynamics of the movement of personnel by categories, determining the place of work of specialists, age-sex composition of staff and the level of education of workers of physical culture and sports is presented in the research. A very high increase in the number of workers the fitness sphere is revealed in the article that tells about the growth of the share of commercial services in sport. To increase the level of education of personnel of physical culture and sport there is a positive trend. As negative factors we can mention the growth of the aging employees and an increase of the administrative apparatus. To maintain positive dynamics of development of personnel in the sports industry should further increase the prestige of the coach. It is necessary to ensure the growth of their remuneration and legal protection, to develop various areas of mass sports, to encourage the construction of new sports facilities and to attract private investment to improve financing.
Keywords: sports branch, personnel potential, staff structure, age-sex composition of staff.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие спорта в Российской Федерации в последнее десятилетие набирает обороты.
Катализатором к наращиванию интереса к спортивной сфере стали проведенная Олимпиада в Сочи в 2014 г. и предстоящий Чемпионат мира по футболу в 2018 г. Россия, как организатор таких крупных мировых соревнований, должна показать достойный уровень подготовки своих спортсменов, современную и развитую спортивную инфраструктуру с новыми высокотехнологичными спортивными объектами, и, как показатель сплоченности здоровой патриотичной нации, заинтересованность населения в здоровом образе жизни и массовых занятиях спортом.
Если с пропагандой патриотических направлений, здорового образа жизни, привлечению молодежи в спорт на государственном уровне уже удалось отладить некий механизм взаимодействия средств массовой информации, органов власти и молодежных лидеров, то проблема недостатка высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта и проблема старения тренерского состава пока находятся на стадии разрешения.
Для уточнения ситуации необходимо провести анализ численного состава кадров физической культуры и спорта, уровень квалификации тренеров и их половозрастную структуру.
Проведенный анализ позволит более детально оценить состояние кадрового состава и выработать практические рекомендации по налаживанию сложившихся Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
тенденций развития.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследования в области подготовки кадрового состава сферы физической культуры и спорта повествуют о необходимости углубленной психологической подготовки студентов спортивных вузов - будущих тренеров [1-5]. Пасмурова Л.Э. [6] упоминает о необходимости развития нравственного аспекта в личности будущего тренера, воспитания спортивной этики.
Мнения о развитии профессиональной культуры у будущего тренера не только по линии профессиональной подготовки, но и в моральном ключе так же придерживаются Тщанов А.К. [7] и Михайлова Т.В. [8]. При подготовке профессиональных тренеров в спортивных образовательных учреждениях должна быть максимально смоделирована дальнейшая деятельность тренера [9].
Для самоконтроля профессиональной деятельности тренеров Николаева Н.И. [10] предлагает использовать профессиограмму, которая будет отражать эталонную модель специалиста и позволит контролировать направления личностного роста тренера.
Паевский В.В. [11] считает, что будущие тренеры должны получать достаточную организационно-управленческую подготовку, в том числе и в области управления проектами, чтобы успешно выполнять роль менеджеров, обеспечивающих организацию спортивной подготовки.
Тимакова Т.Н. [12] считает, что необходимо повы-
Bobrovskiy Eugeny Anatolievich sociological
ANALYSIS OF STRUCTURE ... sciences
сить профессионализм и компетентность тренеров спортивных школ, включая тренеров нижнего звена, с учетом фенотипической изменчивости современного человека.
По мнению Кудашкиной О.В. и др. [13], тренер (как педагог) должен обладать психологической компетентностью, которое включает совокупность знаний, умений и навыков, что позволит ему устанавливать конструктивные взаимоотношения с детьми и взрослыми с целью эффективного осуществления процесса подготовки спортсмена. Одним из неблагоприятных факторов, влияющим на качество спортивных кадров, является наличие правового несовершенства в регулировании профессиональной деятельности тренеров и спортсменов [14-16]. Существует проблема не только квалификационного характера спортивных тренеров, но и возрастного.
Раднагуруев Б.Б. [17] отмечает высокую долю молодых специалистов (в возрасте до 35 лет), минусом которых является незначительный стаж работы, что не наделяет их высоким авторитетом среди спортсменов, сохраняется тенденция старения кадрового состава сферы физической культуры и спорта.
В наших работах [18-20] мы предлагаем привлекать больше молодежи в спорт и увеличивать инвестирование в развитие регионального спорта, что в перспективе будет способствовать повышению показателей уровня здоровья россиян, прививать здоровый образ жизни молодому поколению, и, вполне возможно, будет способствовать развитию замещающей высококвалифицированной тренерской базы.
Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализировать кадровый состав работников физической культуры и спорта в отношении изменения численного состава по категориям рабочих мест, рассмотреть структуру уровня образования работников, описать структуру половозрастных показателей тренерского состава для выработки рекомендаций по корректированию неудовлетворительно сложившихся тенденций.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [21] правительством реализуется ряд реформ, направленных на изменение состояния спортивной отрасли в соответствии с мировыми стандартами. В первую очередь, изменения коснулись кадровой политики в спорте.
Используя методы статистико-экономического анализа [22,23], проанализируем изменения, произошедшие в кадровом составе работников сферы физической культуры и спорта.
Численность штатных работников сферы физической культуры и спорта увеличилась на 11,5%, в то время как общее число незакрытых вакансий сократилось в исследуемом периоде на 11,9%, что может говорить о повышающемся интересе к работе в спортивной отрасли.
Самые значительные изменения произошли в численности работников фитнес-клубов - их число выросло на 81,8%, что говорит о развитии коммерческой составляющей в оказании спортивных услуг.
Также наблюдается разрастание административно-управленческого аппарата, что не всегда можно оценивать с положительной стороны, но в данном случае можно предположить, что увеличение числа управляющих сотрудников связано с открытием новых многофункциональных спортивных объектов, требующих больших трудозатрат на управление и обслуживание (таблица 1).
В организациях высшего образования и организациях дополнительного образования детей, осуществляющих работу по физической культуре и спорту, значительных изменений в численности кадрового состава не произошло.
Немного снизилось количество работников в сфере организаций среднего профессионального образования. Зафиксирован высокий рост штатных должностей среди 320
числа работников предприятий, организаций и учреждений, что говорит о росте интереса и динамичном развитии спортивных клубов и секций при предприятиях и производствах.
Таблица 1- Динамика и структура численности кадров сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации 2012-2016 гг., чел.
Штатные раб отннки физической культуры и спорта Годы 2016 к 2012 г., в %
2012 2013 2014 2015 2016
Всего штатных работников физической культуры и спорта 330728 337097 349893 361741 368644 11,5
дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих работу по физической культурен спорту 22766 23376 24945 25725 25439 11,7
оощеооразовательных учреждении, осуществляющие работу по физической культуре и спорту 77949 S0206 S2970 85344 86223 10,6
организаций среднего профессионального образования, осуществляющихработу по физической культуре и спорту 12187 11820 12153 11853 11911 -23
организаций высшего образования, осуще-ствляющнх работу по физической культуре испорту 17184 16 930 18265 17 806 17461 1,6
организаций дополнительного образования детей, о суще ствляющих работу по физич е -ской культуре и спорту 101801 102054 103881 106560 105209 3,3
предприятии, организации и учреждении 17480 18335 22277 24934 24452 39,9
спортивных сооружении 24004 24 046 24341 25475 26591 10,S
фит не с-клуб ов 13998 16112 1S612 22259 2544S S1.S
по месту жшельства 14642 14687 14374 144S4 14S44 1,4
аппаратов фнзкультурно-спортивных организаций всех уровней 5209 5439 5984 5644 5984 14,9
органов управления физической культурой и спортом всех уровней 6535 654S 7169 7140 7342 123
другие 16973 17544 14925 14517 17740 4,5
Специалисты, впервые приступившие к работе в области физической культуры и спорта в отчетном периоде 16167 17034 21347 21843 22170 37,1
Количество вакансий 7340 6806 6630 6476 6463 -11,9
Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [21]
Рост численности сотрудников спортивных сооружений в 10% подтверждает потребность новых спортивных объектов, ежегодно возрастающих увеличивающихся в количестве по стране [24], в большем количестве персонала. В целом за период наблюдается положительная динамика в развитии численного состава кадров сферы физической культуры и спорта.
В структуре работников физической культуры и спорта по тендерному признаку преобладают мужчины, в то время как на долю женщин приходится не более 42%, причем, с общим штатным увеличением численности работников такая тенденция сохраняется (таблица 2).
Таблица 2- Половозрастной состав работников физической культуры и спорта 2012-2016 гг., чел.
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп прироста, %
Всего штатных работников физической культуры и спорта 330728 337097 349893 361741 368644 11,5
до 30 лет S4200 88 724 92341 95659 97706 16.0
доля,% 25,5 263 26,4 26,4 26,5 1.0
31-60 лет 222892 223740 229517 236S50 240284 7,8
доля, % 67,4 66,4 65,6 65,5 65,2 -2,2
старше 60 лет 23636 24633 28035 29232 30654 29.7
доля, % ТЛ 73 8,0 8,1 83 1=2
женщины 131626 135885 142672 149121 151863 15.4
доля, % 39.8 403 40,8 41.2 41.2 1.4
Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [21]
По возрастным категориям преобладание приходится на сотрудников в возрасте 31-60 лет - в структуре на их долю приходится более 65%; на втором месте численность сотрудников в возрасте до 30 лет (они занимают в структуре чуть больше четверти); на долю работников старше 60 лет - менее 10%.
Но по темпам прироста мы видим, что значительно увеличивается в динамике численность работников старше 60 лет - почти на 30%, при этом в категорию 31-60 лет переходит всего 7,8% и с увеличением на 16% численности работников до 30 лет не получается перекрытия стареющих кадров более молодыми или зрелыми сотрудниками.
Таким образом можно судить о том, что, возможно, не все вновь пришедшие молодые специалисты остаются в сфере физической культуры и спорта, что вынуждает стареющим кадрам оставаться на своих местах, а прослойка кадров среднего возраста сокращается в Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
социологические науки
Бобровский Евгений Анатольевич АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ...
структуре.
В структуре работников физической культуры и спорта по уровню образования в период 2012-2016 гг. произошли изменения в пользу увеличения доли кадров с высшим образованием.
Причем, численность кадров со средним специальным образованием и имеющих ученую степень остается практически на одном уровне на протяжении всего периода (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровень образования кадров физической культуры и спорта в России 2014-2016 гг.
На фоне увеличения численности работников физической культуры и спорта в целом по стране в численном выражении по всем категориям образованности происходит прирост.
Наибольший прирост кадров приходится на работников с высшим образованием - 19,1%, что позволяет судить о том, что часть работников, имевшие среднее специальное образование, повысили свою квалификацию, при этом вновь пришедшие кадры, на долю которых приходится 37%, в своем большинстве имеют высшее образование и часть - среднее специальное.
Значительный прирост (на 16,9%) численности сотрудников, имеющих ученую степень, говорит о том, что многие специалисты развиваются в профессиональном плане и стараются вести научную деятельность в рамках собственной профессии.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В динамике изменения численности работников физической культуры и спорта наблюдается рост по всем показателям.
Отмечается разрастание управленческого аппарата, увеличение численности впервые пришедших в отрасль специалистов, также рост отмечается по категории работников спорта на предприятиях и организациях и фит-нес-клубов.
По гендерному признаку среди работников отрасли преобладают мужчины, по возрастному критерию отмечается старение кадров. Уровень образования работников улучшается, что подтверждают увеличение числа сотрудников с высшим образованием и с наличием ученой степени.
Для поддержания положительной динамики развития кадрового состава спортивной отрасли необходимо в дальнейшем повышать престиж профессии тренера, обеспечивать рост заработных плат и правовую защищенность работников, стимулировать повышение уровня подготовки профессионалов, развивать различные направления любительского спорта и привлекать в спортивную сферу частных инвесторов для увеличения финансирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кенарева Л.Ф. Формирование психолого-педагогических знаний, обеспечивающих подготовку преподавателя-тренера к практической работе в спортивной деятельности // В сборнике Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. 2016. С.221-226.
2. Руськина Е.Н. Реализация компетентностного подхода к подготовке студентов - будущих тренеров
к развитию психологической безопасности субъектов спортивной деятельности // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2013 №2(22). С.49-50.
3. Спесивцева О.И. Влияния психосоциальных установок личностей юных спортсменов на предстартовые состояния // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 417-420.
4. Вершинин М.А., Пинясова М.В. Методические аспекты оценки специализированных восприятий юных пловцов различной спортивной квалификации // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 165-169.
5. Новиков Д.Л. Результативность поединков у квалифицированных дзюдоистов, применяющих различные способы выполнения бросковых движений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 110-113.
6. Пасмурова Л.Э. Формирование спортивной этики в профессиональной подготовке тренеров- преподавателей // В сборнике Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. 2014. С.461-463.
7. Тщанов А.К. Профессионально-педагогическая подготовка тренера-преподавателя в спортивном колледже // Наука, новые технологии и инновации. 2015. №9. С.217-220.
8. Михайлова Т.В., Губа В.П. Творческий подход к подготовке тренера в организации спортивной деятельности // Известия смоленского государственного уни-верситета.2017. №2(38). С.320-326.
9. Нескреба Т.А. Система профессиональной подготовки тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях // Научный журнал дискурс. 2016. №1. С.75-81.
10. Николаева Н.И. Профессиограмма как основа профессионального стандарта подготовки спортивного тренера // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. №2. С.801-803.
11. Паевский В.В., Хазим Т. Обоснование проблемы совершенствования организационно-управленческой подготовки тренеров по спорту // Слобожанський на-уково-спортивний вкник. 2014. №5. С.93-96.
12. Тимакова Т.С. К проблеме повышения качества подготовки квалифицированного резерва спортивными школами страны // Вестник спортивной науки. 2016. №3. С.18-22.
13. Кудашкина О.В., Майдокина Л.Г., Рогачев А.И. К проблеме определения сущности психологической компетентности будущего тренера на этапе вузовского обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-7. С.242-248.
14. Кушнарева И.А., Стричко А.В. Проблема неправильного подхода тренеров к подготовке молодых спортсменов // Новая наука: проблемы и перспективы. 2015. №6-1. С. 43-44.
15. Князькин Ю.П., Резакин Д.В. Проблемы и перспективы правового регулирования сферы профессиональной деятельности спортсменов и тренеров в России // В сборнике Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. 2014г. С.30-32.
16. Шестерякова И.В. Охрана труда спортсменов и тренеров как необходимая составляющая концепции достойного труда работников: постановка проблемы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. №6 (107). С.203-207.
17. Раднагуруев Б.Б., Стрельникова И.В., Уляева Л.Г. Факторы, влияющие на процесс самореализации тренера в профессиональной деятельности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2016. №1. С.197-200.
18. Бобровский Е.А. Развитие детско-юношеского спорта в России // Карельский научный журнал. 2017. №3(20). С.145-148.
19. Бобровский Е.А. Улучшение состояния спортивной инфраструктуры как инструмент популяризации
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
321
Bobrovskiy Eugeny Anatolievich ANALYSIS OF STRUCTURE ...
sociological sciences
спорта в регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. №3-2. С.297-301.
20. Бобровский Е.А. Инвестиции в спорт: экономический и социальный аспект // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №3(32). URL: http://www.innov.ru/sci-ence/science/economy/investitsii-v-sport-ekonomicheskiy-/
21. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года от 07.08.2009 г. №1101-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.minsport.gov.ru/actrvities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения 24.11.2017 г.).
22. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, О.В. Власова и др.- Курск: КГМУ, 2017. - 164 с.
23. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А. Совершенствование подходов применения метода кластерного анализа в экономических исследованиях // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. №3. С. 50-52.
24. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic/par-i-surd-skrytaya-/28346/?sphrase_id=541070 (дата обращения 24.11.2017 г.).
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
322
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)