Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-248-251
Анализ средств и методов формирования ритмичности средствами танцетерапии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мозгунова Ирина Андреевна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Научный руководитель: Ковязина Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: в статье представлен анализ средств и методов формирования ритмичности средствами танцетерапии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты основные тенденции при развитии чувства ритма средствами танцетерапии. Определены эффективные средства и методы, которые используют при формировании ритмичности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, такие как ритмическая гимнастика, использование аэробных упражнений, выполнение физических упражнений под музыку.
Ключевые слова: задержка психического развития, танцетерапия, ритмичность, формирование, дети дошкольного возраста.
Проведение физкультурно-оздоровительной работы для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику.
У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако, при более пристальном рассмотре-
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
нии обнаруживается отставание в физическом развитии, недостаточно сформированная техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств и несовершенство мелкой моторики рук. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Ритмичные упражнения и игры помогают развивать у ребенка чувства ритма с раннего возраста. Упражнения должны быть понятны и доступны для дошкольного возраста. При использовании танцевально-двигательной терапии, как метода коррекции нарушений двигательных функций, позволяет также развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья, а также улучшать психодинамические функции организма.
Высокой важностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является то, что движения в любой форме всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии при формировании чувства ритма.
Ритмическая гимнастика - это набор упражнений с бесконечными возможностями, которые воздействуют на все части тела и развивают все физические качества, такие как ловкость, гибкость, выносливость и пластичность. Огромное разнообразие движений, выполняемых в разных плоскостях, способствует развитию двигательной памяти и координационных способностей. Ритмическая гимнастика характеризуется тем, что она похожа на танец. Она регулирует центральные нервные ритмы и подготавливает организм к последующей активности. Ритмика помогает детям научиться управлять своим телом и координировать движения. Чувство ритма важно в жизни человека, это помогает грамотно распределить свои силовые возможности, рационально использовать свои ресурсы, улучшает воображение, которого так не хватает детям с задержкой психического развития.
В основе ритмической гимнастики лежит двигательно-пластичная проработка музыкального сопровождения, которая является важным элементом для восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что движе-
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
ние позволяет более полно и целенаправленно воспринимать музыкальное произведение, а кинетический характер свойственен воображению детей дошкольного возраста. [2]
Чувство ритма по своей природе является кинетическим и активным и постоянно сопровождается двигательной реакцией. Движение, интегрированное с музыкой, связывает моторные реакции с законами музыкального ритма, через музыку происходит воспитание и совершенствование двигательных центров, развивается активность нервно - мышечных центров, слуховое и перцептивное взаимодействие и двигательная координация. Основанная на связи между движением и музыкой, ритмическая гимнастика является неотъемлемой частью физического и художественного воспитания, также способствует гармоничному развитию. Формирование движений у детей тесно связано с физическим развитием. В процессе образования оно должно быть основано на потребностях самого ребенка. Физиологическая особенность ребенка, которая выражает его активность, улучшает деятельность нервных центров, развивает мышцы и повышает обмен веществ. Чем ребенок младше, тем больше движений ему необходимо. Двигаясь, дети познают окружающий мир. Все движения происходят в постоянном ритме. Но у детей с задержкой психического развития могут наблюдаться нарушения точности, силы и пространственных характеристик организма, их движения медленные и нечеткие и в целом сниженная выносливость. [6]
Не стоит забывать, что важную роль для развития образов в процессе занятий ритмической гимнастикой является музыка. Даже небольшие, простые музыкальные произведения должны иметь художественную ценность, которая питает как слуховое чувство, так и художественные и музыкальные чувства. Следует выделить то, что музыкальные произведения содержат идеи, мысли или чувства, которое композитор передает через звук. Музыка в содружестве с ритмичными движениями должны научить детей с легкостью управлять отдельными частями своего тела, различать мышечные силы, перемещать тело в пространстве и координировать свои движения.
Использование двигательных действий на занятиях ритмической гимнастикой у детей с задержкой психического развития целесообразны и эффективны для использования коррекций дисфункций организма. Все выше изученное позволяет
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
отметить, что танцевально-ритмическая гимнастика занимает важное место в развитии и совершенствование двигательных умений и навыков. Отмечают улучшение состояния здоровья детей школьного возраста с задержкой психического развития и их эмоциональное состояние. Следует отметить, что важно учитывать выбор ритмических упражнений, музыкального сопровождения для проведения занятий. Танцевально-ритмическую гимнастику можно рассматривать в современном физическом воспитании и адаптивном физическом воспитании детей школьного возраста в качестве средства комплексного и всестороннего развития.
Проведенный анализ литературных источников позволяет выявить противоречие, заключающееся в том, что в специальной литературе достаточно широко освещен вопрос, регламентирующий формирование ритмичности у детей дошкольного возраста, но недостаточно внимания уделено формированию ритмичности средствами танцетерапии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, возникает научная проблема - разработка методики восстановления двигательных функций, направленной на формирование ритмичности средствами танцетерапии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Библиографический список
1. Богданова, З. И. «Музыкотерапия для детей от 0 до 9 лет в условиях реабилитационного центра «Журавушка»«, 2017 г.
2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2007. - 654 с
3. Кирдяшева, А. В. « Особенности использования танцерапии для детей с нарушением слуха», 2017г.
4. Кошелева, М. В., Максимова С.Ю. «Методика развития ритма двигательных действий у детей 6-7 лет с задержкой психического развития», 2011 г. -С.97-100
5. Кошелева, М. В. «Теоретические основы формирования ритмических способностей у дошкольников с задержкой психического развития», 2009 г.
6. Семенова, Т. Н. «Этноигровой подход в коррекции двигательных расстройств у дошкольников с задержкой психического развития», 2016г. - С. 47-48