Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TUTOR / TUTOR SUPPORT / INDIVIDUALIZATION / PERSONAL SUPPORT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева О.И., Седых Т.В.

В статье рассматривается специфика тьюторского сопровождения личности. Для того, чтобы рассматреть специфику профессии «тьютор», нам пришлось обратиться к этимологии слова «тьютор». Рассматриваются определения понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение» в работах исследователей и словарях. Приводятся авторы работ, которые описывают технологию тьюторского сопровождения личности. Тьюторское сопровождение можно описать как специально организованную деятельность тьютора в помощи осознании и выбора тьюторантом своего образовательного запроса и дальнейшего составления индивидуального образовательного маршрута. В статье рассказывается о главном принципе тьюторского сопровождения и его этапах. Описан алгоритм работы тьютора и его роль в работе с тьюторантом. Сформулирована цель тьюторского сопровождения, раскрыты понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение», выявлена главная задача «тьюторского сопровождения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева О.И., Седых Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC ANALYSIS OF THE TUTORING PERSON

The article deals with the specifics of tutor support of a person. In order to consider the specifics of the «tutor» profession, we had to turn to the etymology of the word «tutor». The definitions of the concepts «tutor» and «tutor support» in the works of researchers and dictionaries are considered. The authors of works that describe the technology of tutor support of a person are given. Tutoring support can be described as a specially organized activity of a tutor in helping the tutor understand his educational request and further develop an individual educational route. The article describes the main principle of tutor support and its stages. The algorithm of the tutor's work and its role in working with the tutor is described. The goal of a tutor accompaniment is formulated, the concepts of «tutor» and «tutor support» are revealed, the main task of «tutor support» is revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

3. «История развития маркетинга» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.grandars.ru/student/marketing/istoriya-marketmga.htmL

4. «Маркетинг в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spravochnick.ru/marketing/marketing_v_rossii/.

5. «Маркетинг новых технологий» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studwood.ru/2095310/marketing/marketing_novyh_tehnologiy.

6. «Концепция совершенствования товара» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5267676/.

УДК 37.04.053

Григорьева О.И. студентка

Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск Научный руководитель: Седых Т.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается специфика тьюторского сопровождения личности. Для того, чтобы рассматреть специфику профессии «тьютор», нам пришлось обратиться к этимологии слова «тьютор». Рассматриваются определения понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение» в работах исследователей и словарях. Приводятся авторы работ, которые описывают технологию тьюторского сопровождения личности. Тьюторское сопровождение можно описать как специально организованную деятельность тьютора в помощи осознании и выбора тьюторантом своего образовательного запроса и дальнейшего составления индивидуального образовательного маршрута. В статье рассказывается о главном принципе тьюторского сопровождения и его этапах. Описан алгоритм работы тьютора и его роль в работе с тьюторантом. Сформулирована цель тьюторского сопровождения, раскрыты понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение», выявлена главная задача «тьюторского сопровождения».

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуализация, сопровождение личности, индивидуальная образовательная программа.

Grigorieva O.I. Student

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk Scientific advisor: Sedykh T. V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technologies for Training and Continuing

Education

SPECIFIC ANALYSIS OF THE TUTORING PERSON

Annotation: The article deals with the specifics of tutor support of a person. In order to consider the specifics of the «tutor» profession, we had to turn to the etymology of the word «tutor». The definitions of the concepts «tutor» and «tutor support» in the works of researchers and dictionaries are considered. The authors of works that describe the technology of tutor support of a person are given. Tutoring support can be described as a specially organized activity of a tutor in helping the tutor understand his educational request and further develop an individual educational route. The article describes the main principle of tutor support and its stages. The algorithm of the tutor's work and its role in working with the tutor is described. The goal of a tutor accompaniment is formulated, the concepts of «tutor» and «tutor support» are revealed, the main task of «tutor support» is revealed.

Key words: tutor, tutor support, individualization, personal support, individual educational program.

Современное общество ставит перед собой все новые задачи: формирование и развитие человека свободного, творческого, инициативного, ответственного, умеющего быстро ориентироваться в неопределенных ситуациях. Происходит непрерывное образование личности, с поиском новых обучающих технологий. Для личности все больше становиться актуальным поиск своего пути в профессии, обретения своего видения жизни.

Каким бы самостоятельным не был человек, возникают ситуации, в которых он нуждается в сопровождении. Такое сопровождение осуществляет определенного рода специалист: Сопровождение профессиональной деятельности (выбор профессии), сопровождение принятия решений, выбор жизненных целей, сопровождение в трудных жизненных ситуаций и еще многих других потребностей личности. До настоящего времени такое сопровождение личности осуществляли психологи, психотерапевты, коучи, менторы и другие, кто так или иначе связан с личностью человека и его постановки в жизни. В настоящее время основную роль в сопровождении развития личности играет тьютор.

Для того, чтобы рассматривать специфику профессии «тьютор», стоит обратиться к этимологии слова «тьютор». В русский язык слово «тьютор» пришло из английского языка - tutor, что означает «домашний учитель, репетитор, наставник, в обязанности которого входит обучение и

сопровождение ученика»; «руководитель группы студентов», «младший преподаватель вуза», «опекун». В свою очередь в английском языке это слово появилось благодаря старофранцузскому tuerie (опекун), которое вытекает из латинского tutor от tuerie (предохранять). Этимология слова «тьютор» связана с понятиями - «защитник», «покровитель», «страж» [6, С. 40].

Рассмотрим далее определение понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение».

«Тьютор - преподаватель особого типа, преподаватель, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию и саморазвитию». [2, с 4].

«Тьюторинг - учебно-проектная, практическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие аналитических интересов и способностей обучаемых». [2, с. 5].

Так раскрывает термины «тьютор» и «тьюторинг» доктор педагогических наук Габдулхаков В.Ф. в своей монографии «Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии».

«Тьютор - это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы». Такое определение дает Логинов Д.А. в книге «Тьюторское сопровождение в школе». [5, с. 6].

«Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [3, с. 8].

В словаре терминов по общей и социальной психологии тьютор определяется как «наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в решении вопросов организации обучения» [1, с. 115].

Если просмотреть все эти определения, то можно сделать вывод, что тьютор - педагог, который осуществляет поддержку и сопровождает индивидуальную образовательную программу обучающегося. Сама деятельность тьютора направлена на индивидуализацию обучения как школьников, так и взрослых людей.

На сегодняшний день существуют исследования, описывающие способы тьюторского сопровождения. Примером может послужить организация тьюторского сопровождения школ Москвы и Томска. Опыт тьюторского сопровождения в данных школах нашел свое отражение в работах Т.М. Ковалевой, Е.А. Сухановой и других.

Тьюторское сопровождение можно описать как специально организованную деятельность тьютора в помощи осознании и выбора

тьюторантом своего образовательного запроса и дальнейшего составления индивидуального образовательного маршрута. Оно направленно непосредственно на индивидуализацию человека, поэтому есть очень большое поле выбора применения такой технологии как тьюторское сопровождении. Ее можно применять в любой сфере жизнедеятельности человека, в которой он хотел бы реализовать себя и показать себя как личность. Главный принцип такого сопровождение - как можно больше расширить образовательную среду тьюторанта с целью преобразования его в открытое. В данном случае имеется введу дать полную свободу выбора тьюторанту в нахождении своего запроса и выбора пути развития.

Главный принцип, который лежит в модели тьюторского сопровождения - индивидуализация, а значит главное условие успешной деятельности тьютора будет являться - открытость. То есть это означает возможность тьюторанта самостоятельно выстраивать индивидуальную программу обучения, выбирать тот путь развития, который ему больше подходит. Но стоит уточнить, что «самостоятельно - не означает бесконтрольно; тьютор осуществляет сопровождение поиска и реализации целей. Таким образом, открытое образование - это такая педагогическая система, которая основывается на принципе индивидуализации. Если функция учителя - передача знаний, воспитателя - формирование нравственных ценностей и норм, то тьютора - осуществление особого типа гуманитарного педагогического сопровождения - тьюторского; сопровождения процесса индивидуализации в ситуации открытого образования» [4, С. 32].

Е.Б. Колосова определила и описала алгоритм работы тьютора. Он состоит из четырех этапов. Рассмотри каждый из них.

Первый этап - диагностический. На диагностическом этапе происходит встреча тьютора и тьюторанта. Встреча предполагает собой определение образовательной ситуации, через тестирование, анкетирование, интервью, беседы, представления портфолио тьюторанта. На этом этапе идет знакомство тьютора с интересами тьюторанта, выясняются планы на будущее и его видение. Главная задача на тьютора на диагностическом этапе состоит в том, чтобы настроить тьюторанта на его собственном развитии и поддержать мотивацию к дальнейшему продвижению цели.

Второй этап - проектировочный. На этом этапе происходит сбор материала, а также выбора пути развития и планирование его. Тьютор проводит занятия с тьюторантом, при этом сопровождает при формулировании вопросов и суждений по теме запроса. Задачей тьютора на проектировочном плане служит поддержка собственного мышления тьюторанта, активности и стремление в поиске собственного индивидуального решения цели.

Третий этап - реализационный. Здесь непосредственно идет реализация образовательного поиска и демонстрация материала, полученных знания.

Четвертый этап - аналитический. Данный этап проходит как некоторой самоанализ достигнутых результатов, для того чтобы в дальнейшем тьюторант смог адекватно рефлексировать собственные действия [4, С. 33].

Как можно видеть в современных исследованиях термин «тьютор» и «тьюторское сопровождение» имеет множество определений, но все вышеперечисленные авторы сходятся в том, что тьюторское сопровождение строиться на партнерстве тьютора и тьюторанта, а главная цель такого сопровождения - раскрытие индивидуальных особенностей тьюторанта и построения индивидуальной образовательной программы с соответствии с его запросом.

Главная задача тьюторского сопровождения - научить тьюторанта понимать себя и разрешать проблемы, с которыми он бы мог столкнуться. Тьютор и тьюторант совместно разрабатывают индивидуальную образовательную программу. В индивидуальных беседах тьютор создает такую ситуацию, которая помогает тьюторанту выбрать стратегию своего поведения, стиль общения, определиться в способе решения проблемы и выхода из конфликтов.

Тьюторское сопровождение - это индивидуальное консультирование тьюторанта, в процессе которого тьютор помогает ему разработать индивидуальную образовательную программу собственной деятельности, сопровождает процесс ее реализации. Оно состоит из четырех основных этапов: диагностический, проектировочный, реализационный и аналитический. Задача тьютора - показать тьюторанту ресурсы и возможности образовательной среды: продемонстрировать достоинства и ограничения разных способов учения, присвоения и добывания знаний.

Использованные источники:

1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТИ-УПИ, 2006. - 135 с.;

2. Габдулхаков, В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии: монография / В.Ф. Габдулхаков. - М.: Московский психолого-социальный ин-т (изд-во НПО «МОДЭК»). -2013. - 249 с.;

3. Ковалева, Т.М Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: лекции 1-4. / Т.М. Ковалева - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 53 с.;

4. Колосова, Е. Б. Тьюторство в образовательной среде школы / Е.Б. Колосова // Управление школой: прил. к газ. «Первое сентября». - 2008. -№ 17. - С. 32-35;

5. Логинов, Д.А. Тьюторское сопровождение в школе / Д.А. Логинов. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 149 с.

6. Челнокова, Е. А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России / Е.А. Челнокова // Magister Dixit. - 2014. - №4 (16). - С. 39-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.