Научная статья на тему 'Анализ специфики функционирования территорий опережающего развития на основе интегральной качественной оценки'

Анализ специфики функционирования территорий опережающего развития на основе интегральной качественной оценки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / АЛЛОКАЦИЯ / TERRITORIES OF THE ADVANCING DEVELOPMENT / DEVELOPMENT DIFFERENTIATION / ECONOMIC ZONES / ALLOCATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Положенцева Юлия, Клевцова Мария

Изучение территорий опережающего развития (далее ТОР) имеет приоритетное значение в современных условиях. ТОР могут стать инструментом точечного воздействия при решении экономических проблем и способствовать сокращению глубокой дифференциации в региональном развитии. В данной статье проведен сравнительный анализ территорий опережающего развития регионов России и зарубежных стран на основе интегральной качественной оценки. Выделены особенности функционирования территориально-пространственных элементов и компаративный анализ методик их выявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Положенцева Юлия, Клевцова Мария

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of Specifics of Functioning of Territories of the Advancing Development based on Integrated Quality Standard

The study of territories of priority development in the modern world has great importance. After the creation of the territories in 2015, it became clear that they could help to solve the accumulated issues of the regions, including unemployment, a small amount of investment in the regions of the country, which caused the backlog of some regions of the Russian Federation. The purpose of this study is to find the essence of the territories of priority development (TPD), to compare these territories with previously created elements of the spatial development the Russian Federation regions, with the established economic zones on the territory of other countries, to evaluate results of the territories of priority development, to develop a general conclusion of their functioning. This study will be carried out based on a comparative method that is most suitable for the study of these economic zones. Comparative method involves the study of not only the territories of priority development, it will be necessary to study the history of creation and the variety of other economic zones in Russia and abroad. The territories of priority development in Russia have own characteristics, competitive advantages and specifications that are specific only to these types of territories. The synergy of creating territories of priority development in the regions are shown in the article. Also, in this paper the methodology for the allocation of economic zones, including territories of priority development is shown. These techniques describe the features of the allocation, both the territories of priority development and other economic zones in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Анализ специфики функционирования территорий опережающего развития на основе интегральной качественной оценки»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Анализ специфики функционирования территорий опережающего развития на основе интегральной качественной оценки1

Юлия Положенцева*, Мария Клевцова

Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 08.11.20 18 Принята к опубликованию: 21.02.2019

УДК 332.1122 JEL R11

Ключевые слова:

территории опережающего развития, дифференциация развития, экономические зоны, аллокация

Keywords:

territories of development, differentiation, zones, allocation

the advancing development economic

Аннотация

Изучение территорий опережающего развития (далее — ТОР) имеет приоритетное значение в современных условиях. ТОР могут стать инструментом точечного воздействия при решении экономических проблем и способствовать сокращению глубокой дифференциации в региональном развитии. В данной статье проведен сравнительный анализ территорий опережающего развития регионов России и зарубежных стран на основе интегральной качественной оценки. Выделены особенности функционирования территориально-пространственных элементов и компаративный анализ методик их выявления.

The Analysis of Specifics of Functioning of Territories of the Advancing Development based on Integrated Quality Standard

Yulia Polozhentseva, Maria Klevtsova Abstract

The study of territories of priority development in the modern world has great importance. After the creation of the territories in 2015, it became clear that they could help to solve the accumulated issues of the regions, including unemployment, a small amount of investment in the regions of the country, which caused the backlog of some regions of the Russian Federation. The purpose of this study is to find the essence of the territories of priority development (TPD), to compare these territories with previously created elements of the spatial development the Russian Federation regions, with the established economic zones on the territory of other countries, to evaluate results of the territories of priority development, to develop a general conclusion of their functioning.

This study will be carried out based on a comparative method that is most suitable for the study of these economic zones. Comparative method involves the study of not only the

1 Исследование выполнено на основе государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно-динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин».

* Автор для связи: polojenceva84@mail.ru Е01: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2019-1/25-34

territories ofpriority development, it will be necessary to study the history of creation and the variety of other economic zones in Russia and abroad. The territories of priority development in Russia have own characteristics, competitive advantages and specifications that are specific only to these types of territories. The synergy of creating territories ofpriority development in the regions are shown in the article. Also, in this paper the methodology for the allocation of economic zones, including territories ofpriority development is shown. These techniques describe the features of the allocation, both the territories of priority development and other economic zones in Russia and abroad.

Введение

Обеспечение конкурентоспособности территорий в условиях трансформации экономического пространства стимулировало развитие различных видов экономических зон, способных аккумулировать конкурентные преимущества отдельно взятых территорий. За последние десятилетия можно наблюдать процесс активизации использования механизма создания и функционирования экономических зон для развития экономики страны. В России их создание началось в 1990-е гг., однако новым современным этапом развития является выделение ТОР. Функционирование территорий опережающего развития имеет особый льготный режим ведения хозяйственной деятельности и льготный режим налогообложения, что положительно сказывается на привлечении внутренних и внешних инвестиций, сокращении глубокой дифференциации в региональном развитии.

Целью исследования является изучение ТОР на основе сравнительного анализа функционирования зон на территории Российской Федерации и за рубежом.

Проблематика исследования экономических зон популярна в настоящее время и активно рассматривается учёными. Например, в Индии этим вопросом занимается М. Alkon [1], в Южной Корее - Н. Song, M.J. Lynch [2]. Взаимосвязь занятости и развития особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в Польше исследовал C. Jensen [3], взаимосвязь c урбанизацией на Филлипинах изучал J.M. Kleibert [4], специфику функционирования в Китае - К. Krishnasamy и C.R. Shepherd [5], а в России - Y. Vertakova и V. Plotnikov [6].

Однако несмотря на то, что значительное количество научных трудов посвящено исследованию указанных проблем, остаются дискуссионными отдельные методические и практические вопросы, связанные с использованием и анализом специфики функционирования территорий опережающего развития.

В исследовании использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования, монографический подход, системный и компаративный анализ выявления территорий опережающего развития на основе проведения интегральной качественной оценки. Основными материалами являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики и официальные данные по развитию стран мира в разрезе исследования экономических зон.

Результаты исследования

Необходимость решения дискуссионных вопросов, касающихся социально-экономических диспропорций и асимметричного развития регионов стимулирует социально-экономическое развитие территорий в целом. Преодоление дифференциации доходов населения, привлечение больших объёмов инвестиций в некоторые регионы страны являются приоритетной задачей развития

многих государств мира. С целью решения данных задач в настоящий момент создаются различные виды экономических зон, например для стимулирования развития отстающих регионов. При реализации мероприятий по сглаживанию дифференциации развития необходимо концентрировать особое внимание на слаборазвитых регионах и на особенности строения их территориально-пространственной структуры. В подобных условиях представляются целесообразным исследование факторов влияния, что способствует преодолению сложившихся негативных тенденций.

В каждом государстве существуют свои разновидности таких зон. В США своё развитие получили технико-внедренческие зоны, в Мексике - маки-лорадос, в Европе распространены ОЭЗ, а в странах АТР действуют зоны свободной торговли (далее — ЗСТ) и свободные порты.

Нами проведен компаративный анализ видов экономических зон зависимости от специфики территориального развития в Российской Федерации и зарубежных странах (в том числе странах АТР) (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализа экономических зон в России и за рубежом_

Название Характеристика по странам

Имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана

США и Великобритания Япония

Технопарк Выделяются три типа «научных парков»: 1. «Научные парки» в узком смысле слова; 2. «Исследовательские парки», разработка до этапа создания технического прототипа; 3. «Инкубаторы» (в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), синтез университетов и производства. Японская модель - строительство новых городов («технополисов»), концентрирующие научные исследования в передовых отраслях и наукоемком промышленном производстве.

Ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

Особая экономическая зона Китай Юго-Восточная Азия

В КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР). ОЭР ориентированы на внешние рынки, развитие обрабатывающей промышленности и сферы НИОКР - административно-правовой режим способствует привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций, - гибкий инвестиционный режим отвечает интересам и государства, и инвесторов.

Часть территории страны, на которой устанавливается особый льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов предприятий с иностранными инвестициями.

РФ Бразилия

Свободные экономические зоны Российская практика функционирования СЭЗ сталкивается с рядом проблем: -низкий уровень развития инфраструктуры; -дефицит финансирования; -недостаточная поддержка со стороны государства; -большой размер территории; -множественность поставленных целей В Бразилии действует одна свободная экономическая зона - «Манаус». «Манаус» представляет собой зону свободной торговли и регулируется специальным налоговым режимом, предоставляются налоговые льготы сроком на 30 лет

Создаются на территориях со специальным таможенным режимом, где производится экспортная и импортозамещающая продукция.

РФ США

Экспортно -производственные зоны Характеризуется следующими специфическими чертами: - развитая транспортная инфраструктура - выгодное экономико-географическое положение; - низкий уровень конкуренции; - ограничения по занимаемой территории; - стимулирование внешнеэкономической деятельности -разрешена выставочная деятельность и создание предприятий обрабатывающей промышленность, -льготный таможенный режим, предполагающий снижение таможенных пошлин на товары внутренней переработки, -сходства с зонами свободной торговли

Населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с одним или группой тесно интегрированных предприятий.

РФ США

Моногород Промышленные предприятия в большинстве моногородов имеют две существенных особенности. - являются градообразующими, - высокий уровень износа. - высокими темпами происходит развитие обрабатывающей промышленности, -концентрация наукоемких производств в научно-исследовательских центрах (Луизиана, Калифорния).

Экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

РФ

Территории опережающего развития Первые территории опережающего развития в Российской Федерации появились на Дальнем Востоке в 2015 году. Это территория опережающего развития «Надеждинская», «Хабаровск», «Горный воздух», «Индустриальный парк «Кангалассы», «Амуро-Хинганская» и «Комсомольск» и др. всего 18. Далее территории опережающего развития были созданы на территории всей страны. Несмотря на то, что ТОР получили распространение на огромных территориях, их основная часть располагается в Дальневосточном федеральном округе.

Источник: составлено авторами

Анализ показал, что многие виды экономических зон получили свое распространение, как в России, так и в других странах. Несмотря на то, что в разных странах действуют одни и те же экономические зоны, между ними существуют определенные отличия, подчеркивающие их специфику функционирования и развития [7].

На основе исследования специфических характеристик экономических зон различных регионов мира по территории распространения выделяют зоны стран АТР, Европы, США, Латинской Америки.

1. В странах АТР функционируют наиболее эффективные экономические зоны. Например, в Китае на ОЭЗ приходится 60% экспорта. По данным Госсовета КНР на территории страны существует около 1600 ОЭЗ, функционирование которых способствует снижению уровня нищеты и в некоторых регионов Китая. Кроме того, выделено более 17 миллиардов долларов инвестиций, а число работников данных зон насчитывает почти 40 миллионов человек. Особое внимание уделяется зоне Шаньчжэнь, объём ВВП, которой к 2020 г. должен превысить объём ВВП Парижа и Лондона. Также в Азии существуют и другие весьма удачные примеры применения ОЭЗ: Сингапур, Тайвань, Индия, Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Гонконг и Шри-Ланка.

2. История создания и распространения экономических зон в Европе началось ещё в XVIII в. «Предками» ОЭЗ можно считать греческий остров Делос, итальянских город Ливорно, портовые города Генуя и Венецию, свободный порт Гамбург и старые Ганзейские города Любек, и Данциг. Все современные экономические зоны Европы существуют только на государственной

основе. Большая практика их создания принадлежит странам - участницам Евросоюза (Болгария, Германия, Польша, Румыния, Хорватия, Нидерланды, Франция, Дания, Италия, Австрия, Сербия, Латвия и Украина).

3. В США создание ОЭЗ началось ещё в 1934 г. в виде зон свободной торговли. На начальных этапах своего развития их функционирование нельзя было назвать успешным. По данным на 2017 г. в стране действует 270 ОЭЗ. Все они разделены на зоны общего назначения и субзоны, которые отличаются по хозяйственному предназначению. Больше всего ОЭЗ в США располагается в штате Техас (32 шт.), далее следуют Флорида (21 шт.) и Калифорния (17 шт.). В США вкладываются большие инвестиции, создаётся огромное количество рабочих мест. Америка занимает высокое место в мире по производству различных товаров, а также по объёму ВВП и ВВП на душу населения.

4. В странах Латинской Америки и на Карибских островах расположены 258 свободных экономических зон (далее - СЭЗ), что составляет 24% от их общего числа. Первая СЭЗ была создана в Колумбии в 1964 г., затем следовало создание её аналогов в Доминиканской Республике и Мексике в 1965 г. В 1990-е гг. роль и количество таких зон в национальных экономиках увеличивалось быстрыми темпами. Особенно заметно это было в Мексике, где было создано 850 подобных зон, в то время как в Бразилии всего одна.

В России наибольшее распространения среди видов экономических зон получили территории опережающего развития (ТОР), призванные сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития), данное понятие было введено Федеральным законом № 473 от 29.12.20142.

В основе закона лежит несколько базовых правил создания ТОСЭР:

1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.

2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.

3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Статус территорий опережающего развития заключается в:

- специфике налогообложения;

- льготных ставках по арендной плате;

- предоставлении особых услуг от государства;

- таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;

- исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;

- специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;

- особом порядке пользования землей;

2 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru

- использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;

- приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Законодательно установлены основные отличия территорий опережающего развития (ТОР)3 от особых экономических зон (ОЭЗ):

1) набор правовых мер для решения задач опережающего социально-экономического развития регионов на основе специфики их экономико-географического положения, социально-экономического развития, а также существующего высокого уровня международной конкуренции на рынках стран, в том числе стран АТР;

2) определение сферы действия законопроекта на территории Дальнем Востоке;

3) порядок создания и модель ТОР, который отличается от порядка создания особых экономических зон и территорий регионального развития;

4) описание особых правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности в пределах ТОР для поддержки бизнес. Правовые режимы включают большой объем преференций и льгот, в том числе налоговых льгот, предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам;

5) срок создания ТОР на 70 лет и этот срок существования может быть продлен, ОЭС на 9 лет без продления существования. На территории ТОР возможно создание индустриальных парков, однако невозможно пресечение границ ОЭС и зон территориального развития.

6) законодательно регулирование ТОР носит более комплексный характер, чем регулирование ОЭЗ, который выражается в возможности установления дифференцированных мер государственной поддержки резидентов ТОР.

Можно определить следующие основные факторы выделения территорий опережающего развития:

- концентрация в пределах компактной территории реальных или потенциальных видов деятельности.

- выгодное экономико-географическое и транспортно-географическое положение территории, благоприятные природно-климатические условия, наличие транспортных выходов к рынкам ресурсов и сбыта.

- социально-экономический потенциал территории, наличие трудовых ресурсов, концентрация различных видов деятельности.

- инфраструктурный потенциал территории - наличие энергетической, транспортной, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктуры.

- научно-образовательный потенциал - функционирование на территории научных и образовательных учреждений или их филиалов.

- возможность международного сотрудничества, в том числе по приоритетным видам деятельности и критическим технологиям.

3 Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-Ф3 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

По сочетанию этих факторов могут быть предварительно выделены компактные территории с благоприятными перспективами устойчивого долгосрочного развития. Представляется, что уточнение границ ТОР следует производить после анализа внутренней функциональной и территориальной структуры предварительно выделенной территории.

Привлечение резидентов является одной из самых важнейших задач развития. С их приходом начинается внедрение инвестиций, что приводит к развитию данных территорий, созданию новых рабочих мест, увеличению социально- экономического уровня жизни населения и благоприятному влиянию на регион, в котором расположена ТОР.

В связи с этим для будущих резидентов создаются особые преференции, подобные преференциям для резидентов ОЭЗ (рис. 1).

Рис. 1. Преференции для резидентов ТОР Источник: составлено авторами

Первые территории опережающего развития создавались на Дальнем Востоке как точки стимулирования конкурентных преимуществ территорий, имеющих достаточный экономический потенциал, четыре крупнейших порта, разветвленную сеть железных дорог. Именно в этом регионе необходимо было преодолевать внутрирегиональную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития. В табл. 2 приведен объем частных и государственных инвестиций в ДФО.

Таблица 2

Объем инвестиций^ в ДФО_

Показатели Ед. измерения Объём ин- В том числе:

вестиций государственных частных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОР ДВФО млн. руб. 482,3 35,4 446,9

% 100 17,3 92,7

Инфраструктурная млн. руб. 237,7 23,4 214,3

поддержка проектов % 100 9,8 90,2

Фонд развития млн. руб. 9,5 9,5 0

Дальнего Востока % 100 100 0

Свободный порт млн. руб. 148 0 148

Владивосток % 100 0 100

Итого мл руб. 877,5 68,3 809,2

% 100 7,8 92,2

Источник: составлено авторами

Основная часть денежных вложений приходится на частные инвестиции. В табл. 3 показан объем инвестиций в ТОР, которые находятся в ДФО.

Объём привлеченных частных инвестиций в ТОР ДФО

Таблица 3

№ Название ТОР Кол-во резидентов Объём инвестиций, млн руб.

1 Хабаровск 18 30 996

2 Комсомольск 9 8 741

3 Надеждинская 18 12 668

4 Михайловский 7 45 676

5 Камчатка 20 13 153

6 Приамурская 4 124 711

7 Белогорск 3 1 821

8 Кангалассы 10 2 072

9 Беринговский 12 15 144

10 Большой камень 7 160 834

11 Южная 3 7 685

12 Горный воздух 3 8 052

13 Итого 116 459 971

Источник: составлено авторами

Из табл. 3 видно, что наибольший объем инвестиций привлечен в ТОР «Приамурская» и «Большой камень», это связано с реализацией крупных проектов в сфере судостроения и нефтепереработки.

Создание ТОР началось в 2015 г. Всего тогда было создано 9 подобных территорий. В таблице можно увидеть, что количество резидентов территорий опережающего развития, созданных в 2015 г., превышает 100 человек, а объём заявленных инвестиций составляет почти 255 млрд руб. В 2016 г. этот показатель уже превышает 300 млрд руб.

Пользуясь приведёнными данными, можно сделать вывод о том, что инвестиции в ТОР продолжают расти. Это связано как с увеличением числа резидентов, так и с созданием новых ТОР. Такие изменения влекут за собой не

только увеличение объёма инвестиций, но и к росту числа рабочих мест, что необходимо для развития регионов страны.

Заключение

Функционирование ТОР на территории России уже привело к определённым положительным результатам: привлечено множество российских и зарубежных инвесторов, создано огромное количество рабочих мест. Инвестиционная политика продолжается. В перспективах создание ещё большего количества рабочих мест, привлечение новых инвесторов. Также продолжается и создание новых территорий. Специализация ТОР разнообразна, она включает множество направлений. Чаще всего встречаются транспортные услуги, металлургия, машиностроение, легкая промышленность. В некоторых ТОР ведется добыча полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.

Объём инвестиций увеличивается, возрастает количество созданных рабочих мест. Всё это поможет преодолеть отставание регионов России и улучшить социально-экономический уровень жизни населения. Цель ещё не достигнута, но опыт многих стран мира доказывает, что последствия создания экономических зон могут оказаться очень привлекательными, как это случилось в США и Китае. России ещё предстоит преодолеть множество проблем на пути достижения актуальной на данный момент цели.

Список источников / References

1. Alkon M. Do special economic zones induce developmental spillovers? Evidence from India's states, World Development, 2018, no. 107, pp. 396-409.

2. Song H., Lynch M.J. Restoration of Nature or Special Interests? A Political Economy Analysis of the Four Major Rivers Restoration Project in South Korea. Critical Criminology, 2018, vol. 26, issue 2, pp. 251-270.

3. Jensen C. The employment impact of Poland's special economic zones policy. Regional Studies, 2018, vol. 52, issue 7, pp. 877-889.

4. Kleibert J.M. Exclusive Development(s): Special Economic Zones and Enclave Urbanism in the Philippines. Critical Sociology, 2018, vol. 44, issue 3, pp. 471485.

5. Krishnasamy K., Shepherd C.R. Observations of illegal wildlife trade in Boten, a Chinese border town within a Specific Economic Zone in northern Lao PDR. Global Ecology and Conservation, 2018, no. 14, pp. 78-90.

6. Vertakova Yu., Plotnikov V. Russian and Foreign Experience of Interaction Between Government and Business. World Applied Sciences Journal, 2013, no. 28 (3), pp. 411-415.

7. Glaeser E.L., Kerr W.R., Ponzetto A.M. Clusters of entrepreneurships. Journal of Urban Economics, 2010, vol. 67, issue 1, pp. 150-168.

8. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [The federal law from 12/3/2011 No. 392-FL (an edition from 12/28/2013) «About zones of territorial development in the Russian Federation and about introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation»] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons

9. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3 [Federal law «About Territories of the Advancing Social and Economic Develop-

ment in the Russian Federation» from 12/29/2014 No. 473-FL] Available at: http://www. consultant.ru/document/

10. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ [Federal law «About Special Economic Zones in the Russian Federation» from 7/22/2005 No. 116-FL] Available at: http://www.consultant.ru/document/

11. Бондаренко В.М. Управлять временем - значит управлять развитием или предложения по реализации мегапроекта «территория опережающего развития: всё для человека». Транзитная экономика (Казахстан), 2014. № 1(97) сс. 4-21. [Bondarenko V.M. Upravlyat' vremenem - znachit upravlyat' razvitiem ili predlozheniya po realizacii megaproekta «territoriya operezhayushchego razvitiya: vsyo dlya cheloveka» [To operate time - means to operate development or offers on implementation of the megaproject «the territory of the advancing development: in total for the person»]. Tranzitnaya ehkonomika (Kazahstan) = Transit Economy (Kazakhstan), 2014, no. 1(97), pp.4-21.]

12. Ketels K. Clusters in the EU-10 new member countries, 2005, pp. 14-20.

13. Perroux F. Dialogue des monopoles et des nations: équilibre ou dynamique des unités actives? Grenoble, Presses universitaires de Grenoble, 1982.

14. Polèse M. et Shearrnur R., À propos du concept de pôle de développement et des stratégies de développement économique des régions québécoises, dans Revue canadienne des sciences régionales, 2003, no. 26, pp.61-86

15. Prodi G., Frattini F., Nicolli F. The diffusion and embeddedness of innovative activities in China. Economia Politica, 2018, vol. 35, issue 1, pp. 71-106.

16. Ramona Camelia Berea, Adrian Otoiub, Ioana Bucerzan Determinants of economic growth in cities acting as growth poles in regions from Romania Procedia. Economics and Finance, 2014, no. 10, pp. 357-365.

17. Suwarno A., Hein L., Weikard H.-P., van Noordwijk M., Nugroho B. Land-use trade-offs in the Kapuas peat forest, Central Kalimantan, Indonesia. Land Use Policy, 2018, no. 75, pp. 340-351.

18. Vertakova Yu.V., Klevtsova M. G., Polozhentseva Yu.S. The Development of Regional Cluster-oriented Policy: Russian and Foreigen Practice. SGEM Conference on Political sciences law, finance, economics and tourism, 2014, vol. 1, pp. 399407.

Сведения об авторах / About authors

Положенцева Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет. 305040 Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94. E-mail: polojenceva84@mail.ru

Yulia S. Polozhentseva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management, The Southwest State University. 94 50 Let Oktyabrya Street, Kursk, Russia 305040. E-mail: polojenceva84@mail.ru

Клевцова Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет. 305040 Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94. E-mail: klevtsovam@mail.ru

Maria G. Klevtsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management, The Southwest State University. 94 50 Let Oktyabrya Street, Kursk, Russia 305040. E-mail: klevtsovam@mail.ru

© Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. © Polozhentseva Yu.S., Klevtsova M.G. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.