Научная статья на тему 'Территория опережающего развития "Краснотурьинск"'

Территория опережающего развития "Краснотурьинск" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / ОЭЗ / ЗТР / МОНОГОРОД / MONOCITY / МУНИЦИПАЛИТЕТ / MUNICIPALITY / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ZONE OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кадыров Вячеслав Насикович

В статье рассмотрено понятие «территория опережающего развития». Выявлено принципиальное важное отличие функционирования территории опережающего развития от особенных экономических зон и зон территориального развития. Так же в статье приведены особенности территорий опережающего развития для решения муниципальных задач. На основе проведённого анализа современного положения муниципального образования город Краснотурьинск Свердловской области, выявлены причины актуализировавшие необходимость создания и реализации федерального экономического проекта Индустриальный парк «Богословский» территория опережающего развития «Краснотурьинск». В качестве результата эффективности функционирования территории опережающего развития «Краснотурьинск» предусматривается решение ряда экономических проблем, которые присущи городу Краснотурьинску в рамках его социально-экономического и демографического положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY OF advanced DEVELOPMENT "KRASNOTURYINSK"

The article deals with the concept of "territory of advanced development". The principal important difference between the territory of advanced development functioning and the special economic zones and zones of territorial development is revealed. The territories’ of advanced development features are also given in the article for solving municipal problems. Based on the analysis of the current situation in the municipal entity Krasnoturyinsk, Sverdlovsk region, the reasons were revealed, which actualized the need to create and implement a federal economic project “Industrial Park "Bogoslovsky" the territory of advanced development "Krasnoturinsk" The solution of a number of economic problems that are inherent in Krasnoturinsk city in the context of its socio-economic and demographic situation is envisaged as a result of the effective functioning of the project of the Krasnoturinsk priority development area.

Текст научной работы на тему «Территория опережающего развития "Краснотурьинск"»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кадыров В.Н. Территория опережающего развития «Краснотурьинск»// Human progress. -2017. - Том 3, № 2 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_2/Kadyrov.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 338.2

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ «КРАСНОТУРЬИНСК»

Кадыров Вячеслав Насикович

Механик ООО «Рус-Инжиниринг» Магистрат направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

vyacheslav.kadyrov@rusal.com ул. Октябрьская, 4 г. Краснотурьинск, РФ, 624440 +7(34384) 4-68-42

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «территория опережающего развития». Выявлено принципиальное важное отличие функционирования территории опережающего развития от особенных экономических зон и зон территориального развития. Так же в статье приведены особенности территорий опережающего развития для решения муниципальных задач. На основе проведённого анализа современного положения муниципального образования город Краснотурьинск Свердловской области, выявлены причины актуализировавшие необходимость создания и реализации федерального экономического проекта Индустриальный парк «Богословский» - территория опережающего развития «Краснотурьинск». В качестве результата эффективности функционирования территории опережающего развития «Краснотурьинск» предусматривается решение ряда экономических проблем, которые присущи городу Краснотурьинску в рамках его социально-экономического и демографического положения.

Ключевые слова: территория опережающего развития; ОЭЗ; ЗТР; моногород; муниципалитет.

JEL коды: O20; O29.

а

redactor@ progress-human.com

Введение

Вопросы интенсивного экономического развития являются актуальными во многих странах мира [8-10]. Современное экономическое развитие регионов и муниципалитетов России характеризуется наличием комплекса проблем и препятствий [1; 2; 4]. Одной из таких проблем является выявление реальных тенденций и перспектив развития моногородов, где наблюдается неразрывная связь между градообразующим предприятием и населенным пунктом.

В середине 1990-х годов прошлого столетия, экономическое и политическое сообщество открыто признало наличие острой проблемы развития моногородов. Именно тогда было принято Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенности продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими». Согласно данному постановлению градообразующим считается предприятие, на котором занято не менее 30 % от общего числа работающих на предприятиях города (поселка), либо предприятие, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 % проживающих в населенном пункте (поселке).

Сложности развития и жизнеспособности моногородов - это итог политико-экономических решений, направленных на приведение каждого моногорода к узкоспециализированному производству. Высокая зависимость моногорода от экономической конъюнктуры страны и мирового сообщества вцелом, приводит последовательно к образованию рядя проблем: сокращение объемов производства, рост безработицы и снижение занятости на рынке труда, ухудшение уровня и качества жизни населения, демографическое истощение территорий.

Опыт моногорода Краснотурьинск в Свердловской области, наглядно говорит о том, что постепенное снижение производственной деятельности градообразующего предприятия приводит к коллапсу во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования. В моногородах наиболее прозрачно видны проблемы столкновения интересов предпринимателей, органов власти, населения. Найти решение, которое было наиболее выгодным для всех участников экономической системы моногородов в сложившихся ситуациях несомненно сложная задача.

Целью статьи является определение особенностей территорий опережающего развития и изучение предпосылок создания проекта такой территории - «Краснотурьинск».

Город Краснотурьинск - Территория опережающего развития

29 декабря 2014 года Президент РФ Путин В.В. подписал федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». На основании данного законодательного акта, на территории РФ наравне с особыми экономическими зонами и зонами территориального развития должны создаваться специфичные территориальные субъекты.

Территория опережающего развития (полное название Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР) - экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения

Особенностями территорий опережающего развития для реализации назначенных задач каждой являются:

1. Налоговые льготы и дотации по страховым выплатам.

2. Аренда земли по особому порядку.

3. Особенный порядок осуществления муниципального контроля и государственного надзора.

4. Особые условия получения специфичных государственных услуг.

5. Режим свободной таможенной территории.

6. Возможность использование труда квалифицированной иностранной рабочей силы, минуя длительные и трудоемкие процедуры регистрации и учета.

Отличия Территорий опережающего развития от особенных экономических зон (ОЭЗ) и зон территориального развития (ЗТР) на первый взгляд не очевидны, и по мнению многих экономистов отсутствуют, но все же можно выделить ряд следующих, существенных черт:

1. ТОРы создаются для создания условий комфортного проживания населения наравне с привлечением инвестиций.

2. Для создания ТОР необходим конкретный инвестор, у которого с федеральным органом управления территории есть предварительные договоренности о планируемой экономической деятельности. Инвестор должен представить план об объеме инвестиций и прогнозном количестве вновь создаваемых рабочих местах.

[6].

3. ТОР создается минимум на 70 лет, при этом срок действия может быть продлен на неограниченный период времени, что практически в 1,5 раза превышает срок реализации особых экономических зон и в 6 раз зон территориального развития.

4. ТОР могут создаться в субъекте РФ по заявке его руководства, перечень ЗТР определяется правительством РФ.

5. В ТОРах разрешено вести любую легитимную экономическую деятельность, что значительно отличает ТОРы от ОЭЗ [7].

Согласно постановлению Правительства от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» [5] в Свердловской области создана территория опережающего развития «Краснотурьинск», а именно Индустриальный парк «Богословский».

Учредителями парка выступили Корпорация развития Среднего Урала (официальное лицо правительства Свердловской области», объединённая компания «РУСАЛ» и группа компаний «Энергия».

Причинами создания территории опережающего развития «Краснотурьинск» являлись ряд предпосылок:

1. Краснотурьинск - моногород, экономическое и социально-демографическое развитие которого зависит от градообразующего предприятия.

2. Деятельность градообразующего предприятия, Богословского алюминиевого завода - филиала ОАО «РУСАЛ» за последнее десятилетие привела к тому, что за период с 2010 по 2016 года 2,5 раза увеличился отток трудоспособного населения, уехавшие из городского округа по причине невозможности профильного трудоустройства.

3. Численность населения за период с 2005 года сократилась более чем на 10%.

4. Один из самых высоких показателей среди аналогичных в Свердловской области -уровень зарегистрированной безработицы - 1,94%, присущ городскому округу Краснотурьинск. [3]

5. Удачное географическое расположение, широкая транспортная инфраструктура. Через территорию проходит федеральная трасса, позволяющая связывать Центральную часть России с северными регионами.

ТОР «Краснотурьинск» создаётся в целях содействия развитию городского округа Краснотурьинск путём привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации «Богословский алюминиевый завод» (филиал АО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»).

redactor@ progress-human.com

Определены границы ТОР «Краснотурьинск», виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории, минимальный объём капитальных вложений резидентов и минимальное количество новых постоянных рабочих мест.

Принятое решение позволит создать более 2 тыс. новых рабочих мест, привлечь дополнительные инвестиции, увеличить налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Исходя из вышесказанного, можно считать успешным проект «Краснотурьинск»: территория опережающего развития в случае, если уже к 2020 году можно будет стойко наблюдать тенденцию финансового, экономического, социально-демографического роста Краснотурьинска. Стабилизации ситуации на рынке труда, рост занятости и снижение уровня безработицы и так же рост уровня и качества жизни населения.

Заключение

Создание территорий опережающего развития призвано в первую очередь сделать из региона территорию привлекательную для жизни и бизнеса. Решить вопросы качества и уровня жизни населения, а так же проблемы рынка труда через привлечение серьезных инвесторов с целью создания рабочих мест и ведения прибыльной экономической деятельности. Однако, в центре внимания, согласно закону № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», управляющая компания. Однако со стороны Трудового, Налогового кодексов и других федеральных законодательных актов четко не определены права, гарантии резидентов, осуществляющих деятельность на территории и инвесторов, финансово поддерживающих развитие территории.

Литература:

1. Бухвальд Е.М. Институты развития и формирование инновационной экономики в России // Наука и практика (Журнал РЭУ им. Г.В. Плеханова) 2013. №3 (11). С. 22-34.

2. Жуков И. Территории опережающего развития: четвертая попытка русского Гонконга. РИА «Клуб Регионов» // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.club-rf.ru.

3. Кулькова И.А., Плутова М.И. Взаимосвязь статистических показателей качества жизни и показателей естественного воспроизводства населения муниципальных образований. Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. №3 (65). С. 9299.

redactor@ progress-human.com

4. Особые опережающие зоны территорий // ИА «Восток-Россия». [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://eastrussia.ru/region/5/380.

5. Сайт Правительства России. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://government.ru

6. Свободная энциклопедия «Википедия». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Территория_опережающего_развития.

7. Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО // ТАСС. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://tass.ru/info/2215388http://tass.ru/info/2215388.

8. Glinskiy Vladimir, Serga Lyudmila, Khvan Mariya Assessment of Environmental Parameters Impact on the Level of SustainableDevelopment of Territories 13th Global Conference on Sustainable Manufacturing - Decoupling Growth from Resource Use, Binh Dong New City, Vietnam (Сентябрь 16-18, 2015). Т. - 40, С. - 625-630.

9. Kusis Janis, Kruzmetra Zenija, Bite Dina Strategies of Local Municipalities forSustainable Development of Territory 17th International Scientific Conference on Economic Science for Rural Development, Jelgava, Latvia (Апрель 24-25, 2008) / Economic Science for Rural Development, Вып. - 15, С. - 88-94.

10. Zuindeau Bertrand, Ifresi Clerse Territorial equity and sustainable development, Environmental values, (Май 2007), Т. - 16, Вып. - 2, С. - 253-268.

TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT "KRASNOTURYINSK"

Vyacheslav Kadyrov Mechanic in ООО «Rus-Engineering» Krasnoturyinsk, Russia

Abstract. The article deals with the concept of "territory of advanced development". The principal important difference between the territory of advanced development functioning and the special economic zones and zones of territorial development is revealed. The territories' of advanced development features are also given in the article for solving municipal problems. Based on the analysis of the current situation in the municipal entity Krasnoturyinsk, Sverdlovsk region, the reasons were revealed, which actualized the need to create and implement a federal economic project "Industrial Park "Bogoslovsky" - the territory of advanced development "Krasnoturinsk" The solution of a number of economic problems that are inherent in Krasnoturinsk city in the

redactor@ progress-human.com

context of its socio-economic and demographic situation is envisaged as a result of the effective functioning of the project of the Krasnoturinsk priority development area.

Key words: territory of advanced development; special economic zone; zone of territorial development; mono-city; municipality. JEL Code: 020; 029.

References:

1. Buchwald E.M. Institutes of development and the formation of innovative economy in Russia / / Science and practice (Journal of the Plekhanov Academy of Economics) 2013. № 3 (11), pp. 2234.

2. Zhukov I. Territories of advanced development: the fourth attempt of Russian Hong Kong. RIA «Club of Regions» // [Electronic resource]: - Access mode: http://www.club-rf.ru.

3. Kulkova I.A., Plutova M.I. Interrelation of statistical indicators of quality of life and indicators of natural reproduction of the population of municipalities. Izvestiya Ural State University of Economics. 2016. № 3 (65), pp. 92-99.

4. Special advance zones of territories // IA «Vostok-Russia». [Electronic resource]: - Access mode: http://eastrussia.ru/region/5Z380.

5. The site of the Government of Russia. [Electronic resource]: - Access mode: http://government.ru.

6. Free encyclopedia «Wikipedia». [Electronic resource]: - Access mode: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Travel_beauty_development.

7. Territories of advanced development: 12 special zones in the Far Eastern Federal District // TASS. [Electronic resource]: - Access mode: http://tass.ru/info/2215388http://tass.ru/info/2215388.

8. Glinskiy Vladimir, Serga Lyudmila, Khvan Mariya Assessment of Environmental Parameters Impact on the Level of Sustainable Development of Territories 13th Global Conference on Sustainable Manufacturing - Decoupling Growth from Resource Use, Binh Dong New City, Vietnam (September 16-18, 2015). T. - 40, pp. - 625-630.

9. Kusis Janis, Kruzmetra Zenija, Bite Dina Strategies of Local Municipalities for Sustainable Development of Territory 17th International Scientific Conference on Economic Development for Rural Development, Jelgava, Latvia (April 24-25, 2008) / Economic Science for Rural Development, ISS. - 15, pp. - 88-94.

10. Zuindeau Bertrand, Ifresi Clerse Territorial equity and sustainable development, Environmental values, (May 2007), T. - 16, ISS. - 2, pp. - 253-268.

Contact

Vyacheslav Kadyrov «Rus-Engineering»

4, Oktabrskaya Str., 624440, Krasnoturyinsk, Russia vyacheslav.kadyrov@rusal.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.