Научная статья на тему 'Анализ современных угроз экономической безопасности России'

Анализ современных угроз экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1637
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗА / THREAT / ТРАНСФОРМАЦИЯ УГРОЗ / TRANSFORMATION OF THREATS / УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS / СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ASSURANCE SYSTEM ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лошаков А.С.

В статье анализируются угрозы экономической безопасности России в качестве одного из возможных направлений их трансформации. Есть причины этих угроз. В заключение, заключение о необходимости решения многих фундаментальных и системных проблем, стоящих перед государством, чтобы изменить существующую и формирование новых отношений на угрозы безопасности с целью оптимизации обеспечения экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of modern threats to economic security of Russia

The article analyzes the threats to economic security of Russia as one of the possible directions of their transformation. Are the causes of these threats. In conclusion, the conclusion about the necessity of solving many fundamental and systemic problems facing the state to modify the existing and formation of new attitudes to security threats with the purpose of optimization of maintenance of economic safety of Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ современных угроз экономической безопасности России»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ

А.С. Лошаков,

кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России

Аннотация. В статье анализируются угрозы экономической безопасности России в качестве одного из возможных направлений их трансформации. Есть причины этих угроз. В заключение, заключение о необходимости решения многих фундаментальных и системных проблем, стоящих перед государством, чтобы изменить существующую и формирование новых отношений на угрозы безопасности с целью оптимизации обеспечения экономической безопасности России.

Ключевые слова: угроза, трансформация угроз, угроз экономической безопасности, системой обеспечения экономической безопасности.

THE ANALYSIS OF MODERN THREATS TO ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

A.S. Loshakov,

candidate of economic Sciences, associate Professor, senior lecturer of the Department of economic security and economy Moscow University of the MIA of Russia

Annotation. The article analyzes the threats to economic security of Russia as one of the possible directions of their transformation. Are the causes of these threats. In conclusion, the conclusion about the necessity of solving many fundamental and systemic problems facing the state to modify the existing and formation of new attitudes to security threats with the purpose of optimization of maintenance of economic safety of Russia.

Keywords: the threat, transformation of threats, threats, economic security, assurance system economic security.

Сегодня период кардинальных перемен (технологических и не только) в экономической жизни нашей планеты, период острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции. При этом страны, которые еще вчера казались незыблемыми, начинают отставать (уступать позиции) тем, к кому они еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Это происходит вследствие развития человечества, государств в стратегических направлениях выигрыш от которого получают те, кто научился более эффективно использовать получаемые новые

возможности.

В подобных складывающихся условиях для обеспечения экономической безопасности России важно обеспечить стабильное поступательное развитие экономики страны, максимальную ее защищенность от угроз с поступательным обновлением всех составляющих (от материально-технологической базы до подходов к экономической политике государства).

С целью обеспечения поступательного развития России необходимо противодействие угрозам без-

опасности с минимизациеи их последствии и дальнейшей ликвидацией. Сегодня среди них можно выделить следующие внутренние угрозы1: склонность к застою, неконкурентности элит и высокому уровню коррупции (коррумпированности бюрократии)2, растущее социальное неравенство, угроза бедности (около 10% россиян по-прежнему живут за чертой бедности; граждане заняты на устаревших, неэффективных производствах), слабая судебная система. Кроме этого, деловой климат в стране с низким уровнем инвестиционной привлекательности приводит к оттоку капитала из страны, вызывая ограничение иностранных инвестиций. Масштабная деиндустриализация с потерей качества и упрощением структуры производства (потеря научно-технического и производственного потенциала с сокращением производства и стагнацией аграрного сектора) привела к высокой зависимости от импорта потребительских товаров, сложной продукции и технологий; к зависимости от колебания цен на основные экспортные товары (углеводороды и др. сырьевые товары), т.е. к зависимости от факторов, которые не контролирует или слабо контролирует государство и отечественные товаропроизводители. Таким образом, на данный момент российская экономическая модель основана на экспорте углеводородов и импорте оборудования и предметов потребления с туманным наукоемким и высокотехнологичным будущим. Необходимо обновление и отказ от ресурсной модели.

Существующая «стабильность» в нашей стране превращает ее в «придаток» развитых стран (потеря России экономической самостоятельности с зависимостью от иностранных государств). И в этих условиях страшна необратимая потеря времени, хорошие годы уходят при опаздывающей модернизации. В стране за всю постсоветскую историю крайне сложно найти проекты которыми мы могли бы гордится, проекты которые показывали бы наше опережающее другие страны технологическое развитие.

Ситуацию усложняет рост разрыва между властью и обществом. Так существует проблема политической стабильности в России (уличные акции в связи с неприятием итогов выборов), активна оппозиция (деятельность которой своеобразный индикатор угроз общества и государства), создавая опасность для государственной власти, что соизмеримо с событиями начала 90-х прошлого века (общество стало идеологически подвижно и активно по вопросам одобрения действий власти,

часть общества с протестом встретила результаты парламентских выборов, не смогла стерпеть фальсификацию на них). Поменялась стратегия власти. «Раньше она просто наблюдала за протестами, а потом начала действовать: были внесены изменения в законы, которые оппозиция восприняла как репрессивные, появились уголовные дела против оппозиционеров и вот теперь — арестованные. Власть выбрала именно такой сценарий частично из-за желания сузить законодательное пространство для такого рода протестов»3.

Причинами данных угроз отчасти являются противоречия между людьми, классами общества и странами возникающие при их взаимодействии: неравенство распределения богатства4, слабость общественного контроля за государственной властью, неразвитость гражданского общества, чрезмерные социальные (увеличенные расходы вследствие политической конъюнктурой накануне предполагаемой новой волны обострения финансового кризиса вызываемой экономическими неурядицами) и оборонные обязательства (Российская Федерация — государство с ослабленным по сравнению с Советским Союзом оборонным потенциалом, поэтому осуществляется модернизация вооруженных сил с укомплектование современным вооружением и военной техникой с целью повышения защищенности страны, сохранения и поддержания военного потенциала). Отметим, что военные расходы часть внешних угроз снять не могут, но при этом ослабляют российскую экономику, что существенно влияет на всю экономическую политику государства. Экономически слабое государство не может поддерживать и модернизировать свои вооруженные силы, отвечая на новые вызовы и угрозы. Сегодня в мире тенденция укрепления систем безопасности на милитаристской основе с использованием военной силы при решении сложных проблем.

Наша страна постоянно подвергается внутренним (кратко рассмотрены выше) и внешним угрозам (зависимость от мировой экономики, территориальные притязания, развертывания системы ПРО, поток контрабанды, наркотрафик и неквалифицированные мигранты). Ситуация с внешними угрозами неоднозначная, поэтому остановимся на них подробнее.

Деятельность НАТО в качестве «гаранта безопасности» Европы представляет для нас угрозу безопасности (ущерб национальным интересам России приносит расширения «зоны ответственности» блока на Восток, что создают предпосылки

24

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2014

к стратегической нестабильности). Также, от Запада исходит реальная опасность сегодняшнему режиму: Западом финансируются ряд неправительственных организаций и программ развития демократии.5 Деятельность которых ослабляет, разрушает страну, подталкивает оппозицию к радикальным требованиям.

По ряду вопросов национальные интересы России расходились с интересами США (система ПРО, ядерная программа Ирана или направления прохождения газопроводов). Каждая страна отстаивает свои национальные интересы и это должно пониматься правильно, не вызывая неприятия.

Для нашей страны, которая тысячелетие строилась вокруг главной национальной идеи — обороны от внешнего врага, сложилась уникальная ситуация: ей никто явно не угрожает. Это непривычно и подспудно воспринимается как вызов национальной идентичности. Внешние угрозы пытаются выдумать. Что становится все труднее.5 Потому что новых угроз как таковых не возникает. Для того, чтобы в этом подробнее разобраться остановимся подробнее на соотношении категорий «угроза» и «опасность».

Угроза безопасности — это непосредственная опасность (крайняя степень опасности), готовность к действию причиняющему тот или иной ущерб в силу крайнего обострения противоречий с целью их разрешения и получения при этом односторонних преимуществ.

Опасность это зарождение, возникновение и развитие противоречий, когда для формирования реальной угрозы не хватает ряда условий (факторов), т.е. при этом отсутствуют намерения или возможность для ее осуществления.

Перечисленные в статье угрозы безопасности реально или потенциально существуют, при этом часть из них являются опасностями, но мы по-прежнему их до сих пор считаем угрозами. И выстраиваем систему мер по противодействию этим угрозам с не достаточно эффективным использованием ресурсов.

Происходит трансформация угроз безопасности (и то что раньше воспринималось как реальная угроза со временем в силу ряда причин становится опасностью и наоборот), при этом снижение угрозы влечет за собой рост опасности (при снижении уровня угрозы сама угроза трансформируется приводя к вероятному росту количества опасностей), т.е. угроза снижается — опасность возрастает и здесь видно отношение прямой зависимости. Вну-

тренние угрозы делают страну более уязвимой для внешних угроз: ведь не справляясь с внутренними угрозами, государство становится «слабым», лишается возможности проводить активную политику, защищая свои интересы. Требуется решение многих фундаментальных, системных задач, важно изменить само государство, исполнительную и судебную власть в стране. Поэтому необходимо изменение существующих и формирование новых взглядов на угрозы безопасности, что позволит более выверено настроить систему обеспечения экономической безопасности России.

1 Отметим что снизился за последние десятилетия уровень следующих угроз: вероятность гражданской войны, угроза терроризма, территориальной целостности страны, снизились центробежные тенденции субъектов Российской Федерации, угроза национализма, национального и регионального сепаратизма.

2 Системная коррупцией — основная причина сверхвысокого неравенства в обществе, превратилась в главный фактор замедления и деформации развития организаций, экономики страны, деградации общества и общественной морали.

3 Письменная Е., Железнова М. Интервью — Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив Vedomosti. ги 06.11.2012 http://www.vedomosti.ru/library/news/5739321/ vsyo_v_rukah_vlasti_aleksej_kudrin_predsedatel_komiteta(дата обращения 14.11.2012).

4 Гуриев С., Цывинский О.: Россия — лидер по неравенству распределения богатства Vedomosti.ru 06.11.2012 // http://www. vedomosti.ru/opinion/news/5739241/pervaya_sredi_neravnyh (дата обращения 14.11.2012).

5 Например, замгоссекретаря по вопросам Европы и Евразии Ф. Гордон проинформировал 15.0.2012 в ходе выступления в Вашингтоне: «Права человека и поддержка демократии остаются в числе направлений нашей работы. После прихода в Белый дом Барака Обамы в 2009 году, мы (администрация США) потратили на поддержку демократии и обеспечения прав человека в РФ $200 млн. Соединенные Штаты продолжат финансировать российские неправительственные ор-ганизации.» // http://news.mail. ru/politics/8364103/?frommail=1 (дата обращения 15.03.2012)

6 С. Караганов Консервативная модернизация: России снова везет // «Ведомости» от 22.02.2012, №32 (3046)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.