Научная статья на тему 'Анализ современных методов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений'

Анализ современных методов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2996
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПАМЯТЬ / LECTURE / INFORMATION / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Студеникина Юлия Игоревна

Приведен обобщенный анализ современных методов и видов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений. Представлена спецификация восприятия информации по видам психологических особенностей памяти слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis Of Modern Methods Of Lecture Material Presentation For Students Of Higher Educational Institutions

Generalized analysis on modern methods of lecturing university students is presented. Specifications of information perception by different psychological types of students’ memory is given.

Текст научной работы на тему «Анализ современных методов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений»

Студеникина Ю.И. Анализ современных методов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/252-00079. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147

Студеникина Юлия Игоревна

Старший преподаватель

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск

yui. [email protected]

Анализ современных методов подачи лекционного материала студентам высших

учебных заведений

Аннотация: Приведен обобщенный анализ современных методов и видов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений. Представлена спецификация восприятия информации по видам психологических особенностей памяти слушателей.

Ключевые слова: лекция, информация, память

В условиях современного стремительного развития информационных технологий, коммуникативного общения, происходит смена социальных ценностей. Научно-технический прогресс все больше становится средством такого уровня производства, который в большей мере способен отвечать современным потребностям человека, его духовного, интеллектуального, личностного развития. В связи с этим ежедневно меняется ситуация в подготовке специалистов разного уровня. Видоизменяется стратегия и тактика обучения в высшем учебном заведении. Главными характеристиками выпускника являются его компетентность, мобильность и способность в экстремальных условиях воспользоваться навыками и умениями, приобретенными в процессе обучения. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения[ 1,1-2]

Лекция это один из основных и самых древних способов публичной словесной подачи материала слушателям. Это разновидность групповых учебных занятий по лекционно-семинарской системе обучения, главным образом, в высшей школе. Суть этого вида общения сводится к непрерывной мыслительной деятельности аудитории. Восприятие информации, ее анализ и составление краткого конспекта лекции. Конспект лекции -является продуктом мышления слушателя и, соответственно, результатом его усвоения или не усвоения предложенной информации в лекции.

В современной методико-педагогической практике специалисты выделяют следующие виды работы с аудиторией.

Традиционная лекция в высшем учебном заведении в простом ее варианте - это монолог, последовательное изложение курса. При этом каждый педагог, используя свои навыки, умения и способы работы со слушателями, подавая материалы курса.

Существуют и нетрадиционные способы проведения лекций. Ученые выделяют следующие.

Так, например, проблемная лекция заключается в том, что в самом начале преподаватель ставит перед аудиторией вопросы, предлагает проблемные ситуации, связанные с материалами учебного курса. По ходу изложения лекции работает со слушателями. Использует методики включения аудитории в работу над поставленными вопросами. Ведет "живой диалог" со студентами, к завершению лекции, аудитория в ходе совместного творчества с преподавателем отвечают на поставленные вопросы и делают соответствующие выводы. При проведении лекции проблемного характера студенты приближаются к поисково-исследовательской деятельности. При этом формируется мыслительная и познавательная активность аудитории.

Лекция с запланированными ошибками или лекция - провокация. На такой лекции особое место занимает умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. После объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т.д. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Лекцию-провокацию лучше всего проводить в аудитории с одинаковым уровнем подготовки студентов по изучаемой теме. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции - 7-9. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Для этого преподаватель оставляет 10-15 минут (время зависит от общей продолжительности лекции и сложности темы). Исходная ситуация создает условия, как бы вынуждающие слушателей к активности: надо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя: могу ли я это сделать? Все это создает мотив, активизирующий психическую деятельность слушателя. После вводной информации преподаватель читает лекцию на объявленную тему. Вполне возможно, что в конце, когда проводится анализ ошибок, слушатели найдут их больше, чем было запланировано. Преподаватель должен это честно признать (а подтверждением будет перечень ошибок). Однако искусство преподавателя заключается в том, что он и эти незапланированные ошибки использует для реализации целей обучения. Поведение слушателей характеризуется двупланностью: с одной стороны, восприятие и осмысление учебной информации, а с другой - своеобразная "игра" с преподавателем. Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию. В конце лекции 10-15 минут отводится на разбор ошибок. Естественно, что такая лекция должна проводиться в завершение темы и содержать обзор уже знакомого слушателям материала [2, 3-4].

Лекция пресс-конференция также относится к нетрадиционной форме подачи лекционного материала. Методика этого вида работы с аудиторией сводится к следующему. Преподаватель в начале лекции предлагает слушателям подготовить вопросы по текущей теме, корректируя их пределы и заданное направление. На это предлагается от 3 до 5 минут. Затем их собирает, сортирует по смысловой нагрузке в течении 4-5 минут. В последующем, излагает тему курса, опираясь на заданные вопросы. В завершении лекции, если остается время, и, преподаватель считает нужным, то дает ответы на те вопросы, которые были заданы аудиторией, но косвенно относятся к теме лекции. Подобный вид лекций разумно использовать в завершении раздела или целого курса, когда у аудитории есть основная информация по предоставленной теме.

Лекция - беседа или "диалог с аудиторией" носит нетрадиционный характер. Это самый распространенный и сравнительно простой способ вовлечения слушателей в рабочий

процесс. Преподаватель весь курс активно вовлекает студентов, задавая наводящие вопросы, опираясь на интересы аудитории, информированность по тематике курса, бытовых и жизненных ситуаций. При этом, на некоторые вопросы, лектор дает возможность ответить слушателям. Этот способ подачи материала дает возможность держать аудиторию на максимальной концентрации внимания и постоянной активации мозговой деятельности. Подобную форму возможно проводить и на первых, водных лекциях освоения курса.

Лекция - дискуссия похожа по своей конструкции на лекцию-диалог. Особенность лишь в том, что студенты при использовании этой методики, становятся полноценными оппонентами лектора. Глубина и качество задаваемых вопросов, а так же постановка проблематики темы, в данном случае напрямую должно зависеть от информированности студентов по курсу. Эффект от этого способа лекции достигается лишь при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом управлении ее преподавателем.

Лекция с разбором конкретных ситуаций очень похожа на лекцию-дискуссию, отличие заключается в том, что преподаватель не ставит вопросы, не задает наводящие, а предлагает конкретную ситуацию, которую в течении изложения материала, и, опираясь на уже имеющиеся знания, слушатели должны разобрать. Подобный метод обучения может быть использован на разных этапах освоения курса аудиторией.

Нередко педагоги используют лекцию вдвоем. В этой лекции учебный материал подается аудитории в виде конструктивного живого диалога двух или более преподавателей. Здесь могут моделироваться профессиональные ситуации обсуждения как теоретических так и практических вопросов со разных позиций, разными специалистами, например теоретиком и практиком, представителями двух точек зрения и так далее. В ходе подобной формы подачи учебного курса слушатели невольно вовлекаются в дебаты со стороны лекторов. Сравнивая разные точки зрения, подходы или, сопоставляя теорию и практику, студентам предлагается сделать выводы.

Нами представлены лишь некоторые способы проведения лекций. Существуют и иные, более сложные методики с использованием дополнительных средств визуализации.

Каждый преподаватель в своей работе использует свою, подходящую к предложенному курсу и соответствующую его профессиональному опыту методику проведения лекций. Как правило, почти все дисциплины имеют хорошие сопроводительные учебники или учебные пособия. Преподаватель в роли лектора дает лишь свою авторскую интерпретацию курса. Но только от лектора и только от него зависит интерес аудитории, качество усвоенного материала.

В современных условиях развития системы высшего образования появляются новые требования к личности педагога, но, в большей степени, меняются подходы к подаче материала. Они упрощаются, делаются доступными для визуального восприятия, превращаясь в готовые конспекты, презентации, фильмы. Появляются новые формы обучения - дистанционные. Поощряются при выставлении рейтинга педагога не суть информации в курсе, не качество подготовки лектора, а наглядность, использование современных технологий при проведении лекций. Оптимизация - один из лозунгов современности практически во всех направления государственной деятельности, в том числе и в направлении изменений высшего образования. Конечно меняются поколения, подходы, скорость и объемы информации, но не меняется суть образовательного процесса. Получение совершенно новых знаний и навыков по выбранной обучающимся специальности, профессии. Способность ими в полной мере воспользоваться на практике. Возможность реализоваться как специалист в своей области - это основа любого образования.

Научно подтвержден тот факт что, все люди по разному способны воспринимать лекционный материал. Аудиалы - это та часть аудитории, которые являются активными слушателями. Их способность запоминать связана напрямую с услышанным.Они легко воспроизводят на память всю речь лектора. Количество от общего числа составляет примерно 10%. Далее идет та категория слушателей, для которых проще всего запомнить

увиденное. Схемы, таблицы, презентации, плакаты - это то, что помогает им запомнить материал лекции. Это визуалы, их около 30%. Большинство - не мене 40 % - это кинестетики. Их способность запоминать новое связана с двигательными и тактильными процессами организма. Так называемая моторная память, та память которая напрямую зависит от записанного на бумаге ручкой. Движения рукой, выписывающей буквы - слова, на уровне инстинктов закреплены в человеческом сознании с момента появления первых основ письменности на земле. Остальные слушатели аудитории - это смешанные группы, у которых те или иные способности запоминать присутствуют в разных пропорциях. К сожалению, человеческий организм не совсем поспевает за такими серьезными изменениями в цивилизации за последние сто лет. До сих пор способность запоминать новое строится по тем принципам, которые мы описали выше. Невозможно клавиатурой, стилусом, движениями рукой по экрану смартфона - заменить простые движения ручкой на бумаге, ту пресловутую связь активности головного мозга и тактильных движений. Если сравнить качество и объем полученной информации при просмотре презентации, лекции в схемах, дистанционной методикой по освоению курса, с качественной и продуманной, но самой традиционной лекцией опытного педагога, в ходе которой лектор направляет слушателей на составление самостоятельного конспекта полученной информации, то мы думаем последний вариант выиграет в этом споре. Ведь уже в ходе работы с аудиторией включается помимо навыков запоминания еще и аналитическая работа студентов. Они под внимательным наставлением преподавателя самостоятельно полученную информацию трансформируют в нужную и важную для запоминания и соответственно ее осваивают.

Пресловутая оптимизация процесса получения высшего образования должна учитывать и психофизиологические особенности в способности людей по освоению новых знаний и приобретению новых навыков.

Ссылки на источники:

1. М.И.КириковаСовременные методы обучения в ВУЗе./М.И. Кирякова,// «Социосфера», 2012 Материалы научно-практической конференции, Москва 2012

2. Г.А. Аронова Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам 2008 , Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2008

Yuliya Studenikina

Senior Instructor

FSBEI HO Omsk SA U, Omsk

Analysis Of Modern Methods Of Lecture Material Presentation For Students Of Higher

Educational Institutions.

Summary: Generalized analysis on modern methods of lecturing university students is presented. Specifications of information perception by different psychological types of students' memory is given.

Keywords: lecture, information, memory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.