УЧЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕСУРСА ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗНАНИЙ
В.И. Колесов, кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. А.Н. Смолонская, кандидат педагогических наук, доцент. Костромской государственный университет
Статья посвящена особенностям применения психолого-педагогических аспектов использования ресурса внимания обучающихся как средства повышения эффективности лекционных занятий. Выявлены организационные ошибки, затрудняющие процесс усвоения информации студентами на лекции, представлены возможности их преодоления. Сформулированы логически обоснованные выводы, отмечающие потребность учета базовых принципов психологии внимания в целях повышения продуктивности и эффективности подачи лекционного материала.
Ключевые слова: внимание, лекция, мультимедийная презентация, психология внимания
THE CONSIDERATION OF THE PSYCHLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE STUDENTS 'ATTENTION RESOURCE USING AS A WAY OF THE LECTURE CLASSES' EFFECTIVENESS INEREASING
V.I. Kolesov. Saint-Petersburg university of management technologies and economic. A.N. Smolonskaia. Kostroma state university
The article is devoted to the particular properties of the psychological and pedagogical aspects of the students' attention resource using as a way of the lecture classes effectiveness' increasing. There are organizational errors that impede the information's adoption process of the students at the lecture are revealed, and the opportunities for overcoming them are presented. Logically reasonable conclusions which mark the need to take into account the basic principles of the attention psychology in order to increase the productivity and effectiveness of the presentation of lecture material are formulated.
Keywords: attention, lecture, multimedia presentation, attention psychology
Внимание выступает объектом интереса во многих сферах человеческой жизни: в коммерции продавец пытается максимально привлечь покупателя, во взаимных отношениях партнеры по общению стараются выставить себя на передний план в глазах собеседника в максимально позитивном свете. Образование также не является исключением. Помимо выполнения первостепенной задачи обучения и воспитания (передачи знаний, умений, навыков) в данной сфере немаловажным фактором выступает непосредственно эффективность трансляции информации: с одной стороны, доступность изложения материала, а с другой, непосредственно способность привлечь внимание обучающегося.
Широкий интерес к «вниманию» как объекту изучения и, одновременно, средству достижения желаемого результата не влияет на основные механизмы существования и раскрытия данного феномена, поскольку он подчиняется одним и тем же законам психологии. «Психология - это наука, целью которой является изучение механизмов
функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания» [1].
Психология внимания - является одним из разделов психологической науки, уже долгое время представляющим особый интерес для сферы бизнеса, эффективно внедряющей особенности восприятия человеком информации для получения прибыли. Данный аспект позволяет рассмотреть возможность применения наработок данной дисциплины в рамках педагогики. Однако особенностью педагогического процесса, в отличие от сферы коммерции, является разница в продолжительности привлечения внимания объекта воздействия: в бизнесе необходимо привлечь внимание покупателя за максимально короткое время лаконичной по содержанию информацией. В то же время взаимодействие с обучающимся выстраивается на длительной основе и при этом базируется на субъект-субъектных отношениях. То есть, итог работы педагога (сформированные знания, умения и навыки) напрямую зависит от способности овладевать, поддерживать и контролировать внимание подопечных, что вызывает особый интерес у теоретиков и педагогов-практиков при разработке педагогических методик, призванных стимулировать мотивацию обучающегося. В связи с этим можно безусловно говорить об актуальности данной проблемы.
На сегодняшний день постоянно происходит пополнение методических комплексов в организациях высшего образования: в частности применение «деловых игр», «нейролингвистического программирования», «мозгового штурма», методики «портфолио», «дистанционного обучения» и т. п. Однако на фоне перечисленных нововведений среднестатистическая эффективность лекционных занятий не превышает 10 %, которая рассчитывается как доля усвоенной слушателями информации [2]. Данный факт позволяет констатировать, что овладение вниманием обучающихся и его последующее стимулирование возможно лишь в течение 12 мин.
Стоит отметить, что проблеме увеличения эффективности лекционного занятия как форме организации учебного процесса посвящено значительное количество работ. Однако качественный анализ демонстрирует отсутствие учета аспекта психологии внимания студентов, что позволяет сформулировать цель данной статьи: анализ организации лекции с точки зрения психологии внимания.
Стоит отметить, что лекционное занятие является одной из древнейших форм организации учебного процесса и во многом сохраняет многие консервативные и архаичные элементы. При этом его доля в учебных планах различных направлений подготовки в образовательных организациях высшего образования варьируется от 20 % до 50 % всех аудиторных часов. Содержание представляемого материала базируется на наработках и многочисленных трудах ученых-предшественников и отрабатывалось, а также показало свое высокое качество за многие годы. В частности, дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» показала свою значимость при подготовке значительного числа профессионалов, работающих с детьми и подростками в условиях инклюзивного образования. Таким образом, приходится признать, что ответственность за низкую эффективность восприятия лекций современными обучающимися лежит, по убеждению авторов, на преподавателях.
Существует предубеждение, что психология - это тонкая наука и отдаленная от практического применения. В то же время объективный взгляд демонстрирует широкое прикладное значение данной дисциплины, однако зачастую многие выпускники не обладают всей полнотой необходимых знаний, что отражается на степени качества оказания услуг клиенту, обращающемуся к конкретному специалисту. Ретроспектива подобных случаев показывает, что за период обучения студент способен воспринять лекционный материал вне зависимости от его подачи, поскольку информация зачастую дублируется в рамках практических занятий и в ходе самостоятельной подготовки, что позволяет благополучно сдать зачет или экзамен. Однако с течением времени обучающийся теряет из памяти «усвоенные» знания и по окончании образовательной организации, в большинстве случаев,
практически полностью забывает их. При этом современная тенденция уменьшения часов лекционных занятий в учебных планах в пользу самостоятельной работы усугубляет данную ситуацию.
Таким образом, стратегическая задача преподавателя, выступающего с лекцией, завладеть вниманием аудитории, поддерживать и контролировать его во время всего занятия. Отсюда возникает закономерный вопрос - чем это может быть обеспечено? Под вниманием понимается сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. То есть, механизм внимания активируется через открытие, выделение какого-либо объекта окружающей действительности для себя и перерастает в концентрацию на нем в течение какого-то времени. Выделение конкретного объекта из массы других возможно благодаря избирательности внимания: интерес к одному - это одновременно игнорирование остального.
Данное свойство человеческой психики базируется на физиологической основе: активации доминантного (преобладающего) очага возбуждения в коре головного мозга и торможения других участков, что порождает условия для устранения и/или ослабления воздействия посторонних раздражителей, поскольку сигналы, вызываемые ими, идут на «заторможенные» участки коры головного мозга [3].
Помимо указанного выше психофизиологического аспекта, выступающему с лекцией преподавателю необходимо учитывать психологические особенности восприятия аудитории, перед которой он делает доклад, а также двусторонний характер данной коммуникации. Отмеченное обстоятельство предполагает взаимодействие лектора и учебной группы, что наиболее полно реализуется в рамках интерактивных лекций. При этом стоит учитывать, что обе стороны направлены на максимальное удовлетворение своих ожиданий от конкретного занятия: студент заинтересован в получении информации, преподаватель в ее максимальной передаче. Однако несмотря на ясность целей и внешнюю простоту процесса, зачастую возникает барьер, вызванный тем, что большинство лекторов не используют в полной мере ресурс внимания и не учитывают особенности как конкретных студентов, так и направлений подготовки в целом.
Неотъемлемой частью современного лекционного курса любой дисциплины является мультимедийная демонстрация его содержания. При этом докладчик имеет возможность предложить максимальный объем материала в графической форме, а число слайдов в конкретной презентации может достигать 150-200.
С одной стороны, данный факт является бесспорным плюсом как для студента, имеющего возможность отметить в своих записях практически всю представленную информацию, так и для преподавателя, который может свести свое выступление к комментированию конкретного слайда. Однако данная ситуация приводит к тому, что в итоге обучающийся получает не конспект лекционного материала, а всего лишь обрывочные записи с просмотренной презентации. Следствием отмеченного факта является то, что студент не способен впоследствии рассуждать на конкретную тему прослушанного материала в виду того, что большую часть продолжительности лекции был занят механическим переписыванием. В подобной ситуации становится непонятной роль преподавателя, поскольку указанного итога можно было достичь и без его участия. Следующим негативным аспектом является ситуация проверки усвоенных знаний, когда лектор не видит желаемого результата в виде умения студентом пользоваться прослушанной информацией.
Таким образом, преподаватель сам создает ситуацию, когда студенты вынуждены постоянно переключать «непроизвольное внимание» с презентации на комментарии докладчика. При этом информация, проговариваемая лектором, автоматически воспринимается как менее значимая, в отличие от представленной на слайдах, а, значит, ее полное усвоение расценивается нецелесообразным. То есть, внимание студента в данный момент становится «произвольным».
Существует популярный прием, когда лектор, знакомый с феноменом внимания, старается делать продолжительные паузы в промежутках между демонстрацией слайдов и тем самым пытается расставить акценты при помощи различных вербальных и невербальных способов коммуникации. Однако зачастую данные действия не достигают желаемого результата, поскольку в предоставленное время студенты заняты осмысливанием законспектированного материала.
Отметим, что в большинстве случаев лекционный материал стандартной университетской дисциплины, и в частности «Основ специальной педагогики и психологии», изобилует значительным количеством малоиспользуемых в обычной жизни терминов, множество которых иностранного происхождения (тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, аутизм и др.) - прежде всего, греческого и латинского. При этом объем информации вынуждает докладчика изначально задавать высокую скорость смены слайдов, что вносит элемент хаотичности в процесс усвоения материала слушателями и следствием чего закономерной становится ситуация, когда студенты просят снизить темп повествования либо отдельно проговаривать и объяснять часть материала [4].
Детально данный аспект выглядит следующим образом: 90 слайдов в расчете на 90 мин. На многих из них имеются новые, незнакомые ранее аудитории термины, которые и приковывают внимание, так как выступают наиболее сильным раздражителем. Вследствие указанного обстоятельства срабатывает «ориентировочный рефлекс», охарактеризованный И.П. Павловым вопросом «что такое?», заставляющий конкретного слушателя искать объяснение, толкование - в данном случае, наиболее удобными из которых являются комментарии лектора. С одной стороны, появляется предпосылка для использования ресурса внимания студента, которую можно использовать, но на практике докладчик продолжает давать новую информацию, а заинтересованность студента остается неудовлетворенной. При этом зачатую каждый новый материал базируется на уже упомянутом, но с учетом описываемых в данный момент явлений, происходит ситуация, когда преподаватель строит весь материал на шаткой основе. В результате, к концу лекции многие студенты практически не понимают суть рассматриваемых вопросов, поскольку изначально не получили подробного и доступного объяснения нескольких непонятных им терминов. В большинстве случаев аудитория перестает пытаться усвоить материал и переходит к техническому конспектированию, а также к более интересующим их темам, не связанных с темой занятия.
Подобная ситуация «педагогической недоработки» зачастую вызвана психологическими особенностями выступающего с лекцией преподавателя: в качестве распространенного явления выступает неумение выказывать эмпатию, ставить себя на место студента. С одной стороны, педагоги привыкли общаться в среде профессионалов, где употребление узкоспециализированных терминов является уместным и понятным, а с другой, многие преподаватели неосознанно или сознательно стараются прибегать к ним в коммуникации с неподготовленной аудиторией. При этом незнание смысла того или иного термина собеседником рассматривается как факт собственного интеллектуального доминирования. Со временем данная особенность входит в привычку, последовательно перерастая в манеру общения, которая постепенно становится стилем жизни, определяющим сознание личности, которое, в свою очередь, руководит поступками человека. Отмеченное явление имеет тенденцию к самовоспроизводимости: одно поколение преподавателей готовит следующее по собственным меркам и стандартам, которое в будущем будет повторять клише, заложенные своими учителями.
Рассмотрим варианты решения обозначенной проблемы. Во-первых, лекционный материал, представленный только в рамках презентации, не является лекцией как таковой. В свою очередь, необходимость наличия конспекта не теряется, однако требуется пересмотр самой ситуации его ведения: целесообразным выступает предоставление возможности предварительного ознакомления студента с ним - в частности, с использованием электронной версии конспекта и его мультимедийного сопровождения на сайте кафедры.
Данное обстоятельство позволяет повысить продуктивность лекции на 30 %, поскольку аудитория не занята машинальным записыванием, а ведет диалог с преподавателем в интерактивной форме. Стоит констатировать, что в данном случае изменяется отношение студентов к самой лекции, что проявляется через конструктивно активное поведение: увеличивается число уточняющих вопросов, стандартной становится ситуация дискуссии.
Также, стоит отметить, что современные обучающиеся не просто живут в век информационных технологий, но являются их активными пользователями. В связи с этим на сегодняшний день наличие напечатанной книги или рукописного конспекта как носителя информации рассматривается либо как анахронизм, либо как, своего рода, модная тенденция [5]. Наличие учебных пособий на цифровых устройствах (электронный текст, фотографии, видео, диктофон) стало неотъемлемым атрибутом современного студента и, как показывает практика, данное обстоятельство не снижает эффективность учебного процесса на лекционных занятиях.
Объяснение незнакомых ранее понятий требует нестандартного подхода, учитывающего интервал отдыха и осознания, поскольку каждая новая информация, которую необходимо осмыслить, требует «сконцентрированного внимания», а в последующем -промежуток перед продолжением знакомства с новыми материалами. «В этот интервал никакая новая информация восприниматься не будет, поэтому периоды подачи новой информации необходимо перемежать с подачей уже знакомой ранее» [6]. При этом особенностью подачи содержания лекции должна стать также ее логическая взаимосвязанность, когда незнакомый факт вытекает из ранее усвоенного, будучи «освеженным» для студента. В случае невыполнимости данного условия, необходимо создание ситуации, когда у обучающегося возникает вопрос, удовлетворение ответа на который способен предоставить новый материал. Отмеченная особенность способствует индукции внимания, чему в психологии дано название «послепроизволъное внимание», возникающее на основе интереса к итогам деятельности. В этом процессе значимую роль играет харизматичность и яркость педагога как личности, способного «заразить» слушателей собственным энтузиазмом.
Отметим, что простого наличия мультимедийного оборудования недостаточно, поскольку от лектора требуется не только ответственный подход при подборе материала, но и умение его грамотно представлять и выстраивать в рамках презентации: имеют значение цвет слайдов и текста, контрастность и яркость цветовой палитры, размер шрифта и его стиль, наличие анимации и качественных иллюстраций, звуковое сопровождение, освещенность аудитории. Имеет смысл сознательное ограничение количества слайдов до 30-40 с чередованием уже усвоенной и совершенно новой информацией.
Основываясь на свойствах работы человеческой психики, необходимо учитывать непродуктивность простого чередования слайдов презентации с небольшими комментариями, поскольку данный прием не способен сконцентрировать внимание слушателей на длительное время. Отчасти, подобную проблему возможно преодолеть благодаря частому переключению внимания, что базируется на методике К. Станиславского, выделявшего три круга внимания (малый, средний и большой), где происходит постепенный переход с одного на другой. Применимо к лекции малый круг внимания организуется путем выделения отдельного фрагмента слайда указателем или анимацией; средний круг -включением мультимедийного проигрывателя, когда аудитория неожиданно для себя концентрируется на звуковом и видео ряде; большой круг - допустимо реализовать благодаря выключению проектора и выдвижению на первый план фигуры преподавателя.
Необходима постоянная смена подачи материала. Усвоение навыков работы в условиях инклюзивного подхода в образовании требует знания специфических проявлений различных категорий лиц с ограниченными возможностями, чему способствует подготовка демонстрационного материала, в котором студент может проследить за жизненными ситуациями конкретных героев. В частности, допустим просмотр ярко выраженных нарушений в произведениях киноискусства, литературы, изобразительного искусства. Так,
небольшие эпизоды из художественных фильмов «Король говорит» (2010 г., реж. Т. Хупер, актер К. Ферт) и «Человек дождя» (1988 г., реж. Б. Левинсон, актер Д. Хоффман) реалистично показывают внешние признаки речевой патологии (заикание) и аутизма. Данные формы работы вызывают живой интерес у студентов и желание самостоятельно и с наибольшей отдачей освоить материал лекции.
Таким образом, учет психолого-педагогических аспектов использования ресурса внимания обучающихся как средство повышения эффективности лекционных занятий должен строиться на содержательном анализе организации лекционного занятия с позиций принципов функционирования человеческой психики, особенностей конкретной аудитории и отдельных слушателей, умения педагога проявлять харизму и эмпатию, подбирать и преподносить материал лекции.
Литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
2. Денисова В.Ю., Карлаш А.Е., Денисова В.В. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 434-437.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: АСТ/Астрель, 2008.
704 с.
4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М.: ИЦ «Академия», 2010. 400 с.
5. Евстигнеева Н.А. Электронный конспект лекций как средство педагогического процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-12. С. 163-165.
6. Макарова Н.Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 6. С. 76-80.
References
1. Maklakov A.G. General psychology: the textbook for higher education institutions. SPb.: Piter, 2004. 592 p.
2. Denisova V.Yu., Karlash A.E., Denisova V.V. A lecture as the main form of the organization of training at the higher school // International log of the experimental education. 2015. No. 4. P. 434-437.
3. Gippenreyter Yu.B., Romanov V.Ya. Psychology of attention. M.: Nuclear heating plant / Astrel, 2008. 704 p.
4. Special pedagogics: studies. the manual for student. высш. studies. institutions / L.I. Aksenova [etc.]; under the editorship of N.M. Nazarova. M.: ITs «Academy», 2010. 400 p.
5. Yevstigneyeva N.A. Electronic abstract of lectures as means of pedagogical process // International log of applied and basic researches. 2013. No. 11-12. P. 163-165.
6. Makarova N.G. A research at students of properties of attention: stability, concentration, distribution // Basic and applied researches: problems and results. 2013. No. 6. P. 76-80.