Научная статья на тему 'Наука, искусство, магия и все это о чтении лекций'

Наука, искусство, магия и все это о чтении лекций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕ СКОЕ МАСТЕРСТВО / СТРУКТУРА / КРИТЕРИИ / ИНФОР МАТИВНОСТЬ / НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АУДИТОРИЯ / LECTURE / PEDAGOGICAL SKILLS / STRUCTURE / CRITERIA / INFORMATIONAL CONTENT / EVIDENT TUTORIALS / AUDIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандель Борис Рувимович

Статья посвящена проблемам чтения и подготовки лекций в высших учебных заве дениях, принципам их подготовки и оценива нию. Поднимаются вопросы педагогического мастерства преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science, art, magic and it''s all about the lectures

The article is devoted to consideration of problems of reading and preparation of lectures in higher educational institutions, to the principles of their preparation and estimation. Questions of pedagogical skills of teachers are considered.

Текст научной работы на тему «Наука, искусство, магия и все это о чтении лекций»

3. Деменкова Л. Г. Профессионально- и личностно-ориентированное обучение химии // Потенциал современной науки. — 2014. — № 1. — С. 107 - 111.

4. Полицинский Е. В. Реализация деятельностного подхода в процессе обучения школьников решению физических задач // Вестник ТГПУ. Серия: Естественные и точные науки. — 2006. — Вып. 6 (57). — С. 164 - 168.

5. Abootorabi R. How I could improve academic motivation of my students in an industrial high school? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2011. — № 15. — Р. 571 - 575.

6. Pedditzi M. L., Spigno М. Motivation to learn: a research on university student // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2012. — № 69. — Р. 1198 - 1207.

7. Lattery M. J. Signature pedagogies in introductory physics. Exploring signature pedagogies: approaches to teaching disciplinary habits of mind / edited by R. A. R. Gurung, N. L. Chick and A. Haynie; foreword by T. Ciccone. — 1st ed. — Р. 280 - 295.

8. Camp M. E., Middendorf J., Sullivan C. S. Using Just-inTime Teaching to Motivate Student Learning. Just-in-Time Teaching. Across the Disciplines, Across the Academy. /

edited by S. P. Simkins and M. H. Maier; foreword by J. Rhem. Published in Association with The National Teaching and Learning Forum. — P. 25 - 34.

9. Gavrin A. D. Using Just-in-Time Teaching in the Physical Sciences. Just-in-Time Teaching. Across the Disciplines, Across the Academy. / edited by S. P. Simkins and M. H. Maier; foreword by J. Rhem. Published in Association with The National Teaching and Learning Forum. — P. 117 - 127.

10. Redish E. F. Teaching Physics with the Physics Suite. — Hoboken, NY.: John Wiley and Sons, 2003.

11. Schmitt J., Lattery M. Facilitation discourse in the

physics classroom // NCREL Annual Conference, March 11, 2004. Retrieved July 2, 2008. —

URL: www.planck.phys.uwosh.edu/lattery/_docs/art_ mm_fac.pdf.

12. Makarov S. V., Sapozhkov S. B. Use of Complex Nanopowder (Al2O3, Si, Ni, Ti, W) in Production of Electrodes for Manual Arc Welding // World Applied Sciences Journal. — 2013. №. 22. — P. 87 - 90.

УДК/UDC 378.147.31 Б. Р. Мандель

B. Mandel

НАУКА, ИСКУССТВО, МАГИЯ — И ВСЕ ЭТО О ЧТЕНИИ ЛЕКЦИЙ SCIENCE, ART, MAGIC — AND IT'S ALL ABOUT THE LECTURES

Статья посвящена проблемам чтения и подготовки лекций в высших учебных заведениях, принципам их подготовки и оцениванию. Поднимаются вопросы педагогического мастерства преподавателей.

The article is devoted to consideration of problems of reading and preparation of lectures in higher educational institutions, to the principles of their preparation and estimation. Questions of pedagogical skills of teachers are considered.

Ключевые слова: лекция, педагогическое мастерство, структура, критерии, информативность, наглядные средства обучения, аудитория.

Keywords: lecture, pedagogical skills, structure, criteria, informational content, evident tutorials, audience.

Начнем с обычного, традиционного, надоевшего... Лекция — что же это? Своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: особой терминологией, фразеологией и этикетом, принятыми в научной сре-

де? Жанр ораторской речи, отличающейся от книжного стиля? Заработок тысяч интеллигентов, курсирующих по деревням с путевками общества «Знание» во времена огромной социалистической страны? А ведь у многих при слове «лекция» вспоминаются студенческие годы, а у кого-то — и знаменитый лектор в исполнении С. Филиппова из фильма «Карнавальная ночь» — помните: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе...»?! Но мы уж точно с теми, кто когда-то учился или учится до сих пор, или учит.

А как вам такое не вполне формальное определение: лекция в традиционном понимании — это последовательное изложение содержания курса, что, как правило, уже сделано в хороших учебниках. Преподаватель в роли лектора может дать лишь авторскую интерпретацию учебника. Этот способ известен всем взрослым обучаемым, когда-либо получавшим высшее образование. Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению. Но как же знаменитые лекторы?! Сорбон-

на?! Упсала?! Великие ученые, на лекции которых приходили все желающие и слушали с замиранием сердца, ловили каждое слово и записывали, что успевали. Ведь есть же такие, есть?! Правда, сам автор только читал о таких, слышал, видел в старых кадрах кинохроники, но лично, к сожалению, не довелось. А хотелось бы!

И все же — ближе к наукам! Итак, лекция и ее преимущества. Один человек может транслировать информацию любому, реально любому количеству людей. Но тут же появляется и один из главных недостатков: отсутствие обратной связи, усредненность уровня сложности контента, возможность разной степени включенности слушателей лекции. (что, конечно, печально). Автор имеет опыт работы с маленькой аудиторией, где можно говорить спокойно, почти по-домашнему, отвечать на вопросы, вступать в небольшие дискуссии и т. д. В большой аудитории трудно увидеть всех дремлющих и посылающих эсэмэски, обнимающихся и хихикающих среди пишущих и слушающих — слишком много глаз, смотрящих на тебя или в тетрадь/планшет/телефон/ноутбук. А ведь лекция — наш самый главный и самый первый вид или этап обучения: представление ^ восприятие учебного материала ^ [предполагающееся] запоминание учебного материала ^ самостоятельная работа (в том числе и под руководством преподавателя) ^ переосмысление учебного материала применение на практике усвоенного (практическое занятие, стажировка и пр.).

Лекционный курс — вот он, вузовский термин — минимум спрессованной и систематизированной информации, которая дополняется затем практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. Правда, опять боязно говорить только об информации — а разве каждая лекция — это не квант воспитания — он же квант милосердия — квант понимания — квант общения — квант огорчения.

Но будем суровы и научны: в основу методологии [проектирования] лекционного курса в виде текста положены принципы информативности, системности, наглядности и понятности.

Информативность — не первая ли (первичная?), как уже печально упоминалось, функция лекции? Вот они — старые университеты, пахнущие пылью манускриптов, воском свечей, тряпками, спиртным, съестным и религией. Главная цель лекций здесь — пере-

дача профессором (обязательно профессором) новых знаний жаждущим их школярам. Заметим, в настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, планшетов и компьютеров, телефонов с Интернетом и Wi-Fi в учебных заведениях эта функция лекций отчасти потеряла свое значение! Вероятно, нецелесообразно пересказывать материал учебника, который студенты могут прочитать самостоятельно, скорее всего, просто скачав из мировой сети, причем быстрее и эффективнее. Однако эта функция все же сохраняет свое значение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в учебных пособиях и, с его ученой точки зрения, является необходимым. И, конечно, информационная функция остается актуальной при чтении спецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия. И вот еще то, к чему автор относится с особым трепетом: лектор информирует своих слушателей не просто и не только объективно и бесстрастно, не сухо и безучастно, как это сделает книга, гаджет и компьютер, а по-своему, эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к конкретизации, обогащению излагаемой теории, даже к ее происхождению, если лектор, как ученый, внес определенный вклад в ее разработку. Да что там говорить — с любовью и к науке, и к студентам! Поэтому научную информацию, сообщаемую в лекции, естественно, нельзя рассматривать только как простое «доведение до сведения» аудитории неких данных. Лекция — это источник адаптированной к обучающимся научной информации, преподносимой ученым, искренне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и сами затем пошли дальше в своей самостоятельной работе, углубляя и расширяя понимание услышанного в аудитории. Так вот тут сразу и зарок: тщательный отбор материала лекции, неперенасыщение информацией (а это частая методическая ошибка — чем больше знаний, тем настойчивее хочется вложить их в лекцию. Вот и происходит ее перегрузка теоретическими и фактическими сведениями, преподаватель спешит и волнуется, иногда прибегая почти к скороговорке, пробалтывая текст, боясь не успеть изложить все — эффективность сводится к нулю.). Стремление насытить лекцию большим коли-

чеством информации, пусть даже очень нужной, ведет к отрицательному результату.

Системность. Вероятно, вторая важнейшая функция лекций — новые знания сообщаются (должны сообщаться) в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение учебного материала представляет особую, если не главную, ценность для студентов — общий обзор плюс план изучаемого предмета, темы, разделы, фрагменты, понятия (и на что следует обратить внимание), дополнительные источники, которые действительно целесообразно использовать, и, безусловно, выводы в конце раздела и итоговые в конце лекции. И логические точки в лекции — ох, как они важны! И контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидактическим блокам и единицам, предлагаемым студентам для активного освоения. Важно понимание места данного раздела (темы, лекции) во всем курсе, во всей дисциплине и, это было бы просто замечательно, среди всех дисциплин направления, специальности, специализации, квалификации.

А что мы скажем о наглядности, понятности (степени и мере понимания и усвоения лекции)? Принцип наглядности — неоспоримый и древний, как сама педагогика, — реализуется в процессе чтения лекции, при проектировании своего текста преподаватель просто обязан, по нашему мнению, запланировать возможные средства визуализации информации. Конечно, студенты — визуалы, аудиалы и кинестетики, и все же около 80 % информации, как известно, человек получает за счет зрения. Именно поэтому схемы, плакаты, раздаточный иллюстративный материал, блок-схемы, демонстрирующие системные связи между отдельными блоками информации, смарт-доски и мультимедийные проекторы. Но помним: выбор наглядности, средства визуализации зависят от темы лекции! Все это способствует целостному восприятию информации и формированию системных знаний. А уж как счастливы молодые люди, чьи преподаватели умеют рисовать словом! Представим лингвистические (и не только) параметры лекции: текст должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Не следует перенасыщать терминологией и иностранными словами, лишняя наукообразность языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей

вначале расшифровывать информацию, а затем уже пытаться понять ее. А ведь и отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания, со сложным стилем изложения и безумным синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Языком! Великим и могучим. Что же происходит сегодня? Почему так спокойно мы относимся к искажению слов и неправильным ударениям, синтаксическим ошибкам, типа свободного деепричастного оборота — помните чеховское: «.Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.»? Почему десятки тысяч людей вокруг, маленьких и простых, больших и знаменитых, звезд шоу-бизнеса и политических деятелей, телевизионных ведущих и журналистов, актеров и писателей, деятелей науки и религиозных ораторов, игнорируют букву т? Куда исчезает буква эта из слова смотреть? Почему и, главное, разве автор только один слышит бесконечное «смори, посморел, сморю...»? По каким психолингвистическим и орфоэпическим законам мы теперь живем? Может, уж и выкинуть эту букву из указанных слов и не писать ее, а не только не произносить. А несчастное слово обеспечение? Ну что ж так хочется поставить ударение не на 3-м слоге, а на 4-м? Предыдущий знаток русского языка — министр образования и науки в одной телевизионной программе умудрился вставить это слово дважды в одно предложение и оба раза произнести его с разным ударением. А бедные числительные? «В двухтыщапятом году...» — или еще краше — в «двухтысячна пятом году.». Автор даже не знает, как это писать — слитно или раздельно, и к какой части речи отнести эти словеса! Может, хоть преподаватели, лекторы будут, с позволения сказать (позволим себе позаимствовать «оттуда»), «фильтровать базар»?

Важно! Ставьте себя на место студента! Представьте себя слушающим стоящего у доски (себя!) и, заметьте, сидящим в первых или последних рядах, говорящего тихо или громко, внятно или занудно, понятно или чересчур учено, сухо или с юмором. Слово и техническая наглядность, вечное и современное, бездушное и точное, эмоциональное и активное — все тут, на месте, в лекции — все это вкупе и сделает ее чудом конкретного мгновения, когда, услышав звонок, радуешься случившемуся чуду в аудитории и огорчаешься, что оно уже свершилось и может не повториться. Лекция и ее произнесение, лекция и ее пере-

живание — может ли существовать преподавательская жизнь без этого?

Лекция, лекция, лекция. Готовимся? Есть ли порядок, методика, принципы? Есть ли то, что роднит преподавателя любого вуза? Попробуем определить:

— использование специальной научной литературы по теме лекции, и старой, известной, и новой, последней, и своей, конечно, собственной научной работы;

— тема определяется учебной программой, структурой дисциплины;

— составление развернутого плана лекции с делением на пункты, с соблюдением логической и методической стройности и последовательности расположения материала;

— каждый подпункт и даже каждое основное положение можно писать на отдельном листке бумаги, на одной ее стороне, чтобы удобно было, если потребуется, переставить этот лист целиком или отрезать от него какую-либо часть;

— ознакомление с источниками, доступными студентам: беглый просмотр учебника, книги, статьи (можно сделать нужные выписки со всеми замечаниями) и обязательно интернет-сайты. Помним, что наши студенты — это студенты нового века информационных технологий;

— саморедактирование текста лекции;

— вычитка текста, исправление неточных, неверно использованных слов и выражений;

— разъяснение сложных терминов и понятий с заменой на более ясные;

— избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний;

— поиск нешаблонных слов и выражений;

— целесообразность включения в текст риторических вопросов.

Добавим: начало лекции должно быть увлекательным, увлекающим, интригующим, проблемным, побуждающим к размышлению (неплохо бы, особенно начинающим преподавателям, порепетировать, прочитать лекцию для себя, с контролем по времени и уж совсем замечательно, если это будет записано на видео).

И вот он, непростой для многих вопрос — какова все-таки структура лекции? Есть ли оптимальное решение, есть ли идеальный образец, подходящий для любой лекции, для любого преподавателя, для любой студенческой аудитории? Хочется все же ответить отрицательно с любовью к человеку и своему делу, с уважением к чужому опыту и мастерству —

мы разные, наши лекции — разные, наши цели (если отодвинуть образовательные и воспитательные) вполне могут быть разными, наша любовь к аудитории имеет свою меру, критерии. Можем ли мы строить их по одному плану (как требуется в некоторых учебных заведениях при проверках, анализе, посещениях, контроле.)?

Аудитория! Кто сидит перед нами, кто слушает или не слушает, записывает в тетрадь или на мобильник или не записывает никогда? Бывшие школьники, но уже взрослые люди, имеющие или не имеющие профессиональный опыт, точный социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, имеющие или уже утратившие навыки обучения. Есть такое расхожее мнение (да и студенты его поддерживают), что с возрастом способность к обучению ослабевает. Однако результаты наблюдений, научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого. Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни.

Скажем просто: результаты обучения заочников (где достаточно часто встречаются люди вполне взрослые) часто бывают выше, а проводить лекцию и семинар интереснее! У автора есть опыт обучения бабушки, мамы и внучек — дочек-близняшек. Простите, но лучше всего училась бабушка (естественно, бабушка не преклонного, «чулочно-вязального возраста»)! Конечно, психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению — актуализация имеющихся знаний затруднена. Взрослому еще и трудно признаться в том, что он чего-то не знает или не помнит. Именно это и является одной из причин того, что большинство людей, вышедших из юного сразупослешкольного возраста, предпочитают заочную форму обучения. В молодежной аудитории студенты не боятся сказать явную глупость, иногда даже делают это специально, чтобы повеселить окружающих. Кстати, для опытного преподавателя с юмором это замечательная зацепка, возможность использовать это на пользу обучению. Трудность при

проведении лекции во взрослой аудитории в том, что они, как правило, отвечают на вопрос только тогда, когда точно знают ответ — а это высокий уровень самоконтроля. И мы должны быть готовы к тому, что в аудитории не окажется знающего, того, кто может ответить, задать точный вопрос, а то и поспорить.

Действительно, научиться хорошо читать лекции — одна из профессиональных задач педагога, а само это умение — показатель педагогического мастерства — складывается из многих частичек, мелких крупинок ежедневного опыта и любви, любви к своему делу, любви к тем, кто перед тобой. И очень важно научиться не терять эти крупицы, фиксировать, учитывать, запоминать свои методические находки, шлифовать знания, накапливать и никогда не останавливаться в своем развитии. Прочитав лекцию, преподаватель сам вполне ясно может увидеть и почувствовать сильные и слабые стороны, удачу или неудачу (почему после одной лекции выходишь как выжатый лимон, а после другой — радостный и бодрый?): об этом он судит, прежде всего, по тому, как ее приняла аудитория (хотя. результат, достижения, тесты, экзамены.). Мы помним, обязаны помнить, какие части и разделы нашей лекции слушались с интересом, а в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными, где не хватало наглядности, а где требовалось больше эмоциональности.

Психология, психология — психология лектора и психология аудитории, психология самой лекции и психология научной дисциплины.

Можно сухо и кратко излагать материал, чтобы студенты:

— понимали и принимали информацию (желательно всю);

— она (информация) вызывала бы любопытство, интерес, желание узнать еще;

— успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию (и не механически, а осмысленно);

— чтобы студенты всегда имели возможность разрядки/отдыха/расслабления.

Вот такая памятка! Ибо точно известно, что лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана! Кстати, есть и исследования, определяющие связь между возрастом и опытом преподавателя и его лектор-

ским, педагогическим мастерством, хотя это часто и в принципе очевидно. Но как-то пик мастерства вузовского лектора приходится на возрастную группу в 50—60 лет — стаж преподавательской работы, общения, профессионализм и социокультурный опыт, знание психологии студентов и технологии педагогического процесса — никуда от этого не денешься!

Хотя, собственно, помнить о том, что единой методики проведения лекций в педагогике все-таки не существует! Требования есть, а методики нет (вопрос о необходимости подобной методики — это, как говорится, тот еще вопрос!). Но попробуем выделить то, что в принципе не оспаривается ни педагогами, ни теми, кто по долгу службы проверяет их:

— доведение/сообщение студентам цели лекции и, желательно, надлежащее ее мотивирование — это приучает/воспитывает умение сразу, без промедлений или, как говорят педагоги, без раскачки вовлекаться в процесс слушания лекции;

— доступность и научность изложения (о чем уже говорилось выше) — учет уровня знаний, эрудиции, способностей студентов, их индивидуальных особенностей, раскрытие причинно-следственных связей, явлений, событий, проникновение в их сущность, междисциплинарные связи и т. п. Материал должен быть интересно выстроен, хотя он и бывает скучен или труден сам по себе. Но ведь от нас зависит его отбор и подача. Чтобы легко воспринимался и как можно полнее осознавался учащимися. Неплохо, если педагог отслеживает, учитывает, что из сказанного им и в какой мере воспринято аудиторией, не возникли ли у слушателей вопросы из-за недостаточного понимания содержания, неподготовленности к ее восприятию, успевают ли они осознавать и воспринимать каждое новое положение, умеют ли соединять новую, только что выданную им информацию с предыдущей;

— обязательное, непременное включение механизма обратной связи — это дает возможность говорящему не только контролировать уровень восприятия, но и регулировать процесс собственных размышлений и экспромтов в зависимости от реального состояния студентов. Можно этого достичь, например, 5—10-минутным выборочным опросом нескольких человек (кстати, и в в письменной форме, раздавая карточки с вопросами, на которые сразу можно написать короткие ответы — автору очень хочется вспомнить разницу

между ответами на вопросы игр «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг»;

— повторение важных теоретических положений, что дает возможность студентам лучше усвоить материал. К сожалению, в последнее время студенты жалуются на плохую память. Вам не встречались герои, у которых память как у золотой рыбки — на 20 секунд? И наши повторы повышают и вероятность запоминания, и понимание, и систематизацию материала;

— завершение каждого логически законченного отрывка, эпизода, кусочка лекции итогом и мотивированным переходом к следующему. А выделение составных частей учебного материала облегчает восприятие и запоминание, помогает лучше осознать связи между частями целого;

— умение и способность заставить себя слушать (!). Вспоминается замечательный афоризм-поучение: «Если хочешь, чтобы тебя услышали, говори тише!». Это, конечно, из области даосизма, и все же в этом что-то есть. Внимание, внимание студентов! Как трудно бывает порой завоевать его. Процесс восприятия, понимания и усвоения лекционного материала невозможен без внимания, которое точно заключается в векторности, направленности и сосредоточенности психической деятельности человека на определенных объектах или действиях и отвлечении от всего другого, постороннего, естественно, в данный, нужный момент времени;

— эмоциональность изложения — она является средством мобилизации и поддержания внимания студентов, а достигается, прежде всего, четким, грамотным, живым, образным, интонированным языком преподавателя. Неплохо использовать афоризмы, удачные аналогии, идиоматические выражения, да и примеры из жизни, знакомых студентам книг и фильмов — но не следует переполнять лекцию эмоциями. Доказано, что положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при заданной оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизующий эффект;

— живой контакт — речь здесь об умении преподавателя видеть каждого студента, своевременно и правильно реагировать на мимику, реплики, жесты, удачно использовать шутку, остроты, юмор. Это еще называется «чувствовать аудиторию». Тяжеловато, конечно, в большой аудитории, но со временем

появляются и опыт, и привычка. Это сближает преподавателя с слушающими и оказывает прогрессивное, положительное воздействие/содействие формированию настроения — опять же для более осмысленного восприятия всего содержания лекции;

— не забываем про темп чтения лекции! Не так и просто выбрать его оптимально — важнейшие положения, те самые «опорные точки» надо повторить и произнести внятно, замедляя темп, заданный ранее. Тут же и объяснение терминов. Впрочем, они могут «появиться» на экране, на смарт-доске — техника здесь может помочь, это точно. И список литературы, и фамилии авторов — все из этой же серии.

Мы уже говорили выше о том, что совсем неплохо, не дожидаясь анализа лекции, который сделает проверяющий, проанализировать себя самостоятельно. Можно задать и некие психологические параметры подобного анализа:

— занятие как вид деятельности (содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных и других психических процессов, применяемых способов и приемов управления поведением студентов и т. д.);

— занятие как вид учебной деятельности студентов (ее цели, мотивы, способы, проявляемые психические процессы, психические состояния, их динамика и т. д.);

— занятие как вид совместной деятельности преподавателя и студентов (согласованность активности, психические состояния преподавателя и студентов, контакт и взаимопонимание, взаимоотношения и взаимовлияние и т. д.).

А вот и возможные критерии, сухие, деловитые, ясные.

А) Критерии оценки качества лекции (по содержанию):

— соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

— научность, соответствие современному уровню развития науки;

— точность используемой научной терминологии;

— информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

— реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

— реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

— связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

— соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т. п.).

Б) Критерии оценки методики чтения лекции:

— дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

— структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

— акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

— рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и инновационных методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

— логичность, доказательность и аргументированность изложения;

— ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучающихся;

— соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;

— использование методов активизации мышления студентов;

— использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т. п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

— использование записей на доске, наглядных пособий;

— использование раздаточного материала на лекции;

— использование технических средств обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В) Критерии оценки организации лекции:

— соответствие лекции учебному расписанию;

— четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т. п.);

— четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

— посещаемость лекции студентами;

— дисциплина на лекции;

— рациональное распределение времени на лекции;

— соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);

— наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

Г) Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

— осуществление контроля ведения студентами конспекта лекции;

— оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т. п.);

— просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

— использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т. п.);

— разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

— согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Д) Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

— знание предмета;

— убежденность;

— эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

— степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

— культура речи;

— речевые данные, дикция;

— внешний вид;

— манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

— контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

— отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т. п.);

— отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т. п.).

Е) Критерии оценки результативности лекции:

— степень реализации плана лекции (полная, частичная);

— степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

— информационно-познавательная ценность лекции;

— воспитательное воздействие лекции.

Напомним, что само слово лекция в переводе с латыни означает чтение. И первые университеты Европы славились тем, что на лекциях читались книги, правда, с комментариями! А сегодня лекция — труднейший вид интеллектуального труда, нет, творчества, демонстрирующий глубоко научное и креативное мышление, эрудицию, культуру, умение управлять собой и аудиторией — нечто фан-

тастическое, отличающееся содержательностью и идейностью, логичностью и доказательностью, информативностью, научностью, выразительностью и красотой языка, доступностью, способностью пробудить и укрепить интерес к науке, помочь сориентироваться в ее проблемах, вооружить фундаментальными знаниями, научить думать, добывать знания, воспитать личность!

Автор полагает, что все же большинство преподавателей, как и он сам, много лет входя в аудиторию, по-прежнему всякий раз испытывают волнение и ощущают торжественность момента — на таких, наверное, и держится вуз, именно они и останутся в памяти студентов.

В свое время К. Д. Ушинский сказал, что искусство классного рассказа встречается в преподавателе не часто — не потому, чтобы это был редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много потрудиться, чтобы выработать в себе способность вполне педагогического рассказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.