СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Дятлов Валерий Васильевич
проректор по социальному развитию ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.147.31
ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
LECTURE AS A FORM OF EDUCATIONAL-PARENT PROCESS OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Статья рассматривает вопросы подготовки лекционного материала в системе высшего профессионального образования. Актуальные вопросы подготовки материалов лекции освещаются в контексте предъявляемых требований, которые лежат в основе критериев оценки качества лекции, предлагаемых в образовательных учреждениях педагогического профиля.
Ключевые слова: лекция, фундаментальные знания, методика проведения лекции, содержание лекции, мировоззрение.
The article considers the preparation of lecture material in the system of higher professional education. The actual issues of the preparation of the lecture materials are highlighted in the context of the requirements that are basic for the criteria of assessment the quality of lectures offered in educational institutions of the pedagogical profile
Key words: lecture, fundamental knowledge, methodology of lecture, lecture content, world
view.
Слово «лекция» в переводе с латинского «lectio» означает чтение. С давних времен, когда книги были редкостью, их содержание переписывали в тетради. На лекциях, в присутствии большой аудитории, происходило чтение текста этих тетрадей. Лекции, также как и диспуты, были основным источником по передаче знаний слушателям находящимся в аудитории [11].
Существует много вариантов подготовки лекций для студентов высших учебных заведений, которые нашли отражение в работах Вербицкого А.А., Гапонова П.М., Козыревой А.Ю., Хвесени Н.П.
Целью статьи является: изложение видения автора статьи на составление лекционного материала и доведение его до студенческой аудитории, выяснение, какое влияние лекция оказывает на мировоззрение молодого человека, как пополняет и усиливает его багаж знаний, как более эффективно можно и нужно преподать рассматриваемую тему.
Такая форма обучения студентов, как доведение материала предмета по определенной теме при помощи лекции, существует уже давно. И она не только способствует или предназначена для обучения студентов, но также и для эстетического, патриотического, правового, интеллектуального воспитания молодежи.
То, как студенты будут увлечены преподаваемым материалом, как они будут участвовать в обсуждении того или иного вопроса, и в конечном итоге будут ли использовать Интернет для расширения своих познаний, зависит от лектора, от того, как интересно он доводит материал до студентов. Если он использует аудио- и видеотехнику, информационные и компьютерные технологии, то возможности по передаче материала на лекции значительно возрастают, увеличивается количество наглядных примеров, доказывающих ее актуальность, повышается интерес студентов к изучаемой теме. Т.е. успех восприятия на всех уровнях всё же зависит от самого лектора, от его профессионализма и увлечённости своим предметом, от того, как он искусно умеет владеть ораторскими способностями, от того, как он захватывает внимание аудитории во время лекции, умения планировать этапы доведения темы до сознания студентов. И это видно по поведению студентов - их внимание сосредоточено на лекторе, наглядных примерах, демонстрируемом аудио- и видеосюжете. В такой ситуации студент не уснёт, не будет отвлекаться и разговаривать на посторонние темы.
Лекция - это одна из форм обучения студентов, в которой участвуют несколько студенческих групп. Еще со школы студенты привыкли к тому, что учитель на словах раскрывает тему нового урока, доводит до учащихся суть
материала. Преподаватель начинает каждую новую тему с лекции, т.е. преподает теорию, а уже после этого проводит семинары, практические, лабораторные занятия, решает со студентами задачи по данной теме, принимает зачеты и т.д.
Лекция предназначена не только для того, чтобы донести всю информацию по рассматриваемой теме до студентов, и это не самое главное, а для того, чтобы они усвоили все проблемы рассматриваемого курса, чтобы студент овладел теми методами познаний, которые предлагает педагогическая наука, довести до них самые новые достижения науки и техники, озвучить технологические, организационные, коммерческие, финансовые мероприятия, которые в комплексе приводят к инновациям, в конце концов, дать им основные источники по рассматриваемой теме [7-9].
По своей сути, в процессе организации обучения, лекция выполняет не только организационную и методологическую функции, но и воспитательную и информационную. Поэтому от качества передачи информации зависят не только результаты работы на следующих этапах обучения, но и то, какой след она оставит в сознании студента, станет ли тема, затрагиваемая в лекции, частью его мировоззрения, и получит ли он совершенно новый, фундаментальный багаж знаний.
Если отсутствуют учебники и учебные пособия по самым новым курсам, то лекция, в этом случае, будет выступать в качестве основного источника информации.
В ходе лекции определяются понятия в конкретной области знания, раскрываются её проблемы, дает общее представление о предмете, показывает, как он взаимосвязан с другими дисциплинами.
Чтобы лекция стала настоящим произведением искусства, необходимо сочетать в ней последние достижения науки и техники, красоту слова, научную мысль и эстетику. Лекция содержит последние научные данные, и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова, и поэтому слушатель
эмоционально воспринимает предлагаемую информацию [1-3, 9].
Известный русский педагог Н.И. Пирогов называл лекцию мощным источником популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях. В лекциях он усматривал «единственное средство поднять самостоятельность научных занятий студентов в наших университетах...» [10, с.15].
Как уже было отмечено выше, для подготовки и проведения своих лекций лектор использует неограниченные ресурсы аудио- и видеотехники, информационных и компьютерных технологий. Использование программы «Microsoft Power Point» значительно расширяет границы изложения материала лекции, её объём, наглядность, увеличивает доказательную базу, повышает интерес студентов к изучаемой теме.
К самой лекции предъявляют определенные требования, которые лежат в основе критериев оценки качества лекции. Прежде всего, это нравственная сторона преподавания и самой лекции, это и, как уже ранее указывалось, научность и информативность, доказательность и аргументированность. В лекции обязательно должны присутствовать яркие, убедительные примеры, факты, обоснования этих фактов, регламентирующие документы и научные доказательства. Изложение темы должно проходить на эмоциональном уровне, способном активизировать мышление слушателей. В лекции должны присутствовать вопросы для размышления, она должна быть четко структурирована с логической раскрываемостью последовательно излагаемых вопросов. Выведение главных мыслей и положений должно быть логически обработано и сформулировано, причем эти выводы должны подчеркиваться и повторяться в их различных формулировках. Материал должен излагаться доступным и ясным языком. Всем вновь вводимым терминам и названиям должны быть даны четкие разъяснения [5].
Различают лекции: • вводные,
• тематические,
• итоговые,
• обзорные.
Вводная лекция играет самую важную роль в восприятии, методологии и предмете конкретной дисциплины.
Именно вводная лекция пробуждает интерес к рассматриваемой теме или научной категории, дает о ней цельное представление, поэтому она и должна строиться отдельными направлениями рассматриваемой дисциплины. Следует описать актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса, предложить список информационных источников.
Тематические лекции последовательно, по определённой системе, объясняют содержание всего курса. Преподаватель предлагает, на протяжении всего курса лекции, обработанный, осмысленный и методически освоенный материал. Как ранее уже было отмечено, он обязан построить логическую цепочку знаний, состоящую из основных положений рассматриваемой темы, доказательной базы, сообщений и приводимых аргументов, а также причин и следствий.
Итоговые лекции направлены на обзор наиболее важных идей, на то, какие учебные цели преследует рассматриваемая тема или сам курс.
В заключительной лекции мы делаем выводы о том, достигнуты ли поставленные цели или нет, другими словами, насколько был доступен материал и аргументированы доводы.
Обзорные лекции посвящаются какой-либо проблеме, теме и дают систематизированное изложение вопросов в определенной логической связи. В них рассматриваются наиболее сложные проблемы, теории, методы. Здесь лектор может рассматривать часто повторяющиеся ошибки студентов.
Все рассмотренные нами лекции логически взаимосвязаны. Это не что иное, как части цельного курса. Они ориентированы на разную степень проникновения в материал, на последовательность в реализации
образовательных целей [11].
Уместно будет рассмотреть, так называемые, публичные и научные лекции. В учебных заведениях имеют место как научные (на занятиях), так и публичные (на внеклассных, на воспитательных мероприятиях, на открытых площадках и т.д.) лекции.
Проведение занятий научным лекционным методом имеет фундаментальное значение, потому как в лекции раскрываются научные теоретические основы предмета, с помощью которых в дальнейшем анализируются проходящие перед глазами жизненные явления (например, теории возникновения государства или теории возникновения права) [4]. Конечно же на итог проведения лекции, на её результативность будет оказывать влияние не только то, как преподаватель знает свой предмет, как эмоционально он докладывает тему, но и её основная составляющая: содержание. Чему учить? Как учить? Какие при этом использовать методы, приёмы, каким способом заинтересовать обучающихся? Как увлечь их темой лекции? Всех студентов заинтересовать именно этой темой, скорее всего, не удастся, но хотя бы нескольких слушателей она должна «заразить». А найти отклик рассматриваемая тема может только тогда, когда преподаватель сам увлечен этой темой и проводит лекцию на эмоциональном уровне, доказывая и демонстрируя студентам, что ему самому очень интересна эта тема. Поэтому именно содержание и методика лекции являются основными её определяющими.
Содержание, как мы уже отметили выше, - это творческий характер, научность и актуальность данной темы в системе научных знаний, внутрипредметная и межпредметная связь, она должна иметь воспитывающее, практическое и прикладное значение. Красной строкой через всю тему должна проходить линия нравственности и убедительности, должна присутствовать чёткая доказательная база и логика построения.
Методика - это, прежде всего, вовлечение студентов в тему лекции,
создание проблемных ситуаций и разрешение этих ситуаций при помощи ведения диалогов, дискуссий, широкого использования наглядных примеров и иллюстративного материала. Методика - это и яркая демонстрация преподавателем своей эмоциональности, образности, увлеченности излагаемым материалом, прикладной направленности материала и его значимости для студентов, своей заинтересованности в том, чтобы они как можно лучше усвоили затрагиваемую тему. Т.е. методика - это использование различных приемов, при помощи которых возможно максимально активизировать мыслительную деятельность студентов не только на лекции, но и в дальнейшей работе по основным формам учебного процесса (семинары, самостоятельная работа, контроль знаний) [11].
Лекция как одна из составляющих учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении реализует 4 основные функции:
1. Образовательную, которая дает студентам возможность использовать на практике полученные на занятиях знания. Образовательная функция дает возможность в процессе обучения получить научные систематизированные знания в соответствии с учебным планом по предмету подготовки, а также приобрести соответствующие умения и навыки.
2. Воспитывающую, которая направлена на формирование его мировоззрения, на формирование личности будущего специалиста, на то, чтобы изучаемый учебный материал, сам процесс обучения, его организация способствовали повышению индивидуальных и профессиональных качеств студента.
3. Развивающую, которая ориентирует на то, что чем больше мы познаем, тем больше эти познавательные процессы оказывают свое воздействие на развитие воображения, мышления, речи, памяти, наблюдательности.
4. Профессиональную, которая проявляется в том, что студент осознает, что с усвоением теории он обретает профессионализм, т.е. изучение теории дает возможность придать учебно-воспитательному процессу
профессиональную направленность [6; 7].
Движущей силой процесса обучения являются его противоречия, выявление этих противоречий.
Одним из универсальных противоречий выступает противоречие между ходом обучения, познавательными и практическими задачами, и уровнем знаний студентов, их умений и навыков, уровнем развития. Основное условие превращения противоречий в движущую силу процесса обучения - это их соразмерность с познавательными возможностями студентов. Определение этой соразмерности и соответствия - дело педагогического мастерства преподавателя высшей школы.
Всякая работа имеет свои преимущества и недостатки, преимущества лекции в том, что один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей, вкладывая в их сознание рассматриваемую на лекции тему. Недостатки - отсутствие обратной связи.
Учебная лекция чётко структурирована. Она должна, как правило, иметь три части: первая - вступление, вторая - изложение и третья - заключение. Все эти составные части должны быть логически взаимосвязаны и предыдущая часть должна плавно перетекать в последующую.
• Во вступлении (введении) лектор объявляет студентам тему, план и цель лекции. Задача вступления - заинтересовать аудиторию, настроить ее на изучение темы по существу. Во вступлении лектор обязан сообщить студентам, в чём заключается актуальность, предмет лекции, её основная идея (проблема, центральный вопрос), как взаимосвязана эта тема с предыдущими и последующими занятиями, дать под запись основные вопросы, на которые разложена тема. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
• Изложение является основной частью лекции, в которой и раскрываются озвученные во вступлении вопросы. В этой части используются наиболее целесообразные методы и приемы для доведения до студентов всей
системы доказательств, реализуется научное содержание темы. Здесь раскрываются основные идеи и само содержание темы, даются научные выводы. При изложении материала можно применять все способы суждения и все формы аргументации, приводить все имеющиеся доказательства, т.к. озвученная на лекции теория должна быть обоснована и доказана. Приводимые формулировки и определения должны быть четкими и насыщенны глубоким содержанием. Каждый учебный вопрос необходимо заканчивать краткими выводами, которые подводят обучающихся к следующему вопросу лекции. Логичен вопрос о том, сколько вопросов можно рассматривать за одну лекцию.
Как правило, количество вопросов рассматриваемых в лекции - от двух до четырёх, их можно разделить на подвопросы. При помощи подвопросов упрощается изложение материала и его усвоение. Однако не стоит чрезмерно делить двухчасовую лекцию, или наоборот, увеличивать компоненты лекции. Величина её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
• В заключение обобщаются раскрываемые в лекции основные идеи, желательно в кратких формулировках, логически завершая её как целостное. В заключении даётся рекомендуемая литература и адреса сайтов, по которым необходимо осуществлять дальнейшее изучение основных вопросов лекции самостоятельно. Поэтому при составлении плана проведения лекции необходимо учитывать всё, что заложено в её составных частях: вступлении, изложении и заключении, а так же чтобы в ней были реализованы 4 основные функции учебно-воспитательного процесса: образовательная, воспитательная, развивающая и профессиональная. Определены её содержание и метод. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые также необходимо учитывать при разработке плана этих лекций [7,9,10].
После лекции тоже необходимо провести тщательный анализ или работу над ошибками. Ежедневный опыт это один из составляющих факторов
педагогического мастерства, он, как и знания, складывается из мелких крупинок. Важно собрать эти крупинки воедино, учесть их, документально зафиксировать и сделать их своим достоянием. После того, как лекция будет прочитана, преподаватель сам чувствует, как она воспринималась слушателями. Он хорошо помнит, в каких местах допускались разговоры на отвлеченные темы, где студенты были невнимательны, рассеяны вплоть до того, что вообще засыпали. Какие примеры вызывали наибольший интерес, где примеров не хватало или они были не совсем удачными. Т.е. он хорошо видит её сильные и слабые стороны. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и использовать в дальнейшей работе при составлении плана лекции.
Подводя итоги вышеизложенному, логично будет задать вопрос, что же из себя представляет учебно-воспитательный процесс и каким образом лекция влияет на этот процесс?
Процесс обучения - это процесс воспроизводства и усвоения, а не просто говорения, слушания и повторения, воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт. Т.е. содержание обучения - это общественно-исторический опыт. А общественно-исторический опыт - это виды человеческой деятельности. Т.е. единица содержания обучения - это вид деятельности [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что лекции являются важной составляющей учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы : Новый курс / А.А. Андреев.
- М. : Москв. междунар. ин-т эконометрики, финансов и права, 2002. - 264 с.
2. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе / П.М. Гапонов. - Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1997. - 243 с.
3. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества/ А.Ю. Козырев. - Пенза: б.и., 1994. - 145 с.
4. Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 634 с.
5. Мешков Н.И. Педагогика высшей школы : учебно-методическое пособие/ Н.И. Мешков, Н.Е. Садовников. - Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2010. - 80 с.
43
6. Мкртчан М.А. Становление коллективного способа обучения : монография / М.А. Мкртчан. - Красноярск: ККИПК, 2010. - 228 с.
7. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Р.С. Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. -256 с.
8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под общей редакцией А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 258 с.
9. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. -512 с.
10. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н Алексюк, Г. Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 493 с.
11. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс/ Н.П. Хвесеня. - Минск : БГУ, 2006. - 42 с.
Ситнова Ирина Валерьевна
кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «МФПУ «Синергия» (г. Севастополь, РФ)
Панина Елена Анатольевна
старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 316.454.3
ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
TEAMBUILDING TRAINING AS THE BASIS FOR THE SELF-ORGANIZATION OF A STUDENTS GROUP
Статья посвящена технологии формирования команды в студенческой группе. Авторы раскрывают термин «команда», описывают особенности этапов ее формирования в социально-психологическом тренинге.
Ключевые слова: тренинг командообразования, эвристические техники, креативное мышление, активно-познавательная деятельность, интерактивное взаимодействие, интерактивный эффект.
The article is devoted to the technology of forming a team in a student group. The authors reveal the term "team", describe the peculiarities of the stages of a team formation in socio-psychological training.