Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФИЛИАЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / РИГИДНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / AFFILIATION / ANXIETY / FRUSTRATION / RIGIDITY / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заяц А.Ю., Гурьянова Т.А.

В статье анализируется современные исследования особенностей мотивации аффилиации у студентов с разным уровнем субъективной оценки межличностных отношений. Автор пытается показать, как субъективная оценка межличностных отношений отражаются на мотивации аффилиации у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CURRENT RESEARCH OF MOTIVATION AFFILIATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SUBJECTIVE ASSESSMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS

The article analyzes the modern research of motivation features affiliations of students with different levels of subjective evaluation of interpersonal relationships. The author tries to show how the subjective assessment of interpersonal relations affects the motivation of students ' affiliation

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 159.98

Заяц А.Ю. студент магистратуры Институт психологии и педагогики Гурьянова Т.А., к.псх.н.

доцент кафедра психологии Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: В статье анализируется современные исследования особенностей мотивации аффилиации у студентов с разным уровнем субъективной оценки межличностных отношений. Автор пытается показать, как субъективная оценка межличностных отношений отражаются на мотивации аффилиации у студентов.

Ключевые слова: аффилиации; тревожность; фрустрация; ригидность; агрессивность.

Zayats A.Y., undergraduate Institute ofpsychology and pedagogy Altai state pedagogical University Barnaul, Russia Guryanova T.A.

K.PSKh.n, associate Professor of psychology Altai state pedagogical University Barnaul, Russia ANALYSIS OF CURRENT RESEARCH OF MOTIVATION AFFILIATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SUBJECTIVE ASSESSMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS Abstract: the article analyzes the modern research of motivation features affiliations of students with different levels of subjective evaluation of interpersonal relationships. The author tries to show how the subjective assessment of interpersonal relations affects the motivation of students ' affiliation Key words: affiliation; anxiety; frustration; rigidity; aggressiveness

Введение. Б.Г.Ананьев считает, что студенческому возрасту присущ целенаправленный этап становления и периода активного самосознания, этических и нравственных чувств, стабилизации характера и овладения всем спектром функций взрослого человека.

Изучение мотивационной сферы, в основе которой лежит межличностное общения является сложной задачей. Особая роль отводится

изучению аффилиации, особенно эмоционально-доверительного отношения. Также значимым и малоизученным на сегодня является сочетание основных характеристик (понимание, доверие, легкость и т. д), которые сопровождают аффилиации на разных этапах межличностного общения.

Анализ текущей ситуации в исследованиях психологии особенностей мотивации аффилиации у студентов с разным уровнем субъективной оценки межличностных отношений

Впервые термин аффилиация был введен в психологию известным американским психологом Г. Мюрреем [9], который считал основной потребностью человека потребность в аффилиации.

В западной психологии активное исследование аффилиации начинается во второй половине ХХ в. Исследуются ситуации, которые способствуют аффилиации, мотивы аффилиации, ее результаты. Так, американский психолог М.Фокс [12] в 1980 году провел опрос с целью выяснения, в каком случае респонденты хотели бы оставаться сами, а когда -в общении с другими. Результаты показали, что стремление быть с другими увеличивается в следующих условиях: в приятных обстоятельствах, которые приносят удовольствие (когда у людей радость), а также в обстоятельствах, угрожающих (в опасности, когда тревожно или страшно). Стремление оставаться наедине оказалось сильнее в неприятных обстоятельствах (когда человек нервничает, когда напряжение), а также в обстоятельствах, требующих сосредоточенности.

М.Фоксом и его коллегами было установлено, что общими факторами аффилиации являются [14].

1)необходимость сравнить себя с другими;

2)необходимость получить положительную стимуляцию через живое общение;

3)потребность в получении одобрения и внимания;

4)потребность в эмоциональной поддержке.

Особенно активно изучалась аффилиация как реакция на угрозу. Изучая мотивы этой аффилиации, ученые пришли к выводу, что здесь играют роль три основных мотива: •социальное сравнение, •редукция тревоги, •поиск информации.

В соответствии с теорией социального сравнения Л. Фестингера [4], в ситуациях опасности общения с другими, которые оказались в такой же ситуации, дает возможность сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она адекватна. Были проведены эксперименты, которые показали, что именно неуверенность в своих реакциях способствует аффилиации. Помимо стремления уменьшить неуверенность, большую роль в аффилиации играет стремление снизить тревожность. Например, у испытуемые, которые находились в состоянии стресса, по большей части стремились общаться с теми, кто выглядел менее встревоженным, чем они

сами, - наверное, из-за желания убедиться, что перспективы не такие плохие, как им кажется.

Некоторые исследователи рассматривают аффилиации в ситуации угрозы безопасности с точки зрения теории привязанности. Суть данной теории состоит в том, что взрослые в ситуации угрозы ищут человека, который бы смог предоставить информацию для оценки ситуации. Это происходит подобно тому, как дети, столкнувшись с новым раздражителем, обращаются к родителям, ища руководства.

В психологии, аффилиация (от англ. affiliation «соединение, связь») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании теплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми.

Многочисленные исследования показывают положительное влияние социальной поддержки для снижения стресса. Особенно действенной является эмоциональная поддержка в контексте близких отношений, потому что человек в ситуации стресса может разговаривать только с теми, кто ее воспринимает, на кого можно переложить негативные эмоции без риска быть отвергнутым и может помочь вернуть веру в себя [10].

Исследователей социальной поддержки особенно заинтересовал так называемый буферный эффект социальной поддержки, который заключается в том, что людям более важно не сама поддержка, а ее ощущения. Те люди, которые чувствуют поддержку, меньше подвергаются влиянию стрессовых ситуаций, чем те, кто такой поддержки не испытывает. Существуют экспериментальное подтверждения буферного эффекта. Например, испытуемые, которым сказали, что они могут обратиться за помощью к экспериментатору, хотя и не делали этого, но лучше справлялись со стрессовой ситуацией, чем те субъекты, которые этой возможности не имели

[7].

Одним из наиболее явных и очевидных признаков нехватки общения и неудовлетворительных социальных связей является одиночество.

Одиночество может иметь серьезные последствия для здоровья человека.

Как свидетельствуют приведенные примеры, в жизнедеятельности человека важную роль играет не любые, а дружеские отношения с другими людьми. Всем известно, что человек может чувствовать одиночество и среди других людей, общаясь с ними.

Одним из важных направлений исследований данного вопроса является анализ сущности и определение факторов молодежного одиночества. Российский ученый Т.Гольдман утверждает: «Одиночество в юности - довольно распространенное и интенсивное явление. Эмпирические данные показывают, что молодые люди проявляют большую уязвимость по отношению к одиночеству, чем взрослые и пожилые люди. Будучи в ситуации экзистенциального надлома, у молодых людей утрачиваются традиционные ориентиры и собственная идентификация. В результате

повышается психологическая уязвимость, а давление социального окружения становится особенно заметным» [10].

Л.Г. Сокурянская пишет: «Общеизвестно, насколько значительную роль в мировосприятии молодежи играет эмоциональная сфера. Она существенно определяет стратегические установки личности, соответствие ее поступков жизненной ситуации, функциональный тонус человека, его психологическое и социальное самочувствие» [5]. Анализируя феномен одиночества в молодежной, в частности студенческой, среде, она подчеркивает, что при одних обстоятельствах одиночество может быть для человека лекарством, других - ядом. Некоторые молодые люди стремятся к одиночеству, некоторые всячески стараются избежать этого ощущения.

Аффилиация - это потребность именно в дружеских отношениях, в любви. Поэтому важным вопросом в исследовании общения является анализ условий, способствующих возникновению дружбы, аттракции [7.].

Во многих исследованиях показано, что простое физическое присутствие другого индивида увеличивает вероятность возникновения дружбы. Полвека назад американской исследователь Л. Фестингером [4] и его коллеги провели серию экспериментов, которыми было доказано, что пространственная близость играет важную роль в возникновении аттракции. Может существовать несколько причин, объясняющих, почему пространственная близость приводит к взаимного притяжения [19]:

•во-первых, если человек рядом, то для развития дружбы с ним меньше препятствий;

•во-вторых, регулярно находясь в обществе какого -нибудь человека, мы, получая больше информации о нем;

•в-третьих, пространственная близость может привести к взаимному притяжению благодаря так называемому эффекту простой экспозиции, то есть степени возможности для взаимодействия. Чем выше оказывается уровень возможности для взаимодействия, тем вероятнее перерастания отношений в дружбу.

Действие пространственной близости на развитие аттракции может зависеть и от многих других факторов [16]:

во-первых, действие пространственной близости особенно проявляется, когда субъекты однородны.

Например, исследуемый испытывает большую симпатию к тому индивида, который вместе с ним находится в неблагоприятной ситуации. Это явление в социальной психологии получило название отрицательного подкрепления: присутствие действует как некое общее подкрепление, которое снижает действие неприятного возбуждения и создает таким образом условия для притяжения к этому индивида.

Сильным фактором появления аттракции сходство являются установки. Достаточно известен эксперимент американского социального психолога Д. Бирна с парадигмами аттракции.

Исследуемые заполняли опросник о своем отношении к разным вещам

(классическая музыка, спорт, законопроект по социальному обеспечению, война, развод), а через несколько недель они узнавали об отношении к этим вещам другого индивида - например, получив по почте его заполнен опросник. Результаты показали, что сходство позиций приводит к взаимной аттракции.

Подобные эксперименты подтверждают, что аттракция - это прямая линейная функция предложения похожих установок (то есть количество подобных установок, деленная на общее число подобных и непохожих установок) [5].

Таким образом, аффилиация - это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений. Под это понятие попадают такие категории как общение, дружба, любовь и многие другие. Характер взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве обусловливает формирование данной потребности. Аффилиация ведет к снижению тревожности и смягчает последствия как психологического, так и физиологического стресса. Негативный опыт, закрепленный при частом повторении ситуаций, связанных с неуверенностью в себе и недоверием к другому человеку или группе людей, блокирует аффилиацию и вызывает отчужденность, одиночество и фрустрацию.

Заключение. Через общение с достаточно развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Посредством активного общения с развитыми людьми, человек сам превращается в личность. Негативный опыт, закрепленный при частом повторении ситуаций, сопряженных с неуверенностью в себе и недоверием к другому человеку или группе людей, блокирует аффилиацию и вызывает отчужденность, одиночество и фрустрацию. Под аффилиацией в психологии понимают уровень социальных потребностей человека. Содержание мотивации аффилиации заключается в поддерживании отношений такой степени близости, которая устраивает человека и не вызывает дискомфорта. Цели при этом могут существенно различаться - от попыток впечатлить другого человека до желания оказать властное воздействие.

Использованные источники:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студ. вузов. -М.: «Академия», 1999. Глава 20. О зрелости (36-50 лет). Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет). С. 599-640.

2. Абульханова К. А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. СПб: Алетейя, 2016. 89 - 134 с.

3. АмбрумоваА.Г., Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. - Москва, 2017

4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 1993. Т.14. № 2. С. 8-17.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -

СПб.; М.: Университетская книга, АСТ, 1998. - 554 с.

6. Бодалев А.А. Акмеология как научная дисциплина. М.: Российская академия управления, 1993

7. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 2018. - 272 с.

8. Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психол. журн. 1993. № 5. С. 73 -81.

9. Ванакова, Г.В. Психолого-педагогическая поддержка студентов с низким уровнем жизнестойкости (практический аспект) / Г.В. Ванакова — Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2017.-232 с.

10.Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2017.

11.Деркач А.А. Акмеология. Личностное и профессиональное развитие (в 3 кн.). М.: Московская типография № 2, 2000.

12. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск, 2017. - 125 с.

13.Ефимова Н.С. Психология общения. - М.: Форум, 2013 - 192 с.

14.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - С. 647895.

15.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Сфера, 2009.

16.Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — Санкт Петербург.: Питер, 2001. — 544 с.

17.Махова И.Ю. Отечественные теории периодизации психического развития // Психология развития: теоретические основы: учеб. пособие. — Хабаровск: ДВГУПС, 2006.

18.Ньеренберг Д. И., Калеро Г. Х. Учитесь читать человека как книгу // Экономика и организация промышленного производства. 1988. № 2. 185 с.

19. Обозов Н. Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. -СПб., 2017. - 375 с.

20.0буховский К. Психология влечений человека. - М., 2016.- 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.