Научная статья на тему 'Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии'

Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2067
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аттракция / межличностное взаимодействие / симпатия / факторы аттракции. / attraction / interpersonal interaction / sympathy / attraction factors.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Р Р. Дементьева, Г Р. Мухаметова

В данной статье рассматриваются психологические аспекты межличностной симпатии. Представлен краткий обзор психологической литературы по проблеме, а также основные психологические концепции возникновения и факторов межличностной симпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING FACTORS OF ORIGIN OF INTERPERSONAL SYMPATHY

This article discusses the psychological aspects of interpersonal sympathy. A brief review of the psychological literature on the problem is presented, as well as the basic psychological concepts of the occurrence and factors of interpersonal sympathy.

Текст научной работы на тему «Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии»

ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СИМПАТИИ

Р.Р. Дементьева, бакалавр Г.Р. Мухаметова, магистр Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11508

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты межличностной симпатии. Представлен краткий обзор психологической литературы по проблеме, а также основные психологические концепции возникновения и факторов межличностной симпатии.

Ключевые слова: аттракция, межличностное взаимодействие, симпатия, факторы аттракции.

Наша жизнь невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Но не всегда контакты с окружающими проходят эффективно и только в положительном русле. Именно поэтому данный вопрос является важным в психологической науке. На сегодня есть большое количество работ, посвященных проблеме межличностного и межгруппового общения, влияния различных факторов на взаимодействие. К одним из таких факторов относится симпатия, которая обозначается в научной сфере как аттракция. Именно понятие аттракции будет использоваться далее в данной статье. Исследователи акцентировали свое внимание на различных факторах, способствующих возникновению аттракции, т.к. понимание причин конструктивного или деструктивного взаимодействия дает возможность для создания среды для межличностных коммуникаций, а также прогнозирования развитие контактов между людьми.

Анализ литературы показывает, что «аттракция» - термин достаточно многозначный. Так, Г.М. Андреева отмечает, что аттракцию рассматривают и как процесс формирования привлекательности объекта и как результат, продукт этого процесса -положительное отношение к этому объекту. Также автор выделяет уровни межличностной аттракции: симпатию, дружбу и любовь и связывает аттракцию с перцептивной стороной общения [6]. Как видно, симпатия в данном случае рассматривается лишь как один из уровней аттракции.

Более близкое к симпатии определение аттракции дает Бодалев А.А., понимая под аттракцией возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого и на этой основе влечение одного человека к другому [1].

Итак, рассмотрим подробнее факторы, способствующие возникновению аттракции и симпатии, которые предлагают различные авторы. Так, среди отечественных ученых наиболее известен Л.Я. Гозман, предложивший схему рассмотрения аттракции как психологического феномена в контексте следующих составляющих:

1) свойства объекта;

2) свойства самого субъекта;

3) соотношения свойств между субъектом и объектом;

4)ситуация, в которой происходит общение;

5) особенности взаимодействия между ними;

6) культурный контекст, в который включены общающиеся индивиды;

7) фактор времени [2].

К числу внутренних факторов аттракции психологи относят физическую привлекательность человека (имеется в виду не только внешняя красота, но и обаяние, чувство юмора, такт, оптимистичность, дружелюбность, контактность и т.д.). К внешним факторам аттракции относят: потребность в аффилиации (от англ. «соединяться), связывать(ся)») как стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с

другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью; фактор эмоционального состояния (человек с положительными эмоциями смотрит на окружающих более доброжелательно); фактор пространственной близости (чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность).

Другой исследователь Долгов М.С. в качестве основного фактора возникновения аттракции и симпатии выделяет самооценку. При этом под самооценкой понимается следующее: «Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя, и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто» [4]. Аттракция как понятие о притяжении индивидов не обошлась без понятия самооценки личности по той причине, что индивид без собственной адекватной самооценки не может быть воспринят в обществе в положительном ракурсе. Т.е. по мнению Долгова М.С. представляясь перед собеседником, индивид должен четко понимать, кто перед ним и насколько его собственная личная самооценка адекватна представлениям оппонента.

Интересной является модель структуры аттракции, предложенной Киреевой З.А., которая предложила ее на основе классификации социально-психологических качеств М.И. Бобневой. Данная модель состоит из четырех уровней [5]:

- социально-психологические качества, связанные с общепсихологическими свойствами (-экстраверсия, -интроверсия, -спонтанность, -агрессивность, -сензитивность, -эмоциональная стабильность, -лабильность, -тревожность, -интернальность);

-социально-психологические способности (-коммуникативные умения, -общительность, -эмпатийность, -самоконтроль в общении);

- социально-психологические качества, которые формируются в группе (-

стремление к сохранению теплых эмоциональных отношений, -контролировать отношения, -к получению признания, -властность, -покорность, -зависимость, -независимость, прямолинейность);

- социально-психологические качества, которые связанны с социальным поведением и позицией личности (ответственность, -сотрудничество, -лидерские склонности, -

доброжелательность, -стиль поведения).

Также Грива О.В. подчеркивает, что в зарубежной социальной психологии аттракция предстает как установка на партнера, в основе рассмотрения оказываются эмоции и чувства, суждения о другом человеке как объекте внимания. В отечественной психологии феномен аттракции рассматривается преимущественно в контексте процесса и закономерностей межличностных отношений на разных этапах развития, как его составная часть [3].

Анализ исследований аттракции указывает на выявление различных факторов, таких как общие ценности, уровень внешняя привлекательность и др. Но при этом стоит отметить ситуативность исследований, их связанность с контекстом единичного исследования, в связи с чем и объясняется отсутствие единого подхода к пониманию аттракции и факторов его возникновения.

Таким образом, на межличностную аттракцию воздействует целый ряд факторов от эмоционального состояния воспринимающего и потребности в аффиляции до расстояния, в котором находится человек при взаимодействии. Но важным является то, что владение информацией о том, как и почему люди сходятся или, напротив, не могут найти общего языка, открывает большие возможности практического приложения знаний в контексте межличностного взаимодействия. Особенно в современных условиях, когда нарастание агрессии в обществе приводит к разрушению системы конструктивного взаимодействия в структуре общения у представителей всех возрастных групп.

Библиографический список

1. Бодалев А. А. Познание человека человеком. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

2. Глушко И. В. Социальное доверие в контексте межличностных отношений // ИСОМ.

- 2014. - №2. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/sotsialnoe-doverie-v-kontekste-mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 23.08.2019).

3. Грива О. В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). -Пермь: Меркурий, 2014. - С. 23-25. - [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5327/ (дата обращения: 25.08.2019).

4. Долгов М. С. Самооценка как один из основных факторов влияния аттракции на убеждения оппонента // Вестник ГУУ. - 2014. - № 5. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-odin-iz-osnovnyh-faktorov-vliyaniya-attraktsii-na-ubezhdeniya-opponenta (дата обращения: 22.08.2019).

5. Киреева З.А. Социально-психологическая структура аттракции и ее влияние на социометрический статус личности: Автореферат дис. канд. психол. наук. - Ярославль, 2008.

6. Шадричева А.И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). - 2016.

- Т. 7. № 2. - С. 180-183.

LEADING FACTORS OF ORIGIN OF INTERPERSONAL SYMPATHY

R.R. Dementieva, Bachelor G.R. Mukhametova, Master Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article discusses the psychological aspects of interpersonal sympathy. A brief review of the psychological literature on the problem is presented, as well as the basic psychological concepts of the occurrence and factors of interpersonal sympathy.

Keywords: attraction, interpersonal interaction, sympathy, attraction factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.