Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронной коммерция / коронавирус / магазин / розница / продажа / пандемия / электронный бизнес / e-commerce / coronavirus / store / retail / sale / pandemic / e-business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиёдбек Эркинбоев, Георгий Суренович Тониянц

В статье проведен комплексный анализ текущего состояния электронного бизнеса в мире. Изучаются и критически анализируются тенденции его развития, и выявляются влияния последствий пандемии на его состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE GLOBAL ELECTRONIC BUSINESS

The article provides a comprehensive analysis of the current state of e-business in the world. The tendencies of its development are studied and critically analyzed, and the influence of the consequences of the pandemic on its condition is revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

Зиёдбек Эркинбоев

Студент магистратуры по направлении «Внешнеэкономическая деятельность (по отраслям и направлениям)» Университет мировой экономики и дипломатии Научный руководитель: Георгий Суренович Тониянц Доцент кафедры «Экономическая теория» Университета мировой экономики и

дипломатии

В статье проведен комплексный анализ текущего состояния электронного бизнеса в мире. Изучаются и критически анализируются тенденции его развития, и выявляются влияния последствий пандемии на его состояние.

Ключевые слова: электронной коммерция, коронавирус, магазин, розница, продажа, пандемия, электронный бизнес

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF

THE GLOBAL ELECTRONIC BUSINESS

The article provides a comprehensive analysis of the current state of e-business in the world. The tendencies of its development are studied and critically analyzed, and the influence of the consequences of the pandemic on its condition is revealed.

Keywords: e-commerce, coronavirus, store, retail, sale, pandemic, e-business

Узбекистан взял курс на продвижение электронного бизнеса на основе внедрения информационных технологий во многих сферах нашей жизни. В стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 года целью 25 является развития цифровой экономики в качестве основного «драйвера» с обеспечением увеличения ее объема как минимум в 2,5 раза. Общеизвестно, что цифровая экономика предполагается развитие и электронного бизнеса на основе использования информационных технологий. бщая сумма электронных транзакций в Узбекистане в 2019 г. составила 344,3 млн долл. США. Электронная коммерция является частью электронного бизнеса. Каждый год рост доли электронной коммерции в валовом внутреннем продукте страны оценивается в

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

30%, а общий объем транзакций в сфере электронной коммерции в Узбекистане на 2019 год составил 344,3 млн долларов. Совокупный объем рынка электронной коммерции в Узбекистане может достичь 12-15 млрд долл. США по оценкам специалистов. На основе приведенных данных становится очевидным тот факт, что развитие электронной торговли может придать сильный импульс и развитию экономики в целом [1].

Бурному развитию электронной коммерции способствовала короновирусная пандемия, ускорив процесс цифровизации по всему миру. Согласно исследованию, в 2022 году 52% потребителей избегают обычных покупок и мест массового скопления людей. Кроме того, 36% избегают обычных покупок, пока не получат вакцину от коронавируса [2].

Коронавирус по-разному влияет на разную природу продуктов, и означает, что влияние COVID-19 на несколько продуктов очень велико, а на некоторые продукты меньше [3]. Появляется все больше свидетельств значительного роста объема электронной торговли как в сегменте B2C ("business-to-consumers", потребительский рынок), так и в сегменте B2B ("business-to-business", корпоративный рынок). Рост выручки интернет-магазинов США в годовом исчислении (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос на 68% по состоянию на середину апреля, превысив предыдущий пик в 49% в начале января [3].

Таким образом, общий объем продаж электронной коммерции увеличивается из-за этого вируса, количество людей, избегающих выходить на улицу, сохраняя социальную дистанцию и покупая из дома, работая из дома, например, в продуктовом магазине Walmart, увеличивается на 74%. Кроме того, в это время также увеличилось использование СМИ, и Facebook, Google обновляют свои функции, чтобы объединять больше людей за один раз, например, Facebook представляет мессенджер для 44 человек, который конкурирует с Zoom. Точно так же Google также выпустила обновленную версию [4]. Десять крупнейших розничных магазинов электронной коммерции в условияхпандемии находится ниже

Таблица 2.1

Розничные продажи электронной коммерции (в $ миллионов)

Номер Название электронной коммерции Миллионы

1 Amazon.com 4059M

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

2 Ebay.com 1227M

3 Rakuten.co.jp 804M

4 Samsung.com 648M

5 Walmart.com 614M

6 Appel.com 562M

7 Aliexpress.com 532M

8 Etsy.com 395M

9 Homedepot.com 292M

10 Allegro.pl 272M

Розничные продажи электронной коммерции показывают, что COVID-19 оказывает значительное влияние на электронную коммерцию, и ожидается, что к 2023 году ее продажи достигнут 6,5 триллиона долларов[5].

Также необходимо отметить, что в сегменте B2C особенно сильно данная тенденция прослеживалась на рынках предметов медицинского назначения, предметов первой необходимости, предметов домашнего обихода, продуктов питания, электроники и т. д. Например, согласно исследованию Deloitte, в Дании 65% компаний, занимающихся продажей продуктов питания, отметили увеличение выручки более чем на 10% по сравнению с тем, что ожидалось ранее, в то время как продажи предметов роскоши и интерьера, наоборот, переживали снижение [5].

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

*Источник: Аналитический отчет KPMG International.

Рис.1 Объем продаж электронной торговли в мире 2014-2020.

Рисунок 1 показывает, что в начале доля электронной торговли составляла 7,4% мировой розничной торгов ли, а в 2020 году — 16,5%. Другими словами, доля электронной коммерции в мировой розничной торговле растет умеренными темпами ежегодно, и за последние пять лет с каждым годом объем электронной торговли увеличивается в среднем на 20% [6]

2 J 82 2.928 3.535 3.914 2.405

1.809 1

Розничный сегмент (eMarketer) Сегмент В2С (Research and Markets)

■ 2017 ■ 2018 ■ 2019 "2020*

* Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Рис.2 Объем продаж в сегментах глобальной электронной торговли по оценкам eMarketer и Research and Markets (в млн.долларах).

На рис. 2 представлены некоторые из имеющихся статистических оценок, сделанных после первых эффектов пандемии. Представленный в конце мая 2020 г. маркетинговым агентством Research and Markets «Отчет о глобальном рынке электронной коммерции за 2020-30 годы: последствия COVID-19 и рост» предполагает, что мировой рынок B2C торговли вырастет с 1808,5 млрд долларов США в 2019 году до 2405,3 млрд в 2020 году [3]. При этом значительный рост ожидается в спросе на товары первой необходимости, такие как продукты питания, лекарства, дезинфицирующие средства и т. д.

Согласно прогнозу маркетингового агентства eMarketer, эффект негативных факторов перевесит влияние позитивных. В связи с наступлением пандемии eMarketer скорректировали свою оценку роста глобального розничного сегмента электронной торговли в 2020 г. с 18,4% до 16.5%16. В реальном выражении это означает снижение с 4,105 трлн долл. США до 3,914. [5]

Последствия пандемии COVID-19 могут длиться долго, и электронная торговля товарами и услугами будет продолжать адаптироваться к новым

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

условиям. По всей видимости, в краткосрочной перспективе негативные эффекты пандемии для всего сегмента окажутся более существенными, и выиграют от кризиса только сектор цифровых услуг и некоторые отдельные категории товаров, спрос на которые возрос в результате шока COVID-19. К тому же, согласно имеющимся свидетельствам, рост спроса был скорее краткосрочным и по мере ослабления ограничений многие клиенты начинают возвращаться к более привычным для себя оффлайн-покупкам [7].

Тем не менее, с нашей точки зрения, в долгосрочной перспективе этот шок может спровоцировать ускорение происходящей цифровизации торгового сектора и, как следствие, рост популярности электронной торговли в целом. Это может, в частности, выражаться в более активном росте влияния существующих технологических трендов в электронной торговле и возникновении совершенно новых трендов. На пике популярности сейчас находятся чат-боты, голосовые помощники и технологии персонализации на базе искусственного интеллекта (ИИ) и интеллектуального анализа данных. В условиях ускоренной цифровизации можно ожидать быстрого распространения трендов, являющихся пока нишевыми [8].

К тому же, согласно имеющимся свидетельствам, рост спроса был скорее краткосрочным и по мере ослабления ограничений многие клиенты начинают возвращаться к более привычным для себя оффлайн-покупкам.

Тем не менее, с нашей точки зрения, в долгосрочной перспективе этот шок может спровоцировать ускорение происходящей цифровизации торгового сектора и, как следствие, рост популярности электронной торговли в целом. Это может, в частности, выражаться в более активном росте влияния существующих технологических трендов в электронной торговле и возникновении совершенно новых трендов. На пике популярности сейчас находятся чат-боты, голосовые помощники и технологии персонализации на базе искусственного интеллекта (ИИ) и интеллектуального анализа данных.

Список литературы.

1. Россия поможет Узбекистану в развитии электронной коммерции [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. 2020

URL: https://e-cis.info/news/568/88194/ (дата обращения: 15.03.2021).

2. Влияние COVID-19 на поведение потребителей. Москва: Агентство BrandScience [электронный ресурс], 2020.

https://www.sostav.ru/publication/brandscience-vliyanii-koronavirusa-covid-19-na-povedenie-potrebitelej-42604.html

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

3. Andrienko O. E-commerce & Consumer Trends During Coronavirus, [электронный ресурс], 2020. https://www.semrush.com/blog/ecommerce-covid-19/

4. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю. Москва: Российский внешнеэкономический вестник, 2020. С. 7-18.

5. Research and Markets «Отчет о глобальном рынке электронной коммерции за 2020-30 годы: последствия COVID-19 и рост». [Электронный ресурс], 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/382906227.pdf

6. The impact of COVID-19 pandemic on Russian e-commerce market. Mосква: KPMG International. [Электронный ресурс].

https://home.kpmg/ru/en/home/insights/2021/07/russian-online-commerce-in-covid-19

7. Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Общая характеристика электронных торговых площадок. Москва: Terra Economicus, 2009. С. 55-58

8. Паньшин Б.Н. Электронная торговля: теория и практика. Минск: БГУ,2009. С.

383

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.