Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Зиёдбек Эркинбоев
Студент магистратуры по направлении «Внешнеэкономическая деятельность (по отраслям и направлениям)» Университет мировой экономики и дипломатии Научный руководитель: Георгий Суренович Тониянц Доцент кафедры «Экономическая теория» Университета мировой экономики и
дипломатии
В статье проведен комплексный анализ текущего состояния электронного бизнеса в мире. Изучаются и критически анализируются тенденции его развития, и выявляются влияния последствий пандемии на его состояние.
Ключевые слова: электронной коммерция, коронавирус, магазин, розница, продажа, пандемия, электронный бизнес
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF
THE GLOBAL ELECTRONIC BUSINESS
The article provides a comprehensive analysis of the current state of e-business in the world. The tendencies of its development are studied and critically analyzed, and the influence of the consequences of the pandemic on its condition is revealed.
Keywords: e-commerce, coronavirus, store, retail, sale, pandemic, e-business
Узбекистан взял курс на продвижение электронного бизнеса на основе внедрения информационных технологий во многих сферах нашей жизни. В стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 года целью 25 является развития цифровой экономики в качестве основного «драйвера» с обеспечением увеличения ее объема как минимум в 2,5 раза. Общеизвестно, что цифровая экономика предполагается развитие и электронного бизнеса на основе использования информационных технологий. бщая сумма электронных транзакций в Узбекистане в 2019 г. составила 344,3 млн долл. США. Электронная коммерция является частью электронного бизнеса. Каждый год рост доли электронной коммерции в валовом внутреннем продукте страны оценивается в
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
30%, а общий объем транзакций в сфере электронной коммерции в Узбекистане на 2019 год составил 344,3 млн долларов. Совокупный объем рынка электронной коммерции в Узбекистане может достичь 12-15 млрд долл. США по оценкам специалистов. На основе приведенных данных становится очевидным тот факт, что развитие электронной торговли может придать сильный импульс и развитию экономики в целом [1].
Бурному развитию электронной коммерции способствовала короновирусная пандемия, ускорив процесс цифровизации по всему миру. Согласно исследованию, в 2022 году 52% потребителей избегают обычных покупок и мест массового скопления людей. Кроме того, 36% избегают обычных покупок, пока не получат вакцину от коронавируса [2].
Коронавирус по-разному влияет на разную природу продуктов, и означает, что влияние COVID-19 на несколько продуктов очень велико, а на некоторые продукты меньше [3]. Появляется все больше свидетельств значительного роста объема электронной торговли как в сегменте B2C ("business-to-consumers", потребительский рынок), так и в сегменте B2B ("business-to-business", корпоративный рынок). Рост выручки интернет-магазинов США в годовом исчислении (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос на 68% по состоянию на середину апреля, превысив предыдущий пик в 49% в начале января [3].
Таким образом, общий объем продаж электронной коммерции увеличивается из-за этого вируса, количество людей, избегающих выходить на улицу, сохраняя социальную дистанцию и покупая из дома, работая из дома, например, в продуктовом магазине Walmart, увеличивается на 74%. Кроме того, в это время также увеличилось использование СМИ, и Facebook, Google обновляют свои функции, чтобы объединять больше людей за один раз, например, Facebook представляет мессенджер для 44 человек, который конкурирует с Zoom. Точно так же Google также выпустила обновленную версию [4]. Десять крупнейших розничных магазинов электронной коммерции в условияхпандемии находится ниже
Таблица 2.1
Розничные продажи электронной коммерции (в $ миллионов)
Номер Название электронной коммерции Миллионы
1 Amazon.com 4059M
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
2 Ebay.com 1227M
3 Rakuten.co.jp 804M
4 Samsung.com 648M
5 Walmart.com 614M
6 Appel.com 562M
7 Aliexpress.com 532M
8 Etsy.com 395M
9 Homedepot.com 292M
10 Allegro.pl 272M
Розничные продажи электронной коммерции показывают, что COVID-19 оказывает значительное влияние на электронную коммерцию, и ожидается, что к 2023 году ее продажи достигнут 6,5 триллиона долларов[5].
Также необходимо отметить, что в сегменте B2C особенно сильно данная тенденция прослеживалась на рынках предметов медицинского назначения, предметов первой необходимости, предметов домашнего обихода, продуктов питания, электроники и т. д. Например, согласно исследованию Deloitte, в Дании 65% компаний, занимающихся продажей продуктов питания, отметили увеличение выручки более чем на 10% по сравнению с тем, что ожидалось ранее, в то время как продажи предметов роскоши и интерьера, наоборот, переживали снижение [5].
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
*Источник: Аналитический отчет KPMG International.
Рис.1 Объем продаж электронной торговли в мире 2014-2020.
Рисунок 1 показывает, что в начале доля электронной торговли составляла 7,4% мировой розничной торгов ли, а в 2020 году — 16,5%. Другими словами, доля электронной коммерции в мировой розничной торговле растет умеренными темпами ежегодно, и за последние пять лет с каждым годом объем электронной торговли увеличивается в среднем на 20% [6]
2 J 82 2.928 3.535 3.914 2.405
1.809 1
Розничный сегмент (eMarketer) Сегмент В2С (Research and Markets)
■ 2017 ■ 2018 ■ 2019 "2020*
* Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Рис.2 Объем продаж в сегментах глобальной электронной торговли по оценкам eMarketer и Research and Markets (в млн.долларах).
На рис. 2 представлены некоторые из имеющихся статистических оценок, сделанных после первых эффектов пандемии. Представленный в конце мая 2020 г. маркетинговым агентством Research and Markets «Отчет о глобальном рынке электронной коммерции за 2020-30 годы: последствия COVID-19 и рост» предполагает, что мировой рынок B2C торговли вырастет с 1808,5 млрд долларов США в 2019 году до 2405,3 млрд в 2020 году [3]. При этом значительный рост ожидается в спросе на товары первой необходимости, такие как продукты питания, лекарства, дезинфицирующие средства и т. д.
Согласно прогнозу маркетингового агентства eMarketer, эффект негативных факторов перевесит влияние позитивных. В связи с наступлением пандемии eMarketer скорректировали свою оценку роста глобального розничного сегмента электронной торговли в 2020 г. с 18,4% до 16.5%16. В реальном выражении это означает снижение с 4,105 трлн долл. США до 3,914. [5]
Последствия пандемии COVID-19 могут длиться долго, и электронная торговля товарами и услугами будет продолжать адаптироваться к новым
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
условиям. По всей видимости, в краткосрочной перспективе негативные эффекты пандемии для всего сегмента окажутся более существенными, и выиграют от кризиса только сектор цифровых услуг и некоторые отдельные категории товаров, спрос на которые возрос в результате шока COVID-19. К тому же, согласно имеющимся свидетельствам, рост спроса был скорее краткосрочным и по мере ослабления ограничений многие клиенты начинают возвращаться к более привычным для себя оффлайн-покупкам [7].
Тем не менее, с нашей точки зрения, в долгосрочной перспективе этот шок может спровоцировать ускорение происходящей цифровизации торгового сектора и, как следствие, рост популярности электронной торговли в целом. Это может, в частности, выражаться в более активном росте влияния существующих технологических трендов в электронной торговле и возникновении совершенно новых трендов. На пике популярности сейчас находятся чат-боты, голосовые помощники и технологии персонализации на базе искусственного интеллекта (ИИ) и интеллектуального анализа данных. В условиях ускоренной цифровизации можно ожидать быстрого распространения трендов, являющихся пока нишевыми [8].
К тому же, согласно имеющимся свидетельствам, рост спроса был скорее краткосрочным и по мере ослабления ограничений многие клиенты начинают возвращаться к более привычным для себя оффлайн-покупкам.
Тем не менее, с нашей точки зрения, в долгосрочной перспективе этот шок может спровоцировать ускорение происходящей цифровизации торгового сектора и, как следствие, рост популярности электронной торговли в целом. Это может, в частности, выражаться в более активном росте влияния существующих технологических трендов в электронной торговле и возникновении совершенно новых трендов. На пике популярности сейчас находятся чат-боты, голосовые помощники и технологии персонализации на базе искусственного интеллекта (ИИ) и интеллектуального анализа данных.
Список литературы.
1. Россия поможет Узбекистану в развитии электронной коммерции [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. 2020
URL: https://e-cis.info/news/568/88194/ (дата обращения: 15.03.2021).
2. Влияние COVID-19 на поведение потребителей. Москва: Агентство BrandScience [электронный ресурс], 2020.
https://www.sostav.ru/publication/brandscience-vliyanii-koronavirusa-covid-19-na-povedenie-potrebitelej-42604.html
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
3. Andrienko O. E-commerce & Consumer Trends During Coronavirus, [электронный ресурс], 2020. https://www.semrush.com/blog/ecommerce-covid-19/
4. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю. Москва: Российский внешнеэкономический вестник, 2020. С. 7-18.
5. Research and Markets «Отчет о глобальном рынке электронной коммерции за 2020-30 годы: последствия COVID-19 и рост». [Электронный ресурс], 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/382906227.pdf
6. The impact of COVID-19 pandemic on Russian e-commerce market. Mосква: KPMG International. [Электронный ресурс].
https://home.kpmg/ru/en/home/insights/2021/07/russian-online-commerce-in-covid-19
7. Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Общая характеристика электронных торговых площадок. Москва: Terra Economicus, 2009. С. 55-58
8. Паньшин Б.Н. Электронная торговля: теория и практика. Минск: БГУ,2009. С.
383