Научная статья на тему 'Анализ современного состояния и тенденции развития российской индустрии моды'

Анализ современного состояния и тенденции развития российской индустрии моды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1122
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ МОДЫ / БРЕНД / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / «УТЕЧКА» ТАЛАНТОВ / СБЫТОВЫЕ КАНАЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушко С. С.

В данной статье проведен исторический обзор развития индустрии моды как отрасли производства в России. Показаны общие экономические показатели отрасли, а также тенденции развития. Представлены статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния и тенденции развития российской индустрии моды»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 330.35

С. С. Сушко

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ

В данной статье проведен исторический обзор развития индустрии моды как

отрасли производства в России. Показаны общие экономические показатели отрасли, а также тенденции развития. Представлены статистические данные.

Ключевые слова: индустрия моды, бренд, экспорт, импорт, «утечка» талантов, сбытовые каналы.

Первые робкие попытки России войти в мировую индустрию моды были связаны с именем известного русского художника-модельера Надежды Ламановой. Она также является создательницей русской модной школы 20 в., а престижный конкурс молодых модельеров в России носит ее имя. Надежда Петровна открыла свое ателье в 1885 г. и шила для всего московского бомонда. Была известна и за границей, знаменитые модельеры Парижа приглашали ее сотрудничать. Ламанова была одной из немногих, кто отказался от такой возможности. Модельер работала исключительно в России. Ее клиентами были все влиятельные люди столицы того времени [1, с. 241].

В 1918 г. закрыли все дома мод и частные магазины. В индустрии моды в России наступил период застоя. Все выдающиеся русские модельеры работали за рубежом, в основном, во Франции и Англии. Русская мода постепенно приобрела популярность в других странах. Например, в Париже расцвели русские дома мод «Итеб», «ТАО», «Поль Каре», в Константинополе - «Феражаль» и «Сидан» [5].

В советское время «своих» дизайнеров не существовало. Страна находилась в состоянии постоянного дефицита. Вся импортная одежда, которая была доступна, продавалась в специальных магазинах не на рубли, а на боны или сертификаты, которые выдавались работникам, связанным с заграницей. В целом, мода идеологией страны не поощрялась, считалась распускающей и растлевающей общество [7].

В 1982 году наступил поворотный момент в индустрии моды в России. Вячеслав Зайцев, на сегодняшний день признанный модельер во всем мире, «первым открыл, убедив в необходимости этого власти, свой Дом Моды. Первый и длительное время единственный из отечественных модельеров ставил на одежду именной лейбл. Наконец, первым из коллег выпустил совместно с французской фирмой «L’Oreal» собственные духи» [1, с. 242]. Вячеслав Зайцев стал известен за рубежом, получил множество международных и отечественных наград, и считается лидером российской моды.

Можно сказать, что Зайцев открыл эпоху современной моды в России. За ним последовала череда талантливых модельеров, которые участвуют в показах мод в столицах мира и постепенно завоевывают популярность. Однако, российская индустрия моды еще относительно молода, развивается отрасль медленно. Бренды, у которых нет «истории», как, например, у Chanel или Burberry, тяжело приживаются на рынке.

Несмотря на трудности, которые испытывают наши дизайнеры, уже существует несколько имен, которые известны как в нашей стране, так и за рубежом. Среди них можно назвать: Валентин Юдашкин, Денис Симачев, Алена Ахмадулина, Ирина Крутикова, Игорь Чапурин. Стоит отметить тот факт, что все эти имена существуют как бренды только латинскими буквами, например, Chapurin, на французский манер. Можно предположить, что в стремлении выжить на современном мировом рынке моды, приходится подстраиваться под Европу с ее вековыми домами мод.

Рынок одежды в России является очень перспективным и быстрорастущим. Общий объем продаж модной мужской и женской одежды вырос в нашей стране с 8,7 млрд. долларов в 2002 году до 38 млрд. в 2007 году. Отмечается ежегодный прирост на 40%. Многие иностранные специалисты утверждают, что ни один рынок в мире не показывал такого ежегодного роста.

© Сушко С. С., 2011.

79

Новый университет. 2011. № 9.

ISSN 2221-7347

Кроме того, в стране наблюдается повышение затрат населения на предметы одежды: в 2007 году средние затраты на одежду на душу населения составляли 271 доллар, а к 2013 составят 443 доллара [4].

Однако, на сегодняшний день, к сожалению, как и в наукоемких отраслях, в модной отрасли наблюдается, так называемая, утечка талантов за границу. Современный русский покупатель настолько не доверяет отечественным маркам, что, в большинстве случаев, наши товары проигрывают в конкуренции с импортными. Общество находится на той стадии развития, когда подражание западному уровню и образу жизни является доминантой при выборе таких товаров, которые представляют человека в социуме - одежда, машина, жилье. Следуя этому веянию, продиктованному модными журналами и западным телевидением, соотечественники отдадут свое предпочтение известным международным, «оскароносным» брендам, нежели новым российским дизайнерам. Из-за этого нашим модельерам сложно прижиться на модном рынке в России. По данным маркетинговых исследований, на долю отечественных производителей приходится лишь 4% всего рынка одежды, остальные 96% принадлежат импортным производителям (рис. 1). Однако, даже русские модельеры 80% продукции отшивают в Китае.

■ Отечественное производство

■ Импортные изделия

■ Русские изделия, отшитые в Китае

Рис. 1. Соотношение импортных и отечественных товаров на рынке одежды в России

В качестве примера можно привести больше десятка модельеров, которые, получив образование в России, переехали работать за рубеж. Одним из таких дизайнеров является Екатерина Леонович.

Свою карьеру она начала в Москве, однако, участвуя во множестве конкурсов и показов в Брюсселе, Токио, Милане, получила контракт со старинным Домом высокой моды Гаттинони. Вскоре, Катя Леонович открыла свой собственный Дом моды, однако не на территории Российской Федерации, а в Италии, в Риме. Одежда русского модельера продается в бутиках Парижа и Лондона [1, с. 295]. Кроме нее, за рубежом работают такие российские дизайнеры, как Александр Терехов, Алена Миланская, Анастасия Железнова и многие другие.

По данным статистики, в первом квартале 2010 в сравнении с соответствующим периодом в 2009 г. производство одежды и выделка меха на территории России увеличилось на 3,1%, по ряду позиций (куртки, костюмы, платья, рубашки и др.) - на 4-9%. За январь-февраль 2010 г. экспорт текстильных изделий и обуви увеличился на 7,9% (с 83,8 до 90,5 млн. долларов), в том числе в страны Дальнего зарубежья - на 66,6%, в страны СНГ - экспорт уменьшился на 8,4%

[3].

Что касается импорта, то показатели за тот же период увеличились на 7,6%.

«Доля отечественных компаний, шьющих одежду по собственным лекалам, составляет примерно, 20%, а 10 лет назад доля не превышала 10%. Перспективу для молодых модельеров отчасти открывает отсутствие выраженных лидеров рынка: доля каждого из крупнейших игроков менее 2%. Входить в индустрию можно и с небольшим капиталом» [6].

На сегодняшний день, отечественные дома мод успешно выпускают коллекции всех направлений, однако дотянуться до мирового уровня Haute Couture пока не способны.

Тем не менее, потенциал для развития российских производителей есть, и ситуация на отечественном рынке одежды породила ряд тенденций, которые положительно влияют на дальнейшее развитие модной отрасли.

За последние годы в России увеличилось количество сбытовых каналов, доступных российским производителям одежды. Основные каналы распространения товаров- уличные рынки, секции в универмагах и собственные магазины/павильоны. Большинство новых российских брендов, появившихся после 1998 г., не имели материальной возможности построить либо арендовать помещение под собственный магазин. Сегодня же ситуация изменилась в связи со

80

ISSN 2221-7347

Экономика и право

строительством большого количества торговых центров не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других городах страны. Таким образом, идет активное распространение на региональных рынках, где в торговых центрах, таких как Park House или Мега представлены русские марки.

Следующая тенденция касается изменения стратегий российских производителей. Прежде отечественный производитель был нацелен на приемлемое соотношение цены и качества-цена, значительно ниже, чем у европейских производителей, а качество лучше, чем у азиатских. Однако, в последние годы данная стратегия перестала быть успешной. Потребитель теперь готов платить не только за качество, но и за социальный статус, который эта одежда придает человеку. Это достигается с помощью продвижения марки. За последние годы русские бренды приобрели большую известность и завоевали часть отечественных потребителей. В данной отрасли отличительными особенностями маркетинговой стратегии являются ярко выраженные факторы инновационности и креативности. Таким образом, русские марки завоевывают не только отечественный, но и мировой рынок. Яркие рекламные акции, новые мотивы в коллекциях одежды, как например хохлома у Дениса Симачева, стилизация мебели- все это направлено на привлечение внимания потребителей к бренду [8].

Общие тенденции развития говорят о медленном, но успешном завоевании своего места среди лидеров индустрии моды в мировом масштабе. Но, если обратиться к мировой статистике, в частности, к показателям ВТО, то Россия входит в годовой отчет 2010 только по показателям импорта одежды (в 2009 г. импорт составил 7250 миллиона долларов, 3,8% от мирового импорта одежды [2]).

Библиографический список

1. Мода и стиль. Современная энциклопедия / М. Аксенова, Т. Евсеева, А. Чернова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.

2. Trade Statistics 2010 / World Trade Organization. URL:http://www.wto.org/english/res_e/statis_ e/its2010_e/its10_toc_e.htm.

3. Легкая промышленность и розничная торговля России. Январь-март 2010 года. URL: http:// www.fashion-russia.com.

4. Последняя мода на рынке моды: сети растут, маржа падает. URL: http://www.retail-tech.ru/ fa-shion/articles/1704/33770.

5. Русская мода. 20 век. URL: http://www.russkayamoda.com/20-vek.

6. Русские модные промыслы. URL: http://www.fashion-russia.com.

7. Советская мода 1960-1980 гг. URL: http://savok.name/225-sovetskaja-moda.html.

8. Современные тенденции развития российского рынка одежды. URL:http://www.rustm.net/ cata-log/article/800. html.

Статья поступила в редакцию 15.10.2011.

СУШКО Софья Станиславовна - магистрант программы «Международный бизнес» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет».

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.