Научная статья на тему 'Исследование рынка меховых изделий в России'

Исследование рынка меховых изделий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5568
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ / ПУШНО-МЕХОВОЙ ПОЛУФАБРИКАТ / FUR SEMI-FINISHED PRODUCT / ВИДЫ МЕХА / TYPES OF FUR / МОНИТОРИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / MONITORING OF CONSUMER PREFERENCES / ПРОДУКЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / PRODUCTION OF DOMESTIC ENTERPRISES / ИМПОРТ / IMPORT / THE FUR COATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева М. А., Зарецкая Г. П., Петросова И. А., Гончарова Т. Л., Мезенцева Т. В.

Проведен анализ ситуации на отечественном рынке меховых товаров в России к 2015 году. Определены предпочтения потребителей товаров предприятий меховой отрасли в дизайне изделий, по видам меха, по ассортименту меховой одежды. Исследованы факторы, влияющие на мотивацию покупки мехового изделия. Предложены пути развития отечественной меховой отрасли в сложившейся геополитической обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева М. А., Зарецкая Г. П., Петросова И. А., Гончарова Т. Л., Мезенцева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка меховых изделий в России»

УДК 687.021

М. А. Гусева, Г. П. Зарецкая, И. А. Петросова, Т. Л. Гончарова, Т. В. Мезенцева, Е. Г. Андреева

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ

Ключевые слова: ассортимент меховых изделий, пушно-меховой полуфабрикат, виды меха, мониторинг предпочтений потребителей, продукция отечественных предприятий, импорт.

Проведен анализ ситуации на отечественном рынке меховых товаров в России к 2015 году. Определены предпочтения потребителей товаров предприятий меховой отрасли в дизайне изделий, по видам меха, по ассортименту меховой одежды. Исследованы факторы, влияющие на мотивацию покупки мехового изделия. Предложены пути развития отечественной меховой отрасли в сложившейся геополитической обстановке.

Keywords: the fur coats, fur semi-finished product, types offur, monitoring of consumer preferences, production of domestic enterprises, import.

The analysis of the situation on the market of fur products in Russia by 2015 is made. Defined preferences of consumers of goods of the enterprises offur industry in product design, types of fur, the assortment offur garments. Investigated factors influencing motivation buy fur products. Proposed the development of the domestic fur industry in the current geopolitical environment.

Меховая мода в России долгое время отличалась консерватизмом. Модели одежды и головных уборов из натурального меха изготавливались, как правило, классического стиля и приобретались покупателями как изделия длительного использования. К началу ХХ! века становится очевидным недостаточное отражение модных направлений в отечественных медиа-ресурсах, приводящее к игнорированию мировой меховой моды, и как следствие, отсутствие модной идеологии меховых изделий. Устоявшиеся представления о необходимости долговечности меховых изделий привели к застою в меховой отрасли, выразившемуся в однообразных моделях, крайне низкой востребованности изделий из дорогих видов меха и оттоку покупателей со средними и низкими доходами. Рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных меховых товарах происходили в основном за счет импорта [1].

За период 2000-2012 годов объемы производства и продажи меховых изделий переживали как спад, так и небольшой рост. По данным официальной статистики в 2012 г. после двухлетнего роста выпуска товаров в текстильном, швейном и меховом производстве произошел спад. Согласно анализу Министерства промышленности и торговли, в 2013 году наблюдался рост на 4,5% на фоне улучшения экономической обстановки в стране. По словам экспертов, такой подъем в отрасли отмечался на фоне притока инвестиций и роста потребительского спроса [2]. Новый экономический кризис отразился на российском бизнесе, не стала исключением и пушно-меховая отрасль. Производство одежды и выделка меха снизилось на 0,5% [3]. Сегодня Россия потребляет 20% мирового производства пушнины, а производит всего 3%, что составляет только третью часть спроса на меховые изделия в стране. Аналитики считают, что большая часть пушно-меховой продукции по-прежнему будет поставляться в Россию из-за рубежа, пока в отечественное производство не будет сделано значительных инвестиций [4].

В настоящее время перед отечественными меховыми предприятиями стоят новые задачи, решение которых нацелено на долгосрочную перспективу. Необходимо значительно укрепить роль пушно-меховой отрасли в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях действующих санкций со стороны стран Евросоюза. В России меховые изделия востребованы, поскольку основная территория государства расположена в климатических зонах с суровыми зимами. Население южных регионов так же стабильно приобретает одежду и головные уборы из пушно-мехового полуфабриката, так как эти товары принадлежат к категории статусных.

По данным портала «РосМех», рынок российской пушнины в 2018 году достигнет 11,6 миллиарда рублей. Аналитики агентства Бигошопког прогнозируют рост объема рынка на 8% к 2018 году, обосновывая вывод зависимостью между спросом на роскошные меховые изделия и ростом количества состоятельных граждан [5].

С развитием торговых отношений с зарубежными партнерами и ростом доступности информации с мировых подиумов меняется стратегия поведения предприятий отечественной меховой отрасли. Российским модельерам становится доступен опыт мирового дизайна меховой одежды, технологии формирования спроса на продукцию предприятий [6]. Современные отечественные дизайнеры меховых изделий имеют возможность посещения международных выставок и ярмарок, где демонстрируются тренды меховой моды, становящиеся впоследствии базисными товарами массового потребления [7]. Однако, не смотря на доступность информации, в настоящее время в России не издается ни одного профессионального журнала о меховой моде, где предприятия смогли бы рекламировать свою продукцию и формировать вкусы и предпочтения потребителей. Интернет насыщен различными модными обозревателями - непрофессионалами, диктующими свои тренды, что негативно влияет на аудиторию и «уводит» потенциального покупателя.

Изменить ситуацию призваны ежегодные гала-показы коллекций меховой одежды, организованные Российским пушно-меховым союзом [8]. На мероприятия приглашаются, как представители предприятий, так и персоны, влияющие на формирование предпочтений потребителей (журналисты, артисты, фотохудожники, представители учебных заведений и т.д.). Модели меховой одежды, представляемые российскими дизайнерами, не уступают ни по дизайну, ни по качеству меха и изготовления зарубежным аналогам. Однако, в ходе мониторинга, проведенного в 2015г., установлено, что 56,6 % потенциальных покупателей предпочитают импортные меховые товары отечественным [1]. Основной причиной, влияющей на сложившуюся ситуацию, является тот факт, что в России мало дизайнеров, занимающихся меховой модой, имеющих высококвалифицированных промоутеров своей продукции.

Силами представителей кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий Московского государственного университета дизайна и технологии в 2015 г. проведены исследования ситуации на рынке меховых товаров в России: мониторинг потребительских предпочтений, ассортимент торгующих предприятий, анализ дизайнерских и промышленных коллекций.

В ходе опроса 2250 отечественных потребителей в 19 городах Российской Федерации, расположенных в разных климатических зонах, установлено, что респонденты получают информацию о меховой моде из различных источников: 22,68 % покупателей изучают ассортимент магазинов (в том числе интернет-магазинов); 19,24 % ориентируются на предпочтения публичных людей, анализируя информацию по фотографиям в печатных и интернет-изданиях; на выбор 10,34 % потребителей влияет реклама по телевидению, на 14,08 % - реклама в интернете. Не интересуются меховой модой 2,85 % респондентов.

Сравнительный анализ предпочтений среди покупателей различных половозрастных групп показал, что на выбор потребителем мехового изделия влияет множество факторов: вид и качество меха, соответствие изделия модному направлению, дизайн, качество изготовления, соразмерность и комфортность изделия, отделка внешняя и подкладки, бренд, страна-изготовитель, месторасположение и оформление торгового зала.

При выборе меховых изделий потребители-женщины определили рейтинг факторов, влияющих на выбор покупки: качество изготовления (21,52%), комфортность (16,55%), цена (16,31%), вид меха (14,38%). Мужчины также качество изготовления (20,76%) и дизайн изделия (18,25%) считают приоритетными факторами. Далее, по мнению мужчин, идут комфортность изделия (16,55%), цена (14,76%) , вид меха (12,41%).

Женщинам всех возрастов присущ стабильный спрос на меховые изделия (рис. 1) и высокая покупательная активность. Они чаще мужчин посещают магазины, при этом делают покупки, как для себя, так и для членов семьи. При этом женщины в 4,1 раза основательнее мужчин обращают внимание на

дизайн; в 5,5 раз предпочтительнее выбирают соответствующую модному стилю продукцию; в 1,8 раза чаще отслеживают бренд торговой марки.

Женщины среднего возраста активно приобретали одежду (пальто, полупальто, жилеты) и головные уборы, в основном, из меха норки, песца, лисы. Пожилые граждане (старше 60 лет) характеризуются низкой покупательной активностью.

2 ю

Рис. 1 - Зависимость покупок меховых изделий от пола и возраста потребителей (в процентах)

Одним из факторов роста продаж является правильный выбор места приобретения меховых изделий. Все торгующие меховыми изделиями организации классифицируются на следующие:

- фирменные магазины и салоны от производителя («ЕКАТЕРИНА», «Русский мех», «ELENA FURS», «Золотое РУНО», «Мелита», «КАЛИНКА МОРОЗОВЪ», «АЛЕФ» и др.);

- крупные сетевые компании («Мир кожи и меха», «ООО СК Трейд Снежная Королева», «EL-EZER», «SAGITTA», «Бонитта», «Каляев», «Кери-мофф», «Меха Пятигорска», «Московская меховая компания», и др.);

- дома моды («Дом моды Елены Ярмак (Helen Yarmak)», «Магазин-ателье Олеси Ульяновой Olede», «Дом моды Татьяны Дорожкиной», «Модный дом "Herman Shalumov", Модный дом " Марина Морозова "» и др.);

- салоны-ателье и дизайн-студии («GLAMFUR», «LappiN» г. Санкт-Петербург; «Меховое ателье «Pol~za» на Пятницком», «дизайн-студия Абсаля-мовой» г. Москва, «S.V.S., студия дизайна одежды Владимира Самаркина (г.Самара)» и др.);

- магазины при зверохозяйствах («Мелковское», Меховая фабрика «Салтыковская», Меховая фабрика «Рот-Фронт-на-Смоленке», АО Аракчинская фабрика меховых изделий «Альбарс» и др.);

- магазины при учебно-производственных предприятиях (ЗАО АЛГА, г.Казань; ООО «Малое инновационное предприятие «ЭКОМ» г.Улан-Удэ и др.);

- специализированные ярмарки («Галерея меха на ВВЦ», в Коньково, Новоторжская «За шубой!», ТоргМех в СК Олимпийский, Меха в Гостином дворе, Магазин 'Болгарские дубленки' на ВВЦ и т.д.);

- меховые магазины-салоны крупных торговых центров (Меховые салоны "ТРИ ЛЬВА" в ТД "ГУМ" г. Москва; «Дизайн-студия 2UBeauty» в торговом центре "Русское раздолье" г. Москва; ИП "Леди N" в ТЦ «Озерки» в г.Санкт-Петербурге; «Dolores» в ЦУМе г.Липецка и т.д.);

- рынки, ярмарочные комплексы;

- интернет-магазины («Дубленка.ру», «Всемодно.ру», «Роскошь Меха», «Росмеха», Kupistatus.ru, «ЦентрМеха - изделия из меха», «Интернет-магазин головных уборов Шапкофф», Интернет-магазин Tao-Best.ru и др.).

Согласно мониторингу 2015 г., приобретать товары меховой промышленности отечественные покупатели предпочитают, как правило, в специализированных магазинах - 62,02%, меховых салонах (бутиках) - 31,67%, специализированных выставках-ярмарках - 24,21%. Высока доля покупателей (18,74%), приобретающих меховые изделия за границей. Рынки (10,45 %) конкурируют с интернет-магазинами (8,62%). Количество интернет-магазинов составляет более 5% от общего числа торгующих меховыми изделиями. Кроме того многие крупные сетевые компании и предприятия-производители меховой одежды и головных уборов успешно принимают заказы на интернет-сайтах. По мнению и представителей меховых предприятий и потребителей популярность таких услуг будет возрастать.

Мнения потребителей и предложения производителей не совпадают в оценке роли специализированных выставок-ярмарок и фирменных магазинов. Затраты на эти места продаж не планируются производителями, хотя 80% потребителей считают их привлекательными для покупок меховых изделий, не смотря на более высокие цены.

Самыми активными покупателями оказались лица в возрасте от 25 до 45 лет. На долю этих возрастных групп приходится 80% всех покупок меховых изделий. Эти люди, как правило, находятся на пике карьеры, с достойным заработком, и с целью позиционирования себя в обществе они покупают меховые изделия, как среднего, так и высокого качества из разнообразных видов меха.

Высокой покупательной активностью отличаются люди со средним и выше среднего уровнем доходов. Доля их покупок составила 78% от общего количества купленных в 2014-15 годах меховых изделий.

Мужские меховые пальто покупали граждане со средними (60%) и высокими (40%) доходами. Женскими меховыми пальто интересовались, в основном, дамы среднего (56%), выше среднего (25%), высокого (15%) достатка.

Модные меховые женские жилеты популярны были как среди людей с невысокими доходами (13%), так и со средним (43%) и выше среднего (26%) достатком, а также у дам с высокими доходами (15%). Даже 2% неработающих пенсионерок не отказали себе в покупке трендового жилета из натурального меха.

Большое число ассортиментных групп плечевой одежды представляет собой нишу для расширения продаж российских меховых изделий. По результатам опроса установлено, что в России импортные меховые изделия в 2015 году покупали чаще, чем сделанные в России: женские жилеты в 2,5 раза; дубленки (женские и мужские) в 2 раза; женские пальто и полупальто в 1,5 раза. Модели меховых мужских курток покупатели приобретают не зави-

симо от страны-производителя. В целом, меховой одежды было куплено в 8,5 раз больше, чем меховых головных уборов.

В начале 2015 года среднестатистический потребитель с высоким уровнем дохода потратил на покупку мехового изделия в среднем 83400 рублей, с доходом выше среднего - 60700 рублей, со средним уровнем - 47600 рублей. Неработающий пенсионер совершил в среднем покупку на 30600 рублей, покупатель с доходом ниже среднего - 27000 рублей.

Средние цены покупки некоторых меховых изделий покупателями на начало 2015 г. в зависимости от уровня дохода представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Средние цены покупки некоторых меховых изделий в зависимости от уровня дохода покупателя (в тыс. руб.)

Вид изделия Группы населения по уровню доходов

Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Пенсионер

Пальто меховое

женское 75 80 100 120 60

Полупальто меховое

женское 70 75 92 120 30

Жилет женский 35 80 90 95

Куртка

женская 20 40 80 120 -

мужская 30 37 45 120 -

Дубленка (пальто)

мужская 15 95 45 120 -

женская 20 55 100 100 30

Дубленка (полупальто)

мужская 14 25 37 110 -

женская 15 30 65 120 30

Головной убор

мужской 1.5 3 4 10 -

женский 2 4 10 20 3

Средняя цена покупки мехового изделия

27 47,6 60,7 83,4 30,6

По данным Федеральной службы государственной статистики, полученным на основании еженедельной регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг в 276 городах России, индекс потребительских цен в декабре 2015г. составил 100,8%, с начала года - 112,9% (в декабре 2014г. - 102,6%, с начала года - 111,4%) [4]. На начало 2016 года, стоимость меховых изделий вновь возросла, как результат роста инфляции. Однако, опрос показал, что многие потенциальные покупатели в России, не смотря на снижение доходов, не готовы отказаться от меховых изделий, чему способствует климат, традиции, а также доступность информации с мировых модных подиумов.

По результатам мониторинга установлено, что в текущем сезоне покупатели приобрели импортной меховой одежды в 1,2 раза больше, чем отечествен-

ной (рис. 2). Не придавали значения стране производителю при выборе одежды 48,29% покупателей, при выборе головных уборов - 13,24%.

Рис. 2 - Ассортиментная структура покупок отечественных и импортных меховых изделий (в процентах): 1 - пальто мужское; 2 - пальто женское; 3 - полупальто мужское; 4 - полупальто женское; 5 - жилет женский; 6 - жилет мужской; 7 - куртка женская; 8 - куртка мужская; 9 - дубленка мужская (длинная); 10 - дубленка женская (длинная); 11 - дубленка мужская (короткая); 12 - дубленка женская (короткая); 13 - головной убор мужской; 14 - головной убор женский; 15 -изделие на меховой подкладке

Чтобы сделать определенные группы изделий более привлекательными необходимо учитывать мотивацию покупателей [1]. Из опроса определено, что одинаково равномерно на мотивацию покупки мехового изделия влияют плановость первичной покупки (31,88%), необходимость замены изношенной вещи (33,28%), и желание пополнить гардероб меховым изделием в дополнение к имеющемуся (34,84%). Первой покупкой меховой одежды большинство мужчин (54,55 %) назвали полупальто-дубленку.

Современные женщины в качестве первой покупки также предпочитают укороченный вариант меховой одежды. Укороченную дубленку выбирают 39,08 % респондентов, меховое полупальто - 33,9 %. Вторая покупка мехового изделия оказалась более взвешенной и основательной.

Российские женщины в качестве второй покупки на замену изношенной вещи или покупки в дополнение к имеющимся в гардеробе меховым вещам выбирают удлиненные меховые пальто (39,54 %) и длинные дубленки (37,61 %).

Меховые изделия покупатели выбирают для себя почти в 2 раза чаще, чем для члена семьи и в 6 раз чаще, чем в подарок. Меховые куртки, как первую покупку, чаще приобретают мужчины (41,46%), женщины выбирают куртки на меховой подкладке в дополнение к имеющимся в гардеробе (41,03%).

Меховые головные уборы впервые покупают 40,54% мужчин. На замену (29,73%) мужчины покупают головные уборы значительно реже, что обусловлено длительным сроком эксплуатации изделия. Женщины меховые головные уборы выбирают в качестве дополнения к имеющейся меховой одежде

(46,05%). На замену шапки женщины покупают гораздо чаще (32,89%), чем впервые (21,05%), что говорит о популярности этого вида мехового изделия. Детские головные уборы чаще покупают впервые (50%), чем на замену (20%), что говорит о том, что детские головные уборы имеют небольшой срок эксплуатации ввиду быстрого роста ребенка.

На рисунке 3 представлена структура предпочтений потребителей по видам меха в основном ассортименте одежды (пальто) и головных уборах. Очевидным является выбор потребителями изделий из меха норки. Достойным конкурентом в ассортименте пальто становятся овчина (мутон) и каракуль. В головных уборах с норкой конкурирует лисица, песец, соболь.

Рис. 3 - Структура некоторых ассортиментных предпочтений потребителей по видам меха

Детальный мониторинг (разделений покупателей на группы по уровню дохода, по половозрастному признаку) предпочтений населением изделий по видам меха показал следующее. Пальто из норки доступно потребителю с доходами средними (61,64%) и выше среднего (18,78%). Пальто из каракуля приобретали покупатели как с доходами ниже среднего (20,69%), так и среднего уровня (50%). Женское пальто из лисы и песца одинаково предпочитают покупательницы со средним уровнем дохода (55,17%). Женщины пенсионного возраста останавливают свой выбор на пальто из каракуля (10,34%) и овчины (12,20%). Женские дубленки приобретают в основном покупательницы среднего достатка (59,69%). Аналогично покупатели-мужчины среднего достатка (57,58%) предпочитают дубленки. Головные уборы из меха норки (62,32%), каракуля (70%) и овчины (75%) являются приоритетной покупкой у женщин среднего достатка; из меха лисы -у покупательниц с достатком выше среднего (46,67%). Головные уборы из меха соболя одинако-

во доступны женщинам со средним уровнем достатка (35%) и выше среднего (35%). Мужчины среднего достатка приобретают в основном головные уборы из меха норки (66,67%).

Из опроса установлены предпочтения среди покупателей в основных ассортиментных группах по видам меха (табл. 2).

Таблица 2 - Структура основных ассортиментных предпочтений потребителей по виду меха (в процентах)

Вид меха Пальто Полупальто Головные уборы

овчина 22,13 20,08 2,21

(мутон)

каракуль 7,84 8,03 4,41

норка 41,60 37,55 31,25

бобр 2,80 2,01 2,57

нутрия 2,10 1,81 0,37

ондатра 0,28 0,60 2,21

выдра 0,42 0,60 1,10

кролик 2,24 3,01 6,25

песец 6,30 7,03 18,01

лисица 1,96 5,22 7,72

соболь 5,04 6,22 9,5

белка 0,00 0,20 0,37

куница 0,56 0,80 1,84

рысь 0,84 1,20 0,37

шиншилла 3,08 3,01 5,51

нерпа 0,00 0,00 2,94

морской 0,70 0,60 1,47

котик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сурок 0,00 0,20 0,37

волк 0,70 1,20 0,74

другой 1,40 0,60 0,74

Всего 100,00 100,00 100,00

Согласно статистике, представленной на портале РосМех [5], потребность российский меховых предприятий в шкурках пушных зверей составляет не менее 6 млн. шкурок в год. Сокращение производства отечественной продукции до 2 млн. привело к тому, что 70% пушнины, реализуемой на российском рынке, имеют зарубежное происхождение. В основном в торгующих организациях представлена меховая одежда из Китая, Турции, Греции. Зарубежные товары имеют невысокие цены, но не всегда удовлетворительное качество продукции.

Отечественные швейные предприятия для своих изделий приобретают пушно-меховой полуфабрикат, как правило, через аукционы. Ведущие мировые аукционы, на которых можно приобрести мех высокого качества, проводятся в Дании, Финляндии, Канаде, США и России. Торги на аукционах, как регуляторах стоимости 95 % продукции из меха во всем мире, проводятся с февраля по осень ежегодно.

Основными поставщиками шкурок дикой пушнины признаны Россия и Канада. Лидерами в произ-

водстве лисы и норки признаны Скандинавия, Северная Америка, Нидерланды и Россия.

По данным Союзпушнины в 2014 году Китай и Финляндия поставили на рынок 91% мирового производства (7,8 млн) шкурок лисицы [9]. Китай произвел 35 млн шкурок норки, Россия - 1,9 млн. шкурок.

Каракуль в основном поставляют Афганистан и Намибия. Овчину специальной обработки (мутон) и кролика лучшего качества производят в Испании.

Аргентина и Бразилия производят 42% мирового производства шиншиллы; Дания, Венгрия и Румыния - 58%.

Качественные шкурки тюленя на рынок выставляют Гренландия, Норвегия, Россия [4].

По данным аналитиков [5, 8, 10], за последние 10-15 лет в российском звероводстве произошел спад: производство норки, песца и лисицы сократилось более чем в пять раз, из страны — экспортера меха Россия фактически превратилась в импортера. Основными поставщиками одежды из натурального меха на российский рынок до настоящего времени были Китай (33%), Турция (24%), Греция (21%), Италия, США, Япония. В целом в отрасли высока зависимость от импорта по сырью и по готовой продукции, а экспортная деятельность минимальна.

По данным аналитического агентства СПАРК в результате финансового кризиса крупные и средние предприятия меховой сферы пережили серьезное падение рентабельности в 2009 г., уровень которой им удалось восстановить лишь в 2012 г. Новый кризис 2015 года отразился на удорожании, как сырья, так и производства меховых изделий. По итогам пушно-мехового аукциона в Копенгагене в январе 2015г. отмечено, что рост и колебание цен на пуш-но-меховое сырье в большей степени зависит от экономической ситуации в мире [5, 8, 9].

Эксперты рынка труда "Левада-Центр" считают, что предприятиям отрасли придется разработать и внедрить антикризисные планы выживания, связанные с некоторым сокращением объёмов продаж и производства продукции [10]. В настоящее время Россия теряет около 1,1% ВВП из-за высокой доли импорта продукции легкой промышленности [11], поскольку РФ практически не экспортирует продукцию легкой промышленности, в том числе и меховой отрасли.

В сложившейся геополитической обстановке, когда взят курс на импортозамещение, складываются привлекательные условия для развития предприятий пушно-меховой отрасли. На начало 2015 года в России насчитывалось более 1000 предприятий различных форм собственности, занимающихся производством и ремонтом меховых изделий. Особенностью меховой отрасли является мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных колебаниях рынка, связанных с изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления. Продукция меховых предприятий имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продук-

ции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 80 процентов производимой продукции.

Однако, на фоне всемирной конкуренции в пуш-но-меховой отрасли у российских предприятий пушно-меховой отрасли есть надежные перспективы для развития. Так на долю России в 2014 году приходится производство 2,6 млн. шкурок норки, соболя, лисицы и хоря. Россия является монополистом по поставкам на мировые аукционы шкурок соболя. Отечественные предприятия по переработке овчин-но-шубного сырья составляют на внутреннем рынке достойную конкуренцию мировым производителям.

Положительные результаты торгов на пушно-меховом аукционе в Копенгагене в 2015 г. показали, что спрос на пушнину по прежнему высок, следовательно, рынок мехового сырья и меховой продукции постепенно стабилизируется [8].

Государство в условиях современных экономических санкций предпринимает шаги к укреплению позиций отечественных предприятий, так постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд" ограничивает долю рынка для всех стран, кроме РФ, Белоруссии и Казахстана [2]. Глава Минпромторга Д. Мантуров сообщил о разработке проекта закона о промышленной политике, направленного на финансирование мероприятий по продвижению отечественных товаров меховой промышленности России. Минпром-торг в первом полугодии 2015 года представил в Правительство РФ обновленную Стратегию развития легкой промышленности до 2020 года, где уделено внимание развитию отечественной пушно-меховой отрасли. В представленной Концепции развития легкой промышленности в качестве приоритетов выдвинута необходимость повышения конкурентоспособности отечественной продукции на российском рынке. Для реализации этой задачи рекомендуется поддержка и развитие отечественных брендов, внедрение контроля качества, минимизация "серого импорта", исключение нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке [8]. Выполнение поставленных задач позволит увеличить вклад легкой промышленности в ВВП до 1,5% путем за-

мещения импорта и реализации экспортного потенциала в конкурентоспособных сегментах, в том числе в меховой отрасли.

Литература

1. Гусева М.А., Зарецкая Г.П., Петросова И.А., Гончарова Т. Л., Мезенцева Т.В., Андреева Е.Г.. Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России. // Вестник технологического университета, 2016, Т.19, №2. - с. 79-84.

2. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России [Текст]: доклад к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1-4 апр.2014 г. / В.В .Радаев, В.Н.Данилина, З.В.Котельникова, Е.А.Назарбаева: Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014/

3. Основные результаты работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за 2014 год. URL: М1р:/^оуеттеп1:.гиЛ1ер_пе%г8/17702/(дата обращения 08.01.2016)

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connec1/ross1at_main/rossta1/ru /statistics/publications/catalog/doc (дата обращения 08.01.2016)

5. RosMex. Пушной портал России . URL: http:// rosmex.ru/ 1570.html (дата обращения 07.01.2016)

6. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Основные силуэтные и стилевые решения меховой одежды// Естественные и технические науки.- 2015, № 11.- С.509-512

7. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Актуальность проектирования модельных конструкций меховой одежды в современных САПР // Инновации в науке. -2015, №51-1. С.121-126.

8. Российский пушно-меховой союз/ URL: http:// www.rpms.ru/(дата обращения 08.01.2016).

9. URL: http:// Союзпушнина // www.sojuzpushnina.ru/ru/s/2/ (дата обращения 07.01.2016)

10. «Каждый четвертый россиянин ожидает проблем с работой из-за кризиса» 11.03.2015г. http://www.levada.ru/11-03-2015/kazhdyi-chetvertyi-rossiyanin-ozhidaet-problem-s-rabotoi-iz-za-krizisa

11. Концепция развития легкой промышленности. Краткая презентация для министра промышленности и торговли.

URL:http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ Kontseptsiya_razvitiya_legkoy_promy shlennosti[2] .pdf (дата обращения 08.01.2016).

© М. А. Гусева, канд. техн. наук, доц. каф. художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, г. Москва, [email protected]; Г. П. Зарецкая, д-р техн. наук, проф. той же кафедры, [email protected]; И. А. Петросова, д-р техн. наук, проф. той же кафедры, [email protected]; Т. Л. Гончарова, канд. техн. наук, доц. той же кафедры, [email protected]; Т. В. Мезенцева, канд. техн. наук, доц. той же кафедры, [email protected]; Е. Г. Андреева, д-р техн. наук, проф. той же кафедры, [email protected].

© M. Guseva, candidate of Science, associate Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, [email protected]; G. Zaretskaya, doctor of technical Sciences, Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, [email protected]; I. Petrosova, doctor of technical Sciences, Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, [email protected]; T. Goncharova, candidate of Science, associate Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, [email protected]; T. Mezentseva, candidate of Science, associate Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, [email protected]; E. Andreeva, doctor of technical Sciences, Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, д-р техн. наук, проф. той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.