• 7universum.com
UNIVERSUM:
, ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ МЕХОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
Гусева Марина Анатольевна
канд. техн. наук, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 115035, РФ, г. Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1
E-таИ: guseva_marina67@mail.ru
Андреева Елена Георгиевна
д-р техн. наук, профессор кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 115035, РФ, г. Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1
Е^аИ: mgudt252@yandex. ru
THE CHARACTERISTIC OF THE MAIN RANGE OF GOODS OF FUR BRANCH IN RUSSIA
Marina Guseva
Candidate of Engineering Sciences, associate Professor of the Department of Art modeling, designing and technology ofgarments,
Moscow State University of Design and Tehnology, 115035, Russia, Moscow, Sadovnicheskaya St., 33, p. 1
Elena Andreeva
Doctor of Engineering Sciences, Professor of the Department of Art modeling, designing and technology ofgarments,
Moscow State University of Design and Tehnology, 115035, Russia, Moscow, Sadovnicheskaya St., 33, p. 1
Гусева М.А., Андреева Е.Г. Характеристика основного ассортимента товаров меховой отрасли в России // Universum: Технические науки : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4 (25) URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/3084
АННОТАЦИЯ
Продукция пушно-меховой отрасли имеет в России устойчивый спрос, что обусловлено расположением значительной территории страны в климатических поясах с холодным и умеренным климатом и сложившимися традициями. Наличие в гардеробе изделий из натурального меха традиционно подчеркивает высокий социальный статус потребителей меховой одежды. Меховой рынок России - один из крупнейших в мире, поэтому в условиях действующих санкций со стороны стран Евросоюза особое значение приобретает развитие меховой отрасли и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами. В новых экономических условиях меняется стратегия поведения отечественных меховых предприятий, развиваются торговые отношения с новыми зарубежными партнерами, рекламная компания, расширяется ассортимент товаров, дизайн изделий приближается к мировому уровню. Современные отечественные дизайнеры меховой одежды принимают участие в международных выставках и ярмарках, где знакомятся с трендами меховой моды. В свою очередь потенциальные потребители, пользуясь информационными ресурсами, также имеют доступ к информации с мировых подиумов. Для привлечения покупателей и расширения рынка сбыта промышленных коллекций необходимо содружество дизайнеров меховых предприятий с промоутерами, проведение гала-показов на отечественных площадках, способствующих формированию модных предпочтений потребителей.
ABSTRACT
Production of fur and fur branch has steady demand in Russia that is caused by an arrangement of the considerable territory of the country in climatic zones with a frigid and temperate climate and the developed traditions. Existence in clothes of products from natural fur traditionally emphasizes the high social status of consumers of fur clothes. The fur market of Russia - one of the world's largest therefore in the conditions of the existing sanctions from the European Union countries development of fur branch and filling of domestic market by domestic
goods is of particular importance. In new economic conditions strategy of behavior of the domestic fur enterprises changes, trade relations with new foreign partners develop, the advertising company, extends the range of goods, the design of products approaches world level. Modern domestic fur apparel designers are taking part in international exhibitions and fairs, where they get acquainted with trends of fur fashion. In turn, potential customers, taking advantage of information resources, also have access to information from the world's catwalks. To attract customers and expand the market for industrial collections necessary community of designers fur enterprises with promoters holding gala screenings at domestic sites, contributing to the formation of the fashion preferences of consumers.
Ключевые слова: меховая отрасль, одежда из натурального меха, потребительские предпочтения.
Keywords: fur branch, clothes from natural fur, consumer preferences.
Последствия современного экономического кризиса отразились на функционировании отечественных меховых предприятий. По данным Госкомстата РФ за период с января по сентябрь 2014 года ,розничный оборот меховой одежды в России составил 3,13 млрд долларов, что на 9,5 % ниже по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (в соответствующих ценах) [8]. Производство одежды и выделка меха в 2014 году снизились на 0,5 % [5]. Итоги 42-й международной меховой выставки «Beijing Fur and Leather Fair 2016», проходившей в Пекине 12-14.01.2016, показали снижение на 30 % активности покупателей, сокращение на 50 % количества заказов, падение на 10-15 % цен на пушно-меховое сырье [7].
Несмотря на то, что текущая потребность российского внутреннего производства и экспорта в шкурках пушных зверей составляет не менее 6 млн шкурок в год, производство продукции отечественного звероводства снижается, и почти 70 % пушно-меховых товаров, реализуемых на российском рынке, имеют зарубежное происхождение. По оценкам экспертов, за 2014 год неучтенный
импорт товаров легкой промышленности в России составляет 40 %, а в сегменте меховых товаров он достигает 80 %, что отражается на структуре спроса [6].
Создание в 2015 году Евразийского экономического союза улучшило инвестиционный климат, в результате чего объем взаимной торговли пушно-меховыми товарами между Россией, Белоруссией и Казахстаном с 2010 года вырос в 3 раза и составил 74,7 млн $. Важной мерой поддержки отечественных производителей станет введение с 01.04.2016 года маркировки контрольными идентификационными знаками (КИЗ) всех товаров меховых группы 4303 ТНВЭД (предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха) [7], что предполагает значительное снижение доли контрафактных товаров в меховой отрасли и рост добросовестной конкуренции среди производителей и продавцов пушно-меховой отрасли.
Особенности климата на основной территории России, наращивание поголовья в звероводческих хозяйствах, нацеленное на увеличение продаж мехового сырья на мировых аукционах и положительное изменение ценовой конъюнктуры рынка, поддержка государства - факторы, способствующие благоприятному развитию отрасли. Основными потребителями продукции меховой продукции являются индивидуальные покупатели (около 80 %). Доступность информации с мировых аукционов и международных выставок, наличие специализированных торговых площадок и интернет-магазинов, реклама трендов меховой моды в информационных ресурсах, становящихся впоследствии базисными товарами, - это фундамент рынка товаров массового потребления, рассчитанного на удовлетворение потребительского спроса больших групп населения. Предприятия меховой отрасли, ведущие активную рекламную компанию, формируют вкусы покупателей. Использование в моделях промышленных коллекций дизайнерских идей благоприятно сказывается на их реализации благодаря позитивному влиянию моды на цену изделий [5].
В 2015 году представителями ФГБОУ ВПО МГУДТ (г. Москва, РФ) проводился мониторинг потребительских предпочтений меховых товаров,
нацеленный на анализ структуры продукции отечественных меховых предприятий и реализации пушно-меховых товаров на российском рынке. В ходе исследований установлено, что отечественные и зарубежные предприятия меховой отрасли выпускают широкий ассортимент товаров: от классических пальто (рис. 1а), полупальто (рис. 16), жилетов (рис. 1в), курток (рис. 1г), головных уборов (рис. 1д), товаров специального назначения (рис. 1е, ж) до креативных юбок (рис. 1и), топов и блузок (рис. 1к), шарфов (рис. 1л), снудов (рис. 1м), дизайнерской обуви (рис. 2а), сумок (рис. 26), заколок и ободков (рис. 2в), брелоков (рис. 2г), коробочек для колец (рис. 2д), кошельков (рис. 2е), чехлов для мобильных телефонов (рис. 2и) и планшетов (рис. 2к). Востребованы потребителями меховые пледы, подушки (рис. 1и), чехлы на авторуль (рис. 1к) и автокресла (рис. 1л), чехлы на мебель для дома.
е ж и к л м
Рисунок 1. Ассортимент базисных товаров меховой отрасли
а б е г д е
а: л
ж з и к л
Рисунок 2. Товары меховой отрасли дополнительного ассортимента
Наиболее популярным ассортиментом меховых изделий остаются одежда и головные уборы. Популярность импортных изделий, пока с небольшим перевесом (57 %) выше отечественных. Изделия дополнительного ассортимента и аксессуары, как правило, приобретаются покупателями в качестве первой покупки для себя или в дополнение к имеющейся меховой одежде, для члена семьи или в подарок (рис. 3).
100% 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
и Впервые и На замену старому и В дополнение
нВ подарок в Дня себя ы Для члена семьи
Рисунок 3. Ассортиментная структура покупок меховых изделий дополнительного ассортимента в зависимости от мотивации покупки
Следует отметить выраженное предпочтение потребителей в определенных покроях и стилях меховой одежды. Модные в 2015-16 году норковые пальто с укороченными рукавами с поперечным расположением шкурок в изделии выбирали 52 % покупательниц с доходом выше среднего уровня и 25 % женщин со средним достатком.
Модели пальто и полупальто без воротников (рис. 4) прямого и полуприлегающего силуэтов [3] в сезоне 2015-2016 года были популярны у женщин всех категорий доходов - от низкого до высокого. Поэтому цены на эти модели были выше, чем на классические, несмотря на меньший расход пушно-мехового полуфабриката на единицу изделия.
Рисунок 4. Популярные модели женских пальто без воротников
Согласно мнению основной категории покупателей со средним уровнем доходов выделены следующие факторы, определяющие мотивацию покупки мехового изделия:
• цена (12,8 %);
• комфортность изделия (12,3 %);
• вид меха (11,8 %);
• соответствие модному стилю (11,3 %);
• дизайн изделия (11,2 %);
• расположение и уровень оформления торгового зала (10,5 %);
• страна или фирма-производитель (9,3 %).
Мониторинг потребительских предпочтений показал, что соответствие направлению моды, современный дизайн и выразительный стиль важны для большинства потребителей. Только 17,5 % покупателей утверждали,
что не интересуются модой на меховую одежду, хотя модные меховые изделия приобретали как покупатели с высокими (42 %) и средними (18,6 %) доходами, так и пенсионеры (21,8 %).
Для покупателей с высоким уровнем доходов более значимыми факторами являлись имя дизайнера (32 %), бренд (17,5 %), расположение и уровень оформления торгового зала (13,4 %), в то время как вид меха (5,3 %) и цена (1,5 %) не играли ключевой роли при выборе изделия.
Таким образом, можно сделать вывод о возрастании роли дизайна в процессе производства и реализации меховых изделий. Кроме того, важным становится представление изделий в торговом зале и его месторасположении. Опрос потенциальных покупателей показал, что большинство потребителей местом приобретения меховых товаров выбирают специализированные магазины и бутики. На отсутствие в продаже нужной модели жаловались 22 % женщин и 14 % мужчин, 13 % покупателей обоих полов не подобрали изделия по размеру, цена не устроила 13 % женщин и 12 % мужчин. Результаты исследования показали, что основой процесса формирования вкуса потребителя является наличие в модной меховой индустрии выставок и показов дизайнерских коллекций, реклама на телевидении, в интернете, периодической печати. Отсутствие в России журналов о моде меховых изделий тормозит развитие меховой отрасли.
Покупатели чаще выбирают импортные меховые изделия (56,6 %), чем отечественные (43,3 %). Тем не менее проведенный мониторинг реализуемой продукции в торговых залах г. Москвы показал, что в качестве недостатков импортной меховой одежды потребители отмечали отсутствие нужного размера и недостаточную комфортность изделий, что может быть обусловлено некоторым несоответствием производственных характеристик [2] параметрам фигур потребителей [1]. Поэтому наряду с введением повышенного таможенного контроля импорта меховой продукции было бы полезно проинформировать поставщиков о существовании проблемы несоответствия
параметров готовых изделий и их размерного ассортимента требованиям российских потребителей.
Несмотря на неблагоприятную геополитическую обстановку и некоторое снижение уровня покупательской активности, большинство потенциальных потребителей в России не готовы отказаться от меховых изделий [4]. Исходя из чего, для предприятий меховой отрасли важное значение приобретает оперативный мониторинг потребностей покупателей и своевременная корректировка структуры ассортимента и ценовой политики для повышения конкурентоспособности отечественной меховой продукции на российском рынке.
Список литературы:
1. Андреева Е.Г., Гусева М.А., Петросова И.А. и др. Антропометрические исследования для конструирования одежды. Лабораторный практикум по размерной антропологии и биомеханике: учебное пособие. - М.: МГУДТ, 2015. - 164 с.
2. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Актуальность проектирования модельных конструкций меховой одежды в современных САПР // Инновации в науке. - 2015. - № 51-1. - С. 121-126.
3. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Основные силуэтные и стилевые решения меховой одежды // Естественные и технические науки. -2015. - № 11. - С. 509-512.
4. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Позиционирование в трехмерной среде линий членений в одежде с деталями из натурального меха // Инновационная наука. - 201. - № 11. - С. 48-51.
5. Гусева М.А., Зарецкая Г.П., Петросова И.А. и др. Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России. // Вестник Казанского технологического университета. - 2016. - Т. 19, № 2. - С. 79-84.
6. Радаев В.В., Данилина В.Н., Котельникова З.В. и др. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России // Докл. XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - Москва, 1-4.04.2014. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 333 с.
7. Российский пушно-меховой союз / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rpms.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
8. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
References:
1. Andreeva E.G., Guseva M.A., Petrosova I.A., Rogozhin A.Ju. Anthropometric studies for the construction of clothing. Laboratory workshop on the dimension of anthropology and biomechanics. Moscow, MGUDT Publ., 2015. 164 p. (In Russian).
2. Guseva M.A., Andreeva E.G., Petrosova I.A. Relevance of design of model designs of fur clothes in modern SAPR. Innovacii v nauke [Innovations in science]. 2015, no. 51-1, pp. 121-126 (In Russian).
3. Guseva M.A., Andreeva E.G., Petrosova I.A. The basic silhouette and style fur garments. Estestvennye i tehnicheskie nauki.[Natural and Technical Sciences]. 2015, no. 11, pp. 509-512. (In Russian).
4. Guseva M.A., Andreeva E.G., Petrosova I.A. Positioning in the three-dimensional environment of lines of partitionings in clothes with details from natural fur. Innovacionnaja nauka [Innovative science]. 2015, no. 11, pp. 48-51. (In Russian).
5. Guseva M.A., Zaretskaya G.P., Petrosova I.A., Goncharova T.L., Mezentseva T.V., Andreeva E.G. Analysis of consumer preferences of fur products in Russia. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. 2016, Volume 19, no. 2, pp. 79-84. (In Russian).
6. Radaev V.V., Danilina V.N., Kotelnikova Z.V., Nazarbayeva E.A.. Current state and prospects of development of light industry in Russia. Dokl. KhV Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiia ekonomiki I obshchestva [Report of XV April International Academic Conference on Economic and Social Development]. Moscow, Dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2014. 333 p. (In Russian).
7. Russian Fur Union. Available at: http://www.rpms.ru/ (accessed 5 March 2016).
8. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 20 January 2016).