УДК - 338.1:634.9
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
М.А. Муравьева
Данная статья посвящена анализу современного состояния лесного сектора экономики России. Показаны проблемы, сдерживающие развитие лесного сектора и его базовых отраслей. Приведены примеры, указывающие на несовершенство нового Лесного кодекса РФ. Дана оценка действиям правительства по внесению изменений в законодательные акты, касающиеся деятельности лесного сектора экономики страны. Предложены меры по стабилизации и развитию отраслей лесного сектора экономики России.
Ключевые слова: лесной сектор экономики, Лесной кодекс, конкурентоспособность отечественной лесобумажной продукции, рентабельность лесозаготовительной отрасли.
Лесной сектор занимает в структуре экономики России пятое место по размеру ВВП и четвертое - по объемам экспорта. На лесопромышленный комплекс приходится 2% налоговых платежей в бюджеты всех уровней, но при эффективном использовании лес может приносить в бюджет страны не меньше поступлений, чем нефть или газ. Лесосырьевые ресурсы возобновляемы, что является надежным гарантом экономической независимости и безопасности России. Сегодня мы не получаем и десятой доли отдачи, которую можем иметь при рациональном подходе к использованию лесных ресурсов. Лес может и должен стать одним из основных факторов ускоренного социально-экономического развития России. Потенциал лесного сектора позволяет вносить значительный вклад в экономику России и занять ведущее место среди лесных мировых держав.
В России существуют огромные возобновляемые запасы лесосырьевых ресурсов. Они позволяют ежегодно заготавливать около 700 млн. куб. м древесины. Однако за период экономических преобразований в лесном секторе произошло резкое падение объемов производства в 3- 4 раза. По официальным данным в последнее время ежегодно заготавливается около 90 млн. куб. м
В стране растет спрос на лесобумажную продукцию. Увеличивается емкость лесных товарных рынков за рубежом. Потребность в лесобумажной продукции по прогнозам ООН в среднесрочной перспективе повысится в 1,5 - 2,5 раза. При этом в условиях снижения объемов общемировых лесозаготовок будет возрастать спрос именно на российскую лесопродукцию.
По оценке экспертов потенциал лесного сектора позволяет производить продукцию на сумму около 100 млрд долларов. Поэтому Россия обязана вернуть себе статус великой лесной державы.
Структура лесопромышленного производства характеризуется высоким удельным весом продукции первичной обработки древесины. Доля круглых лесоматериалов и пиломатериалов составляет более 35% от общего объема производства. Сегодня только 20% заготовленной древесины идет на производство продукции глубокой переработки - бумагу, картон, древесные плиты. В развитых лесопромышленных странах эта цифра составляет 80%.
Брянская область расположена в лесной зоне. Леса занимают одну треть площади (более 1,15 млн. гектаров). Наиболее ценные леса - хвойные, занимают 53% лесных площадей, твердолиственные - 6%. Общие запасы древесины 138 млн. куб. м. (запас древесины имеется более чем на 80 лет вперед). Возможный ежегодный объем заготавливаемой древесины составляет до 1,7 млн. куб. метров. Однако освоение расчетной лесосеки по главному пользованию не превышает 45 процентов. Неполное использование расчетной лесосеки приводит к несвоевременному использованию спелой древесины, увеличению площади спелых и перестойных насаждений, ухудшению качества состояния лесного фонда, уменьшению количества лесокультурного фона. Ежегодно необходимо проводить работы по лесовосстановлению на площади около 3,0 тыс. га, прежде всего, хозяйственно-ценными лесными породами.
Лесопромышленный комплекс - это экспортно-ориентированная отрасль. Однако из-за сложившейся таможенной политики лесопромышленные предприятия несут большие убытки. Необоснованно высокие таможенные пошлины на продукцию глубокой переработки древесины, которые сформированы без учёта конъюнктуры рынка, дополнительных издержек на фрахт и страхование грузов, делают нерентабельным экспорт лесобумажных товаров. Это наносит ущерб
позициям российских лесопромышленников на традиционных сегментах внешнего рынка, вытесняя постепенно их оттуда. За границу в круглом виде уходит весь нелегально заготовленный лес, доля которого в объеме заготовок по данным Всемирного фонда дикой природы 30%. Ущерб бюджетам всех уровней от неуплаты лесных платежей и занижения таможенных пошлин оценивается в 1 млрд. долларов США ежегодно. Предпринимаемые государством меры по сокращению нелегального оборота древесины не приносят должного результата.
Следует отметить недостаточную защиту государством отечественного производителя лесобумажной продукции. С проблемой защиты отечественного производителя особенно остро придется столкнуться при присоединении России к ВТО. Это связано с упрощенным доступом иностранных товаров на российский рынок. Понятно, что российская промышленность в этих условиях не выдержит конкуренции ни по качеству продукции, ни по ее цене. Многие из отечественных лесных товаров окажутся неконкурентоспособными.
Одной из основных проблем, сдерживающих развитие лесного сектора и его базовых отраслей, является несовершенство лесного законодательства и его основы - Лесного кодекса РФ.
В конце декабря Госдумой был рассмотрен пакет поправок к Лесному Кодексу. Изменяет 46% текста действующего Лесного Кодекса РФ, однако, не затрагивая базовых принципов построения системы (т.е. отсутствия системы) лесоуправления России. В частности закрепляет за участковыми лесничествами обязанности по охране лесов и тушению лесных пожаров. Фактически исправляет часть ошибок, принятых вместе с Лесным кодексом РФ, но не затрагивает главного - отсутствия в стране централизованной лесной охраны. Перекладывает ответственность за лесной хаос с авторов лесного законодательства на руководителей лесничеств. Есть регионы с миллионнами гектаров лесов и несколькими десятками работников участковых лесничеств. Конечно, никакого воздействия на лесные пожары они не смогут оказать. Однако, формально, требования народа и специалистов соблюдены - произошли изменения лесного законодательства.
После принятия Лесного кодекса РФ малый и средний бизнес легально в лесу работать не может. Многочисленные бюрократические требования ЛК и подзаконных актов к арендаторам также не стимулируют желание и возможность осуществлять законопослушным бизнесменам работы в лесу. В главе, посвящённой арендным отношениям, установлены равные условия получения лесных участков в аренду на аукционе для лесопромышленников, имеющих мощности по глубокой переработке древесины и для сторонних, непрофильных фирм. Единственный критерий победы на аукционе - количество предложенных денег открывает возможность финансовым спекулянтам или даже иностранным компаниям и гражданам, через подставные фирмы, получить огромные лесные территории без каких либо обязательств или предварительных условий. Величина аванса за аренду участка, равная годовой арендной плате, которую победитель аукциона обязан внести в пятидневный срок, чрезмерно отягощает и усложняет оформление арендных договоров, прежде всего, традиционным лесопользователям.
Это не все замечания, но и так ясно, что в таком виде принимать новый Лесной кодекс было нельзя, необходимо ещё раз внимательно поработать над каждой статьей и выработать более обоснованные и согласованные положения.
Совершенствование лесного законодательства является важной, но не единственной мерой по стабилизации и развитию отраслей лесного сектора.
В качестве первых шагов надо хотя бы принять на государственном уровне ряд решений. Назовем некоторые наиболее важные.
Повышению конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции будут способствовать реализация мер по техническому регулированию, разработке национальных стандартов, соответствующих международным принципам и критериям.
Необходимо развивать ипотечное кредитование населения. Увеличение внутреннего спроса на пиломатериалы, строительные и мебельные заготовки во многом поможет решить проблему повышения рентабельности лесозаготовительной отрасли.
Для упорядочения экспорта важнейшего для российской лесной промышленности ресурса, как хвойный пиловочник целесообразно ввести таможенные пошлины, ограничивающие его вывоз из страны.
Если сегодня не принять мер, то завтра это приведет к деградации лесного сектора экономики. Он будет не способен функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Структура лесопромышленного производства и экспорта останется преимущественно сырьевой. Будет увеличиваться импортная зависимость страны по все большей группе лесных товаров.
Необходимо рациональное использование имеющихся ресурсов с тем, чтобы они с
максимальной отдачей были использованы для роста производства и производительности труда.
Устойчивое лесоуправление в соответствии с новым Лесным кодексом будет ориентироваться на договорные отношения между собственником (государством) и пользователем лесов (арендаторами). Государство, тем не менее, оставляет за собой функции прямого управления значительной частью лесного фонда, то есть той частью, которая не передана в аренду. Так в Брянской области значительная часть лесного фонда находится под прямым управлением. В целях сохранения высокопродуктивных насаждений и предотвращения нежелательной смены пород нужны меры по структуризации управления лесным комплексом. Сложившаяся в области экономическая ситуация, аукционная продажа лесного фонда стимулируют проведение лесозаготовительных работ в самых высокопродуктивных лесах, где уровень рационального лесопользования очень низкий.
Переработка леса - это не только переработка древесины как сырья: технологии рубок, транспортировка, хранение древесины, лесопиление, т.е. деревообработка, но и переработка вторичных лесных ресурсов (из отходов лесосек и деревообработки); целлюлозно-бумажное производство; мебельное производство. Кроме того, - это получение и переработка недревесной продукции: подсочка леса, комплексная переработка живицы, малая лесохимия (переработка древесной зелени, пиролиз древесины, гидролизное производство, дегтекурение, углежжение), а также побочное пользование леса (заготовка грибов, ягод, лекарственных растений, пчеловодство)
В связи с вышесказанным нам представляется целесообразным создание в той части лесного фонда, которая не передана в аренду, государственных унитарных предприятий на базе уже существующих цехов по переработке древесины, но не во всех лесничествах Брянской области, а в соответствии с территориальным признаком и с учетом запасов леса, и развитости деревообрабатывающей промышленности в определенных районах.
Государственные унитарные предприятия должны будут заниматься переработкой древесины, заготавливаемой во всех лесхозах Брянской области, сотрудничать с мебельными фабриками, со строительными организациями, выполнять государственные заказы. На базе всех лесничеств необходимо организовать пункты приема лекарственного сырья, ягод, грибов и др. Недревесные лесные ресурсы следует отправлять на переработку, производимую соответствующими предприятиями. Реализация грибов и ягод в торговую сеть по оптовым ценам выгодна для предприятий-заготовителей. На базе лесничеств не целесообразно организовывать предприятия по переработке недревесной продукции леса, так как такие предприятия уже существуют на территории Брянской области.
В результате предложенных мероприятий стоимость продукции лесного комплекса на душу населения может составить более 50 тыс. руб. в год. Произойдут изменения во всех элементах социально-экономического процесса, между которыми существует тесная гармоничная взаимосвязь и взаимообусловленность, обеспечивающая устойчивое управление лесным комплексом.
Эксплуатация лесов может и должна обеспечивать устойчивый выход широкого ассортимента лесоматериалов и побочных продуктов пользования лесом, сохранить экологические функции леса, сохранить биологическое разнообразие, обеспечить средства к существованию людям, что в определенной степени зависит от менеджеров, их умения найти оптимальный вариант наращивания и использования региональных лесных ресурсов.
This article analyzes the current state of the forest sector of Russian economy. Showing problems constraining the development of the forest sector and its basic industries. Examples are given to indicate the imperfection of the new Forest Code. It contains the estimation of the actions of the government to amend the laws relating to the activities of the forest sector of the economy. Proposed measures to stabilize and develop the forest sector industries of the Russian economy.
The key words: forest sector, Forest Code, the competitiveness of domestic paper products, the profitability of the logging industry
Список литературы
1. Алексеев А.С., Келломяни С., и др. Устойчивое управление лесным хозяйством: научные основы и концепции. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Селиховкина. Санкт-Петербург-Иоенсуу, 2008, 216с.
2. Большаков Н.М. Новый подход к лесопользованию. Известия ВУЗов. Лесной журнал.2009, №4,с.133-139.
3. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). http://www.rosleshoz.gov.ru/.
4. Федеральная служба государственной статистики ,http://www.gks.ru/.
Об авторе
Муравьева М.А. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика. И.Г. Петровского,