АНАЛИЗ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВА
А. Гусева, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-157-160
Аннотация. Таможенные органы при реализации своих основных функций, применяют определенные таможенные операции, способствующие ускорению таможенных процедур и процессов. В настоящей статье представлена актуальность применения таможенных операций, а также важность их механизмов и инструментов их совершенствования. В статье был также проанализирован один из трех показателей работы таможенных органов, в частности скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров, что непосредственно влияет на деятельность ФТС РФ в целом.
Ключевые слова: показатели работы, ФТС РФ, таможенные операции, ввоз товаров, Стратегия Развития ФТС.
Исследование совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), представляет большую важность для эффективного функционирования Союза.
Процессы таможенного оформления и контроля играют ключевую роль в обеспечении безопасности территории государств-участников ЕАЭС, защите экономических интересов и прав потребителей, контроле за ввозом и вывозом товаров, а также в формировании равных условий для экономической деятельности субъектов торговли [1].
Исследования в данной области помогают выявлять проблемные ситуации, оптимизировать процессы таможенного контроля, повышать его эффективность, со-
кращать временные затраты на решение формальностей при пересечении границы, а также улучшать систему учета и мониторинга таможенных операций.
Анализ совершения таможенных процедур и контроля в рамках Евразийского экономического союза позволяет совершенствовать законодательство, разрабатывать новые методы и технологии в области таможенного дела, облегчая пересечение границы для грузовладельцев и граждан, способствуя развитию международной торговли и экономическому росту в регионе [2].
Для начала стоит рассмотреть скорость проведения таможенных операций при ввозе товаров и транспортных средств (критерий 1 основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации), который представлен в таблице 1.
Таблица 1. Динамика скорости совершения таможенных операций при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из нее (критерий 1) в 2020-2022 гг. [3] __
№ Критерий 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2021 г.
2021 г. 2020 г.
1.1 Время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут):
для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, - 27,02 26,92 27,49 102,1 101,7
для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений, - 17,14 17,86 17,47 97,8 101,9
1.2. Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (минут), 253,29 217,03 194,66 89,7 76,8
1.3. Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе. 99,98 99,98 99,99 100 100
1.4. Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов) 99,73 99,81 99,94 100,1 102,1
По данным из таблицы можно увидеть, что время совершения таможенными органами РФ операций, за 3 года в динамике снижается.
Так, время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, в 2022 голу снизилось на Время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска 10,3% по сравнению с 2021 годом и на 23,2% по сравнению с 2020 годом.
Однако, противоположная тенденция наблюдается во времени совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска. Так, в 2022
году показатель составил 27,49, что на 2,1% больше показателя 2021 года и на 1,7% по сравнению с 2020 годом. Такая динамика может быть связана со сложностями при проведении контроля за ввозом товаров, подлежащих ветеринарному, фи-тосанитарному и санитарно-карантинному контролю.
Реализация основных мероприятий «Стратегии развития ФТС до 2030 года» действительно привела к значительному снижению временных издержек в процессе таможенного контроля. Внедрение технологии авторегистрации деклараций на товары позволяет ускорить процесс подачи необходимых документов и упростить процедуры для участников внешнеэкономической деятельности.
Автоматический выпуск товаров также способствует сокращению времени на
прохождение таможенных процедур, убирая лишние бюрократические препятствия. Создание центров электронного декларирования (ЦЭД) и электронных таможен существенно упрощает процесс обработки и контроля товаров, делая его более прозрачным и эффективным.
Обязательное информирование таможенного органа о ввозе товаров способствует улучшению контроля и обеспечению безопасности границы. Развитие системы таможенных платежей, особенно в части межведомственного электронного взаимодействия ФТС и других федеральных органов, помогает упростить и ускорить расчеты и оплату необходимых сборов.
В целом, все эти меры направлены на оптимизацию процессов таможенного контроля, сокращение временных затрат и повышение эффективности работы таможенных органов, что способствует улучшению бизнес-климата и стимулирует развитие международной торговли в рамках Евразийского экономического союза [4].
Развитие технологий совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов при помощи информационных систем предполагает важное взаимодействие различных структур. Использование Единой автоматизированной информационной системы таможенного дела (ЕАИС ТД) совместно с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов и Автоматизированной системы внешнего доступа
таможенных органов значительно упрощает процессы обработки данных и обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности, обеспечивая прозрачность и эффективность.
Следует также отметить создание нормативных и методических основ безопасного развития и внедрения информационно-программных средств таможенных органов, что способствует повышению качества и безопасности таможенных процедур. Включение нормативов в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) для совершения таможенных операций через информационные системы без участия таможенных служащих является важным шагом в совершенствовании процессов таможенного контроля [5].
Разработанные нормативные документы, регламентирующие применение информационных систем при автоматическом выполнении таможенных операций, играют ключевую роль в обеспечении правильной работы системы. Проведение работ по усовершенствованию информационно-программных средств ЕАИС ТД, включая автоматические проверки форматно-логического контроля, механизмы автоматической регистрации таможенных деклараций и процессы автоматического выпуска товаров, является важным шагом к повышению эффективности таможенных процедур и минимизации временных издержек для участников внешнеэкономической деятельности.
Библиографический список
1. Витюк В.В. Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2023. -№3 (104).
2. Борисова Е.М., Чудинов А.О. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом // БИТ. - 2023. -№2 (26).
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 17.03.2024).
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/?ysclid=ltoqsltaty985301107 (дата обращения 17.03.2024).
5. Ахмедзянов, Р.Р. Направления развития организации работы таможенных органов по осуществлению таможенного и транспортного контроля в автомобильных пунктах пропуска / Р.Р. Ахмедзянов, А.В. Чесноков // Естественно-гуманитарные исследования. -2022. - № 40(2). - С. 29-35.
ANALYSIS OF CUSTOMS OPERATIONS IN RELATION TO GOODS AND VEHICLES TRANSPORTED ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE STATE
A. Guseva, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Customs authorities, in the implementation of their main functions, apply certain customs operations that contribute to the acceleration of customs procedures and processes. This article presents the relevance of the application of customs operations, as well as the importance of their mechanisms and tools for their improvement. The article also analyzed one of the three indicators of the work of customs authorities, in particular, the speed of customs operations when importing goods, which directly affects the activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation as a whole.
Keywords: performance indicators, Federal Customs Service of the Russian Federation, customs operations, import of goods, Development Strategy of the Federal Customs Service.